Знаем ли мы, что известно не только его имя, но и его могила?
Ислам – это совокупность всех посланий, которые Аллах Всевышний направил человечеству с момента сотворения мира. Следовательно, последователи пророков, живших до пророка Мухаммеда, также считаются мусульманами. Именно поэтому мы не отвергаем пророков от Адама до Мусы, Давида, Соломона и Исы в Священном Коране. Хотя их имена не упоминаются в Коране, в хадисах говорится, что было сто двадцать четыре тысячи пророков.
Аллах Всевышний послал множество пророков, чтобы указать людям прямой путь. Всем известно, что первым из них был хазрат Адам (мир ему), а последним – хазрат Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха). На самом деле, в Коране ясно говорится, что каждому народу был послан пророк (см.: 35. Фатир-24, 10. Юнус-47). Однако точное число пророков, посланных для распространения истинной религии по земле, неизвестно. В Коране упоминаются имена только 25 пророков. О других пророках в Коране сказано нашему Пророку: «Воистину, Мы посылали посланников и до тебя. Часть из них Мы рассказали тебе, а о части Мы не рассказывали» (40. Гафир-78). В двух хадисах говорится о 124 тысячах, а в другом предании – о 224 тысячах пророков, приходивших и уходивших из человечества. 25 пророков, упомянутых в Коране, являются их обобщенным образом. Поэтому каждый верующий человек подчиняется им и придерживается убеждения: «Я уверовал во всех пророков, посланных для обучения истинной религии на земле».
Если Творец послал на землю столько тысяч пророков, то очевидно, что он не оставил без пророка и вести многочисленный тюркский народ – древнюю страну, создавшую великую империю, народ со своими обычаями и традициями. Следовательно, не должно быть сомнений в том, что в древние времена в наши степи приходил пророк. Поэтому изучение того, что в древних казахских степях существовала единобожная религия, и что там остались следы посланника Аллаха, не будет лишним.
Итак, если спросить, как звали Посланника Аллаха, пришедшего к казахам (тогда тюркам), то в легендах говорится, что к казахам приходил пророк по имени Озган. Это подтверждается данными известного Машхура Жусупа Копейулы. Согласно этим данным, наши предки когда-то отправились искать пророка Мухаммеда.
«Когда прошли века, и прежние люди умерли, а оставшимся пришла беда, разнеслась по всему миру весть: «Из арабской земли вышел богатырь по имени Мухаммед!» И тогда из Туркестанского региона, из тюркского рода, из монгольской нации, называемой «Девяносто два рода Кыпшак», решили, что «если от каждого рода будет по одному человеку, то род будет в сборе», и девяносто два богатыря сели на коней. «Пойдем посмотрим на этого Мухаммеда. Если его богатырство истинно, станем его товарищами и пойдем рядом с ним!» – сказали они. Их кони – лошади, их оружие – затупленные дубинки, и пройдя через сухую пустыню, они увидели, что Мухаммед уже провел два сражения: в одном победил, в другом потерпел поражение, и находился в разгаре третьего сражения.
– Мы пришли к тебе, спеша услышать от слухов, одни из нас – стрелы, другие – копья, и были среди ваших вырытых дорог и рассыпанной земли! – сказали они, бросившись на неверных, и начали наступление.
Бедные арабы, пасущие голых верблюдов и никогда не видевшие в жизни лошадей с хвостом-кисточкой, от топота лошадей пришли в ужас, их охватил страх, и они стали как испуганные овцы, как навоз лошади, как навоз лошади. Их вождь, их орел – Аккосе. Его приближенные – Малик, Актам, Куттыходжа, Имамбайыр, Аккоян. Тогда пророк, обрадовавшись, сказал:
– Аллах благословил тюркский уммет! – сказал Салманпарис, один из сподвижников, разговаривая с Азирет Султаном. По-казахски это означает «Пришел тюрк – пришла моя красота».
Тогда Пророк спросил их:
– Какой вы веры? – спросил он. Они ответили:
– Мы не знаем религии, нет поста, нет молитвы, мы – люди, верящие в Бога, – сказали они.
– Наши предки так понимали «пророка Озгана», – сказали они.
Из-за таких непонятных слов наш казах говорил: «Мы потомки пророка Озгана». Оказалось, что это был Уыз (Огуз) хан. Этот Уыз хан изготовил юрту, и его называли «Сын богатого казаха с войлочными стенами, имеющий юрту Уыза».
Говорят, что в той битве пророк, радуясь, сказал: «Альтюрки хайыр мен уммети». «Лучший из моего уммета – тюркский народ», – говорят.
После этого они провели остаток жизни рядом с пророком и стали называться «ансарами». «Мухаджирин ансары» – это не название племени или рода киблы. Те, кто переселился из Мекки в поисках Пророка, назывались «Мухаджирин». Те, кто помогал Пророку в битве и оказывал ему помощь, назывались ансарами. «Далсабтун алал уллынмен аль-мухаджирин уа аль-анзар» – это слова о «Мухаджиринах и Ансарах», опередивших в скачках. (Машхур-Жусуп Копейулы, собрание сочинений, том 8, стр. 59).
По данным доктора наук Берикбая Сагындык-улы, враги отрубили голову пророку Озгану. Говорят, что он получил имя Озган, потому что его чудеса превосходили чудеса других. Он, вероятно, жил задолго до всемирного потопа Ноя. Мавзолей, где похоронен пророк Озган, его мать и близкие, находится в Узбекистане, в Бухарской области, в Тамдынском районе, в местечке Актау (исконно это место было заселено казахами). Этот мавзолей сейчас называется «Кужимди аулие». Длина каждого из семи человек, похороненных в могиле, составляет двадцать шагов. Курганы, где они похоронены, до сих пор сохранились.
По рассказам отца Берикбая аксакала, Сагындыка (который был хранителем могилы пророка Озгана), пророк Мухаммед и Хазрат Али посетили его при жизни. «Об этом есть надпись на арабском языке в горах. Кроме меня, ее никто не знает. Если бы мы поехали туда, я бы показал тебе эту надпись, мой сын. Когда Хазрат Али совершал намаз, камень расплавился. Его след тоже очень хорошо виден» (Берикбай Сагындык-улы Мусирбай-Телеу «Удивительные тайны Вселенной» издательство «Наука», 1997, стр. 145).
Известный фольклорист Шакир Ибраев также указывает в своих данных, что пророк Озган – Кужимди аулие – похоронен в могильнике Кулейс Тамдынского района Бухарской области.
Причина, по которой могила, где похоронен пророк Озган, стала называться Кужимди, вероятно, в том, что там росло много кужимов. Кужим – это вид дерева, пробивающийся сквозь черный камень на склоне горы.
Историк Дархан Кыдыралиев в своей статье «У тюрков тоже были пророки» анализирует религиозные представления доисламских тюрков и отмечает, что наши предки придерживались религии ханифов (монотеизм), называя Творца иногда Баят, Иди, Чалаб, Ачу, и что вера тюрков в загробную жизнь глубоко перекликается с исламом (Дархан Кыдыралиев. «Когда моему имени дали имя человека». Алматы, 2008. стр. 15-16).
А известный ученый, доктор теологических наук Мухан Исахан в своей замечательной исследовательской статье о тюркской цивилизации «Кто такой Огуз-каган?», опубликованной в 2013 году,
«…На самом деле, всем известно, что у тюркских народов есть древний дастан под названием «Огузнама» о пророке Озгане или Огуз-кагане… Тот факт, что Огуз, едва родившись, заявил своей матери, что не будет пить молоко, пока не уверует в Творца-Аллаха (Огуз-наме. Мухаббат-наме. Алматы 1986. стр. 36), является неоспоримой истиной, свидетельствующей о пророческих качествах. Ведь все пророки живут с качеством «исмат» (безгрешный, чистый) (Джурджани. Китабут-Тарифат. Бейрут 1987. стр. 150). Даже то, что Огуз-каган, как только у него появился дар речи, начал говорить «Алла, Алла», то, что он не ложился с дочерьми Кёр-хана и Коз-хана, потому что они были неверными, и после победы над своим неверным отцом и восшествия на престол совершил газават против неверных (Абильгази. Древо тюрков. Алматы. Ана тили. 1991. стр. 16-22), может указывать на то, что он действительно мог быть пророком», – высказывает мысль о том, что пророк Озган – Огуз-каган – мог быть хуннским тенгрикутом Модэ-каганом (174 г. до н.э.).
Кто знает, может быть, гора Огызтау в Кызылкумах, на бухарской стороне, хранит тайны той древней истории.
Хранителем и защитником могил, где покоятся пророки, является сам Аллах Всевышний. Говорят, что люди боятся раскапывать могилу пророка Озгана в Тамдынском районе Бухарской области. В годы Советской власти около тридцати археологов собрали свои палатки за одну ночь и сбежали. По словам местных жителей, один человек разжег костер и преследовал каждого из них по отдельности. Сведения о том, что длина каждого из семи человек, похороненных в могиле Кужимди аулие, составляет двадцать шагов, также перекликаются с длиной восемнадцатиметрового мавзолея мусульманского пророка Данияра и еврейского пророка Даниила в городе Самарканд.
Конечно, в религии основной вопрос заключается не в том, чтобы знать и определять биографии и могилы пророков, а в том, чтобы подчиняться им. Говорят, что когда читается Коран и совершается поклонение, приветствия всем пророкам от уммета направляются сами собой. Хотя определение их могил не является обязательным, сегодня мы напомнили многим о том, где находится могила пророка Озгана. Определение места упокоения пророка Озгана не имеет большого значения для