В нашей стране увеличилось число этнических казахов, переселившихся на историческую родину, в связи с реализацией миграционной политики. Однако как вернуть на Родину 5 миллионов казахов, проживающих за рубежом? Можно ли рассчитывать на 1,5 миллиона казахов по официальным данным Китая, 2,5 миллиона по неофициальным, а также на 1 миллион 600 тысяч наших соотечественников в Узбекистане? А как быть с 800 тысячами казахов в России и 120 тысячами в Монголии?
К сожалению, за 25 лет независимости в страну вернулось около миллиона наших соотечественников. Насколько эффективной оказалась миграционная политика, то замедлявшаяся, то ускорявшаяся, известно многим. Например, в 2016 году в Казахстане 16 417 семей, или 33 754 этнических казаха, вернулись на историческую родину и получили статус оралмана. Большинство из них, а именно 65,5%, прибыли из Узбекистана. Также 24,9% прибыли из Китая, 3,2% из Туркменистана, 2,7% из Монголии, 3,7% из других стран. 65,4% из них – трудоспособного возраста. В Законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам миграции населения и занятости» в целях стимулирования возвращения этнических казахов на историческую родину предусмотрено: предоставление этническим казахам статуса оралмана независимо от региона расселения. Им предоставляется возможность получения вида на жительство без подтверждения платежеспособности путем обращения в миграционную полицию, в отличие от иностранных граждан; а также предоставление этническим казахам социального пакета при расселении в регионах, определенных Правительством. Кроме того, оралманы, переселившиеся из любого региона страны в другой регион, определенный Правительством, имеют возможность получить социальную поддержку. Предусмотрена обязанность вернуть полученную помощь Правительству, если они покинут регион расселения ранее чем через 5 лет. Также предусматривается сокращение срока предоставления гражданства Республики Казахстан оралманам до 1 года после получения вида на жительство. Сегодня комитет Министерства труда, социальной защиты и развития принял решение о восстановлении статуса оралмана этническим казахам, утратившим этот статус и не получившим гражданство Казахстана в упрощенном порядке.
Этнические казахи, утратившие статус оралмана, для его восстановления должны обратиться и подать документы в областное управление координации занятости и социальных программ, управление миграции и трудовой инспекции города Алматы, управление занятости, труда и социальной защиты города Астаны. После восстановления статуса оралмана этнические казахи могут обратиться в миграционную полицию по месту регистрации для повторного получения гражданства в упрощенном порядке. Заявление рассматривается в течение трех месяцев. При получении статуса оралмана во второй раз выдается справка, а не удостоверение оралмана. В течение шести месяцев с момента получения справки оралманы должны успеть подать документы в управление миграционной полиции.
Действительно, вернулось ли около миллиона наших соотечественников за 25 лет независимости – много это или мало? Что мешает постепенно переселить 5 миллионов казахов, живущих за рубежом? Кто гарантирует, что завтра они не потеряют связь с корнями и не растворятся в политике той страны? Естественно, эти и другие вопросы волнуют каждого. Однако, если мы не создадим возможности для наших соотечественников, стремящихся вернуться на историческую родину, не окажемся ли мы завтра слишком поздно?
Оправдает ли себя переезд с юга на север?
Стоит отметить, что большинство наших соотечественников, прибывших на историческую родину, предпочитают селиться в южных регионах. А на северные регионы, где казахизация идет медленно и не хватает рабочей силы, они ехать не хотят. Возможно, они избегают трудностей адаптации в русскоязычной среде или ссылаются на неблагоприятные погодные условия, кто знает?
В рамках государственной программы начались работы по переселению жителей южных регионов с низким уровнем социального развития в северные области страны. Жители, желающие переехать с юга на север страны, называют основной причиной безработицу. По словам представителей местных властей, эта проблема имеет и демографический аспект. Батыржан Лесбаев, житель села Кызылсенгир Казыгуртского района Южно-Казахстанской области, три года не может найти работу по специальности железнодорожника, готовится к переезду в Северо-Казахстанскую область. «У нас нет постоянной работы. Потому что населения много, тесно. Я устал работать где придется. Нас семь человек в семье – родители, брат, жена и двое детей, все мы живем на пенсию матери. Если бы дали постоянную работу, мы бы поехали хоть на край света», – сказал Батыржан Лесбаев.
По словам заместителя руководителя управления координации занятости и социальных программ Южно-Казахстанской области Сатжана Полатова, с начала года увеличивается число людей, желающих переехать на север, как Батыржан Лесбаев. «Большинство рабочих мест, предлага