В настоящее время салафитская идеология распространилась далеко за пределы арабских стран, охватив многие регионы мира. Среди мусульман Казахстана, особенно среди молодежи, широко распространяются салафитские взгляды. Они развращают сознание молодежи и проповедуют невежество. Нельзя не упомянуть об этом еще раз.
Виноваты ли мы в этом!? Потому что мы не смогли показать правильный путь нашим близким, нашим братьям. Родители, заботясь о детях и зарабатывая на жизнь, уходили утром и возвращались поздно ночью. Поскольку безделье превратило интернет в развлечение, некоторые наши молодые люди, не справившись со своими желаниями, стали слушать сомнительные проповеди и превратились в поверхностно «набожных».
«Лучше поздно, чем никогда», поэтому наша общая задача – спасти наших заблудших сограждан от влияния чуждых течений, защитить их и призвать заблудших к разуму. Пророк Мухаммед сказал: «Не впадайте в крайности в религии, ибо крайности приведут вас к гибели». Экстремистские и террористические акты, вызывающие беспокойство не только одной страны, но и всего мира, являются следствием крайностей и радикальных взглядов.
В целом, что такое салафизм? Как мы понимаем слово «салафизм»? Насколько правильно причислять себя к «салафитам», не понимая глубокого смысла этого понятия? Вот такие вопросы волнуют общество…
Систематические ответы на подобные вопросы даются отечественными учеными-теологами и ДУМК. Я счел целесообразным представить вашему вниманию то, что я знаю об истории возникновения течения «салафия» на основе книги «Салафия» всемирно известного исламского деятеля, профессора, доктора Мухаммеда Саида Рамазана аль-Бути (1929-2013), который определил «салафию» как «путь нововведений», привнесенный в религию позже, отвечая на многочисленные вопросы, волнующие многих.
Прежде всего, кратко рассмотрим происхождение слова «салаф». Его первоначальное значение – «предшествующий, прежний». Следовательно, прошлый период времени назывался «салаф» для последующих. Однако это слово заняло прочное место в исламе, стало особым термином и приобрело характер, который больше не используется в другом значении. Религиозная литература доказывает, что период «салаф» был самым благословенным периодом в исламской истории. Это был период первых трех поколений исламской уммы, начиная с Пророка Мухаммеда. Потому что в хадисе, переданном Бухари и Муслимом от Абдуллаха ибн Мас’уда, Пророк Мухаммед сказал: «Лучшие из людей – это те, кто жил в мое время. Затем те, кто придет после них. Затем те, кто придет после них. После них придут люди, чья клятва будет предшествовать их свидетельству, а свидетельство – их клятве», то есть он упомянул добродетель, присущую первым трем поколениям.
Основная причина благословенности этих трех поколений – их прямое приобщение к учению Пророка и извлечение уроков из его благочестивой жизни. Сподвижники напрямую учились основам веры и религиозным принципам у Пророка Мухаммеда. А табиины (мусульмане, видевшие сподвижников) следовали за сподвижниками, а табака-табиины (мусульмане, видевшие табиинов) слушали их наставления и получали их воспитание, черпая силу из этого подлинного благочестия.
Те, кто превратил слово «салаф» в главный инструмент и поддался терроризму, чуждому исламскому шариату и пониманию, совершают большую ошибку. Сегодня чуждые течения, маскирующиеся под мусульман, используют понятие «салафизм» как прикрытие и формируют свою собственную философию. К сожалению, к списку общин, маскирующихся под ислам, не имеющих качества, но имеющих количество, добавилось новое течение под названием «салафизм», отличающееся своей «особой» природой.
Известно, что благочестивые люди эпохи ранних салафов охватывали не только мусульманскую умму, но и других людей Писания и народы. Уже в тот период группы и течения, маскирующиеся под ислам, по разным причинам отклонялись от пути понимания и толкования Корана и Сунны, одобренного учеными и имамами мусульманской уммы. Это отклонение толкало их к различным передрягам и заблуждениям, приводя к внутреннему разделению на группы. Хариджиты, мурджииты, мутазилиты, которые были среди них, впоследствии разделились на множество ветвей и обвиняли друг друга в неверии. Можно заметить, что действия и верования современных салафитов схожи с хариджитами, мурджиитами и мутазилитами.
Как и любые реформаторские движения, это течение использовало лозунг «салафия» для привлечения людей и достижения своих целей. Это означало «очищение от всего, что не свойственно исламу», поскольку нововведения и ошибочные убеждения отдаляли от реальной жизни. Тогда была надежда, что мусульмане вернутся к религиозным представлениям и принципам времен праведных предшественников и пойдут по их стопам. Смысл их приверженности представлениям времен салафов заключался в устранении нововведений, ошибочных убеждений и представлений, широко распространенных в большей части исламского мира. Однако они хотели связать прежние представления, указывающие на истину ислама, с лозунгом «Салаф или Салафия». Есть ли другое слово, кроме салафии, маскирующейся под ислам, соответствующее этим значениям?
Мы долго изучали историю, провели множество исследований, но не нашли никаких сведений о мазхабе салафия ни в одну эпоху ислама, и никто не говорил о существовании группы под названием «салафия» среди мусульман, призывающей людей к своим ограниченным взглядам и нравам, присущим этому течению. Итак, давайте кратко поищем дополнительный ответ на вопрос: как возникло это течение, которое мы видим сегодня, привлекает внимание всего мира и разжигает споры и дискуссии…
Основы ваххабитского или салафитского течения заложил Мухаммед ибн Абдул-Ваххаб (1703-1792 гг.). Он взял за основу своей идеологии строгие принципы Ибн Таймийи, жившего в XIII веке. Мухаммед ибн Абдул-Ваххаб писал труды, противоречащие акыде ахли-сунны, и, используя свою политическую активность, стал причиной возникновения смут на Аравийском полуострове, начавшихся в регионе Неджд.
Это движение, пытаясь приблизиться к поколению салафов и взяв «салафию» в качестве своего названия, в других аспектах не принимало принципы и действия праведных предшественников, а наоборот, отдалялось от них.
В этот период «ваххабитское» течение, связанное с именем Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба (1703-1792 гг.), по определенным причинам распространилось в Неджде и некоторых отдаленных уголках Аравийского полуострова. Ваххабитское течение и руководители религиозного движения в Египте имели общее направление. Это намерение проявлялось в борьбе против нововведений и ошибочных убеждений, особенно против суфиев. Такие общие мнения стали основой для распространения слов «салаф» и «салафия» среди лидеров ваххабитского течения. Все их содержание и особенности опирались на необоснованные представления Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба. Когда они были обеспокоены словом «ваххабия», им понравилось слово «салафия», и они начали распространять свои прежние убеждения под этим названием. Таким образом, взгляды и принципы последователей этого пути не ограничивались Мухаммедом ибн Абдул-Ваххабом, а продолжились в салафитском течении. Таким образом, они хотели сформировать мнение, что «мы являемся надежными представителями салафитской акыды в понимании и реализации ислама».
Вот так то, что когда-то было названием движения и стремилось распространять его принципы, превратилось в течение. Последователи этого течения отличаются от других мусульман и считают только себя «на истинном пути». Они хотят представить себя как «надежных представителей салафитской акыды и продолжателей их пути в исламе». Заблуждение людей в этом течении заключается в мысли: «Самая правильная мусульманская община – это мы».
От прежних ученых-салафус-салихинов такого учения не осталось, никто из них не допускал раскола мусульманского единства.
Поэтому, уважаемый читатель, у нас нет другого выхода, кроме как называть сегодняшнюю «салафию» «путем нововведений», привнесенным в религию позже…
Абуов Т.Т.,
НИЦ по изучению и анализу проблем религии
Комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития РК
Руководитель отдела анализа и мониторинга религиозной ситуации, главный научный сотрудник
Национальный портал