В настоящее время главными идеологиями, держащими мир «в кулаке», являются два слова: «деньги» и «оружие». Теперь можно продать, купить и, если не продать, то отнять все, даже честь, землю, язык, религию, человека. То, что еще вчера считалось преступлением в казахском обществе, сегодня стало обыденностью. Даже ООН, считающаяся самой авторитетной организацией в мире, не в силах вынести решение и сказать: «Эй, скажи, бабушка, скажи, Кожа».
Нынешняя власть Казахстана, встав на этот путь, сосредоточилась только на экономике, допустив отставание других сфер. Особенно в сфере идеологии. Наша русскоязычная власть в течение 25 лет не определяла национальную идеологию нашего государства. Как говорится в казахской пословице «В плохом доме гость хозяин», мы превратились в открытое государство, где каждый делает, что ему вздумается.
Если заглянуть в историю, то с незапамятных времен Адама и Евы было создано бесчисленное множество каганатов, правители которых назывались каганами. Например, Казахский каган, Алаш каган, Модэ каган, Огуз каган, Мукан каган, Едиль каган, Бумын каган, Истеми каган, Бильге каган, Кадыр каган, Чингисхан и так далее. Власть каганов признавалась всем миром. Тогда вопрос: «Какая чудодейственная сила?», «Какая идеология?» объединяла весь мир, несомненно, заставлял многих задуматься. Еще один момент, требующий особого внимания, заключается в том, что между этими каганами лежали тысячи лет, а каждый великий каганат просуществовал несколько веков.
Столетняя, родоплеменная система казахской нации — основа казахского общества. Эта система берет свое начало от Адама и Евы и передается из поколения в поколение. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о происхождении жузов и их внутреннем содержании. Давайте разберемся вместе:
Во всех родовых шежире, дастанах, эпосах и завещаниях, навечно запечатленных в памяти казахского народа, ясно, как «клеймо на лбу», написано, что все нынешние дети казахов произошли от одного Ата казахов и назывались «Аз-аулие».
Согласно данным шежире, у Аз-аулие было три сына, называемых «Три Жуза». В народе они также называются «Старший жуз – Акарыс — Уйсун», «Средний жуз – Жанарыс — Аргын», «Младший жуз – Бекарыс — Алшын». Жуз – это имя нашего Ата, основанное на семиступенчатой системе родства, не подлежащей разделению. Альтернатива – числовое обозначение, лицо страны, направление (обратить лицо к кибле), лезвие меча, отсекающее затылок всякому злу. Еще одно значение – центральная Орда. Они также называются Старшая Орда, Средняя Орда, Младшая Орда.
Причина разделения казахского народа на три жуза заключается в том, что эти названия связаны с родственными корнями, возрастом рождения, формированием и расположением казахских родов.
СТАРШИЙ ЖУЗ – АКАРЫС – УЙСУН: Старший жуз – первый и самый старший сын казахов, то есть наследник трона, поэтому они назывались самыми старшими, то есть старшим братом двух младших братьев (Среднего и Младшего жузов), Акарыс. Все роды, относящиеся к Старшему жузу, появились одновременно с уйсунами. Они сгруппировались вокруг уйсунов, которые первыми женились и построили дома. А «үй» — это обычный дом. Разве после женитьбы старшего сына ему не дают надел, не ставят его юрту (дом) и не выделяют отдельно? Здесь та же самая ситуация, никакой разницы. А «сін» означает «Ты – первый дом, который построил казах».
Мы, казахи, — скотоводческий народ, первыми приручившие диких животных степи. Во всех казахских словах Шопан Ата называется покровителем овец и чабанов, Камбар Ата – лошадей, Ойсыл Кара – верблюдов, Занги баба – коров, Сексек Ата – коз.
Старший (первенец) из трех сыновей казахов первым реализовал все это. Фраза из казахской пословицы «Старший жуз – уйсун, давший скоту корм» — это не уничижительное слово, а признание всеми казахами их «авторского права».
Во-вторых, мы говорим: «Родина начинается с семьи», «Семья – это малое государство». Здесь также «уйсуны» сохраняют свои авторские права. Ведь человек без дома не может создать семью. Мы и по сей день называем место, защищающее нашу семью и очаг, домом (жилищем). Они научили всех казахов, весь мир создавать семью и защищать ее, строя дома. Это так, кем бы он ни был, «хоть убейся головой о стену». Здесь никто не сможет отнять авторское право нашего предка Уйсуна. Это не под силу человеку, если не Всевышнему Творцу-Аллаху.
В-третьих, наши предки говорили: «Ищи истину у старших, они знают истину». Отсюда и происходит корневое слово «ақ (ағ)» для истины и старшего. Отсюда и название Старшего жуза – Акарыс. Отсюда и их слова: «Разве вода не течет из устья, разве слово не начинается со старшего?». Устье – сокращенное слово. Полное значение – Сак Ага.
Урок истории: казах никогда не ошибался в корне слова (своем корне, то есть своем предке) и никогда не ошибается. Ошибаются только сознание, то есть уровень разума и образования людей.
Нам, сегодняшним казахам, нужно, чтобы наши старшие (наш Старший жуз, наш Акарыс) защищали честь всего казачества, как наши древние предки, и были верны своему братскому долгу перед двумя младшими братьями. Мы хотим, чтобы наши старшие соответствовали казахской пословице «У кого есть старший брат, у того есть поддержка», а младшие – «У кого есть младший брат, у того есть дыхание».
К СТАРШЕМУ ЖУЗУ относятся: Албан, Дулат, Ошакты, Суан, Шапырашты, Ысты, Сарыуйсин, Канглы, Жалайыр, Сиргели, Шанышклы, Калаган (по энциклопедическим данным). В некоторых источниках Калаган заменяется на Шаксам. В других источниках Калаган и Шаксам не включаются, и остаются 11 родов. Чтобы будущие поколения не путались, было бы целесообразно, чтобы старейшины Старшего жуза урегулировали этот вопрос и дали четкое объяснение, почему так произошло.
Каждый казахский жуз имеет свою исторически сложившуюся территорию. Объединение Старшего жуза сформировалось в Семиречье, в широких долинах рек Шу и Талас, Сыр, Или с очень древних времен.
Из этого мы видим, что первым каганатом, отделившимся от правившего миром казахского каганата, был Уйсунский каганат.
К выводу энциклопедии «Старший жуз – политическое, экономическое и культурное объединение родов и племен, вошедших в этнический состав казахского народа» я предлагаю добавить «РОДСТВО» и «Старший жуз – Старший сын казахов, то есть брат двух младших братьев».
СРЕДНИЙ ЖУЗ – ЖАНАРЫС – АРГЫН: Они были названы СРЕДНИМ ЖУЗОМ, потому что родились между двумя сыновьями казахов. Это означает, что душа народа находится не в голове и не в ногах, а в сердце, как у человека. В этом секрет наших слов: «Душа моя», «Душа Астаны», «Душа моя Жанарым». Поскольку они родились после уйсунов, Средний жуз также называется Аргын.
Средний жуз состоит из Аргынов, Найман, Кыпшак, Конырат, Керей, Уак. Они являются средними сыновьями (потомками) казахов.
Объединение Среднего жуза расположено в регионе Сарыарка, то есть в Северном, Центральном и Восточном Казахстане, в долине реки Сырдарьи на юге Казахстана, сгруппировавшись вокруг племени Аргын.
Здесь стоит обратить особое внимание на то, что они называются Средним жузом. Основное значение слова «средний» — Орда. Они пережили потоп и до сих пор населяют Казыгурт, где была установлена Казахская Орда, и называются народом Казык.
Средний жуз – самая счастливая Орда среди казахских орда, у которой все четыре стороны света в порядке. Как говорится, «У кого есть старший брат, у того есть поддержка», перед ним старший брат, а как говорится, «У кого есть младший брат, у того есть дыхание», за ним младший брат.
Аргыны (Аргуны) и окружающие их роды берут начало от Гуннского каганата. Аргын также означает «Аргынское солнце». Центральная Орда, как видно из названия, дает надежду не только на завтрашний день, но и на аргынские дни (аргынские годы, аргынские века), ставит свою честь выше жизни ради справедливости и является основой для всего человечества в стремлении к добру.
«Вы знаете, что вы родственники по отцу, но не знаете его завещания, — говорит Казыбек. — Где слова наших предков: «Старшему жузу дайте корм и отдайте скоту, Младшему жузу дайте копье и отдайте врагу, Среднему жузу дайте камчу и отдайте спору?» Если я упаду, споткнусь, у меня есть брат, на которого можно опереться спереди, и младший брат сзади, разве не мое право решать?» — сказал Казыбек.
На эти слова обе стороны остановились и передали власть Казыбеку» (Из ответа знаменитого бия Среднего жуза Каз даусты Казыбека бию Толе).
Кто будет спорить, что только мудрейшие из мудрых могут справедливо разрешать споры.
«Гунны! Бессмертная смерть гражданина – это честное выполнение своего долга. Какой смысл в твоем мужском имени, если ты не прольешь свою алую кровь на белом пути, если живешь в угнетении? Человек, который подставляет свою гордую грудь под ноги и сам пугает свою птицу, не является человеком. Кому послужит примером твоя жизнь, когда ты прячешь голову и скрываешься?» (Едиль, каган Гуннов).
Среднему жузу поручено быть примером для казахского общества, чтобы оно не отклонялось от прямого пути Аллаха. Расположение столицы Казахстана, сердца и души казахов, на земле Среднего жуза также является волей Аллаха.
Из этого мы видим, что вторым каганатом, отделившимся от правившего миром казахского каганата, был Гуннский каганат.
Следовательно, к выводу энциклопедии «Средний жуз – политическое, экономическое и культурное объединение родов и племен, вошедших в этнический состав казахского народа. Это был союз казахских племен, населявших Центральный и Северо-Восточный Казахстан» следует добавить слово «РОДСТВО» и полностью убрать слово «союз». Потому что союз между родственниками, имеющими одну кровь, одну душу, одно сердце, одно желание, неразделимыми, не имеет смысла. Человек не создает союз со своими родственниками, братьями по крови. Потому что союз существует сегодня, а завтра его нет (как вчерашний СССР). Союз заключается с внешними странами.
Топонимические свидетельства, оставшиеся от среднего сына казахов, Аргына (Гуннского) каганата: в Кавказе на реке Сунно расположена деревня Аргын, в эту реку впадает река Аргын, текущая по Аргынскому ущелью. Река в Бурятии, впадающая в Амур, также называется Аргун (Аргын). На Алтае есть река Аргурт (Аргын жұрт), составляющая правый приток реки Катын. В казахском словообразовании буква «т» означает множественное число, а буква «н» – единственное. Вспомните род Киян и Кият великого Чингисхана. Теперь добавьте к этому гору Арганаты между нижними течениями рек Лепси и Аягоз в Балхаш-Алакольской впадине, гору Жаксы Арганаты в северо-западной части хребта Тарбагатай, Арганаты (Аргын Ата) в регионе, примыкающем к областям Торыгай и Акмола, относящимся к нынешней Жезказганской области, и район Дарганаты в Чарджоуской области Туркменистана, и вы не ошибетесь. История казахов – в одном слове. То, что они назывались Солнцем, Аргуном, Арганаты, Аргурт и правили миром, а затем распались, и почему они стали называться Аргынами, я оставляю на ваше усмотрение.
МЛАДШИЙ ЖУЗ – БЕКАРЫС – АЛШЫН: Роды Младшего жуза, как следует из названия, являются самым младшим из трех сыновей казахов, то есть владельцем главного дома (карашанырака) казаха. Он является младшим братом двух старших братьев (Старшего и Среднего жузов). Они назывались Бекарыс. А Младший жуз-Бекарыс, а также главный дом всего казачества – это Двенадцать ата Байулы, главный дом Двенадцати ата Байулы – Адай, главный дом Адая – Мунал (это род всемирно известного Чингисхана). Секрет полного сохранения всех обычаев, традиций, обрядов, языка и религии, всех данных шежире нашего Ата казахов у мангистауских адаев заключается в этом. Разве не только младший сын наследует все, что знал его отец, и завещание, данное его потомкам?! Наши враги, пытаясь отнять у казахов их главный дом, а у адаев – их старших братьев, много раз присоединяли Мангистау к другим государствам (то к русским, то к Кавказу, то к туркменам, даже в архивах сохранились данные о том, что советская власть признавала адаев отдельной нацией, отдельным государством), но мы, говоря, что мы не отдельная нация, а главный дом казахов, не расстанемся с нашими старшими братьями даже ценой смерти, вновь воссоединялись с нашими старшими братьями в кровопролитных войнах. Нашим предкам в 1920-х годах было нелегко вернуть Мангистау и Устюрт из Туркменистана казахам. Присоединение Мангистау к Туркменистану привело к крупному конфликту и многочисленным кровопролитным сражениям. Местное население хорошо знает, что когда комиссия из Москвы прибыла для решения земельного вопроса, пять тысяч хорошо вооруженных воинов Адая стояли на границе, говоря: «Мы не отдадим Мангистау туркменам, мы не пустим их в Мангистау даже ценой смерти». Может ли быть большее братство и верность старшим братьям? Ценим ли мы сейчас такое братство?
Роды Младшего жуза, сгруппировавшись вокруг предка Алшына, населяли Западный Казахстан, долины рек Урал, Жайык, Торыгай, Тобыл, Мангистау, побережья Каспийского и Аральского морей, нижнее течение реки Сырдарьи.
Наши предки разместили наш Старший жуз на юго-востоке, Средний жуз – в центре и на севере, а Младший жуз – на западе. Какая дальновидность, какая мудрость! Старший из трех сыновей казахов на востоке, средний на юге, младший на западе, и, соответственно, Старший жуз первым увидел свет восходящего солнца, а Младший жуз – последним, в соответствии со своим возрастом.
От Младшего жуза – Бекарыса происходят Алшын и Кеншин. От Алшына – Шесть ата Алим и Двенадцать ата Байулы, от Кеншина – Жетиру. Таким образом, шеститамговые – Шесть ата Алим – старшие, средние – семитамговые – Жетиру, младшие – двенадцатитамговые – Двенадцать ата Байулы. Младший из Двенадцати ата Байулы – Адай. Таким образом, Адай стоит в конце казахского родового шежире. Это означает, что он является владельцем главного дома. Ярким свидетельством этого является то, что Адай Ата и Адам Ата имеют общий корень «Ада (Ата)», их тамга – «Тіл» и «Жебе», то, что на поминальных обрядах адаев старшим казахам всех родов специально надевают халат Ата, полное сохранение и дошедшее до наших дней казахское Ата салты, традиций, обычаев, языка и религии, данных шежире-дастанов (например, что стоит только один дастан «Сорок батыров Крыма»). Это означает, что наш Ата казахов прожил в этом доме Адая, пользуясь всеми почестями, дарованными Всевышним Аллахом человеку.
Как всем нам известно, все человечество на земле называет первое разумное творение Великого Творца – Аллаха (за исключением тех, кто признает обезьяну (животное) Ата) только двумя именами: «Адам» и «Ман». Если Адай (Ад ата, Ай ана) хранит имя нашего Ата Адама и матери Евы (их главный дом), то Манкыстау, бывший зимний стан этих манов, хранит имя нашего Ата Мана. Могила Аз-аулие, дошедшего до наших дней под именем казахов, также находится в этом Мангистау. Могила Шопан Ата, покровителя овец и чабанов, также находится здесь. Место всемирной столицы «Железная башня города Кана», описанное в древних книгах «Авеста», «Тора», «Забур», «Инжил» и т.д., также находится в этом Мангистау. Оно называется «Сүмбе Темір Алаң (город с железной башней)». Место, где Великий Творец – Аллах впервые ниспослал откровение человеку, гора Синай и караванный аул также находятся здесь. Называются гора Сынды, перевал Сынды, колодец Сынды, Каратүйе-Маната. Син (Абу Али Ибн Сина (Авиценна)), Сын (письмо Сына, критический взгляд), Шын (Правда, Истина, Чинар), Шың (вершина горы) – синонимы. Отсюда и прозвище великого казахского кагана Темира – Чингис. Наша вершина – это Шың, а вторая ступень – это «Кыс» в Манкыстау. Здесь же было впервые зажжено огонь. Адай Ата называется Отпан тау. Место, где стрела, выпущенная из колчана вместе с луком, превратилась в стрелу (Огыз, стрелу и девушку), также находится в этом Мангистау. Называется гора Огланды, могильник Огланды. Здесь похоронен святой Бекет – Пир Ата, ставший знаменем рода Адай. Все это находится недалеко от могилы Ман Ата.
Короче говоря, адайцы Мангистау полностью сохраняют наше родовое шежире и донесли его до наших дней.
Роды, составляющие Младший жуз:
1. Шеститамговые Шесть ата Алим. Это: Шекті, Шомекей, Төртқара, Кете, Каракесек и Карасакал.
2. Семитамговые Жетиру: Табын, Тама, Жагалбайлы, Тлеу, Кердери, Кереит и Рамадан.
3. 12 Ата Байулы: Алаша, Байбакты, Кызылкурт, Маскар, Шеркеш, Ысык, Тана, Жаппас, Есентемир, Бериш, Таз, младший – Адай.
При исследовании шежире я нашел 13 вариантов этого состава. Этот, вероятно, самый древний: «Кыдырсыйык, Бахытсыйык, Султансыйык, Жаппас, Бериш, Адай, Есентемир, Таз, Алтытабан, Алтыбасар, Дуатимес, Кулакаска». Следовательно, наши предки изменяли состав 12 Ата в соответствии с требованиями времени. В будущем мы посвятим этому отдельную статью.
Самое удивительное, что два старших брата, Бекарыс, младший сын казахов, называли МЛАДШИМ ЖУЗОМ (мой младший брат) и всегда заботились о них как о главном доме Ата. В любых трудных ситуациях они не допускали разрушения главного дома Ата.
Таким образом, несмотря на то, что между родами (Ата) этих Трех жузов лежали тысячи лет, никакой враг не мог внести раздор между ними.
Следовательно, понятие энциклопедии «Младший жуз – союз родов и племен, населявших западный регион Казахстана. Входит в этнический состав казахского народа» следует изменить на «Младший жуз – Алшын – Бекарыс является младшим сыном казахов, владельцем главного дома казахов».
Карашанырак означает священный, наследственный, главный дом. В казахских национальных традициях понятие карашанырак решено очень справедливо. Например: предположим, у одного отца три сына. В один прекрасный день он женит двух старших сыновей, ставит им отдельные юрты и выделяет их. А младший сын остается с родителями, в главном доме или главной юрте. Основным наследником становится младший сын. Поскольку он является наследником главного дома, оставшегося от Ата и отца, даже если он младший по возрасту, он старший по праву. В основе казахской национальной идеологии лежит такое простое семейное правило.
Три жуза казахов – увеличенная версия простой казахской семьи. В этом секрет казахских слов: «Родина начинается с семьи», «Семья – это малое государство».
Три жуза казахов – три сына. Роды-племена, входящие в три жуза, – это потомки, выросшие от трех Ата, трех Матерей, все они родственники друг другу, происходят от одного Ата. Истина в том, что казах не делится на роды, племена, жузы, а состоит из этих родов, племен, жузов.
Все страны и государства мира берут начало от «одного рода» нашего Ата казахов.
Если все народы мира найдут свое происхождение среди родов, входящих в Три жуза казахов, то все казахские роды найдут свое происхождение в шежире Адая, главного дома казахов.
Как пел наш предок Базар жырау (1842-1911): «Хотя Ата далек, весь казахский народ – единый брат», несмотря на большое расстояние, все казахи – потомки одного Ата: мы – Ата и бабушка, отец и мать, старший брат и невестка, младший брат и сестра, дядя по материнской линии и племянник, сваты, братья по крови, родственники, друзья. Наши Великие Ата говорили нам: «Относись к старшим и младшим, как к своим родным Ата» (Атам, Атам менің); «Проявляй такое же уважение к Жәке, Сәке, Мәке, как к своему отцу». Абай ата говорил: «Люби всех людей, как брата» – это тоже из этого завещания.
По казахским традициям, дети одного Ата слушались своих Ата и отцов. Они не нарушали завещания своих Ата даже при их жизни, а тем более после их смерти. Никто из них не говорил старикам «Шал», «Эй, шал!» с широко раскрытыми глазами, как некоторые нынешние бездари, и не сдавал родителей в дома престарелых. Даже мысли о таком не было у казахов.
Урок истории: только «потомки знатных, родившиеся от знатных», соблюдающие традиции Ата, сохранившие свой язык и религию, знающие свое происхождение, смогли сохранить казахскую нацию. Именно они довели казахов до сегодняшнего дня, сделав их казахами. Те, кто не смог сохранить этот принцип, стали называться «бесплодными, отрекшимися от своего рода» и выбыли из ряда.
Все младшие дети подчинялись своему старшему брату. Родители обязывали старших заботиться о младших, а младших – слушать старших братьев и подчиняться им. Даже после смерти отца власть в семье переходила к старшему сыну, и он становился наследником трона. Этот принцип продолжается с незапамятных времен. А главный дом Ата (его дом, все накопленное и шежире) оставался у младшего сына. В соответствии с этим принципом, родные братья никогда не оставляли семьи друг друга без присмотра, не обижали сирот, не оставляли вдов.
От имени Бекарыс Ата в Мангистау остались названия земли и населенного пункта Беки, в Прикаспийско-Аральском регионе на берегу реки Жем – Казыбек (бек казахов), на Кавказской горе казахов – гора Казыбек и населенный пункт Казыбек, а также высокое звание Беглер Бек, державшее в «кулаке» все страны Азии и Европы на протяжении тысячелетий, имена Казыбек (Каз даусты Казыбек), Бекет, Бекен, Бексултан и т.д. Две цифры – это числовое обозначение казахов. Отсюда и происходит корень слова «Беки» – «два».
Казахский народ боялся Бога, останавливался на слове «Ата» и верил слову «Ана». Клялись именем Матери. На тех, кто нарушал свою клятву (обещание), налагали проклятие, и хоронили их отдельно даже после смерти. Древние казахи уважали старших братьев и проявляли уважение к младшим, ценили мир с соседями и согласие с родственниками. Говорили: «Уважай близких как чужих, чтобы чужие отчаялись». Это с детства прививалось им, и по мере взросления перерастало в великую любовь к родственникам, народу, родному краю. Всеми этими великими качествами обладал наш предок Култегин, который не поддался соблазнам золотого трона, не попал в сети безграничной власти, не превосходил своего единственного брата Бильге в словах, уважал его путь и никогда не скупился на уважение, не боролся с братом за трон. Поэтому от него осталось мудрое завещание, чтобы потомки были такими же, как Култегин, если у них есть младший брат.
Бильге-каган, чье сердце было разбито горем по брату, чтобы человечество вечно помнило и брало пример с этого благородного человека, названного «стальным мечом Тюркского каганата», привез китайский черный камень и написал на нем свою жизнь, подвиги и пожелания на будущее. Это было бесценное сокровище, священный завет для потомков.
Точно такая же ситуация повторилась у великого казахского кагана, всемирно известного Чингисхана, с его старшим сыном, то есть наследником трона Джучи, от которого произошли Керей и Жанибек. Жанибек, как и его предки, не превосходил своего двоюродного брата Керея в словах, уважал его путь и никогда не скупился на уважение, не боролся с братом за трон.
Или возьмем Кенесары и Наурызбая. В последнем сражении с киргизскими манапами, когда Кенесары прорывал окружение, он был ранен и попал в плен. А Наурызбай прорвал окружение. Не сумев увидеть брата на коне, Наурызбай вернулся и снова вступил в бой с превосходящими силами врага. Однако, из-за численного превосходства врага, Наурызбай также был ранен и попал в плен. Тогда Кенесары сказал своему младшему брату: «Брат мой! Ты зря вернулся, теперь они не оставят нас обоих в живых. Потому что, если ты, как леопард степи, который скорбит о своем старшем брате, готов отдать жизнь за него, не слезая с коня, чтобы спасти его, то пока ты жив, они ничего не смогут мне сделать».
«Народная легенда гласит: «Когда Наурызбай сам попал в плен, Кене с сожалением закусил палец», — говорят. Оказывается, киргизы, испугавшись последствий войны, собирались освободить Кене. После того, как Наурызбай попал в плен, они убили обоих.
Исследователи говорят, что Агыбай спас его от массовой резни и смерти. Они пишут, что у него было намерение освободить торе. Однако, после того, как два торе казахского войска попали в плен, киргизы отрубили головы обоим. Так казах лишился своего последнего хана. А батыр Агыбай остался с сожалением в душе…» («Почему батыр Агыбай не спас Кенесары от киргизов?»)
Или возьмем Айбека Нурсейита и Габита Турганбека, казаха из Китая, вышедших в финал на прошедшем 5 марта 2016 года в Китае чемпионате мира по боям без правил. Два брата перед всем Китаем, перед всеми странами мира не подняли руку на своего родного. Оба отказались от титула чемпиона мира и миллионов долларов ради своего брата по крови. Этот подвиг наших двух батыров, несомненно, послужит примером для наших потомков и навсегда останется в памяти народа.
Возьмем одну из старых историй, основанных на казахской национальной идеологии: попали в плен женщина, ее младший брат и сын. Ханская женщина приговорила к смертной казни младшего брата и сына. Женщина попросила сохранить жизнь своему брату и сыну, отдав свою жизнь. Обрадованный хан словами женщины, он помиловал одного из них, оставив выбор за самой женщиной. Женщина, не задумываясь, выбрала своего брата. Удивленный хан спросил причину. Тогда женщина сказала: «Мы были от одного Ата, от одной Матери. Если мой брат умрет, никто не сможет заменить его. Мой брат – это глаза моего Ата и Матери. А что касается моего ребенка, я еще молода, и, если на то будет воля Аллаха, я смогу родить еще одного ребенка». Обрадованный словами женщины, хан помиловал всех троих.
Казахский народ превыше всего ценил братскую любовь. Время войны. Один наш предок, спасаясь от калмыков, увидел своего младшего брата, бегущего пешком. Тогда он повернулся к своему ребенку, сидевшему позади, и сказал: «Слезай с коня, у которого другой отец, садись на коня, у которого тот же отец», посадив младшего брата вместо своего ребенка, он спас его от врага. После того, как они спаслись бегством, он спросил его: «Как так?» — на что тот ответил: «Женщин и детей можно найти. А старших и младших братьев не найти».
В мирное время наши предки желали: «Пусть конь односельчанина опередит коня родственника». Внезапно, когда приходил враг, они бросали своего собственного ребенка, рожденного от них, говоря: «Слезай с коня, у которого другой отец», и сажали на коня своего родного младшего брата.
Повторение таких случаев привело к появлению пословицы: «Слезай с коня, у которого другой отец, садись на коня, у которого тот же отец».
То, что некоторые нынешние бездари высокомерно говорят своим старшим братьям «шал!», «Эй, шал!», и сдают своих родителей в дома престарелых, говоря своим женам: «Я люблю тебя больше, чем свою родную мать», является горькой, но правдивой реальностью сегодняшнего дня.
Все историки мира с восхищением пишут о том, что воины Чингисхана не попадали в плен и ни одного раненого воина не оставляли в руках врага. Они писали, что причиной этого было то, что Чингисхан был очень жесток, и если один воин попадал в плен, то вся его десятка, а если десятка, то и сотня, приговаривались к смертной казни, и из страха перед этим наказанием воины не оставляли трупы своих товарищей в руках врага.
Однако, истина была совершенно иной. Состав воинов Чингисхана: десятка, сотня, тысяча состояли из сородичей, родственников. Родные братья готовы были отдать жизнь друг за друга, не оставляли раненых и погибших товарищей в руках врага. Может ли быть большее братство и национальная идеология? В истории казахов можно привести тысячи и миллионы таких примеров.
Они руководствовались великим принципом Ата казахов: «Мое имущество – жертва моей жизни, моя жизнь – жертва моей чести» и были готовы отдать свои жизни за братьев по крови. Они защищали свою честь (честь – вера, родной край, родная земля и семья). Может ли быть большее счастье и честь для казаха?
С тех пор, как казахи стали казахами, три Арыса казахов были братьями друг другу. Они вместе варились в огромном котле, называемом Великой Степью. Их тело, душа, религия, язык были едины. Они называли себя «казахами с кровью, текущей до вен». Они не делили друг с другом наделы. У них был общий дастархан. Даже отправляясь в путь на полгода, они не брали с собой ни куска хлеба. Потому что, куда бы они ни пришли, их ждал гостеприимный прием. Они не строили тюрем-казематов. Потому что среди них не было людей, совершающих преступления. Наши враги много раз прибегали к коварным уловкам, чтобы лишить казахов этого качества, разделить трех братьев и разжечь вражду между ними. Однако наши Великие Ата создали неприступную крепость одним словом: «У кого есть старший брат, у того есть поддержка, у кого есть младший брат, у того есть дыхание», «Разделенных съест волк», «Пусть обожжется лицо того, кто разделился по жузам», «Пусть сломается ребро того, кто не следует своей крови». Все казахи обязаны защищать эту крепость. Тот факт, что наш северный сосед, «переняв» у нас названия Великая Русь (Старший жуз), Белая Русь (Средний жуз), Малороссия (Младший жуз), не смог сохранить родственные связи и проливает кровь друг друга, должен послужить нам уроком.
Кстати, о гостеприимстве, существует следующая легенда, оставшаяся от наших предков: «Наш Ата казахов позвал своих старшего сына Акарыса (предка Старшего жуза), среднего сына Жанарыса (предка Среднего жуза) и младшего сына Бекарыса (предка Младшего жуза) для раздела наследства. Говорят, что этот великий Ата разделил все свое богатство (скот и имущество) на четыре части. Три части он отдал в качестве наследства названным трем сыновьям. Четвертую часть он снова разделил на три и добавил к наследству сыновей. Помните, наши предки оставили вам обширные земли, защищенные силой своих рук и острым концом копья. Я разделю их снова на вас троих. Акарыс, ты владей юго-востоком. Пусть он называется Старшим жузом. Жанарыс, ты владей центром и севером. Пусть он называется Средним жузом. Бекарыс, ты управляй западом. Пусть он называется Младшим жузом. Моя мысль такова. Хотя вы получите наследство и создадите отдельные семьи, пусть ваши родственные отношения, единство и совместные трапезы не разделяются. Пусть ваши потомки, отправляясь в путь, не берут с собой еду и питье. Пусть каждый казахский ребенок бесплатно ест гостеприимный ужин в любом доме. Пусть они не страдают от жажды, не испытывают голода в пути. Это мое четвертое наследство. Пусть мои будущие потомки передают это наследство из века в век и неукоснительно соблюдают мое завещание!» — так он дал свое благословение.
Все бытие наших Великих Ата, их принципы жизни были в гармонии с окружающей средой, природой. Восход солнца они сравнивали с юностью; полдень – с молодостью, зрелостью; вечер – со старостью. И они ясно понимали, что являются неотъемлемой частью природы. Они считали, что все живые существа, созданные Великим Творцом – Аллахом, имеют право на жизнь, и завещали своим потомкам не причинять им вреда. Так же они берегли природу. Своим потомкам они оставили мудрое завещание: «Не рви цветы, если сорвешь один цветок, не вырастет десять». Самое удивительное в природе казахов, истинных детей Великой степи, – это отсутствие в них искусственности, лживости. Истинный казахский ребенок – ангельски чист.
Вот почему нет никого ближе казаха, чем казах. Следовательно, сегодня нет никого ближе казаху, чем казах. И не может быть.
Как всем нам известно, море, вдающееся в полуостров Мангистау, называется Каспийским. Глубинное значение Каспия – Кас би. Это, в свою очередь, прозвище, то есть синоним Каз би. Таким образом, если «Каз» является высочайшей вершиной культуры всех народов мира, то слово «Кас» является высочайшей вершиной любого понятия. Кас Сак, Кас батыр, Кас мерген, Кас акын, Кас шешен, Кас тұлпар, Кас дюльдиль, Кас шебер, Кас кагым, Кас ару, Кас сулу в словарном запасе казахов – яркое свидетельство этого. Отсюда и происхождение казахских понятий «священный, нечестивый человек». Теперь добавьте к ним Каз (священную птицу, летающую в небе, готовую отдать жизнь за свою пару). В древнеиндийском дастане «Махабхарата» поется о том, что арии летают в небе, и самолет, на котором они летают, называется Би Ман (Биман). А значение слова «Би», как всем нам известно. Действительно, разве может мудрый народ, первым заговоривший и ставший образцом для всего мира, называться иначе, чем Кас би? Это неоспоримый вывод. Древние казахи, не имея себе равных в соревновании за добро, выиграв скачки и заставив весь мир признать это, получили такие почетные названия. Иначе море не называлось бы Кас би.
Вывод, вытекающий из вышеизложенного, заключается в том, что в основе казахской национальной идеологии лежит чувство любви и милосердия, ниспосланное Великим Творцом – Аллахом.
У казахов есть два слова: «Атамзаман» (древние времена) и «Акырзаман» (конец времен). Казахская Ата жолы (путь предков) торжествовала во всем мире на протяжении десятков тысяч лет. Во времена Ата наши герои говорили одно слово, останавливались на нем, защищали свою честь, ставили справедливость и честность своим знаменем, не переступали чужой черты и жили, соревнуясь только в добре. Почему современное общество так сильно изменилось? Почему мы постоянно говорим два слова? Почему мы перестали останавливаться на слове? Почему общество стали править деньги и оружие? Почему мы отвернулись от уважения к Ата и Аға, от чистого брака, от верности нашим семьям? Откуда взялась эта зараза под названием «гражданский брак»? Почему истина и справедливость растоптаны? Почему человеческая жизнь обесценилась? Все это реализует подлая политика «гендера», которая с огромной скоростью тащит светское казахское общество к «Акырзаман» (временам, когда правят женщины). Такая ситуация уже неоднократно случалась. Наши предки много раз передавали власть женщинам и обжигались. Иначе, разве наши Великие Ата не сказали бы категорично: «Кош, которым правят женщины, не будет успешным». «Слово мужчины – закон» (пословица). Мы не можем сосчитать, сколько слов говорят те, кто сегодня правит миром…
«Гендерная политика» за каких-то 25 лет перевернула нашу страну с ног на голову. Казахская девушка, которая раньше сидела на почетном месте рядом с Ата, получив «запрет из сорока домов», была доведена до бесчестия, ее честь была выставлена на продажу, ее тело продано, она ходила по улицам без платка, в «легкой» одежде, ей брили голову, заставляли носить черное, выставляли голой на сцену, демонстрировали ее тело, снимали пошлые клипы, лишили ее мужской опеки, оставили женщин вдовами, детей – сиротами, выставили на продажу, увеличили число холостяков и старых дев, выдали замуж за китайцев, русских, негров и т.д., заставили безумных женщин бороться за власть в семье, а детей говорить: «Мой папа – первенец моей мамы». Невестки стали высокомерными, родителей сдавали в дома престарелых. Наших мужчин сделали трусами, заставили говорить два слова, превратили их в безвольных зайцев, боящихся собственной тени. Нашу землю, вместе с подземными и надземными богатствами, выставили на продажу. Те, кто участвовал во власти, превратились во взяточников и коррупционеров. Никто не слушал слов Ата, Аға, старших, не обращал внимания на их слова, а тех, кто сопротивлялся, сажали в тюрьму. Они не донесли до их сознания, что «труса, если его преследовать, он станет героем» и «что посеешь, то и пожнешь».
Никто не вечен. Сколько бы ты ни владел всем миром, сколько бы богатств ни накопил, ты ничего не сможешь унести с собой в загробный мир. Оставить после себя примерные дела и знания, бессмертное слово, потомков, которые будут почитать твое имя как Ата, не убивая твое слово и дело, – это самая почетная обязанность каждого казахского гражданина. Нет человека, более верного этому долгу за последние две тысячи лет, чем великий казахский каган Чингисхан. Будущее поколение даст оценку тем, кто сейчас находится у власти. И уже дает…
Женщина никогда не может быть равна мужчине. Потому что Великий Творец – Аллах возложил на них разные обязанности. Мужчинам – быть опекунами, защитниками, кормильцами женщин и детей, женщинам – быть под опекой своих мужей, рожать потомство и воспитывать их как благородных граждан, защищающих свою страну и землю, а их связь Он скрепил любовью. Секрет того, что наши Великие Ата и Матери завещали своим дочерям «быть опорой семьи, почитать своих мужей как пиров, находить счастье в семье и быть Матерью для одного рода» заключается в этом. «Веди себя так, чтобы тебя приняли как камень, и растворись как вода» (Бата). Выполняют ли наши дочери сейчас это завещание?
Наш древний обычай Ата, непрерывно продолжающийся семьдесят тысяч лет со времен Адама и Евы: уважение к Ата, благословение, проведение тоев, сватовство, надевание серег, поднятие шанырака, наречение имени младенцу, проведение шилдехана, укладывание в колыбель, стрижка волос, разрезание пут, обрезание, празднование Наурыза, уважение к гостям как к божествам, разбрасывание шашу, проведение ерулыка, погребальные обряды, проведение ас в честь Ата-предков, посещение могил и зажигание свечей и т.д. – это основа казахской национальной идеологии, и их неукоснительное соблюдение – почетная обязанность каждого казахского гражданина. Нет ни одной страны на земле, где бы не применялись наши обычаи.
Здесь сам собой возникает вопрос: есть ли у нас возможность вновь завоевать тот приз, который получили наши древние Ата?
Такая возможность у нас есть, и поскольку это заложено в нашей крови, для нас это не составит труда. Нужно только, чтобы все казахи почувствовали сердцем то, что сказано выше, и, соревнуясь в добре, как наши Великие Ата, работали в следующих основных направлениях, действуя «одной головой, одной рукой»:
ПЕРВОЕ. Как показано выше, мы сейчас оторвались от нашего древнего национального бытия и оказались в трудные времена. Единственный путь к спасению от этого – заняться воспитанием души и восстановить нашу традиционную религию (путь Ходжи Ахмеда Яссауи и Аулие Бекета – Пир Ата, то есть суфийское учение). Мы никогда не должны забывать завещание наших Великих Ата: «У кого два языка, у того две религии, у кого две религии, тот обречен на гибель». Необходимо полностью исключить пункт 2 статьи 7 Конституции Республики Казахстан, а также пересмотреть Закон РК «О языках», и этот закон должен называться «Закон о государственном языке», и наш РОДНОЙ ЯЗЫК должен полностью восторжествовать в нашей стране. Это главное условие для формирования национального государства. Диаспоры не имеют права обижаться на казахов. Русские, англичане, евреи и т.д., претендующие на власть и богатство Казахстана, все имеют свою родину. А у нас за спиной никого нет. Следовательно, нам некуда отступать. Казах, который не понимает этого и не борется за это, не является казахом. Как говорится, «Не беспокойся о том, кто тебе не сочувствует», представители других национальностей, которые не признают этого и не поддерживают, не являются друзьями казахов.
Слова некоторых нынешних «знатоков», которые говорят: «Если мы забудем имена наших Ата, мы не будем шовинистами», – это, мягко говоря, не слова людей, желающих добра казахам. Пришло время достичь успеха, забыв свое происхождение (род), и показать себя остальным народам. А мы с каждым днем все глубже погружаемся в болото разврата под руководством «гендерной политики». Около трехсот лет царская, а затем советская власть враждебно относилась к казахскому родословному шежире, традициям Ата, родному языку и религии, пытаясь подсечь их корни. Простой принцип: то, что ненавидит враг, является бесценным сокровищем этого народа. Следовательно, мы должны восстановить все то, чего наши враги не хотели видеть в нашем национальном бытии, и поставить их на свои места. Самое главное, они обвиняли деятелей Алаша в национализме. Следовательно, все мы должны узнать наших Ата и стать полными националистами.
ВТОРОЕ. Чтобы вывести казахский народ из различных кризисов или даже избежать их, каждая казахская семья, если позволяют средства, должна отправить всех своих детей, если нет – хотя бы из каждой семьи, или даже объединившись с близкими родственниками, выдвинуть из своей среды одного самого талантливого ребенка, полностью усвоившего национальные казахские качества, на конкурс знаний. Наши предки знали этот принцип с древних времен. Иначе, разве они сказали бы: «Сильный победит одного, знающий – тысячу». Это будет гарантией того, что мы займем свое заслуженное место в центре мировой культуры, как наши древние предки.
Никогда нельзя забывать мудрые слова деятеля Алаша Мустафы Шокая: «На каком языке учится ребенок, тому народу он и будет служить».
ТРЕТЬЕ. Коррумпированных, взяточников, похотливых, бездушных людей, которые не уважают государствообразующую нацию, не знают государственного языка, имеют низкие человеческие качества, сдают своих Ата и Матерей в дома престарелых и бросают свои семьи, нельзя допускать ни на одну ступень власти, даже на должность бригадира. Наши предки не зря говорили: «Как сын смотрит на отца, так и дочь смотрит на мать». Чтобы управлять народом, человек должен сначала создать семью, дать им правильное воспитание и уметь быть примером для народа и потомства своими благородными поступками. Все должностные лица, достигшие ступени власти, должны чувствовать, что они участвуют в соревновании по совершению добрых дел для народа. А у нас они соревнуются в хищении государственной собственности, взяточничестве и подхалимстве…
ЧЕТВЕРТОЕ. Все законы, принятые в нашей стране, должны служить казахскому народу, который является единственным хозяином этой обширной земли и страны, проживающим на своей родной земле. Сама мысль о том, чтобы подчинить все законы страны интересам небольшого числа «богатых людей» и «приезжих (диаспоры)» и защищать это, создавая «полицейское государство», является ошибкой. Никогда нельзя забывать, что несправедливые законы приведут страну в тупик. Казах может смириться с равенством, но не с неравенством. Желтоксан, Жанаозен, Атырау должны служить нам вечным уроком.
ПЯТОЕ. Казахские мужчины и женщины должны избавиться от эгоизма «я сам знаю» и думать только о себе. Потому что:
а. Холостяк и старая дева – это душевные страдания Ата и Матери, всех родственников, особенно Матери (любые Ата-Мать мечтают женить своих детей и выполнить свой долг перед ними);
а. Лишает Ата и Мать сладкой мечты – увидеть своих внуков;
б. Ставит под угрозу собственное будущее, усиливая опасность отсутствия потомства (жизненный срок женщины для рождения потомства ограничен, после сорока лет возможности женщины уменьшаются, а во многих случаях она вообще не может родить);
г. Отсутствие детей в семье во многих случаях также приводит к разводу супругов.
Жить в мире, не оставив после себя следа (сына, который продолжит ваш род, все, что вы накопили), и уйти из жизни без потомства — это все равно что «засохшее сухое дерево». Для казаха не может быть большего горя.
Следовательно, и сыновья, и дочери должны не только думать о себе (о своем душевном спокойствии), но и больше заботиться о своих предках и матерях, отцах и матерях, обо всех родственниках, как можно скорее создавать семью и рожать детей. Это будет ваш значительный вклад в вашу страну.
Для эффективного решения этого вопроса было бы правильно восстановить наши древние родовые обычаи и традиции, такие как «сватовство» к знатным семьям, институт «сватовства» и т. д. Нельзя ошибаться в выборе спутника жизни.
В сознание каждого казахского джигита нужно с детства вбивать один из главных принципов нашей национальной идеологии: «Парень, который не смог сделать счастливой ни одной казахской девушки, не парень», а в сознание наших девушек: «Девушка, которая не смогла сделать счастливым ни одного казахского парня, не достойна почетного звания казахской девушки». В наше время развод был совершенно неприемлем. Только смерть разлучала супругов.
Нынешняя молодежь хочет создать все условия (дом, машину, большие деньги и т. д.) до вступления в брак. В погоне за этим золотое время проходит впустую, и многие остаются «ни с чем». Ни в коем случае нельзя забывать завет наших предков: «Без двух голов не будет двух стад».
Необходимо принять меры и со стороны государства. Например, ввести «налог на бездетность», который будет ощутим для холостяков, и не допускать к участию в управлении на любом уровне тех, у кого нет семьи или кто разведен. Этот вопрос приведет к увеличению численности казахов, уменьшению числа разводов, а также принесет значительные средства в казну государства. На средства, полученные от налога на бездетность, можно даже строить дешевое жилье для молодых семей.
ШЕСТОЕ, каждый казахский гражданин (и сын, и дочь) никогда не должен забывать главный принцип: «Мое имущество — жертва моей душе, моя душа — жертва моей чести».
Честь и достоинство казахов, которые издревле должны охраняться как зеница ока, следующие:
а. Вера, то есть вера в Великого Творца Аллаха;
ә. Родная страна;
б. Атамекен — родная земля. Сейчас мы заменили это понятием «Отан» (Родина).
г. Семья. Вот эти четыре вещи должны беречь как зеницу ока и сыновья, и дочери казахов, и мы должны воспитывать наших потомков, не зная устали, только в этом направлении.
Сейчас, как только мы открываем рот, начинаем говорить: «Родина начинается с семьи». Если следовать древним казахским принципам, понятие «Родина» не раскрывает сути поднимаемого нами вопроса. Потому что слово «Родина» происходит от слова «семья», как сказано выше. Следовательно, где твоя семья, там и твоя Родина. В этом и заключается секрет нынешних чиновников-богачей, которые бегут за границу, «унося» с собой все украденное у страны имущество и свои семьи. Следовательно, просто говорить «защищать Родину» — это пустые слова, лишенные оснований.
Следовательно, первая честь, которую должен защищать казахский ребенок, — это «Атамекен — родная земля». Потому что Атамекен, то есть землю моих предков, моего отца и мою родную землю, где покоятся их могилы, никому нельзя продать или увезти с собой. Он должен навечно остаться в твоем сердце и охраняться как зеница ока. В этом случае все, кто уехал за границу, превратятся в «гнилые яйца».
Ни для кого не секрет, что казахские крестьяне были оторваны от священной земли своих предков, где покоятся их могилы, в результате политики урбанизации, организованной царской Россией на протяжении почти трехсот лет, последующей советской властью и русскоязычной властью Казахстана, которая без малейших отклонений продолжила их курс. Мы ясно видим, кто создает предпосылки для продажи казахской земли в результате этой политики.
СЕДЬМОЕ, Правительство должно создать все условия для возвращения наших соотечественников, проживающих за рубежом, на родину. В этом случае наше правительство заслужило бы благодарность как нашу, так и наших соотечественников, оказавшихся за рубежом по воле судьбы. «Благодарностью и молодежь расцветает» (пословица). Эта мера должна в первую очередь охватить северные регионы, где казахи в большей степени русифицированы по сравнению с другими регионами.
ВОСЬМОЕ, чтобы наши потомки усвоили страх перед Богом, уважение друг к другу как к предкам и отцам, и, как говорил наш Абай ата, «любите всех людей, как братьев», старшее поколение сегодня должно быть примером в этом.
ДЕВЯТОЕ, путь Аллаха — истинный путь. Великий Творец — Алла создал человека из любви и милосердия. Великий Алла не послал нас в этот мир, чтобы мы ненавидели друг друга, злословили, унижали, насиловали, грабили, воровали, брали взятки, убивали, стреляли, умирали. «Даже у воды есть спрос». В словах предков говорится: «За причиненное зло другому ты будешь отвечать до седьмого колена». Следовательно, наше национальное государство, не отклоняясь от истинного пути, обязано всегда ставить Истину и Справедливость превыше всего. Сыновья и дочери должны научиться терпеть на истинном пути Аллаха, следуя пути наших Великих Предков, пока их души не достигнут «Каркара» (истины).
ДЕСЯТОЕ, Железный Полюс, который не даст обществу сбиться с истинного пути Аллаха: передовая мысль, разум, образование и наука, а также учение суфизма, обобщенное после прохождения четырех ступеней — шариата, тарихата, акиката и магрифата — урок истории. Мы должны знать и изучать как хорошее, так и плохое в истории наших предков, продолжать хорошее и избегать плохого.
Если мы сможем пробудить наше сознание, восстановить нашу историю и реализовать эти меры, то, как говорится в пословице нашего Атам Казака: «Конь, оборачиваясь, найдет свой кол, мужчина, оборачиваясь, найдет свою страну», мы заставим все страны мира признать: «Мы вышли с территории нынешнего Казахстана, мы произошли от казахов — самого древнего народа в мире».
Кожырбайулы Мухамбеткарим, Мангистау
Национальный портал