Обширная степь, расположенная между Джунгарской равниной и Алтаем, известная как Восточный Туркестан, является исторической родиной казахского народа. Наши предки, жившие в этой великой степи, никогда не прекращали стремления к независимости. За исключением восстаний на юго-востоке Туркестана, казахские роды и племена Керей-Найман, населявшие территорию между Алтаем и Тянь-Шанем, за последнее столетие многократно поднимали национально-освободительные восстания против китайских колонизаторов. Среди них одним из самых выдающихся было бескомпромиссное противостояние старейшин родов, возглавляемое трио Есимхана – Ыршана – Актеке, вспыхнувшее в 1940 году в Коктогайском районе Алтая против китайского господства. Батыр Оспан, который изначально участвовал в этом восстании как простой гражданин, закалился в огне войны и превратился в легендарного героя.
И вот, в этом году исполнилось 115 лет со дня рождения батыра Оспана Силамулы, который, сражаясь верхом против китайских, русских и монгольских войск, вооруженных самолетами в небе, танками на земле и мощным огнестрельным оружием, вел победоносную борьбу в течение 11 лет и показал миру несгибаемый дух казахской доблести.
Поэтому я считаю, что сегодняшний независимый Казахстан, даже если он не существует в нынешних границах, должен помнить и чтить батыра Оспана, который неуклонно боролся с врагами казахов. Вспоминая 115-летие батыра Оспана, давайте взглянем на его жизнь и примерные деяния.
Земля, где рождаются батыры
Батыр Оспан (Оспан Исламулы) родился в 1899 году в местности Ундиркара, Коктогайского района, Алтайского края. Детство батыра Оспана прошло в Ур-Алтае, расположенном на восточной границе Казахстана, полном сражений и набегов. Согласно дальновидному стратегическому решению Абылайхана: «Не взяв начало реки, не станешь ее хозяином!», род Абак-Керей, кочевавший вверх по Иртышу, в 1790-х годах перевалил через нынешнюю гору Калба и достиг верховьев Иртыша примерно в 1837 году. Когда начало кочевья впервые достигло Ур-Алтая, местные племена Уранхай-Дюрбитов, еще не слезшие с коней, не дали покоя прибывшим. Как говорится: «Не говори, что врагов нет под кустом, не говори, что волков нет под шапкой», каждый день жизни на окраине страны проходил в бдительности и вооруженных столкновениях. Эта военная жизнь не прекращалась и в детстве батыра Оспана. Оспан Силамулы, увидевший и получивший благословение от знаменитых батыров Боке и Зуха в детстве, хотя и был простым крестьянином, пахал землю, сеял пшеницу и просо, пас скот, но, будучи свидетелем легенд и походов степных батыров, чья военная жизнь не прерывалась из века в век, он вырос грамотным в степных военных делах и тактике, всегда готовым к любой неожиданной ситуации. Замеченный уже в первом восстании 1940 года, батыр взял в свои руки бразды правления войной с 1943 года и стал полководцем степи.
Полководец степи
Если внимательно рассмотреть 11-летнее национально-освободительное восстание алтайских казахов под руководством батыра Оспана, нельзя не восхититься его боевой тактикой, военной структурой и методом формирования отрядов.
Как казахские воины, вооруженные сначала дубинками и копьями, противостояли китайско-советским войскам с самолетами в небе, танками на земле и тысячами единиц огнестрельного оружия? На этот вопрос можно ответить тем, что у батыров рода Керей, выросших в постоянных войнах, еще сохранились в памяти военная структура и тактика великого степного полководца Чингисхана, и батыр Оспан также в совершенстве владел этими методами, унаследованными от предков.
Первое: Структура отрядов батыра Оспана была сформирована по десятичным принципам, основанным на родовых связях, по образцу военной структуры Чингисхана. Отряд, сформированный из юношей одного рода, связанных родственными узами, составлял десяток, а во главе его ставился самый активный, авторитетный, храбрый и братский среди этих юношей десятник.
Десятки были компактными, быстрыми в действиях, сплоченными и имели крепкие отношения, где они были готовы умереть друг за друга. Поэтому десяток отрядов Оспана в бою мог разгромить китайскую роту. Поскольку они были основаны на родственных узах, а не только на военной структуре, бегство или оставление друг друга в бою было абсолютно исключено. Поэтому они с честью и минимальными потерями выполняли поставленные задачи. Десятники, в зависимости от проявленной храбрости и находчивости на поле боя, получали награды и при необходимости повышались до сотников.
Второе: Наибольшей структурой отрядов батыра Оспана считался сотник. Сотня состояла из близких родов и племен. Сотниками назначались авторитетные в своем роду, проявившие себя в битвах, способные принимать самостоятельные решения, находить выход из трудных ситуаций храбрые мужчины. Поскольку сотни состояли из вышеупомянутых родственных десятков, они формировались как крепкое, сплоченное войско. Сотники, неся на себе заветы и честь своих предков-батыров, старались с честью выполнять поставленные перед ними задачи в каждом бою. Если определенная сотня терпела поражение или неудачу из-за отсутствия сплоченности или неправильной тактики, это поражение отражалось на чести и достоинстве всего рода, отправлявшего этих воинов на фронт. Поэтому сотни вступали в каждый бой с пылающей честью, неся на себе честь своего народа. Сотни батыра Оспана обладали силой противостоять полкам китайских, советских марионеточных войск трех регионов и монгольской Красной Армии на поле боя.
Третье: Батыр Оспан был беспощаден к предателям, но придерживался принципа: «Нет смерти для мусульманина!». Многие воины, сдавшиеся солдатам Оспана, впоследствии стали его верными соратниками. Например, некоторые отчаянные парни, посланные убить батыра Оспана, получили его прощение и впоследствии стали его кровными братьями. Батыр, в котором сочетались милосердие и суровость, открыто расстреливал некоторых предателей, продавших народ. Поэтому те, кто получал прощение батыра, всегда были рядом с ним, а в народе предательству не было места. Этот метод батыра также был неписаным законом, унаследованным от степного полководца Чингисхана.
Четвертое: Казахские отряды под руководством батыра Оспана не продавались за славу и богатство. Сам батыр Оспан был примером этому. Когда Восточно-Туркестанская Республика была переименована в «Правительство трех регионов» и был схвачен Алихан-торе, высшие руководители правительства трех регионов, генерал-лейтенант Ыскакбек Мононов, прибыли на Алтай и вручили высший орден свободы «Красная звезда», Оспан бросил его своей жене со словами: «У нас в стране только девушки и женщины носят монеты-бусы». Разве не проливалась кровь многих казахов друг за друга ради ношения русских и китайских монет-бус на груди? А для Оспана, стоявшего выше дешевой славы и железок, высшей наградой было звание «Оспан батыр», данное ему народом, и он унес это звание в загробный мир чистым, не запятнав его. Оспан батыр стал безупречным примером не только для 20-го века, но и для сегодняшних любителей славы, ставших рабами славы и железок в независимом государстве.
Пятое: Национально-освободительное восстание под руководством батыра Оспана, с момента своего пика, включало не только солдат, участвовавших в восстании, но и мирное население, которое придерживалось железной дисциплины и, по одному призыву, садилось на коней, превращаясь в быстрые партизанские отряды, не отстающие от кочевого каравана. Среди отрядов батыра Оспана были даже храбрые девушки, не уступающие мужчинам. Батыр не зря говорил: «Оружие — это мужской орган в наше время! Женщина с оружием в руках — тоже мужчина». Даже младшая дочь батыра совершила легендарные подвиги в Восточном Туркестане. Народ, решивший бороться с колонизаторами, избавился от лишнего имущества и снаряжения, твердо придерживаясь принципа: «Мое имущество – жертва моей жизни, моя жизнь – жертва моей чести!». В эпоху Оспана было много щедрых людей, которые жертвовали своим честно заработанным скотом ради свободы.
Войска Чингисхана, покорившие всю Европу и Азию, были не просто военными отрядами, а сплоченным народом, привыкшим к военной жизни, не оставлявшим своих детей и жен. Народ, стремившийся к свободе под руководством батыра Оспана, вел полувоенный образ жизни. Батыр Оспан был последним полководцем степи, возглавлявшим такой народ и таких воинов.
Почему батыр Оспан потерпел поражение?
В Казахстане немало данных, исследований, статей и литературно-исторических романов о восстании под руководством батыра Оспана в Восточном Туркестане. Даже турецкие, китайские, монгольские и английские писатели и исследователи писали о батыре Оспане. Почему солдаты батыра Оспана, чье имя стало золотой легендой казахов, несмотря на победоносные войны, не достигли своей цели? Многие исследователи дают следующие ответы:
Первое: Казахи Восточного Туркестана того времени не объединились под одним знаменем и не участвовали в национально-освободительном восстании, действуя как единое целое. Только Абак-Кереи Алтая последовали за батыром Оспаном, а казахи из двух других регионов, наоборот, перешли на сторону противника.
Второе: Восставшие под руководством батыра Оспана оказались в окружении красных монголов, красных китайцев и красных русских, в кольце красной беды. Батыр Оспан, вероятно, не зря говорил: «Если бы хотя бы одна сторона была открыта, без врагов, я бы использовал могучие горы Алтая как крепость и не дал бы врагу взять ее».
Третье: Некоторые авторитетные родоначальники алтайских Абак-Кереев того времени поддались обману и попали в ловушку советского правительства, что вызвало раздор среди солдат Оспана. Генерал-майор Далелхан Сугирбаев, имевший определенное влияние, был одним из них. Ыскакбек, Далелхан, Абдикарим, Ахметжаны, попавшие в ловушку советского правительства и ставшие его марионетками, в конце концов погибли при неизвестных обстоятельствах, бесславно. Если бы эти люди не предали тогда, возможно, удалось бы добиться автономии Восточного Туркестана, кто знает?!
Четвертое: Международная историческая ситуация того времени не позволила бы Восточно-Туркестанскому правительству существовать. Советское правительство во главе со Сталиным не могло допустить создания независимого тюркского государства, исповедующего ислам, стремящегося к союзу с Америкой и не желающего быть в рабстве, в окружении трех красных правительств. Поэтому, хотя Советское правительство временно использовало Восточно-Туркестанскую Республику в своих интересах во время Второй мировой войны, советский лидер Сталин, стремившийся создать очаг коммунизма, полностью препятствовал обретению ею полной независимости. Более того, он тайно арестовывал и расстреливал лидеров Восточного Туркестана, стремившихся к независимости, и передал армию и народ Восточного Туркестана китайскому красному правительству, которое только что пришло к власти, предав казахский народ, боровшийся за независимость десятки лет.
Сегодня, хотя о батыре Оспане высказываются разные мнения и ищутся различные причины его поражения, существует лишь одна причина, по которой повстанцы Восточного Туркестана и батыр Оспан не смогли добиться победы. Это то, что Советский Союз во главе со Сталиным, объединившись с китайским красным правительством, растоптал мечты и интересы восточных казахов, стремившихся к свободе и независимости, и передал их китайскому господству с преобладающей силой. Если бы советское красное правительство во главе со Сталиным не вмешалось, не исключено, что Восточно-Туркестанское независимое государство могло бы возникнуть на востоке.
Последняя отвага
С момента, когда батыр Оспан взял в свои руки руководство восстанием, он не только ожесточенно сражался с врагом на фронте, но и уделял время дипломатическим переговорам. Великий казах степи, не окончив ни одного высшего учебного заведения, всегда следил за положением врага и проницательно предсказывал, куда движется мировая политика и с кем следует заключать союзы. Его знаменитые слова: «Если я заключу союз с русскими и китайцами, они отнимут мою землю и погубят мой народ. А Америка, в крайнем случае, заберет мое богатство, но не землю и дух мой!» и его решительное решение: «Я готов заключить союз даже с дьяволом ради свободы казахов!» показывают, что батыр готов пойти на все ради победы казахского народа в войне за свободу.
Батыр Оспан, который с 1940 по 1951 год вел ожесточенную борьбу с гоминьдановскими китайцами, красными монголами, красными русскими и красными китайцами, стал продолжением героизма и жизни последнего казахского хана Кенесары, который сражался за казахскую землю с русскими, кокандцами, хивинцами, киргизами, и вел бои по всей казахской границе, донеся дух хана Кенесары до XX века. Если Кенесары, последний казахский хан, противостоял врагу, вооруженному в несколько раз более мощным огнестрельным оружием, с безрассудной храбростью, то Оспан, мчавшийся на коне против армии, закованной в железо с самолетами в небе и танками на земле, стал последним батыром степи.
Батыр Оспан, развевавший знамя и дух хана Кенесары в Восточном Туркестане, встретил смерть, стоя непоколебимо перед врагом, не преклоняясь и не умоляя, даже будучи схваченным и плененным. Повторив героизм и судьбу хана Кенесары, батыр совершил последний акт отваги.
После того, как батыр Оспан был убит, в 1958 году его земляки в родных местах подняли десятки восстаний. Их возглавляли знаменитый Акыт Кажыулы, Калман Акыт уулы, знаменитый балуан Далелхан. Однако казахские отряды, лишившись своего доблестного полководца, были жестоко подавлены.
Теперь на белой степи, где когда-то проходили походы Оспана, казахские воины не берутся за оружие, не скачут на конях и не поднимают знамя. Но дух батыра, держащего знамя, сохранится в Восточном Туркестане до тех пор, пока не перестанет биться последнее казахское сердце.
Батыр, нужный независимому государству
Сегодня мечты ушедших героев осуществились, и мы стали независимым государством. Каждый казах, на которого снизошел свет независимости, должен ценить нашу прошлую историю и извлекать из нее уроки, чтобы понять ценность родины и свободы. К сожалению, в школах Казахстана история Казахстана преподается только в границах, установленных Советским Союзом. В школьных учебниках Казахстана умалчивается о сотнях батыров и поэтов, боровшихся за казахскую землю и казахскую независимость, оставшихся за пределами нынешних границ.
Казахские писатели, кинематографисты, скульпторы, несмотря на то, что они неустанно критикуют и устанавливают памятники, устраивают поминки и праздники в каждом городе, районе, на каждой улице в честь своих предков, воевавших против джунгар, которые, как говорят, были уничтожены и попали под влияние соседних империй, до сих пор игнорируют наших батыров, которые, встав с оружием в руках, подняв знамя, противостояли двум великим империям – России и Китаю, которые до сих пор ставят под сомнение и угрозу наше сегодняшнее положение и независимость. Одна из самых острых проблем сегодня заключается в том, что, когда угроза независимости и порабощения идут рука об руку, и мы живем в состоянии одной надежды и тысячи сомнений, не возвысим ли мы наш дух, вспоминая и чтя наших батыров, которые противостояли колонизаторам, не дрогнув?
Вспоминать и чтить батыра Оспана и его соратников, батыров, оставшихся за пределами границ, – это, прежде всего, мера, необходимая для укрепления нашей независимости. Было бы прекрасно, если бы благородные граждане, высоко держащие честь народа и борющиеся за независимость сегодня, приняли участие в 115-летии батыра, организовали мероприятия и присвоили одной из улиц нашей столицы имя погибшего за пределами границ батыра, вернув его народу. Да упокоит Всевышний душу моего батыра-предка, да будет земля ему пухом, и да поддерживает его дух нас. Аминь!
Серик Муратхан,
altyalash.kz