«Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»
Уважаемые казахстанцы!
Я обращаюсь к народу Казахстана на пороге новой эпохи.
Наша страна достойно прошла 25-летний этап своего развития. Мы гордимся нашей страной. О наших успехах и достижениях мы говорили на 25-летнем юбилее Независимости. Их знает и высоко ценит весь мир.
С начала 2017 года Казахстан стал членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
В этом году в Астане пройдет международная выставка «ЭКСПО-2017». Такое очень важное мероприятие мирового уровня мы проведем первыми среди стран СНГ и Центральной Азии.
В Алматы проходят спортивные игры «Универсиада-2017». В них принимают участие более 2 тысяч спортсменов и членов делегаций из 57 государств.
Все это свидетельствует о высоком авторитете Казахстана на международной арене и правильности нашей политики.
Казахстан должен войти в число 30 самых развитых стран мира к 2050 году. Мы будем настойчиво двигаться к этой цели.
В условиях растущей глобальной конкуренции и нестабильности в мире, возрастает актуальность предложенной мною народу в 2012 году стратегии «Казахстан-2050». Мы своевременно предвидели трудности.
Благодаря экономической политике «Нурлы жол» и Плану нации «100 конкретных шагов» мы достойно проходим первый этап этой сложной, глобальной трансформации. Только за период 2014-2016 годов мы дополнительно направили 1,7 триллиона тенге на поддержку экономики. Все это позволило обеспечить экономический рост и поддержку бизнеса, создать более 200 тысяч новых рабочих мест.
В результате, в 2016 году мы обеспечили рост валового внутреннего продукта на 1%. Это имеет значительное значение в нынешних сложных условиях.
Мир стремительно меняется.
Это – новая глобальная реальность, которую мы должны принять.
Дорогие соотечественники!
Только народ, определяющий свое будущее и стойко противостоящий вызовам, не ожидая их, достигнет победы.
В мире началась очередная, Четвертая промышленная революция.
Массовая цифровизация экономики приведет к исчезновению целых отраслей и появлению совершенно новых. Великие перемены, происходящие на наших глазах, – это и исторический вызов, и возможность для Нации.
Сегодня я ставлю задачу по Третьей модернизации Казахстана. Необходимо создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны.
В настоящее время многие страны стремятся выполнить такую задачу. Уверен, что подход к переходу на новую модель роста будет везде разным. Мы должны использовать наши сильные стороны и не растерять потенциал, который мы вместе сформировали за 25 лет Независимости.
Первая модернизация Казахстана всем нам памятна. Мы помним, как 25 лет назад, выйдя из руин СССР, мы начали свой путь. Тогда наше поколение, взявшись за дело с самого основания, создало новое государство, которого не было на карте мира.
Был осуществлен переход от плановой экономики к рыночной. Для меня очень важно, что мы все вместе не допустили развала страны, гражданской войны, экономического кризиса в то время. Казахстан в этот период понес малые потери и достиг больших успехов.
Вторая модернизация началась с принятия стратегии «Казахстан-2030» и строительства новой столицы – Астаны. Ее результативность не вызывает сомнений. Наша страна вышла из числа отстающих регионов в экономическом плане и вошла в число 50 стран с конкурентоспособной экономикой в мире.
Через две успешные модернизации мы накопили бесценный опыт. Мы теперь должны сделать смелый шаг вперед и начать Третью модернизацию.
Эта модернизация – не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост, ведущий к будущему, к целям стратегии «Казахстан-2050». Она будет проводиться на базе Плана нации – «100 конкретных шагов».
Я вижу пять ее основных приоритетов. Они направлены на обеспечение темпов экономического роста выше среднемировых и устойчивое продвижение к числу 30 передовых стран.
Первый приоритет – ускоренная технологическая модернизация экономики.
Мы должны развивать новые отрасли, которые будут создаваться с использованием цифровых технологий. Это – важная комплексная задача.
Необходимо развивать такие перспективные отрасли, как 3D-печать, онлайн-торговля, мобильный банкинг, цифровые услуги, применяемые в здравоохранении, образовании и другие. Эти отрасли уже изменили структуру экономик развитых стран и придали новое качество традиционным отраслям.
В связи с этим, поручаю Правительству разработать и принять отдельную программу «Цифровой Казахстан».
Наше законодательство должно быть адаптировано к новым условиям.
Необходимо обеспечить развитие коммуникаций и массовый доступ к оптоволоконной инфраструктуре. Развитие цифровой индустрии даст импульс всем остальным отраслям. Поэтому Правительство должно держать вопрос развития ИТ-сектора под особым контролем.
Важным условием формирования новых отраслей является поддержка инноваций и их скорейшее внедрение в производство.
Поручаю Правительству создать международный технопарк IT-стартапов на базе одного из объектов «ЭКСПО-2017». Он должен стать платформой для привлечения предпринимателей и инвесторов со всего мира. Для этого необходима соответствующая инфраструктура и благоприятные условия, включая налоговые льготы, упрощенный визовый и трудовой режим.
Мы должны развивать наш собственный научный и инновационный потенциал на базе высших учебных заведений, Назарбаев Университета и парка инновационных технологий «Алатау».
Вторая комплексная задача. Наряду с созданием новых отраслей, мы должны придать импульс развитию традиционных базовых отраслей.
Это – промышленность, агропромышленный комплекс, транспорт и логистика, строительный сектор и другие отрасли.
Первое. Необходимо значительно повысить производительность труда.
Основным фактором здесь должно стать массовое внедрение элементов Четвертой промышленной революции.
Это – автоматизация, роботизация, искусственный интеллект, обмен «большими данными» и другие задачи.
Поручаю Правительству совместно с представителями бизнеса разработать комплекс мер по технологическому перевооружению базовых отраслей до 2025 года.
Второе. Необходимо продолжить индустриализацию, направленную на развитие конкурентоспособного экспортного производства в приоритетных отраслях.
Перед Правительством стоит задача удвоить несырьевой экспорт к 2025 году.
Для активизации работы в этом направлении необходимо сконцентрировать механизмы развития и продвижения экспорта в одном ведомстве. Экспортерам необходимо оказывать поддержку в регионах по принципу «одного окна».
Поручаю создать при Правительстве Совет по экспортной политике. В него должны войти представители бизнес-сообщества.
До 1 сентября текущего года Правительство совместно с акимами и представителями бизнеса должно разработать Единую экспортную стратегию.
Казахстан должен сохранить свое лидерство в привлечении иностранных инвестиций. Международный финансовый центр «Астана» должен играть важную роль в привлечении финансовых ресурсов в экономику страны.
Мы должны адаптировать производство и сбыт товаров, сферу услуг к глобальной сети. Это, прежде всего, следует делать путем привлечения транснациональных компаний.
Необходимо эффективно реализовать совместную с Китаем инвестиционную программу по созданию производств в Казахстане. С китайской стороной достигнуты договоренности. Объекты определены. Необходимо провести конкретную работу.
Это будет современное производство, которое откроет 20 тысяч новых рабочих мест для казахстанцев. Сейчас начата реализация 6 проектов, и 2 проекта запущены. Один из них – завод по крупноузловой сборке гибридных и полностью электрических автомобилей JAC.
Поручаю проработать вопрос дальнейшего развития экспортно-ориентированного производства электромобилей с учетом формирования необходимой инфраструктуры.
В целом, Казахстан должен иметь свою Инвестиционную стратегию. Правительство должно разработать ее до 1 сентября текущего года.
В рамках международного сотрудничества необходимо защищать и продвигать национальные экономические интересы. Это, прежде всего, касается работы внутри ЕАЭС, ШОС, увязанной с Экономическим поясом Шелкового пути. Для этого необходимо перестроить и активизировать работу экономической дипломатии.
Третье. Для устойчивости экономического роста горно-металлургический и нефтегазовый комплексы страны должны сохранить свое стратегическое значение.
При снижении мирового спроса необходимо выходить на новые рынки и расширять географию поставок продукции. Особое внимание должно быть уделено расширению минерально-сырьевой базы. Необходимо активно проводить геологоразведочные работы.
Дальнейшее развитие этих отраслей должно быть неразрывно связано с углублением комплексной переработки сырья.
Поручаю до конца года принять новый Кодекс о недрах и внести необходимые изменения в налоговое законодательство.
*****
Четвертое. Аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики.
Агропромышленный комплекс Казахстана имеет большой потенциал.
По многим позициям мы можем стать одним из крупнейших мировых производителей аграрной экспортной продукции. Это, особенно, касается экологически чистых продуктов питания. Бренд «Made in Kazakhstan» должен стать эталоном такой продукции.
Кроме того, по зерновым культурам мы должны стать «хлебной корзиной» Евразии. Необходимо перейти от производства сырья к выпуску качественно переработанной продукции. Только тогда мы сможем быть конкурентоспособными на международных рынках.
Для достижения этих целей Правительству и акимам ставлю следующие задачи:
во-первых, необходимо пересмотреть правила распределения субсидий и постепенно перейти к страхонию урожая;
во-вторых, создать условия, позволяющие вовлечь в кооперативы более 500 тысяч личных подсобных и малых фермерских хозяйств в течение пяти лет;
в-третьих, необходимо улучшить качество переработки продукции и создать эффективную систему хранения, транспортировки и сбыта товаров;
в-четвертых, необходимо активно повышать производительность труда и снижать производственные затравы;
в-пятых, необходимо повысить эффективность землепользования. Площадь орошаемых земель необходимо увеличить на 40% за 5 лет, доведя до 2 миллионов гектаров;
в-шестых, необходимо увеличить объем инвестиций в аграрные научные исследования, востребованные в производстве.
Поручаю диверсифицировать сельское хозяйство и увеличить экспорт продовольственных товаров на 40% к 2021 году.
Эти задачи должны быть реализованы в рамках новой государственной программы развития агропромышленного комплекса.
*****
Пятое. Развитие новой евразийской логистической инфраструктуры – один из важных приоритетов.
В нее уже вложены значительные инвестиции. Теперь необходимо начать получать от нее экономическую отдачу.
Поручаю Правительству к 2020 году увеличить годовой объем транзитных перевозок:
— по грузам, перевозимым контейнерами, в 7 раз – до 2 миллионов контейнеров;
— по перевозке пассажиров воздушным транспортом в 4 раза – до 1,6 миллиона транзитных пассажиров.
Необходимо увеличить доходы от транзитных перевозок в 5,5 раза – до 4 миллиардов долларов в год.
В 2015 году я предложил программу развития инфраструктуры «Нурлы жол». За прошедшие 2 года программа полностью себя оправдала.
В этом году будет проведено строительство и реконструкция 4400 километров автомобильных дорог республиканского значения. До конца года не менее 600 километров из них будут введены в эксплуатацию, и поэтапно будет внедрена платная система.
Для полного раскрытия транспортного и транзитного потенциала страны необходимо слаженное взаимодействие с соседними странами. Необходимо обеспечить свободный транзит грузов, создание транспортных коридоров и их модернизацию. Особое внимание необходимо уделить управлению транспортной инфраструктурой, повышению уровня сервиса и устранению административных барьеров.
В связи с увеличением объема перевозок по Транскаспийскому коридору, необходимо приступить к реализации второго этапа строительства порта Курык – строительства паромной переправы.
Шестое. Процесс урбанизации выдвигает необходимость развития строительного сектора. Он должен стать полноценным драйвером отечественной экономики.
Инвестируя в строительство дорог, жилья и другой инфраструктуры, мы не должны забывать, что определяем внешний и технологический облик наших городов на долгие годы вперед. Поэтому новые технологии необходимо внедрять как в строительство, так и в производство строительных материалов. Для этого у нас сейчас есть хорошие возможности.
По моему поручению в этом году начнется реализация жилищной программы «Нурлы жер». Она направлена на решение важнейшей задачи – обеспечение жильем 1,5 миллиона семей в течение ближайших 15 лет.
Программа предусматривает комплекс мер по развитию рынка жилья. Одно из них – удешевление банковских кредитов для застройщиков за счет субсидирования государством через акционерное общество «Даму». Для населения будет осуществляться субсидирование ипотечных кредитов, выдаваемых банками через акционерное общество «Казахстанская ипотечная компания». Для вкладчиков «Жилстройсбербанка» продолжится строительство арендного жилья акиматами. Выделенные на это средства будут повторно использоваться по принципу «револьвера».
Акиматы будут продолжать развивать выделение арендного жилья без права выкупа для социально уязвимых слоев населения. Для массового жилищного строительства акимы должны выделять соответствующие земельные участки.
Мы будем уделять внимание строительству индивидуальных жилых домов в едином архитектурном стиле в городах. Для этого государство окажет помощь в части необходимой инфраструктуры.
Правительство совместно с акимами должно принять меры по развитию транспортного сообщения крупных городов со смежными населенными пунктами.
Третья комплексная задача – модернизация рынка труда.
В связи с внедрением новых технологий, в традиционных отраслях будут высвобождаться трудовые ресурсы. Вместе с тем, создание и развитие новых отраслей должно стать дополнительной возможностью для занятости и роста реальных доходов граждан.
Поручаю Правительству и акимам создать условия для перевода работников в другие отрасли под управлением.
Наши крупные предприятия совместно с акиматами должны разработать соответствующие дорожные карты. В них должны быть предусмотрены вопросы переобучения сокращаемых работников, совместного инвестирования для их дальнейшего трудоустройства. Необходимо оказать поддержку в рациональном привлечении рабочей силы из регионов с избыточной рабочей силой в другие места, а также из сел в города.
Правительство должно реформировать центры занятости и создать единую онлайн-платформу для всех вакансий и населенных пунктов.
Второй приоритет – кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды.
Одна из наших стратегических целей – обеспечить долю малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте страны не менее 50% к 2050 году.
Это – очень амбициозная цель, но она достижима. Для ее выполнения на текущем этапе необходимо предпринять следующие шаги.
Первое. По моему поручению Правительство с этого года приступило к реализации программы «Занятость на 2017-2021 годы» и развитию массового предпринимательства.
Отныне граждане Казахстана смогут получить микрокредиты до 16 миллионов тенге для ведения собственного бизнеса как в селе, так и в городе.
Необходимо расширить охват микрокредитования и активно использовать механизмы гарантий и обслуживания для предпринимателей. Эти меры должны сопровождаться организацией обучения ведению бизнеса и финансовой грамотности.
Необходимо далее совершенствовать механизмы поддержки массового предпринимательства. Каждый регион Казахстана должен предложить комплексные меры по развитию массового предпринимательства, в том числе семейного.
Количество вновь созданных рабочих мест – по-прежнему будет одним из основных критериев оценки эффективности деятельности Правительства и акимов.
Второе. Правительство совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» (НПП) должно принять меры по массовому снижению всех издержек бизнеса. Это особенно касается стоимости услуг в сферах энергетики, транспорта и логистики, а также жилищно-коммунального хозяйства.
Процесс оказания государственных услуг должен быть максимально оптимизирован. Необходимо сократить сроки и перечень документов, устранить повторяющиеся процедуры. При этом следует перейти к полностью электронному формату, не требующему личного присутствия.
Кроме того, действующая регуляторная нагрузка на бизнес не соответствует задаче создания новой модели роста.
Возлагаю на Правительство и акимов задачу разработать системные меры по дерегулированию бизнеса до 1 июля текущего года.
Необходимо внедрять передовые стандарты и опыт развитых стран.
Эту работу особенно важно проводить на региональном уровне.
Акимы совместно с Правительством должны разработать конкретные планы по улучшению условий ведения бизнеса в регионах на основе рейтинга Всемирного банка.
Необходимо ввести рейтинг регионов и городов по упрощению ведения бизнеса в стране. Мы учредим специальную премию для лучших. Она будет вручаться один раз в год, в День индустриализации.
Третье. Снижение доли государства в экономике до 15% валового внутреннего продукта, до уровня стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) должно придать новый импульс экономическому росту.
Ранее был составлен перечень из около 800 предприятий, подлежащих приватизации до 2020 года. Соответствующая работа ведется.
Поручаю Правительству ускорить приватизацию предприятий из указанного перечня и завершить ее до конца 2018 года.
Необходимо также ускорить подготовку и адаптацию наших крупных компаний к IPO. Внедрение принципов Yellow Pages позволило государству сократить виды деятельности в экономике на 47% (с 652 до 346).
На следующем этапе все государственные предприятия и организации, не соответствующие этим принципам, должны быть переданы в частный сектор или ликвидированы до 2020 года. А количество таких предприятий составит несколько тысяч.
Практика создания юридических лиц по каждой программе или задаче должна быть прекращена.
Необходимо обеспечить гласность и эффективность приватизации. Также необходимо пересмотреть роль государственных холдингов.
Поручаю Правительству осуществить качественную трансформацию холдинга «Самрук-Казына».
Необходимо провести полную ревизию и оптимизацию управленческих и производственных бизнес-процессов. В результате он должен стать высокоэффективным, компактным и профессиональным холдингом. Качество менеджмента и корпоративного управления должно быть доведено до международного уровня.
Необходимо четко определить, в каких важных секторах государство останется, с какой долей участия, и что мы оставим.
Государству следует оставить за собой задачу реализации проектов в сфере естественных монополий и стратегически важных проектов, в том числе с участием транснациональных компаний. Эти проекты должны давать мультипликативный эффект.
Также необходимо преобразовать холдинги «Байтерек» и «КазАгро». Они должны стать операторами по реализации государственных программ развития. В связи с этим необходимо оптимизировать их функции. Все, что может реализовать частный сектор, должно быть передано бизнесу.
Также они должны заниматься формированием фондов для реализации программ через негосударственные источники финансирования.
Четвертое. Расширение сферы государственно-частного партнерства даст большие возможности для развития предпринимательства. Здесь речь идет о передаче бизнесу функций по оказанию ряда государственных услуг.
У нас уже есть хорошие результаты в сфере привлечения их в дошкольное образование. За последние 3 года государство построило 189 детских садов на 40 тысяч мест, а частный сектор открыл 1300 детских садов на 100 тысяч мест. Больше всего частных детских садов открылось в Южно-Казахстанской (397), Алматинской (221), Кызылординской (181) областях.
Для меня очень важен пример государственно-частного партнерства в этом секторе. Это показывает, что государство и бизнес совместно решают одну из важнейших общенациональных задач – стопроцентный охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным образованием к 2020 году.
Развитие государственно-частного партнерства зависит от конкретной и профессиональной работы акимов.
Для привлечения частного капитала необходимо использовать все возможные виды и формы государственно-частного партнерства. Это – доверительное управление государственным имуществом, договоры на оказание услуг и другие. При этом необходимо максимально упростить и ускорить все процедуры заключения договоров, особенно по малым проектам.
Государственно-частное партнерство должно стать основным механизмом развития инфраструктуры, в том числе социальной инфраструктуры.
Для модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства необходимо передать в управление и концессию, с возможностью дальнейшей приватизации. Правительство должно прекратить топтаться на месте. Работу в этом направлении необходимо активизировать.
Пятое. Недопустимо идти на компромиссы по ценам и тарифам.
Поручаю Правительству совместно с НПП «Атамекен» провести «ревизию» всего законодательства, касающегося определения норм, препятствующих конкуренции.
Третий приоритет – макроэкономическая стабильность.
Главная задача здесь – восстановление стимулирующей роли денежно-кредитной политики и привлечение частного капитала для финансирования экономики.
Первое. Сегодня перед Национальным банком стоит важная задача по развитию режима инфляционного таргетирования. В среднесрочной перспективе мы должны добиться поэтапного снижения уровня инфляции до 3-4%.
Второе. Необходимо «модернизировать» финансовый сектор страны.
Поручаю Национальному банку разработать комплекс мер по оздоровлению банковского сектора. Необходимо ускорить работу по очистке балансов банков от неэффективных кредитов и, при необходимости, обеспечить увеличение их капитала со стороны акционеров. Для оперативного контроля за состоянием банков целесообразно предоставить Национальному банку больше прав. Национальный банк должен перейти от формального подхода к шагам, не допускающим потенциальных рисков, для принятия мер воздействия на банки, не дожидаясь их ошибок.
Также необходимо повысить ответственность аудиторских компаний, обеспечить прозрачность акционеров, улучшить коллективное управление. Все это должно быть закреплено на законодательном уровне.
С целью решения проблем дефицита средств в экономике и высоких процентных ставок по кредитам, поручаю Национальному банку и Правительству принять комплексные меры по обеспечению формирования доступных в тенге среднесрочных и долгосрочных фондов.
Национальный банк должен нести ответственность не только за инфляцию, но и совместно с Правительством за рост экономики.
Третье. Дальнейшее развитие рынка капитала.
Приватизация должна дать импульс его развитию. Как я уже говорил выше, необходимо разместить акции компаний фонда «Самрук-Казына» на фондовом рынке. Необходимо далее повышать возможности населения по инвестированию своих накоплений в первую очередь в различные ценные бумаги.
Мы завершили кампанию легализации в конце 2016 года. В ней приняли участие более 140 тысяч граждан страны. В результате легализовано 5,7 триллиона тенге, в том числе в виде денежных средств 4,1 триллиона тенге.
Задача Правительства – обеспечить получение прибыли от этих средств в экономике, в том числе через участие в приватизации. Вместе с тем, необходимо проработать вопрос субсидирования выпусков облигаций частными предприятиями Казахстана.
Поручаю Правительству совместно с Национальным банком принять меры, направленные на оживление отечественного рынка капитала.
Следующая решающая задача – адаптация налогово-бюджетной политики к новым экономическим условиям.
Первое. Необходимо кардинально повысить эффективность бюджетных расходов.
Мы полностью обеспечили необходимые ресурсы для государственных программ развития в 2017 году. Необходимо проверить эффективность освоения средств министерствами и ведомствами.
Начать следует с министерств здравоохранения, труда и социальной защиты, образования и науки, которые составляют более 40% республиканского бюджета. По итогам доложить мне.
Средства неэффективных программ необходимо перераспределить на программы, обеспечивающие реализацию задач Третьей модернизации. Также следует упростить бюджетные процедуры для более быстрого и эффективного доведения средств до реального сектора экономики.
Мы должны продолжать политику фискальной децентрализации. За прошедшие годы многие функции и полномочия были переданы с центра на места. Теперь необходимо укрепить их достаточную финансовую самостоятельность. Вместе с тем, важно не допустить концентрации полномочий по расходованию средств на областном уровне. Их необходимо далее передавать на районный и сельский уровни. Акимы должны решать вопросы регионального и местного значения, а Правительство должно сосредоточиться на общегосударственных вопросах.
Второе. Необходимо рационально подойти к использованию средств Национального фонда.
Объем гарантированного трансферта из Национального фонда должен поэтапно сокращаться до 2 триллионов тенге к 2020 году.
Налоговую политику необходимо ориентировать на выход бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе. Необходимо оптимизировать действующие налоговые льготы. В преддверии всеобщего декларирования необходимо по-новому рассмотреть специальный налоговый режим.
Механизмы налогового администрирования требуют совершенствования. Прежде всего, это касается сбора налога на добавленную стоимость.
Третье. Правительство должно сформировать систему мониторинга и контроля за внешними и внутренними займами квазигосударственного сектора и навести там порядок.
*****
Четвертый приоритет – улучшение качества человеческого капитала.
Первое. Прежде всего, должна измениться роль системы образования. Наша задача – сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо ориентировать на развитие критического мышления и навыков самостоятельного поиска.
Вместе с тем, необходимо уделить особое внимание формированию IT-образования, финансовой грамотности, развитию патриотизма. Необходимо сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами.
Поручаю Правительству внести соответствующие предложения.
В частности, подготовить предложения по поэтапному переходу на трехъязычное обучение.
Приоритет казахского языка сохранится. Его дальнейшему развитию будет уделено большое внимание. Вместе с тем, сегодня английский язык – язык новых технологий, новой индустрии, новой экономики. В настоящее время 90% информации публикуется на английском языке. Каждые два года их объем удваивается. Без овладения английским языком Казахстан не сможет достичь общенационального прогресса.
С 2019 года в 10-11 классах некоторые предметы будут преподаваться на английском языке. Этот вопрос необходимо тщательно продумать и решить разумно.
Уровень школ и учителей, особенно в селах и городах, разный. Также существует проблема нехватки квалифицированных педагогов. Поэтому, учитывая все это, мы должны поэтапно внедрять английский язык.
Поручаю внести соответствующие предложения.
По моей инициативе в этом году начата реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех».
Бесплатным обучением должны быть охвачены в первую очередь безработные и неэффективно занятые молодые люди, а также взрослые люди без профессионального образования. В системе профессионального образования, как я уже говорил, необходимо сосредоточиться на подготовке специалистов для новых производств в экономике.
Для этого профессиональные стандарты должны быть обновлены в соответствии с требованиями рынка труда и лучшими мировыми учебно-производственными практиками.
Кроме того, особое внимание будет уделено качеству системы высшего образования. Необходимо усилить контроль и требования к кадровому составу вузов, уровню материально-технического оснащения, образовательным программам.
*****
Второе. Наряду с системой образования, должна измениться и система здравоохранения.
С 1 июля текущего года начнется внедрение обязательного медицинского страхования (ОМС), основанного на общей ответственности государства, работодателей и граждан. Эффективность этой системы доказана мировой практикой.
Участникам системы медицинского страхования будет предложен широкий спектр медицинских услуг. Государственная поддержка будет оказана участию в ней социально уязвимых слоев населения.
Правительство должно информатизировать сферу здравоохранения на необходимом уровне. Для развития конкуренции необходимо создать равные условия для частных медицинских учреждений в рамках системы ОМС.
Поручаю Правительству и акимам провести широкую информационно-разъяснительную работу.
Также необходимо законодательно урегулировать цены на все лекарственные средства.
Третье. Касательно сферы социального обеспечения.
По моему поручению с 1 июля 2017 года для 2,1 миллиона пенсионеров пенсии будут увеличены до 20% от уровня 2016 года.
Кроме того, назначение базовой пенсии с 1 апреля 2018 года будет осуществляться по новой методике. Ее размер будет определяться в зависимости от стажа участия в пенсионной системе.
Все это увеличение позволит увеличить новый размер базовой пенсии в 2018 году в 1,8 раза по сравнению с 2017 годом.
В стране ежегодно рождается около 400 тысяч детей, что почти в 2 раза выше уровня 1999 года. Такая хорошая тенденция должна сохраняться и впредь.
По моему поручению с 1 июля 2017 года размер единовременного пособия при рождении ребенка будет увеличен на 20%.
Необходимо также пересмотреть минимальный размер прожиточного минимума. Он должен соответствовать реальным потребительским расходам казахстанцев. Этот шаг позволит увеличить размер базовой пенсии, пособий для инвалидов и семей, потерявших кормильца, адресной помощи и пособий для воспитывающих детей-инвалидов для 3 миллионов человек с 1 января 2018 года.
С 1 января 2018 года необходимо увеличить предел оказания адресной социальной помощи с 40% до 50% от прожиточного минимума и внедрить ее новый формат. При этом все трудоспособные люди должны получать поддержку только при условии участия в программе занятости.
Пятый приоритет – институциональные изменения, безопасность и борьба с коррупцией.
Первое. Правительство должно обеспечить работу по имплементации передовых практик и рекомендаций ОЭСР в рамках третьей модернизации.
Второе. Мы проводим реформы, направленные на защиту частной собственности, верховенство права и обеспечение равенства всех перед законом. Эту работу необходимо продолжить.
Поручаю Правительству совместно с НПП «Атамекен» и гражданским обществом провести ревизию всего законодательства, касающегося усиления защиты права частной собственности.
Кроме того, необходимо гуманизировать административное и уголовное законодательство. Административные штрафы должны быть справедливыми и соответствовать уровню правонарушения.
Необходимо продолжить работу по снижению санкций за правонарушения в сфере предпринимательства. Составы экономических преступлений, не представляющих высокой общественной опасности, необходимо декриминализировать.
Необходимо добиться повышения доверия к судебной системе. Важно исключить любое незаконное влияние на работу судей.
Третье. Ситуация в области безопасности становится мерилом сильного и дееспособного государства.
В настоящее время человечество сталкивается с ростом терроризма. При этом борьба с теми, кто финансирует деструктивные силы, устанавливает связи с иностранными террористическими организациями, является основной проблемой.
Необходимо проводить работу по профилактике пропаганды религиозного экстремизма, особенно пресекать его в интернете и социальных сетях. В обществе, особенно в сфере межрелигиозных отношений, необходимо сформировать «полную нетерпимость» к любым действиям, связанным с радикальными взглядами.
Необходимо организовать целенаправленную работу служб по теологической грамотности осужденных в местах лишения свободы. Необходимо предпринять дополнительные шаги по воспитанию подрастающего поколения в духовно-нравственном духе.
К этой работе необходимо активно привлекать негосударственный сектор и религиозные объединения.
Все эти меры должны быть учтены в Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2017-2020 годы, которая разрабатывается по моему поручению.
Актуальность борьбы с киберпреступностью неуклонно растет.
Поручаю Правительству и Комитету национальной безопасности принять меры по формированию системы «Киберщит Казахстана».
Четвертое. Мы предприняли значительные шаги по снижению уровня коррупции в стране. Однако основное внимание зачастую уделяется борьбе с последствиями коррупции.
Необходимо усилить работу по выявлению и устранению причин и предпосылок коррупции.
Одним из важных вопросов является совершенствование сферы закупок.
Поручаю Правительству внедрить систему государственных закупок по принципу централизованной услуги.
Необходимо кардинально пересмотреть методы проведения закупочных мероприятий в квазигосударственном секторе, в сферах естественных монополий и недропользования.
В борьбе с коррупцией многое зависит от активного участия всего общества. В условиях развития социальных сетей, других медиа-ресурсов, неприятие коррупции общественностью должно стать мощным инструментом борьбы.
Уважаемые казахстанцы!
Этим Посланием я хотел донести до каждого гражданина страны свое видение нашего пути развития в новых условиях.
Поручаю Правительству разработать стратегический план развития до 2025 года по Третьей модернизации страны под названием «Национальная технологическая инициатива Казахстана».
У нас нет другого пути, кроме как достойно принять требования времени и выполнить задачи по дальнейшей модернизации страны.
Уверен, что наш великий народ сможет в полной мере использовать уникальную историческую возможность.
Дорогие друзья!
Казахстан – молодое, многонациональное, уверенное в своем будущем и динамично развивающееся государство! Мы прошли 25-летний путь развития независимого Казахстана. В ближайшие 25 лет нас ждут еще более высокие вершины.
На пути государственного строительства мы накопили бесценный, богатый опыт и вступаем в новый этап. Уверен, что мы сможем преодолеть любые трудности, которые встретятся на нашем пути. Наша главная сила – в единстве.
Мы сделаем Казахстан еще более процветающей страной для будущих поколений!