В принципе, я сам не против получения образования за рубежом. Потому что система, право, образование, культура, порядок, язык, мышление оттачиваются путем сравнения, расширяется кругозор. Поэтому я поддерживаю президентскую программу «Болашак». Ее внутреннее содержание – другой вопрос, конечно. Речь здесь пойдет о феномене религии.
Важна сторона религиозного образования, связанная с системой ценностей, с бытием. Потому что и религиозное познание, и религиозное сознание, и религиозная вера, и религиозная практика – это слои, имеющие нормативно-аксиологическую силу, связанную с бытием.
Поэтому сегодня каждый гражданин, уехавший получать религиозное образование за рубеж, уже стал источником потенциальной опасности. Уезжая учиться религии, они привозят с собой свое религиозное познание, религиозную практику, религиозное сознание. Это означает, что через полученное за рубежом религиозное познание они привозят с собой национальные культурные ценности, религиозную практику тех стран, то есть исторический путь и правовую мировоззренческую плоскость другой культуры.
Было бы хорошо, если бы они ограничивались собой, но они заблуждают других граждан, говоря, что это самый правильный путь.
Какими бы ни были стандарты образования, методика, содержание, направления, они предоставляются в университетских условиях. Однако любой университет в мусульманских странах не свободен от параллельных медресе, общинных, тарикатских или религиозных течений, находящихся под влиянием политических течений или партий.
Не секрет, что любая организация, основанная на феномене вакфа в исламе, имеет свои особые стандарты и практику образования, отличные от университетских стандартов. Не секрет, что это центр религиозной практики и социально-психологического формирования.
Вот эта сторона системы религиозного образования за рубежом представляет большую опасность для нашей молодежи, уезжающей получать религиозное образование из нашей страны.
Если посмотреть на мировоззрение молодежи, получившей образование за рубежом, особенно в арабских странах, после обретения независимости, мы видим, что они до сих пор не могут осмыслить религию с научной точки зрения, не различают религию и шариат, конституцию и шариат, светскость и религию, религиозную практику и религиозное сознание.
В связи с этим я считаю, что необходим критический взгляд на систему религиозного образования университета «Аль-Азхар» в Египте. Потому что, поскольку в той стране религия воспринимается исключительно через поклонение и мечеть, указанное учебное заведение не может анализировать, познавать, понимать и объяснять религию как феномен.
Каков может быть путь решения этой проблемы? Необходимо приступить к сравнительному исследованию механизмов, методов и условий решения проблемы. Во-первых, следует категорически ограничить самостоятельное получение религиозного образования. Если это ограничение не будет реализовано, то его диплом следует признать недействительным, а студента следует обучать заново в университетах нашей страны по специальной двухгодичной программе. Такая практика существует в Турции. Например, те, кто окончил «Аль-Азхар» в Турции, должны два года учиться в Анкарском университете, чтобы получить диплом. Нострификация в религиозном образовании ограничена таким образом.
Во-вторых, если бакалавриат, то есть начальный уровень образования, будет обязательно завершен по стандартам религиозного образования в Казахстане, а затем продолжен за рубежом по программам магистратуры или докторантуры, это будет хорошо.
Затем студенты, уезжающие получать религиозное образование за рубеж, должны отбираться по аттестационным условиям Министерства образования и науки РК и получать рекомендацию ДУМК. Потому что только ДУМК сегодня не может взять на себя такую важную психологическую и познавательную проблему. Это государственная проблема.
Поэтому я считаю, что Министерству по делам религий и гражданского общества, Министерству образования и науки, Министерству юстиции и Муфтияту следует совместно заняться законодательным регулированием этого процесса. Потому что, если каждого молодого человека, получающего сегодня религиозное образование, считать специалистом, который в будущем будет давать правильную религиозную грамотность, то наша цель – мобилизация на защиту нашей молодежи от влияния и негативного воздействия различных радикальных религиозных течений, несомненно.
Досай Кенжетай, теолог, профессор.
Национальный портал