В настоящее время салафитские общины представляют собой группы, изолированные от светского общества Казахстана и живущие «отдельно» от окружающих. Также среди них часто наблюдаются обвинения представителей других религий и мусульман других мазхабов в неверии (такфир), нарушение семейных отношений на религиозной почве, нетерпимость к наследию других культур и цивилизаций, отчуждение от государства и общества, не регулируемых законом Бога. В результате в салафитских группах широко распространены идеи, побуждающие отказываться от светского образования, получения светской профессии, оплачиваемой работы и даже от жизненно важной медицинской помощи.
Такие искаженные религиозные взгляды ограничивают основные конституционные права и свободы наших граждан. Эта ситуация усугубляется фактами незаконных браков-разводов (неке-талақ), оставления женщин и детей без попечения и крова, увеличением социально незащищенных слоев населения. Это связано с тем, что люди, оказавшиеся под влиянием идеологии салафизма, практически не несут ответственности за содержание семьи и заботу о детях. Об этом свидетельствуют случаи разрыва родственных отношений с родителями и семьей на основе религиозных убеждений людей, попавших под влияние салафитской группы, не признающей светские и традиционные религиозно-духовные ценности и отчужденной от общества.
Некоторые приверженцы салафизма отказываются от бесплатных государственных услуг, в том числе бесплатной медицинской помощи, детских пособий, работы в государственных учреждениях. Тот факт, что наши салафитские «верующие» не осознают, как такие действия приводят к бедственному положению оставшихся без попечения женщин и детей, не может не вызывать у нас возмущения. Причина этого в том, что салафиты, считающие себя «верующими», не понимают внутреннего смысла религии, не соблюдают традиционные религиозные принципы и истинные условия шариата.
Идеологи салафитской общины посредством проведения различных религиозных бесед в форме вопросов и ответов учат верующих, как жить, с кем поддерживать или разрывать отношения. Таким образом осуществляется целенаправленное управление сознанием людей, подвергшихся идеологическому влиянию. В качестве примера можно привести следующий диалог из одной из салафитских проповедей, распространенных в интернете.
В ходе беседы один гражданин, представившийся членом казахстанской общины, задал вопрос о правах женщин в исламе: «Сейчас многие наши сестры разводятся с мужьями, и у них возникают вопросы: «Как нам прокормить детей?». В такой ситуации могут ли женщины искать какую-либо работу, чтобы содержать себя и свою семью?».
Также задавший вопрос человек сообщил, что разведенным женщинам в общине запрещается принимать финансовую или иную материальную помощь от бывших мужей.
В ответ на эти вопросы идеолог высказал мнение: «Если муж женщины умер, она должна как можно скорее выйти замуж. А если женщины не могут выйти замуж, то им разрешается работать. Только эта работа должна быть в пределах города. Женщине нельзя выезжать в другой город. Также этим женщинам запрещается работать в одной сфере с другими мужчинами».
Из самого вопроса члена общины можно понять, в каких тяжелых социально-психологических условиях находятся женщины в этих группах, хотя это и трудно осознать. Поскольку законного брака нет, муж, провозглашая «истину», отказывается выполнять свои обязанности перед женой и детьми. Они вносят «большой вклад» в то, чтобы живые сироты и вдовы оставались без крова. Более того, отказ этих «истинников» от получения какой-либо помощи для своей беззащитной семьи от других людей свидетельствует о том, что приверженцы салафизма превращаются в жестоких людей, лишенных человеческих качеств.
Незаконные браки и разводы, широко распространенные среди приверженцев салафизма, стали серьезной проблемой, угрожающей институту семьи в нашей стране. Поверхностное толкование салафитами шариатских норм, искажающее их смысл, способствует учащению случаев распада семей в обществе.
Среди салафитских групп можно увидеть девушек, которые успели выйти замуж 4-5, а то и 11 раз за короткий промежуток времени из-за того, что их брак был заключен без регистрации в ЗАГСе и без разрешения родителей. Девушки, необоснованно получив «талак» от каждого из своих мужей, остаются без крова и попечения вместе с детьми. В результате таких действий салафитов, отказывающихся от семейной ответственности, многие девушки, женщины, матери и младенцы оказываются брошенными. Также уклонение от семейной ответственности путем отправки SMS-сообщения с «талаком» жене с мобильного телефона стало обычным делом среди граждан, придерживающихся салафизма.
Группы, пропагандирующие салафизм, ограничивают для женщин получение светского образования вне общины, свободное общение с окружающим обществом, возможность содержать себя и свою семью, поездки в другие города или страны, использование своих основных конституционных прав и свобод. В связи с этим можно заметить, что нет оснований не называть салафизм тоталитарной организацией, не признающей светскость и государственное устройство Казахстана, его Основной закон и конституционные законы, национальную культуру казахского народа.
В традиционном исламском шариате создание семьи – важный шаг, требующий большой ответственности. Ведь глава семьи несет ответственность перед Творцом за каждого члена семьи. В соответствии с моральными и шариатскими нормами ислама, каждый человек имеет права и обязанности прежде всего перед собой, затем перед своими родственниками и соседями, а также перед своим народом и Родиной. Игнорирование всего этого чуждо мусульманству.
Несоблюдение семейных ценностей в обществе приводит к возникновению множества социальных проблем. Среди них можно долго перечислять такие проблемы, как увеличение числа девочек и детей-сирот, оставшихся без попечения, учащение случаев суицида среди молодежи, духовно-нравственный упадок общества.
Тем не менее, сегодня государством комплексно и активно реализуются меры по оказанию всесторонней помощи лицам, попавшим под влияние салафитского течения и пострадавшим от него. Члены семей и родственники лиц, оказавшихся в тяжелой социальной ситуации, осужденных по статьям о религиозном экстремизме, начали получать причитающуюся им адресную социальную помощь в соответствии с Законами РК «О государственной адресной социальной помощи» и «О государственных пособиях семьям, имеющим детей». Часть из них обеспечивается постоянной работой в рамках государственной программы «Занятость – 2020», утвержденной нашим Елбасы. Также некоторым из них предоставляется необходимая кредитная помощь для занятия предпринимательством на основе программы «Кәсіпкер». Кроме того, среди мер помощи государства малообеспеченным семьям можно отметить акции «Дорога в школу» по подготовке детей к школе.
В качестве эффективного пути борьбы с влиянием радикальных религиозных течений, таких как салафизм, наш Елбасы в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» особо подчеркнул важность профилактической работы, заявив: «Нам необходимо усилить профилактику религиозного экстремизма в обществе, особенно среди молодежи». В связи с этим Министерство по делам религий и гражданского общества РК ведет активную информационно-разъяснительную работу, направленную прежде всего на предупреждение «неизолированного» населения и профилактику экстремизма во всех слоях общества. Кроме того, министерство совместно с институтами гражданского общества системно занимается комплексной реабилитационной работой с лицами, попавшими под влияние чуждых течений.
В настоящее время Казахстан уделяет особое внимание развитию себя как социального государства и последовательно совершенствует государственную политику в области поддержки частного предпринимательства. По инициативе нашего Елбасы реализуются различные стратегически важные специальные программы, направленные на укрепление социально-экономического потенциала государства. Основная цель – увеличение доли среднего класса, повышение благосостояния населения путем развития малого предпринимательства, которое стимулирует новое высокотехнологичное производство. Любой человек вносит большой вклад в процветание нашей страны, содержа и сохраняя семью, давая хорошее воспитание своему потомству. Это священный долг каждого мусульманина перед Родиной и Творцом.
Муслимов М.Ж.
Ведущий научный сотрудник отдела исследований ислама РГКП «Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии» Министерства по делам религий и гражданского общества РК.
Национальный портал
Наглядное изображение взято с сайта Азаттык