В последнее время одной из актуальных проблем стало увеличение числа деструктивных течений, прикрывающихся исламом. Как правило, такое явление возникает в обществе из-за отсутствия или недостатка религиозной грамотности у людей. Следовательно, обществу нужны образованные специалисты, которые будут пропагандировать традиционный ислам, исторически сложившийся для казахов, в том числе мазхаб Абу Ханифы. Выбор тюркскими народами ханафитского мазхаба имеет свои особенности. Отличие этой школы от других заключается в уважении к культуре и традициям народа и создании условий для их использования в быту. Поэтому наша традиция неразрывно связана с религией. Если некоторые наши традиции действительно противоречат исламским принципам, наши имамы предупреждают об этом.
Теперь же подавляющее большинство молодежи, получившей религиозное образование за рубежом, пропагандирует не ислам, поддерживающий традиционные мазхабы, а другие течения. Одним из таких деструктивных течений является салафизм. Салафизм коренным образом отвергает как традиции нашего народа, так и мазхаб Абу Ханифы.
Возьмем, к примеру, традицию угощения после смерти человека, которая соответствует шариатскому положению. После угощения мы читаем Коран для души усопшего, молимся за него и просим Аллаха простить грехи ушедших вместе с собравшимися родственниками, соседями и друзьями. Основная цель угощения, данного народу, — чтобы оно было принято как милостыня. После угощения просить благословения у старших, затем читать Коран, снова возносить руки и просить у Аллаха милости и благословения, посвящать награду за чтение Корана покойному — это традиция нашего народа, сформировавшаяся веками. Что плохого в том, чтобы благословлять и угощать? Говоря об угощении, салафиты даже не совершают обряд поглаживания лица после еды. Разве Пророк Мухаммед не говорил: «Мольба — это суть поклонения»? Некоторые из наших молодых людей, придерживающихся салафизма, отрицают наши традиции, подобные этой. Некоторые из них даже говорят, что истинный ислам пришел в Казахстан только в 89-90 годах. И это мы слышали. Тогда разве анализ Абаем условий веры,
«Сам Аллах истинен, и слово Его истинно,
Истинное слово никогда не будет ложным.
Много книг пришло от Аллаха, четыре из них
Не отличаются от слов, раскрывающих Аллаха…» — это не ислам? Конечно, ислам.
А Шакарим говорил: «Вера — это искренне верить в существование и единство Аллаха Всевышнего, в то, что нет бога, кроме Него, и в истинность всего слова Корана…», — так он раскрыл понятие веры. Те, кто познал ислам в 90-е годы, пусть не считают других такими же, как они. Наши предки были мусульманами.
Проблема не решается только через религию. Об этом Шакарим кажы говорит:
«Точно найдя лик земли,
Нет ни одной религии, что устоялась бы.
Во всех есть опасность,
Поэтому религий стало много.
В той множественности религий есть решение,
За тем решением есть продолжение.
Есть переход для заблудших
Есть условия и для перехода».
Национальный характер, традиции, жизненные установки — это неиссякаемый источник для каждого народа, не теряющий своей социальной силы и духовной сути. Ведь каждый народ почитает религию и веру своих предков как невосполнимые ценности в своей исторической памяти.
Следующая традиция, которой салафиты упорно сопротивляются и не хотят признавать, — это приветствие невестки. Согласно идеологии салафизма, приветствие невестки якобы отсутствует в нашей религии. Таким образом, они приравнивают приветствие невестки к поясному поклону ( рукуг) во время молитвы. Другими словами, человек может склоняться только перед Аллахом и только Ему. А поклонение перед человеком ислам не разрешает. Это считается приданием Аллаху сотоварищей. Похоже, эти салафиты в коротких штанах мыслят «коротко». Суть приветствия невестки заключается в выражении уважения к хозяевам дома в момент, когда она переступает порог нового дома.
Тем, кто неправильно понимает наши традиции, или малограмотным, не имеющим специального религиозного образования, хочу сказать: следует видеть в религии добро и традиции. Впредь я желаю, чтобы молодежь получала религиозное образование в нашей стране, то есть в религиозных учебных заведениях нашей страны.
Слава Аллаху, сегодня в нашей стране действуют 1 университет, 1 исламский институт и 9 медресе, обучающих традиционному исламу. Указанные учебные заведения являются образовательными центрами ДУМК. Точнее, они: Университет исламской культуры «Нур-Мубарак» Египет, Республиканский институт повышения квалификации имамов, медресе «Абу Ханифа», медресе «Абу Бакр Сыддык», Актюбинское медресе, Астанинское медресе, Уральское медресе, Сарыагашское медресе, медресе «Хибатулла Тарази», медресе Ушконыр (Шамалган), Шымкентское медресе, курсы обучения грамоте имени Ходжи Ахмеда Ясави, республиканский центр подготовки чтецов Корана имени Кауам ад-Дина аль-Фараби ат-Туркистани предоставляют религиозное образование.
Молодежь — наше светлое будущее, уделять ей пристальное внимание, воспитывать ее — одна из основных задач старейшин страны, религиозных деятелей и наших имамов. Будущее молодежи связано с этим. Ведь большая часть приходящих в мечеть — это молодежь. Поэтому важность восточного понимания воспитания в определении направления будущего страны очень велика. Особенно в мусульманском понимании большое внимание уделяется воспитанию молодого поколения с момента нахождения в утробе матери.
Важно, чтобы наша молодежь не забывала и уважала традиции, сформировавшиеся веками, и ставила человеческие ценности на первое место. В традиционном исламе достаточно нравственных ценностей, сочетающихся с нашими предковскими традициями: особое внимание уделяется образованию, разуму, добрым намерениям, социальной справедливости, а также правам и уважению людей.
Гарифолла Есим,
Заведующий кафедрой философии,
Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева,
доктор философских наук, профессор
Национальный портал