Несмотря на прошедшие почти два столетия, исторические рассказы, связанные с ханом Кенесары, сохраняются в памяти народа. В первую очередь привлекает внимание жизнеспособность топонимов, связанных с его именем, а во-вторых, тот факт, что исторический артефакт, бывший как бы глазами хана Кенесары, сохранился до наших дней.
Прежде всего, остановимся на первом вопросе. Наибольшее количество сохранившихся исторических мест, связанных с именем хана Кенесары, охватывает территорию между Улытау, Тургаем и Иргизом. Это, с одной стороны, понятно, ведь указанные края были основным очагом и центром восстания. В этих краях часто встречаются названия мест, такие как «зимовье Кенесары», «крепость Кенесары», «место ковки оружия Кенесары». А после подавления восстания хана Кенесары, с возвращением его соратников на родину, география исторических рассказов, связанных с ханом, еще больше расширяется. И эти зираты соратников Кенесары, воздвигнутые в каждом уголке казахской степи, производят впечатление, будто «раскрывают» масштаб и славу восстания.
Одним из упускаемых из виду фактов, связанных с Кенесары, является первое событие «избрания ханом» Кенесары на территории Карагандинской области, в районе Ортау – Кызылтау (в районе Актауской крепости). Эти сведения можно почерпнуть из следующих стихотворных строк Шортанбая жырау, представителя эпохи зар-заман:
«В Ортау Кенесары ханом избрали,
Средний жуз с ним с давних пор пошли.
Из пяти сыновей Жангутты есть,
Бесайыт, Дуйсенбай и Есбай, Кара,
Словно одна рука, каждый по себе».
Люди, упомянутые в этом стихотворении, – известные личности рода каракесек (аргын). Жангутты – человек, известный в народе как «добрый Жаке». А Бесайыт – потомок двух богатырей (керней). Его дедом был батыр Жарылгап, а дедом по матери – батыр Канджигалы Богенбай. Сын Бесайыта, Нурлан, был снят с должности волостного за укрытие султана Кудайменде (родственника А. Бокейханова), участвовавшего в восстании Кенесары.
Судя по стихотворным строкам Шортанбая жырау, событие «избрания ханом» должно было произойти летом-осенью 1838 года. Поскольку именно в эти годы казахи Акмолинского и Каркаралинского уездов массово перешли под власть Кенесары. И в этом же 1838 году были совершены нападения на Актаускую и Акмолинскую крепости, последняя была взята. Однако после этих лет основная часть волостей указанного уезда, особенно роды Каркаралинского округа (за исключением отдельных представителей, небольших групп), возвращаются на свои места. В последующие годы Кенесары находился в приграничном районе Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств (Улытау – Тургай – Иргиз), а в некоторые годы уходил на зимовку в сторону Сырдарьи. И хан Кенесары уже не проводил здесь активных боевых действий.
Одним из исторических мест, сохранившихся в степи, связанных с Кенесары, является Акколь – Жыланшык в Тургае. Среди местного населения окрестностей Акколя (без указания конкретного места) широко распространено общее предание «место ковки оружия Кенесары». Одним из таких предположительных мест является «мавзолей двух девушек». Поскольку этот исторический памятник представляет собой курган, некоторые жители высказывали свое мнение: «Это, должно быть, место ковки оружия (завода) Кенесары». Однако, как видно из названия, эти два памятника являются погребальными сооружениями. И это древние артефакты, оставшиеся со времен улуса Джучи. Мы видим из исторических данных, что это широко распространенное среди местного населения сведение не является простым слухом. Например, в труде Е. Бекмаханова есть такие данные: «В настоящее время Кенесары распространяет среди казахов слух, что два башкира приступили к литью пушек; он дал им в помощь десять казахов и оставил их работать на берегу озера Акколь; из используемых материалов известно только уголь, им доставили несколько повозок угля, приготовленного путем сжигания саксаула».
В 2011 году во время проведения раскопок в окрестностях Акколя (село Карасу Джангельдинского района) представители местной инспекции по охране сайгаков показали нам одно особое место. Это было место под названием Кадыр, расположенное в 50-60 километрах от Акколя, вдающееся в Каракумы. В голой степи сохранилась наполовину зарытая в землю печь, сложенная из обожженного красного кирпича. Внешне она напоминает печь для обжига кирпича. Когда я спросил у показывающих информаторов, они сказали, что в окрестностях нет мавзолеев или кесене, построенных из красного кирпича. Эта печь осталась загадкой. Возможно, если бы ее раскопали, были бы обнаружены сведения, которые дали бы ответ на наши вопросы.
Теперь остановимся на истории сохранения артефакта, бывшего как бы глазами хана Кенесары, упомянутого выше.
Если не считать собственного знамени хана Кенесары, до нас дошла одна из боевых знамен (часть), розданных им. Это знамя хранится у старика по имени Магзум Хамитов в населенном пункте Конырат, недалеко от города Балха