Официальные представители России, Ирана и Турции договорились о создании механизма контроля за хрупким перемирием в Сирии по итогам сирийских мирных переговоров, завершившихся в Астане. Однако им не удалось добиться прогресса в политическом урегулировании шестилетней войны в Сирии.
Сирийская оппозиция, участвовавшая в переговорах, осталась недовольна итоговым заявлением. Представители оппозиции предложили свой план контроля за нарушениями режима прекращения огня. Глава делегации сирийской оппозиции Мохаммед Аллуш заявил, что одним из главных замечаний оппозиции к общему заявлению по итогам переговоров стало использование в документе слова «урегулирование».
«Мы приехали сюда не для урегулирования. Мы приехали для проведения переговоров, которые приведут к политическому решению, предусматривающему смену власти. Это решение будет реализовано через первый этап, то есть прекращение огня», — сказал Аллуш. Он также сообщил, что оппозиция не будет обсуждать механизмы политического урегулирования кризиса, «пока не будет установлен реальный режим прекращения огня на территориях».
По словам Аллуша, после реального прекращения огня «должны быть приняты гуманитарные меры», и только после этого оппозиция приступит к обсуждению возможных путей политического урегулирования кризиса. Он также добавил, что альтернативные механизмы контроля за перемирием помогут определить, «насколько было нарушено перемирие, его масштабы и кто его нарушил». По словам Аллуша, этот документ был передан представителям России, Турции и ООН, участвовавшим в переговорах в Астане.
Представитель делегации сирийской оппозиции, также представляющий «Свободную армию Сирии», Осама Абу Зейд, в свою очередь, говорит, что оппозицию не включили в соглашение о механизме мониторинга перемирия. «Это соглашение между Турцией, Россией и Ираном. Они являются суверенными государствами и могут заключать любые соглашения, какие захотят. Мы заявили о некоторых наших замечаниях при принятии итогового заявления. Кроме того, Иран был указан как «государство-гарант»», — сказал Осама Абу Зейд.