Этот улус – очень близкая ветвь тюркского народа казахам
Хорошо известно из истории, что тюркские народы внесли большой вклад в развитие мировой цивилизации, обеспечив развитие общечеловеческого развития, культурных и духовных факторов. Радует тот факт, что тюрки по праву гордятся своими выдающимися личностями, сохраняя их имена в исторической идеологии, а также чувством раскрытия их деятельности.
Лакайцы – это тюркский улус в составе узбекской нации. Они в основном проживают в центральной и южной частях современной Республики Таджикистан, а именно в районах Саманиан (бывший Ленинский), Кофарнихон (бывший Орджоникидзеабад), Гиссар, в областях Курган-Тюбе и Колап Хатлонской области. Численность людей, относящихся к этому улусу, составляет более 500 тысяч человек в Таджикистане и около 500 тысяч человек за рубежом, то есть в общей сложности около миллиона человек. Несколько групп лакайцев проживают в соседнем с Таджикистаном Афганистане в провинциях Баглан, Кундуз, Тахор, в городе Карачи и его окрестностях в Пакистане, в городах Мекка, Медина и Джидда в Саудовской Аравии, в районах Джайланпанар, Антакья, Стамбул, Шонли Урфа и Зайтун Бурны в Турции, в городе Тегеран и провинциях Шираз, Захидон, Керманшах, Казвин, Хормузган в Иране.
Лакайцы являются потомками саков, а затем аргынов и кыпчаков, сыгравших важную роль в формировании тюркских улусов. Как известно, в X-XV веках эти три рода были крупными этносами, сыгравшими особую роль в этногенезе тюркских народов. В процессе этносоциального и исторического развития они сохранили свою самобытность как лакайцы.
Путь формирования лакайского улуса очень похож на процессы формирования других тюркоязычных улусов. В научной литературе высказывается несколько мнений об их истории. Это: 1. стабильная этническая группа, сформировавшаяся и развившаяся в вышеуказанных регионах; 2. лакайцы – потомки тюрков древнетюркского каганата (VI век); 3. они переселились в эти регионы вместе с карлуками (VIII век) и монголами (XIII век); 5. лакайцы – узбеки Дешт-и-Кыпчака, пришедшие в Мавераннахр вместе с войсками Шайбани-хана (XV-XVI века).
В результате этого процесса в конце XV – начале XVI века население Дешт-и-Кыпчака, а в последние периоды новой истории некоторые группы других тюркских народов также переселились в Центральную Азию и естественным образом слились с коренным этносом. Современные исторические факты свидетельствуют о том, что эта ситуация характерна и для XVII-XVIII веков.
До сегодняшнего дня не было четких мнений о происхождении и значении этнонима «лакай». Результаты моих многолетних исследований, а также этнонимы, схожие с казахской нацией, встречающиеся в родословной лакайцев, стали основой для новых гипотез, указывающих на общность нашей истории и этнического формирования. Я услышал о существовании в казахском народе эпоса «Алакай батыр» и начал его искать. Хотя сказители, воспевавшие эту тему, ушли из жизни, я, надеясь, что их последователи еще живы, несколько раз ездил в города Шымкент, Сайрам, Туркестан и узнал, что Умирзак Калбайулы исполнял этот эпос, ушел из жизни, а этот труд записал ученый, доктор филологических наук, профессор Кыдырали Саттаров. В результате, с помощью профессора Сайдали Оразалиева, я нашел произведение К. Саттарова «Қазақтың ерлік эпостары», опубликованное в Алматы в 2006 году, и ознакомился с эпосом «Алакай батыр». Таким образом, я убедился во всех ценных сведениях, касающихся формирования этого улуса и его этимологии. Эпос начинается так:
«Из кыпчакской земли вышел батыр Аланкай, но он рано ушел из жизни. От него остался сын по имени Алакай батыр. В этот период, то есть в XIV-XVI веках, усилились нападения и вторжения кызылбашей на кыпчаков. Люди хана кызылбашей Пазылшаха угнали табун лошадей, оставшихся от отца Алакай батыра. Услышав об этом, двенадцатилетний юноша отправился один, чтобы вернуть лошадей. Кызылбаши схватили Алакая и привели его к Пазылшаху. По указу хана ему надели оковы на ноги и привязали у колодца для того, чтобы он поил скот кызылбашей. Юноша день и ночь таскал воду, совершенно изнемог. Каждый день дети кызылбашей приходили, бросали в него камни, насмехались и смеялись.
Пазылшах 12-13 лет назад похитил из кыпчаков девушку по имени Кырмызы, взял ее в наложницы и от нее родилась дочь по имени Шамсинур, которой было 11-12 лет. Она тоже однажды пришла с детьми кызылбашей, посмотрела на пленника, то есть Алакай батыра, и рассказала матери о случившемся. Она сказала, что пленник похож на вас. Мать подумала, что это кыпчак, возможно, из моего рода, и, спрятавшись, пришла к колодцу. Она поговорила с Алакай батыром и сказала, что может передавать ему только еду, другой помощи оказать не может, так как сама находится под наблюдением кызылбашей. Таким образом, она передавала еду через свою дочь Шамсинур, насколько это было возможно. Прошло некоторое время. В процессе этого Алакай батыр и Шамсинур полюбили друг друга. В это время молодая наложница Пазылшаха по имени Гузал не очень любила своего мужа. Она тоже влюбилась в статного Алакай батыра. Когда Пазылшах уехал на войну в Крым, Гузал воспользовалась этим моментом, под предлогом присмотра за лошадьми в ханском дворе, перевела Алакай батыра к себе во двор и высказала свои намерения. Алакай батыр, думая об избавлении от плена, согласился с ее условиями, попросив лишь несколько дней, чтобы прийти в себя. Он присмотрелся к ханским лошадям, обратив внимание на одного быстроногого скакуна. Юрта кыпчакской наложницы хана Кырмызы находилась неподалеку, поэтому Алакай батыр часто встречался и разговаривал с ними. Он получил благословение матери Шамсинур, чтобы похитить ее.
Однажды Гузал сказала, что пришло время ей соединиться с ним. А Алакай батыр сказал, что для этого нужно снять с него оковы и отправить всех стражников подальше, так как если их увидят, то обоим срубят головы. Он сказал, что придет к дому Гузал на рассвете. После того, как оковы были сняты, а стражники отосланы, Алакай батыр дождался наступления темноты, вооружился оружием из караульного помещения, посадил Шамсинур на ханского скакуна и сбежал. Гузал ждала Алакай батыра до рассвета, потеряв терпение, пришла в его место обитания и не нашла Алакай батыра. Прибежав во двор, она увидела, что быстроногой лошади и оружия из специальной комнаты нет. Только тогда она поняла, что ее обманули, батыр сбежал, и, вырвав волосы, закричала. Когда прибежали стражники, она начала оправдываться, говоря, что ночью напали кыпчаки и увезли Алакай батыра, оружие и быстроногую лошадь.
Войска кызылбашей собрались и погнались за кыпчаками. Через несколько часов, когда показался враг, Алакай батыр спешил Шамсинур с коня и, используя меч и копья, которые он добыл в качестве трофея, бросился на кызылбашей, и, несмотря на ранения, одержал победу в многочасовом сражении и привез Шамсинур домой (возможно, традиция похищения невесты у казахов берет начало от предка лакайцев – Алакай батыра – авт.).
Пазылшах, потерпев поражение в Крымской войне, вернулся домой с опущенной головой и услышал, что кыпчакский пленник увез его дочь, быстроногую лошадь и два вида оружия. Не в силах вынести такого позора, он собрал войско и снова отправился в поход. Эта весть дошла до кыпчакского народа. Алакай батыр встретился с ханом кыпчаков и сказал, что причиной этой войны является он сам, поэтому он первым выйдет на кровопролитное сражение. Пазылшах прибыл через несколько дней. К этому времени собрались и были готовы кыпчакские воины и батыры. Алакай батыр вышел на поле боя и сказал Пазылшаху, что теперь он его зять, его дочь находится у него, и нужно установить родственные связи, пригласив все войско врага к себе в гости. Пазылшах не принял это предложение. Сказав, что будет воевать, он вызвал своего батыра в центр. Из кыпчаков в центр вышел Алакай и победил батыра врага. В результате началось кровопролитное сражение, и кызылбаши начали проигрывать кыпчакам. Кыпчаки остановили войну и, напомнив о родстве, снова пригласили в гости. У побежденного Пазылшаха не осталось иного выхода, кроме как принять предложение. Он пришел в дом Алая и встретился с дочерью. После нескольких дней угощений, под руководством Алая, кыпчакские батыры также защитили Пазылшаха и отправились в страну кызылбашей. Там также был накрыт большой дастархан, состоялось угощение, и две страны начали жить в мире.
С XVII-XVIII веков лакайцы населяли Жидели Байсын, то есть окрестности Южной Бухары. В казахской земле в этот период жил святой по имени Караменде би, объединивший народ против нашествия джунгар и калмыков. Тот факт, что большие села Караменде и Алматы, где проживают лакайцы, существуют уже два с половиной века в 20 километрах от Душанбе, столицы современного Таджикистана, еще больше подчеркивает этногенетическую близость лакайцев к казахам.
В сентябре 1920 года Бухарский эмират был свергнут. Затем часть территории современного Таджикистана была названа Восточно-Бухарским округом, в его состав вошли области Душанбе, Курган-Тюбе, Куляб и Гарм. Кроме того, села в составе Душанбинской области были объединены в районы Лакай, Джарбазар, Газималик, Яван, Гиссар и Файзабад. В 1924 году, после образования Таджикской автономной республики в составе Узбекистана в результате политики административно-территориального разграничения Советской власти, в 1927 году ранее образованные районы были еще больше расширены, и был создан лакайско-таджикский район, объединяющий современные районы Рудаки, Яван, Корасан, Варзоб. В этом районе был образован сельский совет Караменде, который включал десятки сел, таких как Кавки, Жермешит, Кызылкыштак, Коркудук, Пахрабад, Борбулак, Хораз, Кышылы, Курдексай, Мирзагулабат, Туйешиабат, Ешме, Шар-шар, Тасбулак, Кишимерген, Оразбай, Акбас, Кунтуабат, Озденабат, Аксарыабат, Караменде и Алматы. В 1959 году центр был перемещен в Южный Таджикистан, то есть в Вахшскую долину. После сокращения численности населения сельского совета Караменде, его объединили с другими селами и стали называть сельским советом Даханакиик», – говорится в труде К. Ахмедова, опубликованном в Душанбе в 2007 году. Таким образом, название Караменде было стерто из официальных кругов и осталось только в исторической памяти народа. Могила бия Караменде была восстановлена в 1992 году в Актогайском районе Карагандинской области Казахстана, а в сентябре 2012 года в городе Балхаш был установлен большой памятник, что свидетельствует о месте этой исторической личности в этносоциальном и культурном развитии нашего народа. Цель лакайского народа, проживающего в современном Таджикистане, – привезти землю с могилы нашего предка в Актогае в село Караменде, восстановить священную могилу святого и установить на ней памятник. Это имеет большое значение для духовного совершенствования народа.
Таким образом, Караменде би является фактором, доказывающим родственные, исторические связи лакайцев с казахами. Хотя село Караменде сейчас переименовано в Фахрабад, оно до сих пор существует у лакайцев. Следовательно, жители этого села являются потомками Караменде би и назвали землю в честь своего предка в знак уважения.
Еще один факт, сближающий два народа: крупный род лакайцев называется Есенкожа. Возле Шымкента, в Сайраме, находится мавзолей Есенкожи, то есть Казы Байзаби. В нижней части его расположено село Коктас. В 10 километрах от города Душанбе, где находится род Есенкожа лакайцев, находилось село Коктас. Сейчас оно называется Саманиан. Кроме того, в 20 километрах от Коктаса в Сайраме находится село Султанрабат. На таком же расстоянии от Коктаса в Душанбе расположено село Султанабад. По нашему мнению, это не случайные совпадения. Они могут быть свидетельством исторических событий, произошедших в прошлом с этими народами.
В XVIII-XIX веках авторитет лакайцев в регионе рос, и крупные летние пастбища переходили под их контроль. Их породистые лошади и гиссарские овцы заняли ведущее место в животноводстве региона Мавераннахра в ходе исторического развития.
В наши дни в горных селах женщины ездят верхом на лошадях наравне с мужчинами. Это явление, конечно, свидетельствует о заинтересованности лакайцев в скоте Камбар ата. У лакайцев развито коневодство. До семидесятых годов существовало производство кумыса. Оба народа жили в тысячелетнем уважении, обмениваясь невестами.
До революции лакайцы, как одна из тюркских составляющих, занимали определенное место в жизни Бухарского эмирата и достигли собственного статуса. Они в основном занимались животноводством. Они славились в кокпаре, выращивали породистых лошадей, называемых лакайскими, и жили независимой и свободной жизнью.
В 1920-30-х годах XX века лакайцы также участвовали в национально-освободительном движении как защитники страны. Поэтому в бывшее советское время, как и другие этнические группы, лакайцы стали главной мишенью политики репрессий.
Руководителем восстания лакайцев против большевиков в 1921-1931 годах был Мухаммед Ибрагимбек. «Сначала он собрал вокруг себя около четырех тысяч человек, а к декабрю 1921 года численность подчиненных ему войск достигла десяти тысяч». Есть сведения, что «Ибрагимбек за короткое время собрал более 10 000 войск и освободил от красноармейцев области Колап, Балджуан, Каратагин, Дарбаз, Гиссар». Об этом говорится в книге «Басмачество: социально-политическая сущность», опубликованной в Ташкенте в 1984 году.
В целом, до лета 1926 года Ибрагимбек вел бои в районах Байсын, Денау, Гиссар, Курган-Тюбе, Дангара, Кызылмазар, Жарыпколь, Колап, Балджуан и добивался крупных побед. Однако из-за превосходства большевиков как в численности, так и в военной технике, летом 1926 года он переехал в Афганистан. Весной 1929 года, после прихода к власти Бачаи Сако вместо Омонуллы, Ибрагимбек переехал в северную часть Афганистана и сначала вступил в борьбу за укрепление власти Бачаи Сако. А позже, объединившись с духовным лидером туркмен на севере, ишаном Халифом, он участвовал в установлении тюркской власти. К этому времени власть афганцев перешла в руки Надир-шаха. Когда Надир-шах получил помощь от Великобритании, войска Ибрагимбека начали отступать к участку Амударьи, граничащему с Таджикистаном. В результате, весной 1931 года он перешел на советскую территорию и сдался большевикам. Затем его привезли из Душанбе в Ташкент, после года следствия, в августе 1932 года, его расстреляли в столице Узбекистана.
Лакайцы имеют свои особые обычаи и традиции. Изделия из макраме, тканые ковры, сумки для переноски вещей и другие образцы национального искусства, вышедшие из-под рук их девушек, украшают не только этнографические музеи Центральной Азии, стран СНГ, но и Западной Европы. Особенно выделяются как уникальные образцы национальной культуры лакайские покрывала и вышитые тюбетейки. Обычаи и традиции лакайцев, их неповторимая устная литература и диалект требуют постоянного научного исследования.
Насиреддин НАЗАРОВ,
доктор политических наук, профессор Ташкентского государственного института искусств имени Камалиддина Бехзада
Газета «Егемен Қазақстан»