Заместитель руководителя Администрации Президента Казахстана Баглан Майлыбаев был арестован, что прервало стремительную карьеру молодого чиновника, типичную для нынешней номенклатуры.
В 40-летней биографии Баглана Майлыбаева, несмотря на его молодость, достаточно достижений, которые позволили ему занимать различные ответственные должности и преодолевать множество препятствий. В 23 года он стал кандидатом политических наук, в 27 лет — доктором юридических наук. В этом возрасте он возглавил главное русскоязычное издание страны — газету «Казахстанская правда», став первым казахом во главе издания с многолетней историей. В 29 лет он был назначен руководителем пресс-службы Президента Казахстана, став самым молодым среди тех, кто занимал эту должность до него. В 33 года он был назначен председателем Комитета информации и архивов Министерства культуры и информации, а через два месяца — вице-министром культуры и информации.
Карьера Майлыбаева стремительно развивалась, достигнув вершины политической арены — Акорды. На некоторых должностях он задерживался на 1-1,5 года, а иногда и всего на шесть месяцев, что в последние годы стало характерной чертой биографий молодых государственных служащих высокого ранга, ежегодно меняющих место работы. Только на последней должности — заместителя руководителя Администрации Президента — Майлыбаев «задержался» на пять с половиной лет.
ПРОФЕССИЯ, ВЫБРАННАЯ ОТЦОМ
После окончания средней школы в Жамбылской области Баглан Майлыбаев поступил на факультет журналистики Казахского государственного университета в Алматы.
Его отец, Асаубай Майлыбаев, в статье «Народный депутат» («Халық депутаты»), опубликованной 13 января этого года в Жамбылской областной газете «Знамя труда», вспоминал: «Скажу прямо, я сам выбирал профессию для своих детей. Будучи отцом, я замечаю, к какой сфере они испытывают интерес, к чему стремятся. Яркий пример этому — мой старший сын Баглан. Когда он учился в 7-8 классах, он увлекся журналистикой. В то время мы жили в Жуалы. Он начал писать материалы для районной газеты, став внештатным корреспондентом. Было видно, что его будущее связано с журналистикой. Конечно, я поддержал это и посоветовал поступать на факультет журналистики».
Статья «Народный депутат», опубликованная 13 января 2017 года в газете «Знамя труда» Жамбылской области.
Статья была посвящена 70-летию отца Баглана, депутата четырех созывов Жамбылского областного маслихата, известного предпринимателя региона Асаубая Майлыбаева. День рождения отца — 13 января 2017 года, когда вышел номер газеты, — стал днем внезапного обрыва карьеры его сына в Астане. Отец, которым он гордился, был освобожден от занимаемой должности и задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 185 Уголовного кодекса («Незаконный сбор, распространение и разглашение государственной тайны»).
Обложка книги Асаубая Майлыбаева «Ұлт. Ұрпақ. Ұлағат».
Кстати, Асаубай Майлыбаев в своей книге воспоминаний «Ұлт. Ұрпақ. Ұлағат» писал: «Да, нужно говорить о недостатках. Нужно раскрывать негативные действия, которые остались незамеченными и были совершены тайно».
У Асаубая Майлыбаева пятеро детей. Один из братьев Баглана, Ерхан Майлыбаев, работает транспортным прокурором в Жамбылской области. Другой брат, Ержан, — дипломат, работает в структуре Министерства иностранных дел Казахстана. Сестра Багдат — депутат Таразского городского маслихата, владеет рестораном.
БЫЛ ЛИ У МАЙЛЫБАЕВА ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ КУРАТОР?
После окончания Казахского государственного университета Баглан Майлыбаев поступил в аспирантуру Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, по окончании которой начал трудовую деятельность в Институте государства и права Академии наук Казахстана.
Далее его стремительный карьерный рост связывают с Мухтаром Кул-Мухаммедом, который в настоящее время является первым заместителем председателя президентской партии «Нур Отан», а в середине 1990-х годов был учредителем крупного издательства. В 2001 году Кул-Мухаммед был назначен министром культуры. Именно из этого министерства начинается покорение политического Олимпа Майлыбаевым. Кул-Мухаммед также был пресс-секретарем президента и заместителем руководителя Администрации Президента Казахстана. Позже Майлыбаев пошел по его стопам, двигаясь по проторенной дорожке. Некоторые наблюдатели из околоадминистративных кругов утверждают: «У Баглана и него есть родственные связи, Кул-Мухаммед — его дядя». Именно поэтому они предполагают, что он направлял его и помогал в карьерном росте. А другие, хорошо осведомленные о придворных интригах, говорят: «Между ними нет родственных связей, здесь, похоже, сыграл роль социальный капитал отца Баглана».
Баглан Майлыбаев рухнул с Олимпа слишком низко, что привело к насмешкам и даже злорадству его противников и врагов, которых он приобрел за годы стремительного карьерного роста. Вскоре в социальной сети Facebook появились посты с обвинениями в адрес Баглана Майлыбаева, а на некоторых сайтах были опубликованы статьи против него в жанре черного пиара.
Данные о выпуске газеты «Казахстанская правда» во время руководства Баглана Майлыбаева.
Кстати, Кул-Мухаммед не высказался открыто по поводу ареста Баглана Майлыбаева и функционеров партии «Нур Отан», задержанных по его делу. Исключат ли их из президентской партии? Какие меры могут быть приняты в отношении обвиняемых членов партии? Исключат ли их из «Нур Отана» заочно, или партия отложит рассмотрение этого вопроса до решения суда? На эти вопросы пресс-секретарь Кул-Мухаммеда Александр Аксютц ответил следующим образом:
— Партия «Нур Отан» придерживается принципа презумпции невиновности в отношении своих членов, подозреваемых или обвиняемых в нарушении законодательства Республики Казахстан. Исключение из партии после вступления в законную силу обвинительного приговора суда за совершенное преступление предусмотрено нашим уставом, — говорит он.
Пресс-секретарь Кул-Мухаммеда не дал комментариев по вопросу «Азаттыка» «Есть ли у Баглана Майлыбаева и Мухтара Кул-Мухаммеда близкие родственные связи?». Кроме того, не были даны ответы на вопросы: «Помог ли Кул-Мухаммед Майлыбаеву в карьерном росте и почему Майлыбаев занимал должности в учреждениях и структурах, где работал Кул-Мухаммед? Это совпадение или закономерность?».
«ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД БРЕЖНЕВСКОЙ ЭПОХИ»
Будучи пресс-секретарем президента, Баглан Майлыбаев не был открыт для журналистов. Он редко давал интервью СМИ, не имел аккаунтов в социальных сетях, кроме того, его личная жизнь была неизвестна прессе. Есть сведения, что он женат и имеет двоих детей. Майлыбаев никогда не встречался с представителями СМИ в неформальной обстановке, не проводил таких публичных мероприятий.
В редких заявлениях для прессы Баглан Майлыбаев предлагал изменить стиль работы казахстанских журналистов и критиковал государственные СМИ за «отставание от времени».
По мнению Армана Шураева, руководившего телеканалом КТК с 2007 по 2014 год, при Майлыбаеве в стране «наоборот, была уничтожена профессиональная журналистика, которая могла бы хорошо служить и президенту, и государству». Шураев говорит, что был шокирован, когда услышал, что человек, находившийся при президенте страны, был обвинен в «разглашении государственной тайны».
— Теперь становится ясно, откуда взялась идея назвать Астану городом Нурсултан, непонятные и никому не нужные «патриотические акты». Все это напоминает последний период брежневской власти. Во что превратился наш парламент? Например, он превратился в парламент, который выпускает безумные законы, такие как закон о регистрации, поправки, предложенные для внесения в Земельный кодекс. Для принятия решений, нужных народу, а не вызывающих негативную реакцию, туда должны избираться достойные люди. Мы, то есть журналисты, с радостью ходили в парламент, когда там были такие депутаты, как Каратай Турысов, Марат Оспанов, [Токтар] Аубакиров, [Амангельды] Айталы, — говорит он.
Статья о Нурсултане Назарбаеве, опубликованная в газете «Казахстанская правда» во время руководства Баглана Майлыбаева. 6 июля 2003 г.
По мнению политолога Талгата Калиева, будучи пресс-секретарем президента, а затем возглавляя внутреннюю политику страны и став заместителем руководителя Администрации Президента, Баглан Майлыбаев допустил множество стратегических ошибок из-за личных взглядов или незрелости.
— Было много явных неудач в работе Майлыбаева на идеологическом фронте. Под его руководством отечественное медиапространство полностью попало под российское влияние, рейтинги наших телеканалов и газет упали до ничтожного уровня. Кроме чрезмерного восхваления президента, никакой видимой работы не наблюдалось, что нанесло огромный ущерб авторитету президента и вызвало недовольство общества. Я не сомневаюсь, что Майлыбаев выдвинул идею, которая не понравилась даже самому президенту, касательно названия столицы, — говорит Талгат Калиев.
Он говорит о очередной неудачной попытке переименовать Астану в честь Нурсултана Назарбаева. Эта идея, выдвинутая в конце прошлого года некоторыми депутатами парламента, вызвала негативную реакцию в социальных сетях, а некоторые местные наблюдатели связывали неудачу идеи с «главным идеологом» Багланом Майлыбаевым, который полностью провалил этот «фронт».
Однако есть и те, кто не разделяет это мнение. Российский эксперт, генеральный директор Информационно-аналитического центра изучения общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Московского государственного университета Сергей Рекеда пишет, что Майлыбаев «смог сформировать собственный стиль управления, основанный на тщательно продуманной работе с представителями различных слоев общественности, медиасреды, экспертных групп».
В своей статье «Казахстан-2017: идеология снова в центре внимания», опубликованной 13 января, в день ареста Майлыбаева, а затем перепечатанной некоторыми сайтами, Сергей Рекеда пишет, что отличие Майлыбаева от его предшественников заключается в том, что он «стремился найти идеологическую опору современного казахстанского общества не только в славной истории казахского народа, но и путем определения будущего направления развития страны».
По словам Сергея Рекеды, в этом плане «создание стратегии «Мәңгілік ел» и принятие патриотического акта «Мы, казахстанцы — единый народ! Наша общая судьба — наша Вечная страна, наш славный и великий Казахстан» стали важным шагом со стороны идеологического блока».
По его словам, в рамках концепции «Общество всеобщего труда» Баглан Майлыбаев прилагал усилия для формирования кластеров идеологических конструкций, продвижения международных инициатив Казахстана и защиты интересов страны в рамках евразийской интеграции. По словам российского политолога, у него также богатый политико-технологический опыт — при Майлыбаеве несколько избирательных кампаний прошли весьма успешно.
Однако Рекеда пишет, что «по многим причинам некоторые программы и предложения не стали предметом широкого общественного обсуждения и не были полностью реализованы». Он считает, что опыт и энергия Майлыбаева «могут быть востребованы в самых разных сферах». «Этот опыт, накопленный в идеологическом блоке администрации в последние годы, может стать большой опорой для руководителей, которые продолжат этот путь», — говорит российский политолог Сергей Рекеда.
В настоящее время Баглан Майлыбаев находится в следственном изоляторе Комитета национальной безопасности Казахстана в Астане. Он обвиняется в «незаконном сборе, распространении и разглашении государственной тайны». Дело Майлыбаева — дело с грифом «секретно». Бывший заместитель начальника отдела внутренней политики Администрации Президента Николай Галихин также был задержан и арестован вместе с Багланом Майлыбаевым по аналогичному обвинению.
Гульбану Абенова, «Азаттык»