Вчера, 25 января, добраться из Кокшетау в Астану было непросто. Метель! Дорога закрыта. Проехав пять часов на электричке до вокзала Астаны, мы узнали, что от сильной метели первой рухнула крыша здания. Говорят, люди целы. Ведутся спешные ремонтные работы. Едва добравшись до аэропорта, мы поняли, что наступило время объявления Обращения Елбасы. А в аэропорту рейсы задерживаются один за другим. Рискнув, мы добрались до Алматы через «Эйр Астану», а оттуда до дома было уже за полночь. Поэтому только сегодня, среди рабочей суеты, появилась возможность ознакомиться с Обращением Главы государства и проектом изменений в Основной закон.
Нам и ранее было известно о создании рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти и проведении ее первых заседаний. Очевидно, что нас ждут конституционные изменения. Предоставлена возможность для обсуждения в течение месяца. Конечно, хорошо, что Президент передает около сорока своих полномочий Парламенту и Правительству. Однако конституционные изменения, которых ждет казахский народ, были гораздо глубже.
Прежде всего, в преамбуле Конституции должно быть написано, что государство Казахстан является формой самоуправления казахского народа, а казахский народ – государствообразующей нацией. Государство в первую очередь должно служить развитию казахской государственности. Если такие основополагающие принципы не будут предусмотрены, то мы чувствуем, что предстоящие возможные изменения в Основном законе останутся лишь косметическими.
Я писал в прошлом году накануне Дня Конституции о том, что за 22 года в Основной закон, принятый на референдуме 30 августа 1995 года, было внесено 59 поправок и дополнений. Теперь становится ясно, что очередная группа поправок (18!) не сможет довести страну до подлинно демократического уровня. Мировой опыт показывает, что демократия будет далека, если судебная власть не будет стоять выше президентской.
Если к прежним 59 поправкам и изменениям добавить последние 18, то их общее число составит 77. Если Парламент внесет 77 поправок и изменений в Основной закон, состоящий из 98 статей и принятый всенародным голосованием на референдуме, то что останется от первоначальной легитимной версии Основного закона после такой «конституционной бури»?! Поэтому необходимо лишить Парламент права изменять Конституцию.
Как сказал бывший генеральный прокурор Украины Святослав Пискун: «Государство, часто вносящее изменения в свою Конституцию, подвергается стагнации». Разве сама Россия не отказалась от такого шага, опасаясь, что постоянное изменение Основного закона дестабилизирует ситуацию? К сожалению, у нас власть во многих случаях видит в несовершенстве Конституции и законов причину своей неэффективности в управлении государством. На деле же постоянное изменение власти Конституции в свою угоду является плохой привычкой.
По моему мнению, Казахстану нужна новая Конституция, которая будет служить поколениям в течение 50-100 лет и запретит изменения, а не временный (нет другого выхода, кроме как назвать ее временной!) Основной закон, который постоянно меняется. И она должна быть подлинно демократической Конституцией. Хотелось бы, чтобы комиссия по конституционным изменениям учла эти насущные проблемы.
Из записи Марата Токашбаева в Facebook.