Рукописи восточного мудреца, поэта и ученого Омара ибн Ибрагима аль-Хайяма, дополняющие друг друга, посвященные празднику Наурыз, одна хранится в Государственной библиотеке Берлина (Германия), вторая — в Британском национальном музее в Лондоне.
После смерти великого Санджара наследники сельджукского султана Малик-шаха прекратили материальную помощь обсерватории. По мнению исследователей, Омар Хайям написал эту рукопись примерно в 1157 году с целью разъяснить научное значение обсерватории новым правителям Сельджукского султаната.
«Наурызнама» — это уникальное произведение, посвященное истории календаря и осуществлению связанных с ним реформ, формированию и празднованию Наурыза на доисламских землях Ирана, легендам и рассказам, связанным с праздником, а также его атрибутам.
Впервые это произведение было переведено на английский и персидский языки и введено в научный оборот иранским исследователем Муджтабой Минави в 1933 году. В настоящее время этот вариант переведен на русский и языки народов Средней Азии, а также на казахский язык.
Рукопись написана на основе исторических данных и линии легенд, распространенных в народе в то время.
Согласно легенде, приведенной в рукописи Омара Хайяма, божество Изид древних персов, создавая солнце, проявило к нему особое внимание и милость, повелев солнцу всегда находиться в движении. Солнце в своем годовом обороте проходит каждую звезду за один месяц. Первый день вхождения солнца в одну из двенадцати звезд считается днем равноденствия, началом весны. Персидские цари особо отмечали этот день, объявляя его праздником. По этой легенде, первый царь персидского мира Каюмарс после восшествия на престол издал указ назвать каждый месяц и день года, создать летоисчисление, чтобы люди знали. Начало года было названо персидским месяцем фарвардин (наурыз). После создания летоисчисления Каюмарс прожил сорок лет, затем на престол взошли Хушанг, затем Тахмурас, а после него — Джамшид. Именно Джамшид дал название праздничному дню начала года — «Наурыз». Во время его правления Иран был завоеван аждаха-царем по имени Баюрасп, известным как Закхак, который причинял народу большие страдания. Позже Афридун из рода Джамшида убил его и взошел на престол. В день принятия царства он объявил праздник мехриган, соответствующий 21-му числу месяца мехр (ныне сентябрь), то есть праздник урожая. Народ, избавившийся от гнета Закхака, отмечал этот день как предвестник добрых времен.
Празднование Наурыза продолжилось во времена Афридуна. Позже Афридун разделил свое царство между сыновьями Туром, Салимом и Эраджем. Туру достались Восточный Туркестан, Моголистан, долина Амударьи, Северный и Южный Китай, Салиму — Малая Азия, Эраджу — Персия и его трон. Таким образом, праздник Наурыз распространился по восточным странам. Через 940 лет после царствования царя Гуштаспа возникла зороастрийская религия. Царь Гуштасп установил праздник на этот день, считая саратан (начало лета) месяцем изобилия для земледелия и удобным месяцем для уплаты налогов, учитывая високосный год, наступающий раз в четыре года. Учет високосного года и празднование Наурыза летом продолжались до времен Александра Македонского (365-323 гг. до н.э.), при котором эта традиция была прекращена. Во времена Ардашира Бабакана (226-251 гг.) високосный год снова был учтен, и праздник Наурыз был возрожден. При Нушираване (531-579 гг.) он был снова отменен, а царь Махмуд (813-833 гг.) вновь повелел праздновать Наурыз.
Хотя празднование Наурыза продолжалось, из-за того, что персидские жрецы не следили за календарем должным образом, Наурыз смещался на другие периоды года, не оставаясь 21 марта. Это вызывало недовольство персидских земледельцев, поскольку налог, который до Наурыза выплачивался натурой, приходилось платить до созревания урожая. На землях Персии первый урожай