Несмотря на попытки официальных властей доказать, что экономическая ситуация в Казахстане хорошая, народ чувствует, что это далеко от истины. Нельзя упрекнуть власть в недостатках, но кто объяснит нашей власти, что «худой, но сытый» – это не выход?… В августе 2015 года правительство прогнозировало рост ВВП в Казахстане на 2016 год на уровне 2,1%, а теперь радуется, что даже 0,5% роста – это уже большое достижение.
Специалисты говорят, что такой низкий темп экономического роста в Казахстане, согласно официальной статистике, наблюдался 20 лет назад, в далеком 1996 году. Если посмотреть на темпы развития экономики Казахстана за последние два года, то кажется, что мы вернулись в конец 90-х. В связи с этим мы сочли целесообразным прислушаться к мнению независимого эксперта. Вашему вниманию предлагается интервью директора Института экономической политики, доктора экономических наук Кайырбека Арыстанбекова.
— Мне вспоминается афоризм: «Вся проблема не в том, что экономисты не могут делать прогнозы, а в том, что политики требуют оптимистичных прогнозов». В целом, 2016 год не был очень комфортным для казахстанской экономики. Это почувствовал народ. Связана ли эта некомфортность только с внешними факторами?
— В целом, если обратить внимание на основные результаты социально-экономического развития 2016 года, то по сравнению с другими странами, можно сказать, что мы в порядке. Тем не менее, конечно, есть и моменты, о которых можно сожалеть. В этом плане необходимо учитывать внешние и внутренние факторы. Одним из внешних факторов является низкая цена на нефть.
Во-вторых, мы не можем отрицать, что санкции Запада против России оказали косвенное влияние и на нас.
В-третьих, снижение мировых цен на некоторые товары в казахстанском экспорте. Эти три фактора оказали максимальное влияние. Теперь, что касается внутренних факторов, то в некоторых направлениях наблюдалась слабость проводимой совместно правительством и национальным банком экономической политики. Существуют стандарты Бюро экономического анализа США.
Согласно им, если в любом государстве, в любом обществе внутренний валовой продукт или промышленность в течение шести месяцев, не 5 месяцев 20 дней или 5 месяцев 29 дней, а ровно 6 месяцев, то есть 180 дней, не показывают никаких признаков развития, это является признаком рецессии.
Другими словами, рецессия означает кризис, спад. С этой точки зрения, в 2016 году у нас промышленность находилась в упадке 9 месяцев. Тем не менее, наблюдалось развитие по некоторым отраслям. Например, в сельском хозяйстве были высокие показатели, темпы строительства были неплохими. Аналогично, в некоторых секторах наблюдался рост. А в целом, мы опираемся на официальные данные официальных органов о том, что экономика показала рост в 0,2-0,5 процента.
— Один из трех упомянутых вами сдерживающих экономику внешних факторов – это влияние санкций против России. Это подтверждает нашу зависимость от российского рынка, экономики и даже политики…
— Стоит отметить несколько тезисов. Первый тезис: в мире существует 48 государств, не имеющих выхода к мировому океану. Одно из них – мы. Установлено, что любое государство, не имеющее прямого выхода к океану, имеет низкий уровень экономического развития. Это процессы XIX, XX, XXI веков. С этой точки зрения, для нас удобным путем выхода к океану является Россия.
Китайская сторона только сейчас начала работу, строятся инфраструктурные проекты. На южном направлении политическая и военная обстановка нестабильна. Поэтому остается только российское направление. Мы хорошо знаем нашего соседа, у нас близкий менталитет, мы были в одном союзе при Советском Союзе. С ними гораздо удобнее вести переговоры, достигать общего согласия.
Поэтому по инициативе Нурсултана Назарбаева был создан Евразийский союз, куда мы вошли вместе с Россией. Экономика России – гигант. Поэтому санкции, введенные против них, конечно, не могут не сказаться на нас.
Во-вторых, если обратить внимание на структуру внешней торговли, то объем внешней торговли, связанный с Россией, очень высок. Также дефицит торгового баланса. Мы покупаем у них много товаров, они у нас покупают мало. И когда речь идет о товарах, мы экспортируем их в сыром виде. В связи с этим вспоминаются слова нашего великого предка, главы целого поколения Ахмета Байтурсынова, сказанные век назад. В номере газеты «Қазақ» от 15 августа 1913 года Ахмет Байтурсынов сказал следующее: «На казахской земле нет производства, казах экспортирует сырье. А готовый продукт, изготовленный из этого сырья, покупается обратно за цену в 5-6 раз дороже. Это недостаток, проистекающий из невежества». Таким образом, даже спустя сто лет ничего не изменилось.
— Прошло более 2 лет с момента вступления в Евразийский экономический союз. Каковы результаты?
— В 2014-2015 годах независимый Институт экономической политики провел ряд исследований, касающихся Евразийского экономического союза. Было установлено, что российские товары поступают в Казахстан без каких-либо препятствий, в то время как при выходе казахстанской продукции на российский рынок сохраняется ряд барьеров. Например, возьмем алкогольную продукцию. Российская алкогольная продукция перевозится и продается в Казахстане без каких-либо препятствий. А казахстанская продукция, согласно российскому законодательству, должна в обязательном порядке заранее производить обеспечительный платеж в бюджет. То есть, казахстанский производитель, еще не выйдя на рынок, обязан заранее произвести оплату на счет соответствующих органов. Это лишь один пример.
По данным исследований Института экономической политики, в 2014-2015 годах цены на некоторые виды сельскохозяйственной и продовольственной продукции российского производства в Казахстане оказались дешевле, чем в России.
Что это означает? В экономике существует понятие «демпинг», то есть продажа на экспорт по низким ценам. Это приводит к убыткам производителей, а если производители несут огромные убытки и продают свою продукцию дешево, это означает специальную экономическую операцию.
Иными словами, за этим стоит политика ослабления казахстанских производителей, уничтожения их конкурентоспособности. Второй результат – скрытое субсидирование. Это означает, что производителям, терпящим убытки от продажи своей продукции по низким ценам, из местного бюджета выделяются деньги, проводится политика скрытого субсидирования. Третье, кто даст гарантию, что не планируется специальная операция по вытеснению казахстанских конкурентов с рынка, закрытию и скупке заводов? К сожалению, эти вопросы не были приняты во внимание соответствующими и компетентными органами нашей страны, не были озвучены, не были приняты эффективные решения.
— Наша страна стала членом ВТО. Когда мы начнем видеть ее эффективность?
— Мы вошли во Всемирную торговую организацию. Это мировой процесс, необходимая вещь. Тем не менее, в ходе переговоров по условиям вступления в ВТО наша сторона допустила ряд упущений. К сожалению, об этом не было сказано. Приведу один пример. Любое государство, вступающее в торговую организацию, проводит переговоры по различным секторам. Одним из них является уровень финансовой поддержки сельского хозяйства. Например, по словам бывшего министра по интеграции Жанар Айтжановой, ответственной за вступление Казахстана в ВТО, Казахстан показал уровень поддержки сельского хозяйства в 8,5%. Это очень высокий показатель, нас обогнал только Китай – вот и все. Мы провели исследование и выяснили, что эти данные не соответствуют действительности. Есть страны, достигшие 10% уровня поддержки сельского хозяйства, и это такие страны, как Оман, Панама. Второй фактор: мы все равно остаемся в рамках Евразийского экономического союза. Поэтому, вступили мы в какие-либо организации или нет, я думаю, существенной разницы не будет.
— Правильно ли привязывать развитие Казахстана только к цене на нефть? Насколько обоснованы опасения казахстанцев относительно цены на черное золото?
— В мире существует несколько факторов, регулирующих цену на нефть. Первый – это Соединенные Штаты Америки. Второй – страны-члены ОПЕК, третий – государства, не входящие в ОПЕК. Когда упали цены на нефть? Они начали падать с августа 2014 года. А в то время Россия аннексировала Крым у Украины, геополитическая ситуация обострилась. Вот тогда Запад ввел санкции против России, удешевление нефти было одной из форм санкций против России. То есть, направленное на снижение экспортных доходов России, поскольку 70% экспорта РФ составляют нефтегазовые продукты. Сейчас внешние показатели России снизились. Это сказывается и на нас.
— Мы оставили позади 25 лет, можете ли вы назвать крупнейшее достижение в сфере экономики за это время и нашу ошибку, которую нельзя повторять?
— Конечно, следует признать большую роль Елбасы в развитии страны. В годы обретения независимости наша экономика была слабой. Если считать, что в мире около 250 государств и островов, зарегистрированных ООН, то эти страны делятся на три группы по экономическому развитию. Развитые страны, развивающиеся страны и бедные страны. В первые годы независимости мы были в числе бедных стран, сейчас мы входим в группу развивающихся стран. Тем не менее, недостатки тоже есть. Главным критерием для устойчивого развития общества у нас является формирование среднего класса. Разрыв между богатыми и бедными увеличился. Чем больше разрыв по коэффициенту Джини, тем более склонно общество к конфликтам, общество не является устойчивым.
— Как можно поднять экономику без влияния внешних факторов? Что мы можем сделать?
— Для этого необходимо немедленно повысить качество экономической политики. У нас за последние три-четыре года оно снизилось. Когда цены на нефть были высокими, качество экономической политики у нас не ощущалось, а когда цены на нефть упали, оно стало очевидным. Необходимо проделать большую работу. Экономическая политика состоит из денежно-кредитной политики, налоговой политики, бюджетной политики, внешнеэкономической политики, таможенной политики, индустриальной политики и других компонентов. Сейчас их качество неудовлетворительное. Поэтому экономического роста нет.
— Нельзя отрицать и еще одну проблему, сдерживающую экономическое развитие и являющуюся для нас препятствием – коррупцию…
— Конечно, мы не можем это отрицать. По закону у нас выделяются три вида бизнеса. Крупный, средний и малый. К незапланированной коррупции добавился четвертый вид бизнеса. Он называется видом бизнеса, основанным на средствах государственного бюджета и бюджета квазигосударственного сектора. И этот вид коррупции широко и быстро распространяется. Если это не остановится, не будет никакого роста и коренного развития.
Ұлт порталы