Мелкосопочник Сарыарки — отличное место для развития овцеводства. Однако, согласно статистическим данным областного управления сельского хозяйства Карагандинской области, регион отстает в развитии овцеводства. Он занимает седьмое место по стране. Из 17 947 176 голов овец и коз в Казахстане только 1 000 000 приходится на Карагандинскую область. Если считать коз и овец отдельно, то в Казахстане насчитывается более 2 миллионов коз, а в Арке — 205 584. Это с учетом 38 844 голов овец из 14 хозяйств Карагандинской области, занимающихся разведением породистых овец, и 70 коз зааненской породы, завезенных в Казахстан из Челябинской области России, происходящих из швейцарского кантона Заанен, в Каркаралинском районе.
Сколько зарабатывает чабан?
Связавшись с сельскими жителями, мы узнали, что «людей, пасущих овец, не хватает». Даже если такой человек найдется, он просит высокую цену за то, что объездит коня, выпьет кумыса и обойдет с пятью-шестью дворами скота за околицей села. Ежедневный заработок современного чабана — 3 тысячи тенге. Его зарплата выше зарплаты учителя. К черту зарплата, разве не проходит его энтузиазм? Владелец скота знает, что он платит чабану не только за то, что тот пасет овец, но и за то, что тот отдыхает на свежем воздухе. Поэтому, возможно, он в будущем скажет: «К черту овец». Действительно, корову можно отогнать от села на пару холмов и вечером привести обратно. А если не идти за овцами, то они вряд ли вернутся в загон. Во-вторых, сейчас трудно продать овечье мясо. Городские казахи, похоже, избегают его, понимая суть поговорки «овечье мясо — свинец», потому что оно долго переваривается в желудке. Вместо того чтобы так губить овцеводство, сельские жители могли бы работать по программе кредитования овцеводства «Алтын асық».
Например, в прошлом году по Карагандинской области государство через институт «КазАгро» выдало кредиты на приобретение 7 196 голов овец. В этом году предусмотрены средства на 2000 голов. По этой программе любой желающий может получить кредит под сниженный процент, развести овец и держать их. Кроме того, если овец будут забивать в специально оборудованных пунктах, а не дома ножом, то их шкуры можно будет выгодно продать.
Почему арабские страны заинтересовались карагандинскими овцами?
Из Карагандинской области более 3 тысяч овец специальным рейсом отправились в Объединенные Арабские Эмираты. Предприниматель из Жанаарки Жамбыл Жундыбаев отправил породистых эдильбаевских овец в дальнее зарубежье на трех самолетах. Он отправил наших «мясных, шерстистых, белых овец Сарыарки» компании «Myco Trading FZE» в соответствии с требованиями спроса на крупное производство мяса и сельскохозяйственной продукции. Иностранцы проявили спрос на мясо и молоко наших овец как на экологически чистый продукт. Тогда мы убедились в той оценке, которую Алаш дал нашим казахским овцам более века назад.
Затем мы связались с директором ТОО «Племенной завод «Жеңіс» господином Жамбылом Жундыбаевым. По словам владельца хозяйства, по контракту мы отправляем им живых овец, а они их забивают по своим технологиям. Они ценят наших овец как экологически чистый продукт. Желательно экспортировать белых эдильбаевских овец. Иностранцев интересуют не меринос или каракуль, а курдючные, шерстистые, мясные, молочные овцы казахов. Белые овцы меньше проводят радиацию, а овцы данного хозяйства свободно пасутся в степи, откармливаются без каких-либо прививок и добавок. В настоящее время упомянутое нами хозяйство «Жеңіс» заключает контракты с пятью странами, такими как Иордания, Катар, ОАЭ. Соответственно, такой крупный проект не под силу одному человеку или одному хозяйству. Например, из трех тысяч овец, экспортированных в прошлом году, около тысячи принадлежали ТОО «Отқанжар» под руководством Каната Отарбаева в Нуринском районе. По плану этих хозяйств на этот год, они намерены объединить отдельные хозяйства, относящиеся к Жанааркинскому и Нуринскому районам, в кооператив и экспортировать 40 тысяч овец за рубеж. В связи с этим отмечается необходимость лаборатории, которая будет контролировать продукцию, вывозимую за границу, из одного центра. Если этот вопрос не получит поддержки со стороны правительства, отдельные крупные и мелкие хозяйства могут экспортировать больную или некачественную продукцию, «испортив бочку меда ложкой дегтя».
В рамках Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, инициированных Главой государства Нурсултаном Назарбаевым, увеличение экспортных товаров и выход на мировой рынок являются одними из актуальных задач, стоящих перед Казахстаном. Караганда, похоже, успешно справляется с этой задачей.
Неужели те, кто ест шашлык, не знают о благе?
В целом, мы ежедневно говорим, что овцеводство — это традиционное занятие казахов. Тем не менее, мы задаемся вопросом, что будет с этим хозяйством. Как мы уже говорили, если отбросить все, то слова «чабан», «овчар», «пастух» мы слышим только из старой литературы. Мы рискуем забыть наше традиционное занятие, которое существует вместе с казахами с незапамятных времен, вместе с селом. Хотелось бы, чтобы вместе с овцеводством не погибли казахский язык, культура и иммунитет. Раньше говорили: «Если разводишь скот, разводи овец, их продукция обильна». Сейчас говорят, что расходы огромны. «Одна овца в кошаре съедает столько же сена, сколько одна лошадь», «шерсть выбрасываем, шкуру рвут собаки», «один выход чабана — три тысячи тенге» — услышав это, думаешь, что овца не окупает себя. Человек, прочитавший монографию Алихана Бокейханова «Овцеводство в степном крае», опубликованную в 1904 году, знает, что одна овца зимой, нуждающаяся в уходе, а именно, одна овцематка в Кентской волости Каркаралинского уезда, съедает 7 фунтов (2,8 кг) сена. Неужели столетняя овца превратилась в дракона, который ест столько же сена, сколько лошадь? Кто может гарантировать, что такие необоснованные разговоры не погасят пыл молодых предпринимателей?
Проблема в том, что мы не знаем, как улучшить породу разводимых овец, экспортировать мясо и использовать молоко в лечебных целях. Правда, зимы в Арке суровые, снега много, ковыль — как копье. Когда мы спросили фермеров, если не будет овец с шерстистым, морозостойким, толстым шкурой, то тонкошерстных овец зимой заморозит мороз, а летом задушит ковыль. Если вовремя стричь, заливать зеленым лекарством, обрабатывать креолином, следить и лечить от глистов, разве одна лежащая овца не станет тысячей пасущихся? Мы не будем здесь писать о свойствах овцы, упомянутых в Коране. Мы — поколение, которое знает только их кауаб (жареное мясо), а не сауаб (благодеяние)…
Шерсть овец пропадает зря. Если нет ни одного-двух человек, которые могли бы ее использовать, то не осталось бабушек и матерей, которые бы вязали из шерсти валенки и шили войлочные ковры. Кроме того, нет фабрик по переработке шерсти, соответствующих требованиям времени. Мы слышали, что до девяностых годов в поселке Сортировка под Карагандой работала фабрика по производству пим. Об этом мы подробно узнали во время беседы с ветераном из Актагайского региона, карагандинкой, мастером народных ремесел Камаш Толеубаевой. По ее словам, искусных женщин сейчас почти нет. Правительство тоже не уделяет этому внимания. А ведь шерсть может стать источником дохода. Например, в 2013 году Камаш участвовала в международном конкурсе «Шебер-2013» в Непале от имени Казахстана. Представленное на выставке изделие — сырмак (войлочный ковер). Для его изготовления она получила обработанную чистую шерсть с шерстеперерабатывающей фабрики в Жамбылской области. Если бы в Караганде появились такие фабрики, то сколько талантливых людей из организации народных ремесел «Шебер» в областном центре, возглавляемой Камаш Толеубаевой, были бы готовы изготавливать из овечьей шерсти различные предметы домашнего обихода, одежду, постельные принадлежности. Кроме того, Камаш апа готовит несколько изделий к выставке ЭКСПО.
Разве одежда, связанная из натуральной, экологически чистой, легкой и теплой овечьей шерсти, не выгоднее и дешевле импортной дорогой синтетической одежды? Если продавать изделия из тонкой овечьей шерсти, начиная от варежек и заканчивая головными уборами, с маркировкой «Сделано в Казахстане», то государство будет поддерживать. Вина, скорее всего, в нас самих…
Вывод
Каждая часть овцы — изделие. Играйте, набивая костяшки и бросая асыки. Из большой берцовой кости можно сделать нож, из бедренной — кран. Также, по некоторым данным, в спорах казахов с соседними странами о родной земле, овечий помет служил доказательством того, что земля принадлежит казахам, и определялось, кому принадлежит холмистый хребет. Следовательно, не только копыта лошадей казахов, веками пасших овец, но и вся земля, где рассыпан овечий помет, должна принадлежать казахам…
Мирас АСАН, газета «Егемен Қазақстан»
Карагандинская область