Республика Казахстан своим Основным Законом закрепила светский характер государственного устройства, то есть через Конституцию подчеркнула, что государство является светским, открытым, правовым государством, а его величайшей ценностью являются человек, его жизнь, права и свободы. Понятие «светскость» на конституционной основе обеспечивает свободу совести граждан, не смешивает религию с государственной политикой, означает, что светскость — это не безбожие или отрицание религии, а управление государством на основе правовых принципов. Поскольку Конституция является источником всего законодательства, ее соблюдение — обязанность каждого гражданина.
Однако мы знаем, что в последние годы на территории нашей страны произошли негативные события религиозного характера, направленные против конституционного строя нашего государства и закрепленных в законе принципов светскости. Причиной этих событий и совершившими незаконные действия были представители чуждых и враждебных течений нашей религии и традиций.
Последователи салафизма, являющегося одним из таких враждебных течений, не признают принципы светскости государства, указанные в нашей Конституции. Они призывают людей к изоляции от всех обществ, не управляемых исламскими законами. То есть, придерживаясь принципа, что страна должна управляться только исламскими законами, они считают себя единственными последователями истинной исламской религии. Таким образом, нарушая этнокультурную и конфессиональную гармонию общества, они формируют взгляды, направленные на противостояние правительству и свержение государства.
Граждане, попавшие под влияние их идеологии, начинают отказываться от религиозно-духовного наследия своей страны, отдаляются от таких качеств, как человечность, смирение, сострадание, патриотизм. Они начинают относиться к представителям других конфессий, людям других религиозных взглядов в обществе, в котором живут, с нетерпимостью и ненавистью. Более того, они изолируются от своих семей, своей страны и ставят своей целью разрушение структуры государства, основанной на принципах светскости. То есть, неудивительно, что среди них встречаются люди, отрекающиеся от своей Родины и выступающие против нее, или покидающие Родину и считающие другие места «раем».
Главный идеолог салафизма Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб считал неверием подчинение законам и правовым системам, не относящимся к исламу, а тех, кто судит по таким законам, — «неверными». Постановление о такфире выносится не только в отношении отдельных лиц, но и представителей власти, в том числе государственных служащих, представителей вооруженных сил и правоохранительных органов. По мнению салафитов, государство, не управляемое законами шариата, называется государством «тагут».
Взгляды последователей салафитской идеологии относительно принципов светскости можно представить следующим образом:
— обвиняют главу светского государства в неверии;
— воспринимают любую светскую власть как «тагут». Обвиняют всех представителей власти светского государства и простых граждан, подчиняющихся закону, в «неверии» или «идолопоклонстве»;
— отказываются от некоторых гражданских обязанностей (посещение школы, прохождение военной службы и т. д.) по религиозным соображениям;
— отказываются от явлений, присущих светскому образу жизни (просмотр телевизора, прослушивание музыки, фотографирование, празднование праздников и дней рождения и т. д.).
После объявления всего общества неверным, они используют один из методов — объявление «джихада» против своей страны, обвиненной в неверии, или «хиджры» в настоящее исламское государство. Однако эти методы не имеют ничего общего с традиционными исламскими принципами. Потому что политическая система, которая разрешает религиозные поклонения и обряды, даже если государственное устройство не основано на исламских ценностях, называется «дарул-сулх», то есть государство, мирно относящееся к религии. А политическая система, запрещающая исполнение религиозных обрядов на государственном уровне, называется кафиристаном. Однако в современном светском Казахстане, где разрешены мусульманские поклонения и обряды, религия имеет свое место. Хотя религия отделена от государства, она не отделена от общества, бытия народа, его жизни. Религия — один из важнейших факторов во внутренней политике, духовной жизни и культуре граждан общества. В преамбуле Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятого в 2011 году, также признается историческая роль ислама ханафитского мазхаба и православного христианства в духовной жизни народа.
Поэтому нет никаких оснований покидать Казахстан, где не ограничивается получение религиозного образования, исполнение религиозных обрядов и поклонений, и переезжать в поисках «чистой исламской страны». Потому что Казахстан, с точки зрения ислама, является «дарул-ахд», то есть государством, конституционные законы которого не ограничивают деятельность религиозных объединений.
Все взгляды, допускающие искажение религиозных понятий и необоснованные обвинения, можно оценить как взгляды, возникшие из-за непонимания сути принципа светскости, закрепленного в нашем Основном законе, и непонимания того, что это принцип, основанный на согласии и мирной жизни народа для светлого будущего страны. В основе этого лежит религиозная неграмотность. Представители салафитского течения также привлекают в свои ряды таких граждан с поверхностными религиозными знаниями, убеждая их в вышеуказанных установках. На самом деле все это происходит из-за неправильного толкования исламских принципов и установок и искажения понятий.
Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является повышение религиозной грамотности и правильное разъяснение светскости, которая является основным приоритетным направлением нашего государства, указанным в нашем Основном законе.
Светский характер Казахстана является ценностью, препятствующей религиозной розни и расколу, обеспечивающей толерантность и согласие в казахстанском обществе, мирное сосуществование наций и конфессий. Связи между государством и религией основаны на соотношении светских и духовно-религиозных ценностей.
Развитие и процветание нашей страны во всех сферах, достижение высоких рубежей и становление как правового государства — заслуга нашего Основного закона. Основной закон является основным документом, определяющим позицию каждого государства, его национальные ценности. Защита земли, страны, Родины, доставшихся нам благодаря силе рук и остроте копий наших батыров-предков — священный долг каждого из нас. В исламской религии защита Родины, родной земли и страны считается священным понятием. Само выражение «Любовь к Родине — от веры» свидетельствует об этом. Также хадис «Два глаза не сгорят в аду в Судный день: первый — глаз, который плакал в уединении, сожалея о грехах, второй — глаз, который охранял границу, защищая Родину» многое говорит. А действия тех, кто считает чужие земли лучше своей страны, покидает свою Родину в поисках рая, следует оценивать как преувеличение или заблуждение.
Сколько великих трудов было совершено предыдущим поколением ради сохранения достигнутого нами суверенитета и земли, сколько алашских интеллигентов боролись на этом пути. История свидетельствует о том, сколько усилий они предприняли, чтобы противостоять попыткам отрицать казахский народ, казахскую землю, и как они защитили нашу необъятную землю. Нынешняя молодежь обязана усвоить и чтить понятия «независимость» и «вечная страна», указанные нашим Елбасы. Ведь Родина — это место, где каждый человек может расправить крылья и развиваться. Поэтому, осознавая нашу обязанность уважать нашу независимую страну и землю, ее законы, мы должны приложить усилия, чтобы не допустить попирания этих наших ценностей теми, кто хочет посеять смуту и подстрекать народ.
Теналибаева Жанар Кантемировна,
Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии Комитета по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества РК
Национальный портал