Посвящается моему старшему брату Исламу Абишеву.
БУДДА ОДНАЖДЫ, РОДИВШИСЬ
Если взглянуть на дастан глазами детектива
Поэт, создавший песнь «Козы Корпеш – Баян сулу», в отличие от своих коллег, исполнивших более поздние версии, совершенно иначе понял материал, который использовал. Можно с уверенностью сказать, что он нисколько не сомневался в том, что печальная история двух влюбленных, полная горя и страданий, в конечном итоге закончится благополучно, радостно.
Что побудило нас прийти к такому смелому предположению, похожему на «вытягивание ушей из бока»? Не пытаемся ли мы, рассказывая такую странную историю, снизить ценность чудесного дастана о любви, порожденного мудростью Великой Степи?
Если так, то это будет богохульством.
Нет, по нашему мнению, совсем не так. Чтобы донести свою мысль, давайте попробуем последовательно изложить доказательства, подтверждающие наше предположение. Тогда станет ясно, что послужило причиной для опоры на такое предположение.
Да, сегодня на тоях, праздниках, собраниях, посвященных радостным событиям, мы часто слышим:
– Сейфил-Малик, если бы я вынес твои страдания.
Козы Корпеш, как Баян,
Если бы я умер в одной могиле!
– эти строки (из песни Асета «Инджу-маржан»).
Последние две строки, а также сами имена героев, не только песни «Козы Корпеш – Баян сулу» в целом, но и имена ее героев стали народными образцами возвышенного чувства любви. Если бы крепкая связь любви внутри, верность влюбленного, не останавливающегося, пока не достигнет желаемого, были бы такими, то можно было бы сказать так. Восхищаешься мудростью народа, породившего такой дастан о любви. На мгновение колеблешься, желая объяснить такое произведение, совершенствовавшееся в глубинах веков, в другом направлении…
Тем не менее, вы уверены, что ваши предки, имевшие счастье впервые услышать дастан на просторах Великой Степи, поняли содержание песни совершенно иначе, чем современные поколения.
Правда, до сих пор точно не установлено, к какому времени, к какому веку относится эта песнь. Вряд ли это будет установлено в ближайшее время. Известно, что в те годы наш мудрый ученый Алькей Маргулан занимался этим вопросом. Также известно, что наши старшие, такие как Сейит Каскабасов, Койшыгара Салгараулы, которые бьются головой о горы и камни, пытаясь восстановить нашу сегодняшнюю историю, немало потрудились.
Самое главное, все исследователи не сомневаются в том, что песнь возникла задолго до прихода ислама в степь.
Вот здесь мы выдвигаем необходимость определить, каким верованиям поклонялись герои песни и первый поэт, подаривший им вечную жизнь через дастан о любви. Ведь религия – это духовная сила, формирующая мировоззрение отдельного человека, народа. Так какой же может быть религия, которую мы ищем? Традиционное тенгрианство в степи? Манихейство? Возможно, учение иранца Зороастра, или Заратустры, ставшего со временем героем Ницше?
Чтобы найти ключ к песне, важно знать веру первого поэта. По нашему мнению, эта религия, похоже, была религией с мягким нравом, которая не очень строго относилась к самоубийству.
Это можно увидеть на примере другого чудесного казахского дастана о любви «Кыз Жибек», где героиня Кыз Жибек, после того как ее возлюбленный Толеген погибает от руки Бекежана, как верная своей любви женщина, не совершает самоубийства, а соглашается выйти замуж за Сансызбая, младшего брата Толегена, по обычаю левирата. Ведь в то время, хотя фантазия степного поэта и допускала самоубийство Кыз Жибек, шариат ислама, свободно проникший и укоренившийся в степи, этого не допускал. По нашему мнению, если бы «Кыз Жибек» закончилась трагически, как «Козы Корпеш – Баян сулу», ее распространение среди народа было бы маловероятным.
А песнь «Козы Корпеш – Баян сулу» могла остаться вне цензурных сетей ислама только потому, что она возникла задолго до прихода ислама в Степь и успела глубоко укорениться в сознании местного населения.
Итак, какова же могла быть вера, которой придерживались герои песни и первый поэт, сложивший ее? По нашему мнению, это должно быть учение буддизма, возникшее в Индии в VI-V веках до нашей эры. Только учение Будды известно тем, что оно прощает самоубийц. Более того, в ветви дзен-буддизма, которой придерживаются японцы, существует традиция почитания тех, кто совершил самоубийство ради достижения какой-либо цели. Достаточно вспомнить, как японские самураи совершали харакири (самоубийство вспарыванием живота) в критические моменты.
Только эта религия могла простить Баян сулу, решившуюся на самоубийство ради любви к Козы. Возможно, даже, наоборот, прославить это как подвиг, достойный поклонения, как у тех же японцев. Если вспомнить, что Козы Корпеш и Баян сулу были с большим почетом похоронены в одном мавзолее, и этот мавзолей сохранился до наших дней, кто знает, возможно, это вполне вероятно.
Именно то, что буддизм некоторое время пребывал на наших землях перед тем, как проникнуть на территорию Китая и на Японские острова, сегодняшняя наука не отрицает.
Следовательно, наше мнение о том, что герои песни и первый поэт, сложивший ее, были буддистами, может быть вполне обоснованным. И не секрет, что буддийский поэт закончил бы песнь совершенно иначе, чем в известных нам сегодня версиях.
Легенда о просветленном человеке
Известно, что эту легенду казахскому читателю впервые представил великий Мухтар Ауэзов. Легенда начинается с того, что Сиддхартха Гаутама, живший в одном из небольших царств Северной Индии между 566-476 или 563-473 годами до нашей эры, родился в царской семье. Беззаботный царь хотел, чтобы его сын вырос вдали от горестей мира, зная только радость и смех. Значительная часть жизни принца прошла без горя и печали. Его жена Яшодхара также не рассказывала ему о совершенно другой жизни за пределами дворца. Но однажды, немного отъехав от дворца, он увидел иссохшего от голода старика, стонущего от боли, больного, пораженного недугом, и безжизненное тело, которое люди несли хоронить. Увидев это, он был глубоко опечален. Ведь его пробужденное сердце осознало, что он тоже в конце концов станет таким. Его начал мучить вопрос: если все смертные заканчивают свою жизнь так, то в чем смысл жизни? Этот вопрос в конце концов отвратил его от царского дворца и теплого объятия жены. Он присоединился к рядам отшельников, странствующих по земле.
Через несколько лет он понял, что жизнь отшельников – это лишь самообман. Оставив их, он долгое время в одиночестве молился богу под деревом бодхи. Именно под этим деревом, в возрасте 35 лет, после 49 дней молитвы, свободной от искушений дьявола, сознание Сиддхартхи пробудилось, и он получил весть с небес. Он получил новое имя – «просветленный человек», то есть Будда. Те, кто знает судьбу Будды, говорят, что он был святым, посланным на землю по просьбе богов, чтобы вернуть человечество, начавшее развращаться, на путь праведности (согласно индийским религиозным верованиям, человек, пока не очистится от всех грехов, постоянно перерождается на земле в различных телах – как растение, животное, человек. А Будда прошел все эти перерождения и является существом, специально ниспосланным на землю по просьбе богов). Этот Будда прожил восемьдесят лет на земле, распространяя свое учение везде, куда мог дотянуться его голос, и умер. Позже его ученики распространили это учение в Центральной Азии, в Поднебесной Китае и на островах Японии. Сегодня последователями этой религии являются не только древние оседлые народы, такие как Китай, Тибет, Япония и Корея, но и древние кочевые народы, такие как монголы, буряты, калмыки, чья судьба схожа с нашей.
Легенды и притчи, рассказывающие о различных воплощениях Будды в мире, называются в буддийской литературе джатаками. В джатаках Будда предстает в образах обезьяны, коровы, оленя, зайца, черепахи, слона, святого, отшельника, милосердного царя, мудрого принца. Во всех них он выходит победителем из спорных ситуаций. Будда – это и вожак обезьян, обманувший водяного духа, и глава стаи воробьев, нашедший способ спастись от охотника, и умная корова, заработавшая своему простодушному хозяину, игравшему на пари с соседом, две тысячи рупий. Все это – сам Будда. Если присмотреться, то все сказки-притчи, заканчивающиеся победой добра, можно начать с рефрена «Будда однажды, родившись».
Теперь вернемся к песне «Козы Корпеш – Баян сулу». Точнее, к вопросу о том, как могло закончиться первое оригинальное произведение. Если первый поэт, сложивший песню, действительно был буддистом, он мог закончить песню следующим образом:
После смерти Козы Баян сулу тоже не захотела остаться одна. Она попросила Всевышнего, чтобы в следующей жизни они снова родились вместе, как влюбленные, и совершила самоубийство.
В этот раз народ долго оплакивал двух печальных влюбленных, чья земная жизнь закончилась трагически. Старейшины решили в конце концов похоронить их вместе. Они выразили надежду, что в следующей жизни они воссоединятся и достигнут всех своих целей.
Возможно, сын и дочь этих двух сватов, лежащих здесь, и есть те самые Козы Корпеш и Баян сулу, переродившиеся. Если так, то пожелаем им светлого будущего».
Вот так, по нашему предположению, завершается вечный дастан о любви, который поется на праздниках, вдохновляя на творчество. И правда, в таком виде он напоминает японскую или китайскую сказку. И не секрет, что причиной этому является буддизм и его мифология, достигшие этих стран и ставшие частью их национального мировоззрения.
В любом случае, такое произведение, которое заканчивается гораздо более оптимистично, чем христианская история влюбленных Лермонтова, которые тоскуют, не узнавая друг друга в загробной жизни, заслуживает аплодисментов. Ведь что может быть лучше, чем дать влюбленным возможность воссоединиться, пусть и в следующей жизни, если это возможно. По нашему мнению, первый автор песни прекрасно это знал.
Таким образом, оригинальная песнь «Козы Корпеш – Баян сулу» не противоречила религиозным верованиям ее героев и первого поэта, сложившего ее.
Конечно, наше предположение – всего лишь предположение. Верить или не верить этому предположению – дело читателя. Главное, чтобы мы не упускали из виду, что буддизм, считавшийся одной из четырех известных религий, когда-то побывал и в этом уголке Великой Степи, где мы будем жить вечно.
Буддизм и поэты
Я до сих пор помню, как впервые услышал о буддизме, об индийских религиях в целом, из пластинок известного русского барда Владимира Высоцкого. Песня начиналась словами: «Индийцы придумали красивую религию…». Хотя это было сказано в шутку, никто из тех, кто видел то время, не сможет отрицать, что эта песня имела большое политико-социальное значение.
Приемы свободного использования элементов такого буддизма встречаются и в современной казахской поэзии. Здесь мы считаем, что не будет лишним представить читателю два из них. Один из них – стихотворение талантливого поэта Есенгали Раушанова под названием «Свободный мир»:
– Свободный мир, моя широкая степь, моя великая степь, Этот мир действительно другой мир. Одной жизни мало для меня, дайте две, Нет, и двух мало. Мне нужна вечная жизнь. «Мир – это суета», – говорят люди. Что это значит? Я буду владеть землей вечно. Как депутат, приходящий на сессию, Я буду рождаться снова и снова. Я жил и раньше. Я был родником. Та девушка, которая мне так понравилась с первого взгляда, Не вернулась. Упрямо Я бродил и умер, ушел далеко в тоску. Я жил и раньше, был холмом, Я был далек от высоких вершин. Поняв, что никогда не стану горой, Я умер вскоре. Я был царем зверей, гулякой, Лесной народ почитал меня. (Брат мой, ты говоришь, что мой «начальник» глуп, Верно. Раньше он был курицей). Думая, что состарился, что далек от юности, О, что ты будешь делать, обвиняя кого-то каждый день… Ты уходишь, ничего страшного, Завтра ты вернешься. Но кем?
Если бы один из последователей Сиддхартхи Гаутамы прочитал это стихотворение, вы могли бы поверить, что он упал бы в обморок, подумав, что это стихи самого Будды.
А вот стихотворение молодого гения по имени Алмас Темирбай под названием «Дух предков»:
Я родился в этом мире десять веков назад, Найдя удобный момент, я разгромил врага. В орду визиря из шестнадцати юрт Я ворвался, не склонив головы. Пустив трехгранную стрелу из бухарского лука, Я обагрил лезвие меча кровью. Сила кумыса придавала мне смелости, Я обратил врагов в бегство. Мое сердце, как грива жеребца – крепкое, Моя рука, как булава верблюда – сильная. Я был одной из сорока ребер казаха, не сломленный, не поколебленный даже после сорока лет войны. Я вспарывал животы толстобрюхих ханов, Стоя на спине скакуна, подобного двери и воротам. Подобно стреле, летящей без цели, я стал добычей птиц и зверей, погибнув в месте, где умирают собаки. Свидетели всему – эта гора, река, эта долина, Спросите тех, кто не верит, спросите у них. … Той рыжей девушкой была тогда Канизак, Я не хочу, чтобы она видела меня… У меня есть грех.
Читая эти стихи, вы словно познаете силу буддизма, стремящегося осмыслить прошлое и настоящее, настоящее и будущее, мгновение и вечность, великое и малое, небо и землю, море и каплю, короче говоря, все сущее в мире, связывая их друг с другом.
По нашему мнению, все религии в мире призывают только к добру. Поэтому мы считаем, что нашим литераторам стоит хотя бы на мгновение обратить внимание на буддизм, который внес огромный вклад в становление японского народа, считающегося сильным, несмотря на то, что он живет на мелких островах, лишенных всего, кроме моря, и китайского государства, где более миллиарда человек живут в единстве, не колеблясь.
Принимать или не принимать наше предположение относительно песни, сказанное выше, – это, повторимся, дело желания и понимания каждого читателя.