В прошлые выходные я побывал на поминальном обеде по моему однокурснику, который скончался в Алматы. Он был очень казахским, жизнерадостным человеком, да упокоит Аллах его душу. Я хочу рассказать не о своем друге, а о полуказахах, собравшихся на поминальный обед моего друга.
Поскольку я жил в Атырау, а он в Алматы, мы виделись редко и общались в основном по телефону. Поэтому я не узнал многих из собравшихся на поминальный обед. Когда нас усадили за дастархан, меня посадили рядом с аксакалами и апашками с белыми платками (сам я тоже не молод, мне за 50).
Все сидели и что-то шептались. Судя по их лицам, это были обычные казахские дедушки и бабушки. Но когда я услышал, о чем они говорили, мне показалось, что я попал в окружение русских стариков и старух.
Сидящие казахи спрашивали друг друга по-русски, как дела. Я слышал, что алматинская молодежь привыкла к русскому языку, но думал, что пожилые люди будут говорить по-казахски. Оказалось, что и молодые, и старые любят говорить по-русски. Мало того, один из них спросил: «Почему не читают Коран?» А как вам то, что один из них предложил: «Если сейчас не читают, я скажу пару слов о покойном»? Неужели наши старики, которых мы уважаем как «ата» и «апа», не знали, что перед похоронами читают Коран? Я чуть было не вскочил со своего места и не закричал: «Что вы несете?» Еле сдержался.
В целом, в нашей области казахские традиции сохранились лучше, чем в Алматы. Находясь в Атырау, я ни разу не сталкивался с подобной ситуацией. Но я был очень опечален, увидев, что не только молодежь, но и старики в южной столице нашей страны поддались манкуртизму.
Раньше наши старики служили примером для молодежи, давали советы, учили тому, что знали. А глядя на разговоры моих аташек за дастарханом, у меня возник большой вопрос: «С таким видом, чему современные старики могут научить молодежь?» Действительно, наши аксакалы будто бы стали слишком мелкими. Слова «у нас много шалов, но нет аксакалов» оказались правдивыми.
Абылгази КУРМАНБЕК,
Город Атырау
Газета «Жас Алаш»