Кто такая казахская женщина? Одним словом – деятель. Чем известна ее деятельность? Тем, что в трудные времена она могла стать знаменем для своего мужа.
А казахская женщина, с тех пор как она появилась, всегда была на переднем крае в такие периоды. Ее нынешние сестры, подобно Гаухар, жене Кабанбай батыра, сражавшейся с ним в кровопролитных битвах, и Бопай, сестре Кенесары, всегда находившейся рядом с ним, четверть века назад вместе со своими мужьями несли тяжкое бремя незнакомого, трудного времени. По справедливости, именно они первыми подставили спину под невзгоды. Всегда существует парадокс жизни – в повседневной мирной жизни совершать подвиги гораздо труднее, чем на поле боя. Когда пришел жестокий рынок и принес беды народу, за каких-то четыре-пять лет остановились все заводы и фабрики, десятки тысяч людей стали «безработными», а цены, наоборот, взлетели до небес. В своей книге «Прожитая жизнь с причитаниями по родине» покойный Хасан Оралтай описывает, как люди, бежавшие от «безбожников» после свержения коммунистами государства «Восточный Туркестан» в Китае в 1949 году, перешли через Гималаи и через 7-8 лет добрались до Турции и обосновались там. Он пишет: «Мой отец, который на родине был зенги (в значении аким – Ө.А.), впервые вышел на базар продавать шубу из кожи. В какой-то момент я посмотрел на него, и его слезы текли и капали на бороду». Когда пришел жестокий, чужой рынок, казахские джигиты в нашей стране тоже переживали подобное. Именно тогда казахская женщина спасла казахов от трудностей. Она подпоясалась, подсучила рукава и вышла на торговлю. Она сама не умела этого делать, училась на ходу. Постепенно она научила и своих мужей, бывших крупных начальников, ученых, инженеров, прорабов. Неужели эти качества – активность, сообразительность, чувство чести – появились у нее только тогда? Нет, казахская женщина и раньше была такой. Просто все эти драгоценные качества дремали в ней в виде огромной скрытой силы в мирные, спокойные, благодатные времена, и лишь в моменты, когда наступали тяжелые времена для мужа или народа, они извергались, подобно вулкану. Наши девушки, черноглазые, стояли в авангарде казахской молодежи в «Желтоксане», который потряс весь мир и, как мы недавно отметили его тридцатилетие, хоть и не разрушил, но дал трещину в фундаменте Советского Союза, который, как мы думали, «будет жить вечно». Они вдохновляли парней, попавших под саперные лопатки и резиновые дубинки, говоря: «Не отступайте!». Их сестры Маншук и Алия погибли, пытаясь доказать невиновность своих отцов, арестованных как «враги народа», своим героизмом. Третья героиня, летчица Хиуаз Доспанова, не покинула фронт даже после тяжелого ранения. «Меня поднимали и сажали в кабину самолета, поднимали и выносили», – говорила апай… (Ей, в отличие от ее боевых подруг, ставших командирами самолетов и получивших «Золотую Звезду», эта награда не досталась. Лишь в независимом Казахстане она была удостоена звания «Народный Герой»).
Их старшие сестры, жены Сакэна Сейфуллина, Бейимбета Майлина и многих других казахских деятелей, вместе с мужьями прошли через ад сталинских лагерей. А бессмертный образ казахской женщины, боровшейся за спасение семьи во время голода, был воплощен Бейимбетом Майлиным в рассказе «Кулпаш» (В те страшные дни тела умерших от голода на улицах этого Шымкента собирали по утрам на телегах. Никто из них не пытался ограбить магазин, думая: «Все равно умираю, хоть наемся досыта»… Вот что такое благородство!).
…Во время голода волк окружил одинокую женщину с маленькой дочерью и сыном, не давая им добраться до ближайшего аула. Мать, оставив дочь, унесла сына… Наш уважаемый Меке́нтас Мырзахметов жив. Казахская женщина, воспитанная на мудрости «сын – продолжение рода, дочь – расширение удела», думала о том, чтобы род ее мужа не прервался…
В чем секрет величия казахской женщины, которая, потеряв две трети своего народа в двухсотлетней войне с джунгарами, к началу двадцатого века увеличила свою численность до 5 миллионов, подарила целый конгломерат гигантов, подняла более 300 восстаний против царской и советской власти, потеряла еще более половины своего народа живыми и мертвыми в период с 1916 по 1933 год, родила героев Великой Отечественной войны, в 1945-1991 годах процветала и развивала Казахскую Республику, подарила миру талантливых сыновей и дочерей, создавших «золотой век казахской литературы»?
Ее секрет – в благородстве и чистоте лона казахской женщины, которая не вступала в брак до достижения семи поколений, и в ее верности своей природной сущности. Когда Всевышний Аллах создал Еву из ребра Адама и представил ее ему, сказав: «Вот, это твой спутник жизни», он надел ей на голову белый платок. Ева поклонилась Адаму. Если внешний смысл приветствия женщины – это уважение и почтение, то внутренний смысл – это мольба Всевышнему Аллаху о благополучии ее мужа. Доказательством этого является то, что казахская женщина перестает кланяться с того дня, как ее муж умирает. Это не обязательно, но если ее молитва не исполнилась, она может и не кланяться. Тем не менее, во многих случаях казахская вдова не изменяет своему уважению и получает за это благодарность. Кроме того, она верна своему белому платку. А героизм и мудрость начинаются с верности…
Раньше, когда казахская женщина рожала, ее сочувствующие невестки и золовки собирались и долго пели песни. «Приходи, дитя, приходи, дитя! Да благословят тебя многие пророки! Если Аллах даст благословение, это дитя родится здоровым! Аллах, я молю Тебя, я буду благодарна за то, что Ты дал мне, если Ты дашь мне ребенка здоровым, я принесу себя в жертву! Дай нам сына, сделав его великим! Дай нам дочь, сделав ее очаровательной! Как бы Ты ни дал, дай здоровым, дай живым!». Когда казахский ребенок впервые издавал звук, первое, что он слышал, была песня добрых пожеланий. Именно поэтому Абай атамыз говорил: «С рождением открывается дверь в мир – песня».
Казахская женщина, говорящая «характер, впитанный с молоком, уходит с костями», не забывала петь колыбельные песни, укачивая младенца. Если организм ребенка питался чистым молоком, то его душа питалась песней: «Защитишь ли ты свой народ от врага, станешь ли героем, будешь ли думать о народе, станешь ли поэтом?». Это проникало в подсознание, управляющее человеческим разумом.
Казахская женщина, не отступавшая от своей честной сущности, не изменяла принципам «муж – духовный наставник жены», «отец – духовный наставник сына». Она всегда ставила отца в пример своим детям. Отец воспитывал так, чтобы никто не брался за еду, пока он сам не сядет за дастархан. Она всегда помнила мудрость предков: «отец воспитывает сына, мать – нацию», «она, что держит мир одной рукой, держит колыбель другой». Сына с раннего возраста она учила: «два слова мужчины – это его смерть», «зайца – камыш, мужчину – честь убивает», «мое имущество – жертва моей жизни, моя жизнь – жертва моей чести», «не храни скот, храни честь», «честь народа – честь мужчины», «цена джигита – сто лошадей, его честь – тысяча лошадей», «для джигита позор сильнее смерти», «железная петля на шее мужчины не сгниет», «будь честным, даже если беден», «для джигита жена дорога, но честь и достоинство дороже», «кто имеет, тот ест, без стыда ест свою честь», «отвечай за то, что сделал руками», «у меня есть жизнь, которую я отдам смерти, но нет чести, которую я отдам человеку», «честь исправляет человеческое сознание», «дух и честь – близнецы», «не собирай богатство, продавая честь», «не стремись к богатству, стремись к цели, не гонись за честью», «быстрый бежит далеко, джигит стремится к чести», «у мужчины с честью – сила нарда, у мужчины без чести – какая сила?», а дочь учила: «будь честной, прежде чем быть храброй», «на девушку – сорок запретов от сорока домов», «правительница красавицы – ее честь», «душа не страдает без страданий чести», «ожидание друга – испытание для жены, лживость – испытание для чести», «молитва чести». Разве могут не быть благородными, честными, храбрыми сыновья и дочери нации, получившие такое несравненное воспитание? Следовательно, не является ли закономерным рождение Каракемпир и Кызай, носивших имена священной Домалак ана и целого рода, и Каркабат, чье имя стало кличем всего народа?
Да, сегодняшний день внес свои небольшие современные изменения. Сколько казахских женщин – ученых, предпринимателей, учителей, врачей – прославляют не только себя, но и свою страну. И при этом они не забывают свою главную задачу – воспитывать сознательное, честное, стойкое, образованное, энергичное поколение. Ведь традиционные устои и принципы, сохраняющие нацию как нацию, никогда не изменятся. Несомненно, благочестивая казахская женщина, не перебивающая старших, сохранит все это для будущего, как зрачок своего глаза.
Живи, казахская женщина! Мы безмерно перед тобой в долгу…
Омирзак Акжигит,
Национальный портал