Аксумбе, село в Созакском районе Туркестанской области, является одним из последних населенных пунктов на западе страны, расположенным в ста девяноста километрах от районного центра Шолаккорган. В этом небольшом селе, расположенном на стыке Бетпакдалы и хребта Каратау, насчитывается около восьмидесяти домов, в которых проживает более 500 человек. Несмотря на скромные размеры, это родное село выдающегося государственного и общественного деятеля Султанбека Кожанова. На вершине высокого хребта, примыкающего к селу, издалека, окутанная белой дымкой, возвышается Аксумбинская башня, или Акбикеш – Эйфелева башня степей Дешт-и-Кипчака.
Около десяти лет назад телеканал «Хабар» в прямом эфире с Президентом показал, как группа жителей села Аксумбе, относящегося к сельскому округу Каратау, пригласила Главу государства Н. Назарбаева в гости. Это было не только выражением поддержки Елбасы со стороны старейшин Аксумбе перед выборами, но и продиктовано желанием позаботиться о древней башне, которая, пережив века, сегодня сильно обветшала и находится на грани разрушения.
Башня Акбикеш, расположенная на вершине высокого холма, хорошо видна от одноэтажной школы имени Султанбека Кожанова, где обучается 120 детей. Именно к нашей Акбикеш, которой посвятил песню великий Шамши Калдаяков, когда посещал Терскей. Речь идет о песне «Теріскей» на слова поэта Сабырхана Асанова и в исполнении певца Нургали Нусипжанова. Строки «Акбикеш передает привет Сарыарке, из родников Каратау, что покрывают все вокруг» невольно вливаются в душу.
На вершине хребта, словно вечно охраняя казахскую степь, стоит башня, построенная из сырцового кирпича, замешанного на глине. Местные жители говорят, что она «замешана на молоке, а между кирпичами нарезана конская грива». На самом деле, существует предположение, что эта высокая башня была построена в древности как сторожевая вышка для наблюдения за врагами издалека. Любой, кто внимательно присмотрится, придет к такому же выводу. У башни есть окно, выходящее на север, и винтовая лестница, ведущая наверх. Поднявшись по ней и выглянув из отверстий, направленных в разные стороны, можно увидеть до 50 километров степной равнины как на ладони.
Если спросить, почему эта древняя башня называется Аксумбе, то казахи называют наконечник копья «сюме». Вероятно, она получила такое название из-за того, что издалека, окутанная белой дымкой, она возвышалась, как острое копье. Кроме того, монгольское слово «сумэ» означает «храм» на казахском языке. В связи с этим известный востоковед В. Бартольд, проводивший специальные исследования в Аксумбе, связывает название башни с буддийской религией и культурой. Существует множество народных легенд о том, почему Аксумбе называют Акбикеш. По словам аксакалов из Аксумбе, одна из таких легенд такова: богатырь по имени Аксумбе привез из похода в качестве добычи прекрасную калмычку по имени Акбикеш и насильно сделал ее своей женой. Девушка, глубоко опечаленная, умерла от тоски через год. Говорят, что ее похоронили внутри башни, и с тех пор люди стали называть башню «Акбикеш». Село же получило название Аксумбе в честь этого богатыря.
На месте древнего городища, сохранившегося здесь, в свое время проводил исследования выдающийся ученый Алькей Маргулан. По мнению известного ученого, эта башня могла быть построена в XII-XIII веках, до монгольского нашествия. Известный археолог Карл Байпаков в своей книге «Древние города Казахстана» пишет, что в 1390-х годах войско Ак-Тимура остановилось у Аксумбе во время похода против хана Золотой Орды Тохтамыша. Отсюда они, вероятно, наблюдали за вражескими войсками. То есть, с помощью сигнальных костров на вершине военно-оборонительной башни сообщали о приближении врага. Вероятно, с помощью сигнальных огней передавались и другие важные сообщения во время боевых действий.
Летописец Шараф ад-дин Али Йазди в своей книге «Зафар-наме-и-Тимури», посвященной походам Амира Тимура, пишет следующее: Когда войско Тимура прибыло в Отрар, Тимур отправил нескольких человек в Каратау на поиски Адилши. (Адилша Бахрам Джалаир – человек, которого Тимур послал против Камар-ад-дина, но который впоследствии выступил против него самого). Адилшу схватили в Аксумбе и там обезглавили. Аксумбе – это башня, возвышающаяся на высоком хребте горы Карашик (Каратау), с которой наблюдали за стороной Дешт-и-Кипчака. Также в «Зафар-наме» упоминается, что великий Амир Тимур разбил лагерь и переночевал в Аксумбе.
По сообщениям исследователей, в свое время военно-сторожевая башня Аксумбе не была единственной. Похоже, что от Каратау до Улытау было построено семь таких башен, которые подавали сигналы огнем. Из них до наших дней сохранилась неповрежденной только эта Аксумбинская башня. По данным историков, высота башни, построенной в XIII веке, составляла 25 метров, а ширина – 14 метров. Сейчас высота уменьшилась до 11 метров, а ширина – до 7 метров. За много веков ни разу не проводились реставрационные работы. Вершина обветшала от ветра, стены размыты дождем, глина осыпалась, башня частично разрушилась и осела.
Когда мы задали известному археологу Кемелю Акишеву неожиданный вопрос: «Кемел ага, что будет, если башня Аксумбе разрушится?», он ответил: «О, дети мои, да не постигнет это место такая участь, ведь тогда вся степь Дешт-и-Кипчака опустеет».
Памятник архитектуры XIII века был включен в региональную программу «Мәдени мұра» Туркестанской области на 2006-2008 годы как памятник военно-оборонительной и культовой архитектуры Аксумбе, однако в то время реставрационные и консервационные работы не проводились. Позднее, постановлением акима области от 9 июня 2010 года, он был включен в государственный список как памятник градостроительства и архитектуры XIII-XIV веков.
Несмотря на включение в государственный список, жители села, не получив помощи от государства, в прошлом году попытались установить столбы по четырем сторонам башни и соорудить железный навес. Однако при бурении земли они опасались, что башня может обрушиться. Во-вторых, в прошлом году в населенном пункте Аксумбе, относящемся к Каратаускому сельскому округу Созакского района, местными жителями были проведены временные укрывные работы на башне «Акбикеш».
Таким образом, с целью сохранения исторического наследия, по инициативе районного акимата и при поддержке местных жителей были организованы временные укрывные работы с использованием специального прочного материала до проведения реставрационных работ.
Будем считать это проявлением сочувствия, вызванным безвыходностью, но кто дал разрешение жителям села самостоятельно укрывать исторический памятник, находящийся в государственном списке и заявленный как «находящийся под государственной охраной»? Была ли проведена экспертиза химического состава этого укрытия из синего брезента? Была ли научно доказана его безвредность? Никто наверху не задумывается об этом. Где ученые, что делают ответственные учреждения? Насколько нам известно, внутри, похоже, скапливается конденсат. Его тоже разбирают сами жители отдаленного села. Вот уже и солнце греет, и весна наступает. Если уже сейчас внутри скапливается конденсат, то каково будет состояние исторического объекта в жару, когда он высохнет?! Не пришло ли время снять синий навес (китайский синий брезент), развевающийся, как шерсть верблюда, обновленная степным ветром?!
Конечно, в настоящее время ведутся работы по созданию специального фонда с целью сохранения, восстановления и благоустройства башни «Акбикеш». Руководство ТОО «Каратау» сообщило о намерении перечислить значительные средства в указанный фонд и призвало другие производственные предприятия оказать поддержку. Местные исполнительные органы также планируют в будущем отремонтировать и восстановить историческую ценность. Для восстановительных работ имеется проектно-сметная документация стоимостью 26 миллионов 710 тысяч тенге. Однако, в соответствии с Бюджетным кодексом, из-за отсутствия специальной программы, выделение средств из местного бюджета невозможно. По словам сельских интеллигентов, которые пишут письма и обивают пороги инстанций, Министерство культуры заявляет: «У нас нет выделенных средств, пусть спонсирует «Казатомпром», а руководство «Казатомпрома» отвечает: «У нас сейчас нет свободных денег», и отмахивается.
В 2019 году ожидается празднование на республиканском уровне 125-летия Султанбека Кожанова, который мог остановить даже Сталина своим красноречием. До этого осталось два года. Есть сомнения, сможет ли родное село Султанбека, Аксумбе, показать прибывшим издалека уважаемым гостям само время, как свидетельство старины. Хорошо, если башня выдержит до тех пор. В башне, которая сильно осела, обветшала и находится на грани разрушения, пока еще мерцает искра надежды из глубины веков. Она похожа на мать, сидящую у очага, охраняющую родную землю издалека, с синим платком на голове.
Торегали ТЭШЕН,
газета «Айқын»