С момента перехода к рыночным отношениям Правительство искало различные пути государственной поддержки села и продолжает искать. В годы обретения независимости были прощены долги всех сельскохозяйственных предприятий перед государством, и с тех пор планировалось, что полученные кредиты будут возвратными.
Эти долги также не были возвращены, и Парламент неоднократно откладывал их. В 90-е годы государственная финансовая поддержка была возложена на акимов районов. В период экономического кризиса выделенных средств не хватало для поддержки всех крестьянских хозяйств, а малые суммы распределялись среди знакомых и близких. Заметив это, Правительство попыталось распределять эти средства через областные акиматы, но из-за незнания реальной ситуации на местах и поиска доверенных лиц среди своих знакомых ошибки повторялись. Затем Правительство взялось за удешевление наиболее необходимых вещей: семян сельскохозяйственных культур, удобрений и химикатов, взяв на себя расходы между закупкой и распределением. Это также не принесло полной отдачи. Везде фактор сознательности выходил на первый план. В 2006 году было узаконено субсидирование каждого гектара земли крестьян. Это было повторением прежнего социалистического уравнительства. Если говорить откровенно, крестьяне не тратили большую часть этих средств на сохранение и восстановление земли, на уход за посеянными культурами. Финансирование выделялось не раз в год, а поэтапно, но денег было слишком мало, и их ни на что не хватало, поэтому в момент получения денег они тратились на повседневную жизнь, на свадьбы и куналыки. Нет источника денег, сколько есть, столько и уходит. Когда этот закон обсуждался в Мажилисе, я был там юристом и выступал против, утверждая, что эти субсидии не будут использованы по назначению. Одна из труднорегулируемых проблем здесь – субсидии не достигают всех субъектов. Поэтому открывается путь к их предоставлению только «избранным».
Сейчас Правительство, заметив неэффективное использование субсидий, отказалось от этого подхода и приняло решение предоставлять их тем, кто будет приобретать оборудование. Этот подход имеет прогрессивную сторону – он подталкивает крестьян к объединению. Крестьянину, имеющему 2-3 гектара орошаемой земли, эта поддержка не поможет, если он не