Мы беседовали с доктором филологических наук, лауреатом Государственной премии Мекемтасом Мырзахметулы о выдающихся личностях, о которых он писал. Мы решили передать мысли ученого своими словами о трудах, творчестве и исследовательских работах, посвященных интересам нации.
Личности, возродившие тюркский язык
Говорить о Жусупе Баласагуни и Ходже Ахмете Ясави с одной стороны легко, можно перечислять заученные слова. С другой стороны – сложно. Наши исследователи не могут добраться до сути. Говоря о «Кутты билик», они говорят о государстве, политике, хозяйстве, искусстве дипломатии, поэзии, красноречии и прочем. Но не чувствуют, что в книге заложена самая главная духовная проблема. Не раскрыв глубоко этот пласт, мы не сможем научно раскрыть идейное содержание произведения.
При исследовании «Кутты билик» наша настоящая задача – раскрыть и проанализировать основы учения о «жауанмәрттік». Только тогда мы сможем полностью понять остальное. Мы суетимся вокруг, не находя духовного стержня книги. Я пришел к этому духовному стержню через величие Абая. Исследуя Абая, я сделал шаг к новому познанию.
А почему народ так вознес Ходжу Ахмета Ясави и почитает его как святого? Во-первых, Ясави смог гармонично соединить религию и национальные традиции казахов. Во-вторых, после «Кутты билик» он заставил тюркский язык заговорить в поэзии. Если автором «Кутты билик», впервые отказавшимся от арабского и персидского языков, господствовавших в науке и поэзии, был он, то вторым – Ясави. Тюркский язык очень осторожен, как дикий зверь, не подпускает, приручить его и писать книгу – это большое явление. Третьим, кто писал поэзию на тюркском языке, был Алишер Навои. Благодаря им тюркский язык начал использоваться в поэзии и науке.
Когда Россия покорила казахов, она сразу же посягнула на мавзолей в Туркестане. Генерал Черняев хотел сравнять мавзолей с землей, успел даже разрушить две его стороны из пушек. Но полмира подняло шум, и его еле удалось спасти. Активисты советской власти также безжалостно боролись с религией. Всех мулл арестовали, многих сослали. Многие были расстреляны. Противники хорошо знали, что учение Ясави держало все духовное сознание народа.
Учение о «целостном человеке» – уникальное духовное явление
Народ еще не полностью познал Абая. Во времена советской власти были защищены кандидатские и докторские диссертации о произведениях Абая как атеистических, материалистических. Это представление до сих пор затуманивает сознание народа. Мы должны постепенно, через новое мировоззрение, пропагандировать это и направить на правильный путь. По моему мнению, невозможно не открыть научно-исследовательский институт Абая в Астане, потому что старое мировоззрение было полностью отвергнуто. Пришло новое мировоззрение. Теперь мы должны забыть ложное понятие атеизма-материализма и обратиться на путь Великого Сознания. Наша ориентация изменилась. Мы перейдем к изучению и пропаганде наследия Абая с точки зрения познания великого сознания.
Почему Абай всю жизнь страдал? Если смотреть с человеческой точки зрения, у него не было причин страдать. Он ни в чем не нуждался, так почему же он страдал? Его терзала скорбь народа, судьба колониального рабства. Будучи волостным и бием восемнадцать лет, он глубоко познал внутренние тайны власти, ее политический метод, который нас разорял. После этого он отправил телеграмму царю: «Этот выбор разрушает народ. Прикажите генерал-губернаторам, чтобы они назначили волостных», – передал он свою мысль. Царь так не поступит, потому что он применяет «метод саксаула». Этот метод предложил генерал-губернатор Западной Сибири Сперанский. Он написал царю служебное письмо: «В казахской степи растет дерево саксаул, его не расколешь топором, гвоздь не войдет, но если ударить саксаул о саксаул, он разлетится вдребезги. Давайте применим этот метод саксаула к казахам». Вот на чем основана главная политика Российской империи, примененная к нам. В каждой волости 12 аулов, они обязательно должны быть из разных родов, затем избираются 4 аульных старшины, 4 бия, а также должности старшин и пятидесятников, всего около 270 должностей. Казахов заставляют бороться за них. Разве голодные собаки не набрасываются на кость с жиром, когда ее бросают?! Точно так же казахи дрались за должности как собаки, отсюда и испортился характер казахов. Видя и чувствуя это, Султанмахмут Торайгыров:
«Время Абая – время порчи казахов,
Превращение красной крови в черноту…
Исчезла искренняя братская любовь,
Стали ветреными «подлецами».
Опьянели от партии, увлеклись,
Испортили природу степи,
За государственность, землю и религию
Было построено много ловушек, много капканов», – скорбно воспевал он. Ловушка здесь – миссионерская политика. То есть крещение и русификация. А капкан – это метод саксаула, приведший нас к бедствию. Наш характер не исправляется, Абай видел это. Как помочь моему народу, он начал закладывать основы учения о целостном человеке как лекарство для своего народа, но не успел завершить. Он успел лишь систематизировать его духовный стержень. Ауэзов, зная это, не мог сказать, потому что это учение напрямую связано с религией. Формула учения Абая о целостном человеке состоит всего из трех слов: первое – разум, не просто разум, а светлый разум. Затем, опираясь на наклийские, гаклийские доказательства, он берет справедливость. Третье – милосердие. На основе этого я написал книгу. Однако ее понятие оказалось сложным, трудным для чтения, но она используется. Теперь я взялся за написание книги с легким языком и простым понятием.
«Вы нужны казахам»
В 1961 году, когда Мухтар Ауэзов приехал из Таджикистана в Ташкент, я встретил его и поговорил. Организовал это наш тогдашний заведующий кафедрой Альманбет Толеуов. На встрече мы около двух часов обсуждали кандидатскую диссертацию. Мукан спросил: «Какую тему возьмешь?» Я ответил: «Абай и Восток». «Нет! Не получится, дитя мое», – сказал он. На следующее утро мы снова собрались. «Что случилось, ты подумал над темой?» – спросил он. «Подумал, возьму ее», – ответил я. «Какую тему предложил твой научный руководитель?» «О состоянии изучения литературного наследия Абая, это очень сложная тема», – промямлил я. «Возьми именно эту тему!», – приказал он. «О, брат! Это же вызовет спор». «Пробуй мелкие вещи, а крупные вещи пробуй и пиши. Этого уже достаточно», – сказал он. В конце концов, Ауэзов и мой руководитель Кажым Жумалиев настояли на этой теме.
В аспирантуру я поступил через Баукена – Бауыржана Момышулы. Позже я заинтересовался и полностью погрузился в эту тему. А Восток я все равно исключил. Сегодня я сам удивляюсь, что написал книгу «Абай и Восток». Кажется, в свое время сам Творец указал путь.
В докторской диссертации по теме «Мухтар Ауэзов и проблемы Абая» я исследовал четыре вопроса. Они называются: биография Абая, литературная среда, текстология произведений и отношение к Востоку в исследовании Ауэзова. Последнее я специально взял как щит для Ауэзова. Тем не менее, первые три поддержали академики, а по поводу Востока настаивали, чтобы я его убрал. Я не согласился, они не давали мне защищаться восемь лет. Я проявил настойчивость, сказав: «Я не уберу Восток, если его не будет, я не буду защищаться». Позже, во время перестройки, дочь М. Ауэзова Ләйла, академики Заки Ахметов и Серик Кирабаев поддержали меня, и благодаря им я защитился.
Если посмотреть на нынешние школьные учебники, то о восточном направлении Абая нет ни слова. Потому что в 1949 году вышел специальный указ ЦК КПСС о космополитизме. В нем говорилось, что мы разгромим тех, кто преклоняется перед Востоком и Западом, в результате этого сколько людей подверглось преследованиям и стало жертвами. Ауэзов тоже подвергся преследованиям, кандидата наук Коныратбаева выгнали из Алматы и он стал бродягой. Его, преподававшего в семилетней школе, затем пригласил директор Кызылординского педагогического института Адиль Ермеков и взял на работу. Там он защитил докторскую. В то время я был юношей, учившимся в десятом классе, откуда мне было знать, какие указы выходят. Позже я понял, что именно этот документ стал причиной слов Ауэзова: «Дитя мое, у тебя не получится».
Много мыслей Ауэзова остались невысказанными. «Мы уйдем, вы должны остаться, нужен один человек, который донесет жизнь, традиции казахов до казахов, это на твоих плечах», – эти слова Байтұрсынова, сказанные Мухтару, передал мне Кайым ага. Алимхан Ермеков и Мухан: «Мы уйдем вместе», – не согласились. «Нет! Не будьте глупцами, мы подняли голову, вы нужны казахам», – сказал Байтұрсынов. Поэтому путь Ауэзова был трудным, он смог свободно вздохнуть только когда стал лауреатом Ленинской премии. До этого мы много раз видели, как его сажали на почетное место и критиковали. Его также преследовали за мнение «Восток Абая преобладает над Западом».
Бахадур Бауыржан. Нераскрытые архивы
О народном бахадуре Бауыржане Момышулы еще много нерассказанных историй. Я вернул все прежние сокращения в последнее изданное тридцатитомное собрание сочинений батыра. Его издание тоже было непростым. Когда Серик Умбетов был акимом Жамбылской области, я сказал ему: «Приближается столетний юбилей Баукена. Мы должны предпринять усилия для этого. Я предлагаю проект. Выделите двадцать пять миллионов тенге. Я выпущу тридцать томов». «Дедушка, откуда вы их возьмете? Мы прочитаем всего пять-шесть книг», – сказал он. «Они лежат в архиве». «Вы сможете их выпустить?» «Выпущу». Вскоре я вынес вопрос на рассмотрение маслихата, депутаты утвердили. Затем я получил двадцать пять миллионов тенге на организацию и двадцать пять миллионов тенге на печать, и все сделал безупречно. Теперь я готовлю стотомное издание Баукена. Откуда я их возьму? Нужно заставить говорить все его архивы. В Москве лежит восемь тысяч страниц лекций батыра, прочитанных в академии. Учитывая другие архивы. Сейчас их не дают, ссылаясь на секретность.
Второе – в 1942 году слава Баукена достигла пика. В то время на Момышулы было написано заявление «Националист в дивизии». Шла война. Члены политбюро, которое контролировал Щербаков, державший Москву в своих руках, провели проверку. Она оказалась неполной, провели вторую проверку. Секретарю ЦК Компартии Казахстана того времени Абдыхалыкову было поручено в течение месяца собрать мнения всех – от солдат до генералов – о Баукене. В результате бахадур был оправдан. Так поступили люди, которые ему завидовали. Вот, это тоже четырехтысячестраничный документ, хранящийся в российском архиве. Всего получилось двенадцать тысяч страниц?
Третье – из речей Б. Момышулы во время его двадцатидневной поездки на Кубу выйдет большой том. Они готовят его на испанском языке. Мы отправили специального представителя, и нам сказали, что дадут. Но вернули, сославшись на секретность.
Четвертое – сейчас мы изучаем архивы военных деятелей, с которыми общался Баукен. Многое находится. Это требует много времени. Нас всего трое, работа напряженная, но мы справимся.
Пятое – в доме Баукена лежат два чемодана карт, нарисованных им собственноручно. Он 207 раз выходил на фронт. Каждый раз, выходя, он создавал карту. Как воевать, откуда наносить удар, способ окружения – все это отражено на карте. Мы не можем это прочитать, но мы это напечатаем. Это нужно генералам, военным учебным заведениям. Тогда наследие Баукена превысит сто томов. Мы просто не успеваем его освоить.
Записал
Асхат РАЙКУЛ.
Мекемтас Мырзахметулы: Мы открыли дверь к восточному направлению Абая, но еще не вошли внутрь
Мекемтас Мырзахметов: Характер казахов изменился
Мекемтас Мырзахметулы: Название столицы России дано в честь казахского джигита