Религия. Традиция. Культура. Это понятия, неотделимые от казахского мировоззрения, тесно переплетенные друг с другом и уходящие корнями в историю. Некоторые представители религиозных течений, придерживающиеся направления, противоречащего нашей исконной религии, тесно связанной с нашим казахским бытием и ставшей мерилом жизни, сеют смуту в стране, настраивают братьев друг против друга и приводят все общество к противоречию мнений. Откуда возникло противостояние мазхабу Абу Ханифы, защищенному как неопровержимыми историческими данными, так и Законом Республики Казахстан? Что следует предпринять для предотвращения религиозного экстремизма? Как ведется пропаганда традиционной религии? На эти вопросы в рамках темы ответил представительский имам Духовного управления мусульман Казахстана по Актюбинской области, главный имам центральной мечети «Нур-Гасыр» Толеби Оспан.
– Толеби Дадилулы, в настоящее время вопрос религии стал предметом споров и разногласий. Явления, охватившие мир, оказали и на нашу страну негативное влияние. С каких пор сформировались течения или группы, прикрывающиеся именем ислама в истории?
– В свое время, после кончины нашего Пророка (мир ему и благословение), некоторые политические группы, преследуя свои цели, сеяли различные смуты в стране. В результате возникли течения, отклонившиеся от истины Пророка. Если обратиться к истории, то во времена халифата Хазрата Али на историческую арену вместе с шиитским течением вышли хариджиты. Сами хариджиты разделились на несколько групп, таких как Мухакима, Азарика, Наджадат, Суфрия. Они выступили против халифа. Халиф Али предпринял несколько дипломатических попыток, отправив людей для мирного разрешения вопроса и сохранения единства мусульман. Однако хариджиты, не приняв предложения халифа о примирении, напали на мирное население, объявили невинных людей неверными и начали их истреблять. Халиф был вынужден применить силу против смутьянов. Более того, он их уничтожил. Да, они всячески пытались донести до смутьянов, что они отклонились от истины и сбились с прямого пути. Но смутьяны, чьи руки были в крови, не прислушались к увещеваниям халифа.
Сегодня линия поведения религиозных смутьянов схожа с этим. В мечетях ведется активная просветительская работа. Она ведется с минбаров, в интернете, на различных собраниях. Однако те, кто следует за деструктивными течениями, не ищут истину, они считают истиной только свою веру. Поэтому они глухи, словно каменные, не желают слушать. Тем не менее, имамы не отказываются от попыток объяснить им. Ведь они наши соотечественники. Мы переживаем за них.
– Мы знаем, что ханафитский мазхаб имеет глубокую историю, в свое время управлял большими государствами и возглавлял цивилизационные процессы. Тем не менее, откуда взялось пренебрежительное отношение к мазхабу и даже осуждение ученых и представителей этой школы?
– Мазхаб – это направление, путь. Следовательно, не получится ли так, что люди, сбитые с пути, не достигнут желаемого?! Чтобы сбить человека с пути, сначала пытаются посеять в его сердце сомнение, недоверие, ненависть. Не стесняются даже опозорить ученых мазхаба. Все это – действия, направленные на то, чтобы сбить человека с пути и отвратить его от устоявшейся школы.
– По темам, вызвавшим споры среди ученых мазхаба, было высказано немало доказательств и аргументов. Так что же поддерживает течение «безмазхабности»?
– Имам Шафии пишет свой труд, касающийся мазхаба, сначала в городе Ирак. Однако, вернувшись в Египет, он переписывает свой труд, учитывая местные обычаи и традиции. Ему даже были даны названия «старая книга мазхаба» и «новая книга мазхаба». Вот видите, насколько важно учитывать позицию местного населения. В этом плане ханафитский мазхаб оказался очень близок к обычаям и национальным установкам нашего народа. Факторы, поддерживающие течение безмазхабности, можно перечислять. Иммунитет против безмазхабности – это любовь человека к своему народу, горячая привязанность к земле, где он родился, и стойкость в отношении своей исконной религии. Если наша акыда ясна, а наша мусульманская вера крепка, мы преодолеем эту непрочную болезнь.
– В Актюбинской области в последнее время участились случаи, связанные с религиозной ситуацией. Как вы оцениваете религиозную обстановку в регионе?
– На сегодняшний день религиозная обстановка в Актюбинской области стабильна. Среди джамаата систематически проводятся разъяснительные работы. Также организуются общественные и спортивные мероприятия, направленные на единство джамаата. Недавно мы отметили праздник Маулид во Дворце «Жастар». В зале не было свободных мест. Народ смотрел с приподнятым настроением. В 2016 году в рамках проекта «Обеспечение безопасности населения», реализованного в Актюбинской области, ряд информационно-разъяснительных работ дал положительные результаты и позволил изучить проблемы. Сегодня эти работы продолжаются.
– В целом, каковы возможности вернуть молодежь, которая, исповедуя религию, встала на ложный путь? Расскажите о проблемах профилактики или перевоспитания.
– Одной из эффективных работ в этом направлении является проведение индивидуальных разъяснительных бесед. Иногда причиной неэффективности проповеднических работ является то, что люди считают истиной только свое мнение и не считаются с мнением других.
Недавно в городе Актобе был снят документальный фильм «Разрушение в Рамадан». В сюжете представлены слова сожаления тех, кто совершил террористический акт 5 июня в городе Актобе и сегодня приговорен к пожизненному лишению свободы. Это искреннее сожаление. Однако им неоднократно говорили об их заблуждениях и ложном пути. Но тогда они не приняли истину. Только теперь, когда беда обрушилась на них, они поняли, насколько это опасно и что они стали марионетками в руках неизвестных людей. Поняли поздно. Но за содеянное придется отвечать. То есть, совершенное преступление не освобождает преступника от наказания. Молодежи следует чаще показывать документальные фильмы, снятые специально о тех, кто, считая себя на прямом пути, сбился с него, а также такие произведения, как драматический спектакль «Кто стучится в твою дверь?», вышедший на экраны в прошлом году. Если человек увидит, чем закончится его поступок, то человек с проблеском разума задумается.
– Лекарство от любой болезни – это ее медикамент, исцеление. Бесспорно, препятствием для ложных религиозных представлений является правильное религиозное мировоззрение. В связи с этим кратко объясните важность пропаганды традиционной религии.
– Народные обычаи и традиции, айтысы и песни, легенды и дастаны, кумыс и шубат, приветствие невестки и обряд обрезания, вот во всем этом – дух нации. Мы гордимся этим, чувствуем себя нацией, когда эти вещи существуют. Ведь это – наша сущность. А некоторые пытаются заставить молодежь относиться с отвращением к своей сущности, называя эти явления, присущие нашему казахскому бытию, бидгатом и относить их к нешариатским выдумкам. А поколение, отвращающееся от себя, становится легким орешком для врага. Традиционный Ислам, которого придерживались наши предки, всегда жизнеспособен. Он спасал наших предков от таких бесстыдных и скотских деяний, как сегодня, в периоды голода и смутных времен. Поэтому крайне необходимо пропагандировать и распространять среди народа ту традиционную религию, которой придерживались наши предки.
– Спасибо за беседу!
Беседовала Жаик НАГЫМАШ
e-islam.kz