Сегодня весь Казахстан радуется успехам талантливого сына Димаша Кудайбергена, который выступает на популярном китайском телешоу и покоряет сердца слушателей Поднебесной. Эта радость – не только Димаша, но и всего казахского народа, его гордость и победа. А за этой победой стоит огромный труд и сила духа. Мы представляем вам интервью с Ертаем Нусупжановым, который подал заявку на этот проект и открыл Димашу путь к его звездным часам.
TENGRINEWS: Мы знаем, что вы учились в Китае и в последнее время занимаетесь различными проектами в сфере искусства. Однажды на своей странице в Facebook вы провели опрос среди общественности: «Какого казахского певца вы считаете достойным участия в зарубежном музыкальном проекте?». После этого многие чувствовали, что за вашими записями последует некое большое событие. Откуда и как появилась идея проекта «I Am a Singer», который проходит в Китае?
Ертай Нусупжанов: Во время учебы в Китае я проходил практику во многих крупных китайских компаниях, медиа-центрах и агентствах, таких как CCTV в сфере журналистики. В те годы я уже искал различные способы продвижения казахов. Я закончил учебу и работал на телеканале «Казахстан». Это была зима 2014 года. Шел 2-й сезон проекта «I Am a Singer». Я постоянно смотрел этот проект через специальное приложение на своем телефоне. Он был мастерски организован. Правила были очень интересными, я смотрел его до конца. «Вот бы сюда вышел казахский певец» – эта мечта внезапно зародилась в моей груди. Я рассказывал о ней многим своим друзьям.
© Instagram.com/asspankz
Вскоре я нашел организаторов в интернете и написал письма как телеканалу, так и отдельным лицам, изложив свои мысли. Но, не говоря уже о миллиарде жителей Китая, сколько заявок приходит со всего мира от таких, как я? Я долго ждал в надежде на ответ, но ответа не было. Каким бы ни был результат, доведение начатого дела до конца – это моя давняя привычка. Несмотря на то, что первая попытка не увенчалась успехом, я не прекратил искать пути дальше. Немного позже я встретился с китайскими сотрудниками посольства Китая в Казахстане и донес им, какую большую роль эта идея может сыграть в популяризации культуры двух народов. Они поддержали мою идею, но сказали, что, поскольку проект носит коммерческий характер, они не могут вмешиваться в дела отдельных компаний.
Я являюсь постоянным участником международного симпозиума на тему «Язык фильма, перевод, дубляж», который ежегодно проводится в Китае в рамках «Шанхайского кинофестиваля». Его организует Министерство культуры КНР. В нем принимают участие различные специалисты из индустрии кино из около 60 стран мира. На итоговом заседании в Шанхае в 2015 году присутствовал сам господин Дин Вэй, вице-министр информации и культуры КНР. Там я выступил с докладом, будучи одним из четырех человек. После этого он лично подошел, пожал мне руку и поздравил, сказав: «Ваш доклад был успешным». Во время личных встреч я встретился с госпожой Ма Ли, главой международного департамента Министерства информации КНР, и рассказал о проектах, развивающих казахско-китайскую культуру, в том числе о том, что мы можем добиться больших результатов, пригласив казахского певца на телепроект «I Am a Singer», и выразил свою просьбу. В тот же момент она передала меня своему заместителю по имени Чжан Мин. Позже, когда я вернулся в Казахстан, я постоянно поддерживал связь с ним. Поскольку это был самый масштабный коммерческий проект в Китае, решение не могло быть принято сразу. Через него я общался с еще несколькими людьми. Так прошел еще один год. Наконец, мне позвонили из оргкомитета. «Мы благодарим вас за интерес к нашему проекту. Но наши требования высоки. Вкус нашего народа тоже высок», – начал человек по телефону. Я сразу понял, что они позвонили только для того, чтобы «отделаться» от меня, сказав: «Пусть не говорят, что ответ не был дан». Зная, что такой возможности больше не будет, я без обиняков высказал свою мысль: «Я считаю ваше решение неуважением ко всей моей Родине – Казахстану. Вы не хотите включать нас в проект, не давая никакой возможности. Следовательно, у проекта есть другая идеология. Надеюсь, вы передадите мое послание вашим руководителям», – закончил я.
© instagram.com/kudaibergenov.dimash
Началась весна 2016 года. Я снова начал писать письма людям, близким к организаторам. Возможно, они были впечатлены моей настойчивостью или почувствовали стыд, но в итоге мне дали направление на кастинг. Моей радости не было предела. Я сразу почувствовал, что в казахской культуре произойдет большой сенсационный прорыв. Я начал искать ответ на вопрос, кого же пригласить. Я посоветовался со многими друзьями и музыкантами. Я рассказал о проекте Макпал Исабековой, Гаухар Каспаковой, Маржан Арапбаевой и заметил их интерес. Я уведомил Айкына, Мадину Садуакасову, Жанар Дугалову и других певцов гораздо раньше. Первоначально я сделал предложение Димашу через его отца Каната. Но многие не поняли важности этого конкурса, и некоторые отказались по неизвестным причинам. Но Бог судил Димашу участвовать в этом проекте. Осенью я отвез его на кастинг. Господин Хонг Тао, главный продюсер и режиссер проекта, не скрывал своего восхищения талантом Димаша: «Мы благодарны за ваш огромный труд в течение двух лет, мы рады, что вы представили нам такого талантливого человека», – сказал он, выразив благодарность, и добавил, что время кастинга еще не закончилось, и окончательное решение будет сообщено позже, после чего проводил нас. Вскоре мы получили радостную новость.
TENGRINEWS: В Казахстане и за рубежом немало конкурсов и ток-шоу. Расскажите немного об этом конкурсе, в чем его особенность?
Е. Нусупжанов: Цель этого конкурса – не поиск талантов, а, наоборот, соревнование между известными звездами, которые уже много лет выступают перед народом. Организаторы сами рассылают приглашения участникам. Правила проекта меняются ежегодно. Они официально объявляются только в начале или в конце каждого тура. Победителя каждого тура определяют 500 зрителей в возрасте от 20 до 60 лет, собравшихся в зале. Они не участвуют в следующем туре. Каждый зритель имеет право голосовать за трех певцов. Участник, набравший наименьшее количество очков в каждом туре, покидает проект, и его место занимает новый певец. К нему предъявляются высокие требования, такие как попадание в тройку лидеров. Если он не соответствует им, его место занимает другой певец. Каковы будут правила этого сезона, организаторы держат в секрете. Главное требование – певец должен покорить сердце зрителя, каждый раз проявляя себя с новой стороны, в новом стиле, в другом жанре. Поэтому вполне возможно, что в конце проекта, состоящего из 14 туров, победителем станет совершенно другой певец, обновившись.
TENGRINEWS: Насколько нам известно, Димаш не знает китайского языка. Соответствовал ли он требованиям конкурса? Какие требования были предъявлены?
Е. Нусупжанов: Всю организационную работу и перевод до проекта я выполнял сам. Димаш не обязан говорить по-китайски, но должен петь песни на китайском языке. У каждого певца есть свой агент, назначенный телеканалом «Хунан». Поскольку известная в Китае певица Арай свободно говорит на двух языках, ее пригласили в качестве агента Димаша. Здесь стоит отметить один момент. До начала конкурса Димаш брал специальные уроки у одного из сильных китайских музыкантов (участник фестиваля «Азия Дауысы» в Казахстане в 1997 году) – господина Лан Тиен Яня, по правильному исполнению китайских песен и освоению требований эстрадного жанра. Он поделился своим опытом, что этот конкурс – не демонстрация вокальных возможностей, а площадка, испытывающая певца на всесторонность, даже на образованность через различные интервью. Конечно, поскольку участником был Димаш, окончательное решение принимал он сам, и он сам знает, какую песню исполнять.
TENGRINEWS: Что было самым трудным в организационной работе при участии в конкурсе?
Е. Нусупжанов: За два года поиска пути к конкурсу была проделана огромная работа. Я стучал во многие двери, добивался встреч, и, по воле Божьей, достиг цели. Сколько раз я ездил в Пекин и Шанхай для этой работы? Были случаи, когда я возвращался ни с чем после безуспешных встреч. Во время проекта все финансовые расходы до решения об участии Димаша я нес сам. Я не искал спонсоров. Потому что никто не понимал важности проекта, пока Димаш не вышел в эфир и не потряс народы двух стран. Даже люди вокруг меня воспринимали это как обычный конкурс. Поэтому я считаю, что это действительно удача Димаша. Сам Димаш слышал от многих своих китайских коллег и организаторов слова «Тебе повезло». Через Димаша мы доказали Китаю, что мы не слабы и в искусстве. Ведь сколько стран хотят заявить о себе на китайском рынке?! На этот конкурс проводится отбор мирового уровня. Если из семи участников выбирается только один иностранный певец, эта возможность выпала казаху! Объединить полученное в Китае образование с благородными делами на благо нации было моим давним гражданским стремлением. Я очень рад, что стал причиной такого исторического события. Достигнув этой мечты, мы получили счастье прославить имя казахов на полмира.
TENGRINEWS: Участники конкурса этого года не простые. Как вы оцениваете шансы Димаша?
Е. Нусупжанов: Да, хотя китайские певцы нам неизвестны, они являются очень авторитетными певцами с миллионами поклонников перед китайским народом. Например, в этом году участвует 60-летняя певица из Гонконга, гражданка Канады, Дулиша (Teresa Carpio). Очень сильная певица. Ли И Лян – 51 год. Один из певцов, на которого китайцы возлагают большие надежды. Сейчас очень много людей восхищаются талантом Димаша. Имя Димаша Кудайбергена занимает первое место в поисковой системе weibo. В первый же день конкурса было сделано более 400 тысяч поисковых запросов. Количество подписчиков увеличилось с 60 тысяч до 120 тысяч еще до окончания исполнения песни. Однако некоторые китайские эксперты высказывали мнение, что если Димаш не изменит свой оперный стиль пения, он не продержится долго. Конечно, никто не знает, кто выйдет вперед. Все решают удача и судьба, и только Бог знает. Самое главное – Димаш уверен в себе. Я тоже дал ему совет: «Не отступай от этого пути». В любом случае, «когда сын казахов участвует в большом соревновании, каждый казах дома сжимает кулаки» и, несомненно, желает ему удачи! Да поможет ему Алла!
TENGRINEWS: Как вы думаете, кто еще из Казахстана мог бы участвовать в этом конкурсе и получить приз?
Е. Нусупжанов: По некоторым данным, это последний сезон проекта «I Am a Singer», 5-й сезон. Прежде чем принять решение об участии Димаша, я много думал. Нельзя было совершить ошибку в единственной возможности. Поскольку в проекте «I Am a Singer» участвуют люди старше 30-40 лет, Димаш казался мне слишком молодым для этой сцены, когда-то. Была надежда, что Гаухар Каспакова сможет добиться успеха в этом проекте, если выполнит многие требования. К сожалению, я не мог представить никого другого. Потому что мы должны признать, что наша эстрада опустилась до уровня тоев…
Белла Орынбетова, корреспондент
kaz.tengrinews.kz