На VII Гражданском форуме в Астане заместитель Премьер-министра РК И. Тасмагамбетов заявил, что, по официальным данным, в стране насчитывается около 15 тысяч сторонников чуждых религиозных течений.
Если углубиться в историю ислама, то первые три поколения салафитов придерживались истинного пути религии и никогда не наносили ущерба единству и согласию общества, миру мусульман. А те, кто сейчас называет себя салафитами, выступают против чтения Корана за умерших, проведения поминальных обедов, чтения молитв после намаза, совершения коллективных молитв и вознесения рук для мольбы, следования мазхабу, возведения мавзолеев или ограждений над могилами, проведения обрядов на седьмой, сороковой день и годовщину смерти, считая многовековые обычаи нововведением (бидгат) и внося раскол в мусульманскую общину. Они отрицают устоявшиеся в обществе традиционные ценности и пытаются подорвать закон и правовую систему государства.
Учитывая, что ислам пришел на казахскую землю более двенадцати веков назад, и наш народ живет по этой религии столько времени, мы понимаем, что народные обычаи слились и переплелись с исламскими предписаниями. Ведь традиции народа, основанные на религиозных установках, стали стержнем его повседневной жизни и мировоззрения.
Традиции, ставшие незыблемыми принципами народа, являются источником воспитания. Казах, говорящий «Избегай того, кто не показал своего лица на свадьбе и похоронах», спешил «успеть на погребение» или «встретиться на седьмой и сороковой день». Щедрый казах, спешащий облегчить горе даже не близкого, а просто знакомого человека, думает: «Разделив горе, горе уменьшится, разделив радость, радость умножится».
Цель казахов, считающих почитание духов предков главной обязанностью, при проведении седьмого, сорокового дня и годовщины смерти и раздаче еды – не собрать людей и накормить их, а просить у Аллаха прощения за совершенные по незнанию ошибки, читая Коран, и чтить усопшего близкого. Обязанность всего казахского народа – разделить горе родственников, сватов и знакомых, выразить соболезнования. Ожидание после смерти для казаха – символ единства и благополучия, стыда и чести. Так не угрожает ли это единству нашего народа, целостности страны и земли, если мы лишимся благородства и веры в сердце нашего народа, почитающего духов предков, говоря: «Без довольства покойного, живой не разбогатеет»?!
Обычаи, такие как празднование Великого дня Навруз, запрет на браки до седьмого колена, раздача табарика, посещение мавзолеев предков, отсутствуют у некоторых народов, исповедующих ислам, в частности, у арабского народа. Значит ли это, что мы должны отказаться от них, потому что их нет у арабов? Или мы должны отказаться от нашей традиции не вступать в брак до седьмого колена? Казахские обычаи, имеющие глубокий воспитательный смысл, не являются отклонением или противоречием исламской религии. Поскольку эти обычаи издревле гармонировали с исламом, они впитались в сознание народа и сформировались.
Религия, ведущая к добру, язык, существующий вместе с народом, обычаи и искусство – это драгоценные ценности нации. Их нельзя разделять, потому что они дополняют друг друга и составляют сущность нации.
Исламская религия гармонировала с духовным миром народа Великой степи и породила на исторической арене выдающихся личностей и передовых мыслителей. Поскольку наши благородные предки, твердо исповедовавшие ислам, прославляли традиционную религию, их назирательное наследие передавалось из поколения в поколение и стало средством воспитания.
Один из эффективных способов уберечь молодежь от влияния салафизма, стремящегося внести раздор в среду мудрого народа, говорящего: «Если шестеро разрознены, потеряют то, что во рту, если четверо едины, получат то, что на небе», – это возродить и пропагандировать духовные ценности, впитавшиеся в кровь народа.
Поэты и сказители, воспевавшие историю своего народа, встряхивали сознание щедрого народа, населявшего Великую степь, и в своих произведениях, придававших дух, глубоко размышляли о дне Суда, когда все деяния человека в его ограниченной жизни будут учтены, подчеркивая это исламскими ценностями.
В настоящее время представители салафизма, стремящиеся отрицать наши обычаи, пришли на казахскую землю, воспользовавшись первыми неспокойными временами независимости. Сначала они завоевали доверие молодежи, открывая благотворительные фонды, курсы религиозной грамотности, учебные заведения, обучающие арабскому языку. Кроме того, некоторые молодые люди, уехавшие после обретения независимости в зарубежные религиозные учебные заведения, попали в сети этой идеологии и, вернувшись на родину, пропагандировали ее установки. Они привлекли наших русскоязычных братьев, бесплатно распространяя религиозную литературу на русском языке.
Они формируют негативное отношение к религии в обществе, разрывая отношения с близкими, если те не совершают намаз, считая не совершающих намаз неверными и выступая против собственных родителей, даже отказываясь есть их еду, обманывая девушек, носящих платки, беря их в жены и затем разводясь, увеличивая число беспризорных сирот. В исламе нет места подобным безобразиям, там есть принцип богобоязненности и прямой путь, проложенный учеными-богословами.
Не секрет, что религиозные вопросы, которыми занимаются ученые-теологи, вызывают споры и среди простых мусульман. Увеличилось число людей, обсуждающих религиозные вопросы, несмотря на отсутствие глубоких религиозных знаний. Нынешние салафиты, прикрываясь именем первых мусульман-салафитов, не проявляют никаких признаков мусульманской этики и благочестия. Хотя исламские принципы не допускают осуждения человека за его убеждения, проповедуется мирное и мягкое наставление людей, идущих по ложному пути в религиозных убеждениях, на истинный путь. Доказательством этому служит 125-й аят суры «Ан-Нахль» Священного Корана: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым увещеванием и спорь с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем».
В заключение хочу сказать, что, поскольку идеология салафизма представляет угрозу конституционному строю, светскому характеру и национальной безопасности Казахстана, давайте убережемся от ее последствий.
Е. Дуанаев,
востоковед-филолог, общественный деятель
Национальный портал