Сорок третье слово
(О Мирасе Асане)
В сердце человека есть великая Справедливость.
Благородное наставление Абая ата, признанное сорок третьим из дошедших до нас сорока пяти его «Слов», превратилось теперь в жизнь, которая не утратит своего значения. Нельзя назвать недостатком великого человека, но один упущенный момент – он уделил больше внимания недостаткам детей Алаша – не зафиксировал в письме такие казахские качества, как благородство, щедрость, любовь к искусству, щедрость Атымтая, простодушие – как свойства собственного характера. Он писал о «беспечных лентяях, лишенных разума, бездумных… беззаботных», не нашедших убежища в своей мудрой сущности, и рассматривал пути избавления от них. Обладатель совершенного знания не виноват в этом. Так говорят люди, «сострадающие угнетенным, переживающие за них…».
По сути, это было нужно и нам самим. Тем не менее, он указал прямой путь, добавляющий к нашим собственным качествам новые блага. Конечно, наш предок был намного выше пустых слов и искусственных лозунгов. Внутренняя сила, светлая мысль, всестороннее осмысление ситуации направили и его самого, и его слова в совершенно иное русло. Самое главное – у него не было времени играть словами, если бы он пришел, чтобы плодить стихи, неотличимые друг от друга по сегодняшним шаблонам, понятным всем, он бы не родился от Кунанбая. Между тысячелетием до него и тысячелетием после него, если Чингисхан имеет такое значение для всего мира, то и он для казахов таков – кто придет после нас, знает Бог, а перед нами стоит Абай.
На самом деле, «Сорок третье слово» было сказано скорее молодому поколению, стремящемуся к великим делам, чем широкой общественности. Всем известно – человек, чья душа взрослеет, начинает замечать родство в словах мудреца. Если ему повезет и он прочитает это вовремя, то в это время он сделает Абая, созданного Ауэзовым, своим другом. Это не «настоящий Абай», а лишь его тень (но даже от этой тени вы успеете принять столько светлой силы). Если мы не будем среди тех немногих, кто «смотрит глазами разума» и «твердо идет» в течение шести-семи лет после того, как попали под его «тень», то остальные из нас окажутся ниже этой тени. В эти годы мы верили многим, шли за ними. Они тоже не зря жили – они обманули нас, как умели, и мы были обмануты, как умели. Теперь, когда нам снова около двадцати, мы снова склонились перед гениальной личностью (и еще много раз склонимся) – Абай не обманывает – он предупредил заблаговременно: «если оставить без внимания», «любая сила в душе исчезнет, а если и не исчезнет, то станет ничтожной, негодной для чего-то великого».
У спросившего Рахметулы есть строка, достойная стихотворения: «Уят-ай, из правого глаза Кунанбая». Другие так боятся одного глаза Кунекена, давайте же поставим себя перед двумя глазами Абая, полными «света разума», что останется от нас!.. Стоило бояться того одного глаза Кунанбая. Это был глаз не чревоугодия, которое насыщается лишь горстью земли, а глаз вечной, неутомимой чести. Бывает безумно влюбленный человек. Значит, он безумно верит. Это значит, что он стал рабом своей безумно возросшей «душевной силы». Вы тоже находитесь рядом с чудесами, которые должны безумно защищать, вы – страж чести.
Когда Абай писал это слово, он указал путь и тем безумно влюбленным.
Перейдем к Мирасу. В стихотворении «Блудница» он говорит: «Твоего любовника любит каждый второй, но кто же был слезой на твоих ресницах?». Что нашел Мирас? Вернее – что он заметил? Чувство, которое невидимо, неосязаемо, которое можно достичь, но которое недостижимо, даже если оно в пределах досягаемости… он заметил. Это богатство, которое крепко закрепляет душу. Возможно, страдание. На этом пути нужно отдать все. И душу. Разве Шопенга