ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Учитываем ли мы благозвучие речи?

Учитываем ли мы благозвучие речи?

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
23 февраля, 2017
in В мире
0

Казахский язык – мелодичный язык. А мелодия, как выяснили ученые, близка к правильному произношению слова или словосочетания в составе предложения, целой языковой единицы. Это особенно заметно в норме правильного произношения стихов и художественной речи. И действительно, большинство людей считают орфоэпические нормы ключом к правильной речи, а орфоэпический словарь – хранилищем этих норм. Однако не всегда знают, как использовать слова и словосочетания из словаря в речи.

Слова и словосочетания, приведенные в словаре, в процессе речи сливаются друг с другом, превращаясь в осмысленные предложения, высказывания в виде мнений. Особую роль играют смысловые части в составе предложения. Например, «қазақ жері» согласно орфоэпической норме произносится как «қазағ жері». Но «Қазақ жерін сүйеді» можно понять в двух разных смыслах, изменив место паузы. Первый вариант: «Қазағжерін // сүйөдү», второй: «Қазақ // жерінсүйөдү». В первом предложении подлежащим является скрытое лицо «он», а во втором – «казах». Мы считаем, что слова, разделенные паузой в ритмической группе, произносятся с одной мелодией, одним дыханием, поэтому их следует указывать, соединяя без разрыва. Конечно, известно, что такие случаи не охватываются «Орфоэпическими словарями». Тогда возникает закономерный вопрос: существуют ли какие-либо способы создания орфоэпической записи текста?

На наш взгляд, текст следует разделить на две части: «орфоэпия поэтической речи» и «орфоэпия прозы». Остановимся сначала на поэзии. Как показывает практика, одни читают стихи скороговоркой, другие читают с чувством, третьи делают паузу после каждого слова, четвертые читают выразительно, а пятые читают, соединяя слова без разрыва. В школе, где впервые дают представление о культуре речи, даются некоторые понятия о нормах, и хотя мы знакомы с выразительным чтением, трудно объяснить одним словом разную степень владения им каждым. Только точно известно, что представления о нормах, в том числе об орфоэпических нормах, у каждого разные. В настоящее время любой, работая со стихами или текстом, считает, что читает выразительно. Но что значит выразительно, с чувством читать стихи, соблюдая орфоэпические нормы? Большинство людей интуитивно чувствуют, что это подчиняется определенной закономерности и следует ей.

Предпосылками выразительного чтения должны быть не только знаки препинания, отображаемые на бумаге, но и их функция в потоке речи, соответствующее повышение или понижение интонации, ускорение или замедление темпа, соблюдение фонетических закономерностей, орфоэпических норм и ряда других законов. В связи с этим «Казахская грамматика» предупреждает: «Отображение интонации устной речи в письменном тексте – естественное явление, и правильное, выразительное чтение письменного текста также зависит от его интонации. Если изменить его интонацию, то есть сместить ритмическое группирование слов, стоящих рядом, и связанную с этим паузу, то может измениться не только его стилистический оттенок, но и грамматическое значение слов» (Казахская грамматика. – Астана, 2002. С. 105).

Прежде всего, всем известно, что каждая строка стихотворения делится на стопы. Если ритм делает стихотворение стихотворением, то в казахском стихосложении весь ритм согласуется со стопой. Как показывает практика, во многих случаях читающие стихи выразительно вообще не обращают внимания на стопы. А если правильно разделить на стопы и делать паузу между каждой стопой, стихотворение совершенно преобразится и обретет особый колорит. С одной стороны, мысль будет восприниматься быстро благодаря связным группам слов, а не будет растянутой.

Основным признаком разделения таких стоп с постоянным количеством слогов и разделения стоп в потоке речи является пауза. В последнее время в наборе текста наблюдается практика обозначения разделения между стопами и ритмическими группами, а также общих пауз знаками /, //, ///. Проблема заключается в том, что они не отражены в учебниках для среднего и специального образования.

Если функция паузы в поэтической речи – разделение между стопами, то в прозе она обозначает остановку между группами слов или между предложениями. Пауза при выразительном чтении или художественном рассказе имеет свое значение. Пауза при чтении текста, небольшая задержка голоса – это не просто пауза. Это способ раскрытия смысла литературного текста. В зависимости от продолжительности паузы, паузы бывают разными. В основном их можно разделить на три типа. Короткие паузы обозначают разделение между ритмическими группами. Их можно обозначить знаком /- при орфоэпическом оформлении текста. Мы условно называем их короткими паузами, потому что, хотя части предложения, отмеченные этим знаком, произносятся без паузы, в их разделении может наблюдаться изменение мелодии или дыхания.

Средние паузы разделяют группы слов в предложении. Их можно обозначить знаком //- при орфоэпическом оформлении текста. В предложении они отделяют связанные словосочетания, однородные члены и даже сложные члены предложения от других групп. В конечном итоге этот знак является знаком разделения между ритмическими группами и межритмической паузы. Части предложения, разделенные этим знаком, отделяются друг от друга паузой голоса и произносятся с отдельным мелодическим рисунком. В поэтическом тексте этот знак используется для обозначения разделения между стопами, а в прозе – для разделения ритмических групп. В поэзии он связан с количеством слогов, а в прозе зависит от ритмических групп.

Длинная пауза или остановка, иногда называемая логической паузой. Она означает завершение предложения. Придает изящество высказанной мысли. Другими словами, она означает завершение высказанной мысли и переход к другой мысли или переход от одной части текста к другой. Ее можно обозначить знаком ///- при орфоэпическом оформлении текста. В письменной речи места, отмеченные таким знаком, обозначают разделение между предложениями, а иногда такие части текста начинаются с новой строки. Это, в свою очередь, усиливает значение слова как выразительного средства художественной речи. Конечно, здесь также требуется, чтобы читающий художественный текст выразительно хорошо понимал смысл текста.

Теперь можно проанализировать значение паузы, выраженной условными знаками, упомянутыми выше, на конкретных примерах из поэзии. Сначала посмотрим на строки стихотворения:
Алда мықты жаратқан сегіз батыр,
Баяғыдан соғысып әлі жатыр.
Кезек-кезек жығысып, жатып-тұрып.
Кім жығары белгісіз түбінде ақыр. (Абай)
Если орфоэпически оформить данные строки стихотворения согласно норме произношения, получится следующее:
Алдамықты4 // жаратқан3 // сегізбатыр4(11)
Байағыдан4 // соғысып3 // әліжатыр4(11)
Кезеккезек4 // жығысып3 // жатыптұрұп4 (11)
Кімжығары4 // белгісіз3 // түбүнд`ақыр4(11)
Как видно, каждая стопа состоит как минимум из 3, а максимум из 4 слогов. Для наглядности мы указываем это верхним регистром в конце каждой стопы. Каждая строка соответствует размеру черного стиха (кара өлең) из 11 слогов. А слитное произношение слов, входящих в одну стопу, можно обозначить знаком –. Падение гласных звуков, произошедшее в результате явления скольжения, следует обозначать знаком `.
В некоторых случаях могут использоваться и другие условные знаки в зависимости от особенностей мысли, выраженной в стихотворении.
Теперь рассмотрим орфоэпическую запись «прозы». Здесь понятно, что ритмические группы группируются по смысловым частям.
Написание:
Бір күні Қожанасыр досының үйіне келсе ол үйін тазалап жатыр екен. Қожа одан:
– Е, достым! Не істеп жатырсың? – деп сұрапты.
– Ә, Қожа екенсің ғой! Мына ескірген киім, қағаз, кітап бәрін өртейін деп жатыр едім, – дейді досы.
– Қой, достым! Киім ескіргенмен, кітап ескір­мейді. Кітаптың сырты ескіргенмен ішін­дегі асыл сөзі ескірмейді, – депті Қожа.
Произношение:
Біргүнү // Қожанасыр/ досұнұңүйүнө гелсе // ол // үйүн / тазалабжатырекен /// Қожа / одан ///
– Е /// достұм /// Неістебжатырсың? // депсұрапты ///
– Ә /// Қож`екенсіңғой /// Мына / ескіргеңDгійім / қағаз / кітап // бәрінөртөйүндебжатыредім // дейдідосұ ///
– Қой /// достұм /// Кійімескіргенмен // кітабескірмейд /// Кітаптыңсырты / ескіргенмен // ішіндег`асылсөзү / ескірмейд // депті Ғожа///
Предлагаем использовать некоторые знаки для обозначения звуковых влияний, реализуемых в ритмах или ритмических группах в тексте. Звуки влияют друг на друга акустически и артикуляционно, в редких случаях эти влияния происходят одновременно. В учебниках среднего образования они изучаются как опережающее, последующее и одновременное влияние. Для обозначения акустического влияния звуков друг на друга можно использовать знаки и . По направлению стрелки нетрудно понять, какой звук влияет на какой. Основываясь на этой системе, для обозначения артикуляционного влияния звуков друг на друга мы используем знаки и . Если оба вида влияния происходят одновременно, можно использовать знак . Предлагаемые методы имеют большое практическое значение. Образцы обозначения видов влияния условными знаками были предложены известным фонетистом, профессором С. Мырзабековым (Мырзабеков С. Казахская фонетика: учебное пособие. – Алматы: Казахский университет, 2004. С. 141).

В заключение, использование различных условных знаков при орфоэпическом оформлении текста имеет важное значение. Можно сделать следующие выводы:
Наименьшей единицей, преобразующейся с точки зрения орфоэпии, является стопа или ритм.
На границе между ритмами фонетические явления не происходят.
Правильное понимание паузы в тексте является прямым механизмом реализации орфоэпических норм.

В конечном итоге, вышеупомянутые образцы преподаются в различных вариантах в высших учебных заведениях и средних специальных учебных заведениях. Теперь можно сказать, что пришло время их стабилизировать и прийти к единому образцу. Преимущество нашего предлагаемого образца заключается в его удобстве для компьютерного набора текста. Это позволит предложить методические пособия для средних и начальных учебных заведений.

Съезд Акимбек,
доцент Казахского национального университета им. аль-Фараби

Газета «Ана тілі»

Previous Post

«Правая рука» короткометражный фильм

Next Post

Димаш, исполнивший песню «Дайдидау», занял третье место на 7-м этапе конкурса

Next Post

Димаш, исполнивший песню «Дайдидау», занял третье место на 7-м этапе конкурса

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.