Казахский народ – народ праздничный, любящий веселье. Желание провести любое собрание, встречу с песнями, танцами, кюями – это свойство, присущее нам с давних времен. Без шума и веселья нам кажется, что в застолье нет смысла, что чего-то не хватает, и на душе становится тоскливо. Казах, желающий, чтобы все его накопленное имущество пошло на праздник, до сегодняшнего дня оставался таким благодаря своему естественному характеру и национальным особенностям. Да ниспошлет Всевышний, чтобы наш народ и впредь не лишился этого доброго нрава и качества.
Сегодня кажется, что казахи сделали и свой профессиональный театральный мир «праздничным» (фестивальным). Не кажется, а точно так. Международные, республиканские, региональные, областные, городские, районные, вузовские, школьные театральные фестивали перечисляются и перечисляются… Много праздников – это хорошо для нас, мы видим новинки в театре, знакомимся с режиссерскими почерками, открываем новые талантливые имена, духовно радуемся и растем… «Стой, стой…» – здесь ничего не остается, как сказать себе стоп. После просмотра даже небольшого количества фестивалей мы вынуждены остановиться и прикусить свой язык. Причина в том, что мы мало черпаем пользы, обновляемся и профессионально растем от проводимых фестивалей. То, что они превратились в мероприятия, где главное – поставить галочку «проведено» и похвастаться, погоня за славой, поесть и сфотографироваться на память, заставляет задуматься. Несмотря на их большое количество, они не достигают качественного уровня. Эти праздники – фестивали, которые продолжаются из года в год, поставили наши театры в тупик.
Каждое мероприятие имеет свои цели и задачи. Если обратиться к мировому опыту проведения театральных фестивалей, то фестиваль – это праздник, имеющий свои внутренние расчеты и рыночный взгляд, предназначенный для представления, широкой пропаганды и возвышения духовного достояния страны и народа. Просто выделять средства для отчетности и проводить фестиваль в такое кризисное время – пустая трата денег. Лозунг «Искусство ради искусства» – это шаг, который делают сытые и довольные. В таком случае, создавая фестиваль за большие деньги, если мы не сможем вернуть вложенные средства другими путями, это станет позором для нашей государственности. Это должно быть важное мероприятие, которое не просто возвращает сумму в денежном выражении, а раскрывает государственные позиции, направленные на то, чтобы представить казахский театр и его деятелей за рубежом, получить признание мастерства артистов нашей страны в виде дивидендов. Как говорится, «у воды есть свой спрос», это важная игра на сцене, направленная на то, чтобы продавать свое искусство (товар) за границу, привозить и показывать лучшее искусство других, учиться у них, с большой отдачей, выгодной для обеих сторон.
Мы можем разделить наши фестивали, имеющие четкую тему, направление и цель, на несколько групп, исходя из их содержания. Мы не можем отрицать их право на существование, видя, что они достигают своих целей и задач. Отдельно стоят фестивали, направленные на определение пути молодых режиссеров, на пропаганду таланта актеров, имеющие четкие позиции и цели, организованные областными департаментами культуры и Союзом театральных деятелей. Главный разговор там – творческое мастерство, оживленные обсуждения после каждого спектакля, мастер-классы выдающихся актеров придают фестивалю блеск и дарят участникам и гостям большой импульс. Мы это приветствуем.
Второй вид театральных фестивалей, ставших традицией в республике, – это фестивали, основанные на произведениях отдельных известных писателей-драматургов. Эти мероприятия, которые сейчас хорошо пропагандируются, вносят значительный вклад в развитие казахского театра и распространение творчества отдельных авторов. Уровень организации любого мероприятия зависит от силы спонсора автора. Поскольку эти фестивали у нас проводятся в связи с юбилеями, выделяются хорошие средства, и они проходят на «высоком» уровне. Для судейства приглашаются уважаемые люди из ближнего и дальнего зарубежья. Юбиляр – почетный гость автора. Отсюда следует, что нет места открытому разговору, независимому острому критическому анализу и оживленным дискуссиям, что вызывает сожаление. Поскольку фестиваль посвящен спектаклям по произведениям одного автора, пьеса, режиссура, актерская игра не подвергаются острому анализу театральных специалистов. Это омрачает праздничное настроение. Там, где нет критики, спектакли-участники фестиваля не получают заслуженной оценки. Все спектакли, которые в основном хвалят, преувеличивая достоинства и скрывая недостатки, становятся лауреатами фестиваля и награждаются. Нельзя же отправлять гостей, пришедших на праздник, без угощения. Хотя у фестивалей этого направления есть будущее, их польза для процветания и развития национального театра в этом формате пока невелика.
То же самое можно сказать и о театральных фестивалях, проводимых в отдельных регионах. Вместо открытого обсуждения и об