В официальных СМИ опубликованы Указ Президента Нурсултана Назарбаева «О вынесении на всенародное обсуждение проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» и текст проекта Закона.
Указ Президента Республики Казахстан
О всенародном обсуждении проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Вынести на всенародное обсуждение проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» (далее – проект Закона), провести его в период с 26 января 2017 года по 26 февраля 2017 года.
Опубликовать проект Закона в средствах массовой информации.
Обеспечить анализ и обобщение предложений, высказанных в ходе всенародного обсуждения, доработку проекта Закона с учетом этих предложений и внесение его на рассмотрение Президента Республики Казахстан рабочей группой по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти.
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Внести в Конституцию Республики Казахстан, принятую на республиканском референдуме 30 августа 1995 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., № 4, ст. 217; 1998 г., № 20, ст. 245; 2007 г., № 10, ст. 68; 2011 г., № 3, ст. 29), следующие изменения и дополнения:
Статьи 1 и 2 Закона изложить в следующей редакции:
«1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, при условии предварительного и равноценного возмещения.
2. Право частной собственности является неприкосновенным. Право собственности, в том числе на наследственное имущество, гарантируется законом. Кроме случаев, установленных Конституцией, законы и иные правовые акты, ограничивающие или умаляющие право собственности на имущество, приобретенное законным путем, не допускаются.».
В статье 44:
3) пункт изложить в следующей редакции:
«3) вносит на рассмотрение Мажилиса кандидатуру Премьер-Министра Республики для получения согласия после консультаций с фракциями политических партий, представленных в Мажилисе Парламента; назначает на должность и освобождает от должности Премьер-Министра Республики с согласия Мажилиса Парламента; определяет структуру Правительства по представлению, вносимому Премьер-Министром после консультаций с Мажилисом Парламента, назначает на должности и освобождает от должностей членов Правительства, за исключением министров иностранных дел и обороны, назначаемых и освобождаемых Президентом Республики самостоятельно; принимает присягу членов Правительства; председательствует на заседаниях Правительства при необходимости по вопросам особой важности; отменяет или приостанавливает полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы;»;
2) пункты 8) и 9) исключить;
3) дополнить пунктом 10-1) следующего содержания:
«10-1) направляет в Конституционный Совет обращения для дачи заключения о соответствии законов и иных правовых актов, действующих на момент обращения, Конституции Республики Казахстан, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 91 Конституции Республики Казахстан, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства;»;
4) пункт 18) изложить в следующей редакции:
«18) создает подчиненную ему Службу государственной охраны.».
Пункт 2 статьи 45 исключить.
Пункт 3 статьи 53 исключить.
Пункт 6 статьи 57 изложить в следующей редакции:
«6) вправе заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты. По итогам заслушивания отчета в случае неисполнения членом Правительства законов Республики Палата вправе по большинству голосов не менее двух третей от общего числа депутатов Палаты внести Президенту Республики предложение об освобождении его от должности. В таком случае Президент Республики освобождает члена Правительства от должности;».
Пункт 2 статьи 61 изложить в следующей редакции:
«2. Президент Республики имеет право определять приоритетность рассмотрения законопроектов, что означает необходимость принятия соответствующих законопроектов в первоочередном порядке в течение текущей сессии Парламента.».
Пункт 2 статьи 64 изложить в следующей редакции:
«2. Правительство является коллегиальным органом и несет ответственность в своей деятельности перед Президентом Республики, Мажилисом Парламента и Парламентом.».
Пункт 2 статьи 65 изложить в следующей редакции:
«2. В течение десяти дней со дня назначения Премьер-Министр Республики вносит Президенту Республики предложения о структуре и составе Правительства после консультаций с Мажилисом Парламента.».
В статье 66:
пункты 1) и 8) изложить в следующей редакции:
«1) разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их реализацию; утверждает государственные программы по согласованию с Президентом Республики и обеспечивает их исполнение;»;
«8) создает, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей;»;
дополнить пунктом 9-1) следующего содержания:
«9-1) утверждает по согласованию с Президентом Республики единую систему финансирования оплаты труда для всех работников органов, финансируемых за счет государственного бюджета;».
Пункт 4 статьи 67 изложить в следующей редакции:
«4) докладывает Президенту и Мажилису Парламента об основных направлениях деятельности Правительства и обо всех его важнейших решениях;».
Пункт 1 статьи 70 изложить в следующей редакции:
«1. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Мажилисом Парламента Республики.».
Пункт 2 статьи 72 изложить в следующей редакции:
«2. Конституционный Совет рассматривает обращения Президента Республики в случаях, предусмотренных пунктом 10-1) статьи 44 Конституции, а также обращения судов в случаях, установленных статьей 78 Конституции.».
Пункт 3 статьи 79 изложить в следующей редакции:
«3. Требования, предъявляемые к судьям судов Республики, определяются конституционным законом.».
Статью 81 изложить в следующей редакции:
«Статья 81
Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным делам, подсудным местным и другим судам, а также по иным делам, подсудным ему в соответствии с законом, рассматривает дела, относящиеся к его подсудности, и дает разъяснения по вопросам судебной практики.».
Пункт 1 статьи 83 изложить в следующей редакции:
«1. Прокуратура осуществляет надзор за законностью в пределах, установленных законом и в формах, предусмотренных законом, представляет от имени государства интересы в суде и осуществляет уголовное преследование от имени государства.».
Пункт 5 статьи 86 изложить в следующей редакции:
«5. Президент Республики по согласованию с Премьер-Министром и Председателями Палат Парламента досрочно прекращает полномочия маслихата, а также полномочия маслихата досрочно прекращаются в случае принятия им решения о самороспуске.».
Пункт 4 статьи 87 изложить в следующей редакции:
«4. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по согласованию с соответствующими маслихатами областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются в порядке, определяемом законом. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должности.».
В статье 91:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Не могут быть изменены установленные Конституцией независимость государства, единство и территориальная целостность Республики, форма правления.»;
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. Изменения и дополнения, вносимые в Конституцию Республики, выносятся на республиканский референдум или на рассмотрение Парламента Республики при наличии заключения Конституционного Совета о соответствии этих изменений и дополнений требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи.».