Независимый Казахстан должен признать героизм тех, кто боролся за свободу и территориальную целостность страны.
Почти все государства мира после обретения независимости в качестве первоочередной государственной меры приняли решение относительно судеб, проявленного героизма своих сыновей и дочерей (погибших и живых), боровшихся за свободу своего народа, целостность и неприкосновенность своей земли, независимость своей страны. Они возвели защитников своей Родины, своей земли в ранг национальных героев и почтили их.
Во все времена большинство стран и народов на всех континентах: стран Азии, Европы, Америки, Африки принимали высшие государственные акты. Это – закономерность мира, мировая практика, все вновь образованные государства следуют этому пути. В ряде стран были приняты даже специальные государственные программы по деколонизации государственной политики, общественной жизни и сознания своих граждан.
Этот естественный процесс ни в одной стране не считался переписыванием истории. Наоборот, это считалось восстановлением истины и справедливости, поскольку, во-первых, страны-метрополии и их летописцы и ученые никогда и нигде не писали подлинную историю покоренных ими стран, всегда превозносили свою роль носителей цивилизации и оправдывали насилие, которое они сами совершали, во-вторых, колониальная тоталитарная политика и идеология представляли борцов за свободу и независимость порабощенного народа преступниками, а колониальные власти жестоко подавляли их борьбу и систематически преследовали их. Поэтому молодые государства считали своим долгом и обязанностью реабилитировать своих героев, боровшихся за свою свободу и независимость, восстановить их имена и достойно признать их заслуги.
Подобная практика утвердилась и в новых государствах, образовавшихся после распада Советского Союза, и в странах «социалистического лагеря». Почти все государства Восточной Европы, союзные республики бывшего СССР, в начале 90-х годов прошлого века, исходя из своих конкретных условий, приняли необходимые государственные решения.
Например, Литовская Республика приняла 29 высших государственных актов (10 законов, 19 постановлений Правительства) по реабилитации лиц, боровшихся против советской оккупации всего лишь 50 лет, и восстановлению их нарушенных прав. В Литве был даже создан новый Государственный центр и организована постоянно действующая комиссия в Сейме страны, которая реализовывала принятые законодательные акты и контролировала ход их исполнения.
Грузинская Республика приняла государственный декрет о восстановлении справедливости в отношении героизма лиц, боровшихся за независимость страны и подвергшихся преследованиям за участие в национально-освободительной борьбе. Даже в самой новой, демократической России были приняты такие законодательные акты, как закон «О реабилитации жертв политических репрессий», акт Президента «О реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий», законы «О погибших защитниках Отечества», «О реабилитации репрессированных народов» и другие акты. Тем самым Российская Федерация как правопреемник СССР признала, во-первых, что даже на ее российской земле имело место систематическое политическое преследование и забвение героизма защитников, во-вторых, что на ее территории подвергались репрессиям целые народы.
Нельзя не отметить Указ Президента России Б. Ельцина от 24 января 1995 года «О восстановлении законных прав граждан России, подвергшихся репрессиям в период Великой Отечественной войны и послевоенный период, являвшихся военнопленными и гражданскими лицами». Этот Указ открыл путь к реабилитации и восстановлению доброго имени сотен тысяч и миллионов жертв тоталитарного режима, попавших в плен в основном по вине советского командования на территории России. Хотя сам Сталин заключил с Гитлером договоры, смывающие внешнюю агрессию и фашизм в Германии, жизнь этих людей была омрачена двойным горем: они подвергались унижениям и преследованиям фашистов в плену, а на родине Сталин объявил их предателями и государственными преступниками, обрекая на все горькие последствия, вытекающие из этого.
Следует отметить, что и в Республике Казахстан после обретения независимости был принят ряд важных государственных решений. В частности, были приняты Концепция «Восстановление исторического сознания», программа «Культурное наследие», направленные в основном на восстановление исторических и культурных памятников, возрождение казахского языка, архитектурных сооружений.
Проводились научно-практические конференции, посвященные отдельным историческим событиям и выдающимся (в основном в период войн с джунгарами) историческим личностям, устанавливались памятники, их имена присваивались улицам, они становились предметом докладов глав государств, о них издавались книги, писались статьи, снимался ряд художественных и документальных фильмов.
Тем не менее, все это носило академический и разовый характер, проводилось в формате торжественных мероприятий – праздников, посвященных общим подходам и рекомендациям, а также юбилейным датам. Инициаторами таких мероприятий не выступают органы государственной власти. Они проводятся, как правило, благодаря настойчивой инициативе общественных организаций, ученых, потомков тех личностей. Государственные органы как в центре, так и на местах не занимаются этими вопросами целенаправленно, поскольку перед ними не ставится такая задача, не приняты необходимые для этого законы. Местные органы власти, в основном опираясь на корпоративные, конъюнктурные, а иногда и трайбалистские, местечковые соображения чиновников различных уровней, по своему усмотрению соглашаются на оказание государственной поддержки таким мероприятиям или отказывают в ней.
К сожалению, из-за отсутствия в нашей стране, как и в других государствах, четко сформулированных на государственном уровне принципов и политико-правовых стандартов, иногда прославляются и восхваляются люди (писатели, поэты, руководители республиканского и регионального уровня, ученые), служившие колониальной политике и идеологии и являвшиеся, например, глашатаями и распространителями сталинизма. Среди них есть и люди, преследовавшие и репрессировавшие патриотов, защищавших интересы народа и страны, ради своей должности, личного благополучия. Такая практика имеет не только положительные, но и множество отрицательных сторон, она иногда оказывает и разлагающее воздействие на подрастающее поколение.
Отличие от других бывших союзных республик – мы до сих пор не приняли никакого специального государственного акта в отношении тех, кто боролся за свободу, независимость и территориальную целостность Казахстана. Это означает, что мы не очень ценим свою независимость, а также не желаем должным образом оценивать и возрождать память о наших предках, совершивших подвиги на защите нашей Родины.
То, что мы сейчас реабилитировали всех депортированных в другие независимые государства, но подвергшихся преследованиям, корейцев, чеченцев, ингушей и другие народы, было правильным.
Однако в отношении представителей коренного народа – казахов, подвергавшихся различным государственным преследованиям на протяжении нескольких веков, уничтожаемых карательными отрядами, изгнанных с родной земли Казахстана, доведенных до голодной смерти половину целого народа, ставших жертвами искусственно созданного ужасного голода, не было принято ни одного специального государственного акта. Следует отметить, что внешние и внутренние условия 90-х годов прошлого века давали возможность принять такой акт. Я могу с уверенностью это засвидетельствовать, поскольку в свое время занимался этими вопросами в Казахстане и тщательно изучил политическую ситуацию в бывших союзных республиках.
Говоря о судьбе казахского народа, нельзя не упомянуть, что казахский народ оказался в числе «расколотых народов» вследствие захватнической политики соседних государств, поскольку в настоящее время более трети народа проживает за пределами исторической Родины. На сегодняшний день, по официальным данным, более 5 миллионов наших соотечественников, насильственно переселенных в чужие края, проживают за пределами Казахстана. Это примерно треть от общей численности казахского народа.
Казахи издавна проживают в граничащих с Казахстаном районах Китая, России и Узбекистана. Они являются автохтонным населением этих мест. Но когда советская власть, устанавливая административные границы внутри Союза, а также разделяя территории между империями, часть казахской земли отошла к Китаю без согласия местного казахского населения, проживавшего там. Поэтому казахи, проживавшие на исторической родине своих предков, в одночасье оказались в чужой стране.
Советская власть во главе с Лениным поступила более справедливо: во-первых, поддержав требования лидеров «Алаш Орды», она частично восстановила казахскую национальную государственность в виде Автономной республики с центром в Оренбурге, во-вторых, при установлении административных границ внутри Союза большая часть земель, исторически принадлежавших казахам, была возвращена Казахстану благодаря настойчивым требованиям и доказательствам «алашаордынцев».
Теоретически следует признать, что ленинская национальная политика (в период жизни автора и на практике) была гораздо прогрессивнее политики, проводимой предыдущими режимами Российской империи. Сталин и его соратники постепенно и полностью исказили реализацию этой политики, и советское государство, пытавшееся искусственно создать «советский народ», на протяжении многих лет попирало и умаляло национальные интересы и права коренных народов союзных республик, считавшихся добровольно вошедшими в состав СССР, а также статус и суверенитет этих республик.
Говоря о положительных сторонах ленинской национальной политики, следует отметить, что ленинское учение о самоопределении каждой нации и создании советской федерации в конечном итоге предопределило получение Казахстаном государственной независимости при распаде СССР. Мы должны не только помнить об этом, но и должным образом оценивать. Например, финский народ до сих пор благодарен Ленину, который помог финскому народу обрести государственную независимость, преодолев сопротивление своих соратников.
Как показывают архивные данные, в середине прошлого века Н. Хрущев, К. Ворошилов, руководители Казахстана И. Юсупов, Д. Кунаев и ряд других лиц передали несколько наших районов Узбекистану под предлогом временной передачи. Позже нам удалось вернуть лишь часть нашей земли. Но Казахстан, несмотря на все это, в соответствии с политикой Главы государства Н.А. Назарбаева, как миролюбивая страна, уважающая международное право и ценящая отношения с соседями, никогда не предъявлял и не предъявляет территориальных претензий ни к одной стране. Установленные государственные границы не должны нарушаться.
Большинство наших соотечественников, проживающих за рубежом, – это насильственно переселенные из Казахстана, беженцы (их потомки). Они спаслись от преследований и репрессий колониально-тоталитарного режима или от искусственно созданного властью, невиданного ранее массового голода. Например, по архивным данным, в январе 2017 года царские каратели изгнали на территорию Китая более 273 тысяч жителей восставших аулов Семиречья. По подсчетам самой администрации, в Семиреченской губернии от города Верного до границы с Китаем 53 тысячи казахских хозяйств, аулы и кышлаки были разграблены и полностью разрушены без оставления следа. В международной практике в таких случаях пострадавшим лицам предоставляется статус беженца, и они берутся под защиту международных организаций.
Поэтому, после обретения Казахстаном независимости и изучения причин, заставивших этих людей покинуть свою страну, в соответствии с международными стандартами и практикой, на новое Казахстанское государство легла политическая, правовая и моральная ответственность по приему и обустройству возвращающихся на историческую родину соотечественников. Парламент должен был принять ряд законодательных актов, определяющих статус этих людей, причины их изгнания из Казахстана, оказание государственной помощи переселенцам, их адаптацию и обустройство.
Опираясь на эти международно установленные обязательства и принципы, тщательно подготовленная и бурно обсужденная в Верховном Совете Республики (высшем представительном и законодательном органе), имеющая подлинно исторический характер, статья 18 Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» была посвящена людям, насильственно покинувшим Казахстан и вынужденно переселенным за его пределы. Следует отметить, что среди этих людей было немало патриотов, боровшихся против колониально-тоталитарного режима за свободу своей Родины.
В этом высшем государственном акте, провозгласившем всему миру свободу и независимость Казахстана, заменившем Конституцию и действующем вместо нее, который является для нас чрезвычайно ценным и священным: во-первых, впервые было признано, что беженцы бежали из Казахстана, спасая свою жизнь, жизнь своих близких от смертельных тисков и преследований преступной власти, во-вторых, этим людям (их потомкам) было предоставлено право вернуться на родину и получить гражданство нашей страны, в-третьих, независимое Казахстанское государство взяло на себя обязательство принимать и обустраивать возвращающихся на родину соотечественников, а тем, кто останется за рубежом, оказывать всестороннюю помощь. И, наконец, новое государство обязалось поднять достоинство казахской нации, восстановить ее права, возродить и развивать ее язык, духовную жизнь, культуру. Мы тогда были очень счастливы, что наши предложения нашли свое место в этом законе.
Однако, к сожалению, жизненно необходимые, судьбоносные положения и принципы для объединения (собирания) «расколотого народа» постепенно стали упускаться из виду. Во время моего депутатства в Сенате по моей инициативе была создана комиссия, которая начала комплексно изучать причины массового исхода беженцев из Казахстана наряду с другими категориями жертв политических репрессий и разработала соответствующие законодательные акты и предложения. Но после окончания моего депутатского срока, а также из-за невозможности избрания на новый срок, правовой статус как оралманов, так и многих других категорий жертв колониально-тоталитарной системы не нашел долгожданного политико-правового решения.
За 25 лет независимости Казахстан смог принять миллион наших соотечественников. Это тоже немалое достижение. К сожалению, из-за недостаточного приема на местах, неприспособленности оралманов к нашим реальным условиям, языковых проблем, коррупции часть из них вернулась обратно или сожалеет о переезде в Казахстан. Это тоже реальность нашей жизни. Поскольку я занимаюсь межнациональными вопросами с советского периода и тесно общаюсь с их активистами, я хорошо знаю отношение государства к этой проблеме.
Глава государства Н.А. Назарбаев в 90-е годы, несмотря на трудности в стране, активно поддерживал возвращение наших соотечественников на родину и поручил эту политически важную работу патриотам Казахстана. Позже этой работой занялись чиновники, которые незаметно саботировали такие программы или больше заботились о своем личном благополучии, чем о будущем страны. И здесь мы не смогли до конца выполнить свой долг перед духом наших предков, поскольку оралманы, возвращающиеся в страну, в основном, как сказано выше, являются потомками тех, кто когда-то боролся за свободу нашего народа и был изгнан из Казахстана. Если бы мы действительно были хороши, мы бы решили эту проблему на государственном уровне и укрепили бы национальную безопасность и будущее Казахстана.
Наши руководители и политики должны понять, что будущее Казахстана, укрепление национальной государственности и безопасности, сохранение и развитие духовного единства казахской нации, государственного языка, культуры, традиций и благосостояния, а также защита независимости Республики Казахстан – нашего главного и величайшего сокровища – во многом связаны с привлечением и использованием ресурсов пяти миллионов наших соотечественников, ныне проживающих за рубежом (особенно молодежи, особенно в будущем). Поэтому наша Республика должна разработать и реализовать планы, необходимые для объединения нашего народа, на основе международных стандартов и обязательств.
Казахстан подвергся колониальным нашествиям в большей степени, чем другие бывшие союзные республики. Казахский народ пострадал от тоталитарного сталинского режима больше, чем другие народы бывшего СССР. Поэтому у нас количество репрессий и жертв на душу населения больше, чем в других республиках.
Например, если взять только прошедший XX век, казахская земля и ее многонациональный народ неоднократно становились жертвами колониально-тоталитарной политики. Приведем некоторые аспекты и факты этой политики:
— переселение безземельных крестьян из центральных районов России в плодородные пастбищные и пахотные земли Казахстана по Столыпинской программе в начале прошлого века и разжигание вражды между местным населением, а также подавление протестов силой с использованием военно-карательных отрядов и вооруженных отрядов казаков и преследование коренного населения;
— гражданская война и массовая советизация, занесенные в Казахстан извне, разрушение традиционного образа жизни, сознания и быта казахского народа, приведшее к голоду в начале 20-х годов;
— насильственное подавление сотен крестьянских восстаний в Казахстане против преследования бай-кулаков, конфискации имущества и коллективизации, а также преследования верующих, применение карательных мер к их участникам и преследование;
— невиданный ранее голод, искусственно созданный властью в начале 30-х годов, поглотивший половину казахского народа;
— преследование и уничтожение наиболее образованной, прогрессивной интеллигенции казахского народа, объединившейся в движении (партии) «Алаш» и Правительстве «Алаш Орда», охватившем все регионы Казахстана. Рядовые члены партии «Алаш Орда», люди, работавшие в областных и районных филиалах, солдаты воинских частей до сих пор не реабилитированы.
— авантюрное массовое переселение миллионов людей из России и Украины в Казахстан под предлогом освоения целинных земель Хрущевым привело к тому, что казахи стали «национальным меньшинством» на своей исторической родине, и к вытекающим из этого последствиям. Сегодня мы видим, как все европейские страны, принимающие всего лишь 2-3 миллиона беженцев, не могут и не хотят их принимать, и какие проблемы при этом возникают;
— в результате открытых ядерных взрывов в центре Казахстана наши земли и народ веками подвергались массовому отравлению;
— постепенное лишение казахского народа его исторического наследия, языка, культурных и духовных ценностей под предлогом «лаборатории дружбы народов», закрытие казахских школ и т.д.
– даже в «тихие» 60-70-е годы были осуждены Махмет Кулмагамбетов, Хасен Кожахмет, преследовались Жумабек Ташенов и другие национально сознательные граждане из разных сфер и регионов, идеи национального освобождения подвергались репрессиям, уничтожались и запрещались издания, преследовавшие интересы страны.
– последние систематические преступления против казахского народа в период бывшей советской империи ярко проявились в декабрьском восстании 1986 года. События декабря были жестоко подавлены, к участникам восстания были применены массовые карательные меры. Казахов обвинили в национализме, против всего казахского народа было возбуждено уголовное дело, велся поиск и преследование «казахских националистов».
К этому можно добавить жертв «общесоюзных» сталинских репрессий и Второй мировой войны, которые также нанесли ущерб Казахстану. Например, мы до сих пор не приступили к реабилитации и восстановлению доброго имени десятков тысяч казахстанцев, попавших в плен по вине и ошибкам советского командования, поскольку не хотим объективно оценивать сложившиеся исторические обстоятельства и правовую ситуацию с точки зрения международных стандартов и позиции суверенного Казахстана, как и в других бывших союзных республиках.
Российские и другие ученые и специалисты много писали о политических и организационно-тактических ошибках Сталина в руководстве вооруженными силами, о массовом уничтожении и аресте истинных и талантливых военачальников перед войной, о крайне тяжелом положении Красной Армии, отсутствии необходимой военной техники для противостояния врагу, полном провале организации на передовой и отсутствии морального стимулирования, отсутствии координации и должного управления войсками. В этой ситуации массовое попадание в плен десятков и сотен тысяч советских солдат было предопределенным и неизбежным. Суть бесчеловечной и коварной политики Сталина заключалась в том, что он, чтобы скрыть эти и другие свои ошибки и преступления, объявил всех пленных предателями Родины и врагами народа. Таким образом, все решалось просто: если пленные – предатели и враги, то нет необходимости выяснять причины их попадания в плен.
Среди них, конечно, есть и трагическая судьба казахов и казахстанцев, оказавшихся в «Туркестанском легионе» помимо своей воли. Они были там временно только для того, чтобы выжить и сохранить свою жизнь. Конечно, мы не намерены считать этих казахстанских военнопленных борцами за независимость Казахстана и героями нашей Родины. Но и называть их врагами народа и предателями нельзя. Они не предавали Казахстан. Фактически, само советское правительство отказалось признать Гаагские (1889, 1907 гг.) и Женевские (1929 г.) конвенции, определяющие права военнопленных, и предало своих военнопленных.
В конечном итоге, необходимо дать объективную и справедливую оценку по международным стандартам общественно-политической и научной деятельности одного из главных борцов за свободу и независимость Казахстана в двадцатом веке, выдающегося Мустафы Шокая, после всестороннего изучения. Для этого необходимо опубликовать и изучить все его труды, исследовать все обстоятельства его длительной и систематической борьбы со сталинизмом, а также обстоятельства и мотивы его так называемого «сотрудничества» с руководством фашистской Германии в течение всего лишь 5 месяцев его жизни (с июля по декабрь 1941 года).
В Сенатской комиссии, работой которой я руководил, будучи депутатом Парламента, были собраны материалы и доказательства, позволяющие утверждать, что М. Шокай, как выдающийся и принципиальный борец, отстаивавший интересы своего народа и Казахстана, стал жертвой и объектом одновременно клеветы и интриг двух самых кровопролитных политических систем двадцатого века: сталинского диктаторско-репрессивного режима и человеконенавистнического, фашистского режима Гитлера.
Объективный анализ фактов показывает, что его главной целью было вступление в переговоры с руководством Германии исключительно с целью спасения жизни казахстанских военнопленных, людей из Туркестана, а также военнопленных из Советского Союза, облегчения условий их содержания в плену. Истинный смысл деятельности М. Шокая в отношении военнопленных оценили его современники, а также бывшие узники концлагерей, которые указывали, что он фактически спас от смерти тысячи людей, среди которых были представители различных национальностей: татары, буряты, грузины, калмыки. Здесь ясен один момент: М. Шокай никогда и ни при каких обстоятельствах не предавал свою родину – Казахстан, свой родной народ. А все остальное – это клевета спецслужб и репрессии, а также пропаганда, проводимая преступными политическими режимами с целью опорочить его и очернить.
Шокаеведы приходят к выводу, что авторы книг и статей, необоснованно и бездоказательно обвиняющие его в предательстве и «сотрудничестве» с фашистами, являются исполнителями заданий КГБ СССР или заклятыми врагами суверенитета и независимости Казахстана. С мировоззренческой точки зрения, эти люди не могут принять свободное и независимое существование нашей Родины – Республики Казахстан, поэтому они никогда не перестают очернять и клеветать патриотов, исповедующих эти идеалы. Они хотят поставить М. Шокая, например, в один ряд с генералом Власовым, который с оружием в руках воевал против советской армии.
Имеются доказательства, свидетельствующие о том, что руководство фашистской Германии, убедившись в том, что М. Шокай не будет сотрудничать с ними и выполнять их задания, тайно приняло решение о его уничтожении, поскольку требования, выдвину