ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Амангельды Айталы. Экстремистская религиозность

Амангельды Айталы. Экстремистская религиозность

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
10 января, 2017
in В мире
0

На рубеже веков американские социологи Дж. Нейсбит и П. Абурдин в 2000 году назвали среди десяти главных, влиятельных, глобальных мегатенденций первых лет XXI века тенденции языкового патриотизма и религиозного возрождения. В работе «Форма будущего мира», подготовленной при поддержке ООН в 2003 году, два из четырнадцати основных трендов связаны с религиозной и национальной ситуацией: развитие идеологии радикального ислама и усиление политики этнического самоопределения. Эксперты объясняют рост влияния национальных и религиозных вопросов началом новой волны антиколониальной борьбы в XXI веке. Если первая волна заключалась в достижении экономической и политической независимости, то вторая стадия деколонизации – это избавление от культурной и социальной зависимости. Возвращение к религии, возможность достижения духовной независимости, а также религиозность, стали основой для сил, односторонне принимающих ценности и придерживающихся узкого направления.

Экстремизм – термин, пришедший из латинского языка, означающий «крайний, предельный», крайние взгляды и действия. Терроризм – одно из его проявлений. Экстремистская религиозность – это мировоззрение, разжигающее религиозную вражду, рознь, насилие. Оно угрожает безопасности, жизни, здоровью людей, чистоте их веры, личной свободе. Одной из основных причин возникновения экстремизма является религиозная неграмотность. Самое печальное, что террористы руководствуются мнением, что только исламская община может спасти мир от угроз. Основные цели насильственных экстремистов (террористов), прикрывающихся религией:

1. Освобождение стран проживания всех мусульман от захватчиков (Ближний Восток, Ирак, Афганистан, Сирия, иногда включают Чечню).
2. Чистота ислама, его очищение от искажений. Поддержка национально-освободительных движений.
3. Воспитание молодежи, обучающейся за рубежом, на основе идей насилия.
4. Внедрение радикальных идей в сознание молодежи исламских государств, обретших независимость.

В условиях сегодняшнего морального кризиса, те, кто призывает к созданию общества, основанного на справедливости, против тех, кто стал рабом материальных благ, погряз в наслаждениях, изобилии, расточительстве и забыл о Боге, найдутся в любой стране. Идеи таких организаций, как «Исламское государство» (ДАИШ), сводятся к следующему: история показала неэффективность как капитализма, так и социализма для человечества, социализм рухнул, капитализм находится в глубоком духовном кризисе. Существует третий путь, который спасет от социального неравенства, морального кризиса – это чистый исламский путь, и это наш путь. Это путь насилия.

В современной научной литературе и политике преобладают два направления в осмыслении причин экстремизма. Ученые первого направления считают, что существуют коренные причины, порождающие насильственный экстремизм. К таким причинам экстремистской идеи относят неравенство представителей различных религий в сферах культуры, языка, трудоустройства, деятельности, оплаты труда, политическое преследование по признаку религии и т.д. Это направление называют «исследовательским». По мнению представителей второго направления, определение причин экстремизма равносильно его оправданию. Экстремизм не имеет никаких собственных объективных причин. Он возникает из злого умысла экстремистов, фанатиков, стремящихся разрушить нормальное положение дел и захватить политическую власть. Это направление называют «практическим». Первое поддерживается учеными, второе – правительственными организациями, представителями полиции, военными, сотрудниками силовых структур. Однако известно, что конфликты не возникают без причин. Эти два направления дополняют друг друга.

«Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2013-2017 годы» глубоко проанализировала сложившуюся в стране ситуацию, определила пути и методы профилактики насильственного экстремизма. Однако она не учитывает его экономические, социальные и политические аспекты, рассматривая насилие, подобное экстремизму, лишь в узких рамках законодательных норм, не принимая во внимание, что это результат сложных политико-социальных, культурных факторов. Это напоминает недавний советский период. Тогда стало привычным винить во всех жизненных трудностях мировой империализм, не позволяя советскому строю подвергаться критике. Влияние внешних сил, внешнее воздействие оказывает влияние на любую страну, но это не главный фактор.

Вопрос «Может ли ситуация в арабских странах, названная «Арабской весной», произойти в нашей стране?» в последнее время часто задается. Казахстан имеет внешнее сходство с арабскими странами. Ориентация экономики в основном на сырье, безработица, особенно среди образованной молодежи, моноцентричная политическая система, коррупция, клановое разделение, до сих пор низкий уровень жизни сельского населения. Однако народ Казахстана прошел через многие трудности советского периода, видел насилие партократии над казахским языком, культурой, пережил кризис в начале девяностых годов прошлого века. Поэтому подавляющее большинство из них благодарны нынешнему времени. Основная часть населения имеет жилье, работу, по сравнению с указанными странами, наш уровень жизни выше.

Тем не менее, есть моменты, которые не могут не вызывать беспокойства. Множество внутренних социальных факторов, как прямых, так и косвенных, проявления общественного сознания на различных уровнях социума, в структурах управления, а также индивидуальные особенности религиозной жизни влияют на формирование вероятности возникновения экстремизма. В связи с этим можно назвать лишь несколько факторов, негативно влияющих на религиозное настроение казахов. Они создают условия для формирования в стране негативной этнорелигиозной и этносоциальной ситуации.

Идеологические причины экстремизма: салафизм-ваххабизм. Салафизм, иногда его называют «ваххабизм», «ваххабиты». «Салафи (ас-салафи)» в переводе с арабского означает «предки». Хотя это течение не является традиционным для Казахстана, на самом деле оно берет начало в исламе со времен Пророка Мухаммеда. А ваххабитское движение относится к радикальным течениям в исламе. Радикальный означает коренное изменение, обновление. Его проповедник Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб родился в 1703 году в Центральной Аравии. Его проповедники и раньше, и сегодня выступают против посещения могил, упоминания имен пророков, святых, ангелов в молитвах, посвящения Корана умершим, раздачи милостыни в мечетях.

Мусульмане на земле Казахстана придерживаются ханафитского мазхаба суннитского толка. Ханафитский мазхаб возник в VIII веке на земле Ирана, его основателем является Абу Ханифа. Почему народы Центральной Азии приняли этот мазхаб? Ханафитский мазхаб широко уважает местные традиции, такие как особое уважение к предкам, сложившееся до ислама, а также его терпимость к различиям во мнениях, что привлекает, поэтому они приняли этот мазхаб. Эта школа придерживается уважительного отношения к представителям других религий, иудеям и христианам, уважения прав человека, терпимости к совершившим преступления.

Какими путями учение ваххабизма проникло в нашу страну в последние годы? Ваххабизм как религиозное течение распространился в первую очередь на Северном Кавказе. Ученые связывают это с мировым духовным кризисом. В нынешнем состоянии человеческой цивилизации социальные институты религий, в том числе ислама (образование, экономика, традиции), начали ослабевать. В качестве основной защиты от этого появилось религиозное течение, подобное ваххабизму. Однако это не кризис религии. Проблема в другом. Связь религии и нации, ее место и роль в жизни нации, влияние на общество начали ослабевать. Причиной этого является изменение образа жизни нации, ее опоры в условиях глобализации, увеличение внешних факторов, вымывающих национальные ценности, что, в свою очередь, привело к нарушению принципов религии.

Отсюда следует, что ваххабизм – это превращение народов, его исповедующих, в единую общину для защиты исламской религии, придание значения общим исламским ценностям, а не национальным. Его первоначальная идея – признание неценными основ, делающих нацию нацией, таких как этнические ценности, язык, родина, культура, и руководствование догмой о том, что религия превыше всего.

Представители ваххабизма распространяют свои позиции в основном в моноэтнических мусульманских средах, где они преобладают численно, а не в многоэтнических. На Северном Кавказе, где ваххабизм глубоко укоренился, ваххабиты ставят главной целью переустройство постсоветского пространства исключительно на основе исламских принципов. Государственное устройство должно соответствовать исламским требованиям, а государственная элита должна формироваться только из авторитетных исламских деятелей, и не только социальная сфера, но и культурная, политическая жизнь должны черпать начало из ислама. Поэтому распространилось слово «исламский фундаментализм» в связи с ваххабизмом.

В исламском мире, в том числе и в Казахстане, распространены различные мнения об экстремистских религиозных деятелях. Ряд экспертов считают, что они не являются пугающей силой, а становятся опасными лишь потому, что власть, списывая свои ошибки на ваххабитов, делает их таковыми. А некоторые аналитики утверждают, что последователей ваххабизма практически нет. Однако СМИ, используя мусульман и ваххабитов как синонимы, бросают тень на ислам. Группа экспертов приходит к выводу, что в республиках Северного Кавказа нет такого уж ваххабизма, но силовые структуры, под предлогом борьбы с ваххабизмом, просят дополнительное финансирование [10].

Лозунги экстремистских религиозных деятелей о построении теократического государства в Казахстане, основанного на шариате, или передаче политической власти духовным лицам, создании Халифата, противоречат традициям управления народом нашей страны. Правители казахов приносили присягу, положив руку на Коран, но государство имело светский характер, религия и государство основывались на взаимном уважении и сотрудничестве, объединяли народ. Казахи-мусульмане жили, уважая светское государство, и государство поддерживало религию. Колониальная система исказила эту традицию впоследствии.

Ислам – демократическая религия. Возникали споры по вопросам религии, были секты и расколы, сегодня существуют даже партии. Однако в вопросах религии терпение, выдержка, толерантность, как говорят сегодня, не безграничны. Поэтому сложившееся в нашем государстве общественное мнение требует регулирования религиозных групп на основе закона. Официальная религиозная политика совпадает с общественным мнением.

Сегодня преобладает мнение, что строгий контроль со стороны государства и интенсивная информационная пропаганда в обществе и во власти предотвратят негативные ситуации. Однако в идеологической конкуренции ваххабизм имеет привлекательные стороны. Наблюдается конкуренция между «традиционным» и «новым» пониманием ислама для возвышения своего авторитета и усиления влияния. С теологической точки зрения, молодежь, получившая образование за рубежом, более понятно излагает аллегорический язык Корана по сравнению с приверженцами традиционного пути и привлекает своих последователей.

Привлекательность салафизма связана с разделением общества на богатых и бедных, социальным неравенством, безработицей, глубоко укоренившейся коррупцией. Нарушение наших нравственных принципов вызывает протест среди молодежи. Некоторые проявления расточительства в нашей стране сегодня, расточительное отношение к богатству, деньгам также осуждаются среди молодежи. Наряду с этим, подчеркивается положение слабых, материально неблагополучных групп. Кроме того, узкая сфера применения казахского языка в стране, доминирование зарубежных СМИ, пропаганда насилия, морального разложения беспокоят всю мусульманскую общину. А радикальные группы подстрекают народ к противостоянию другим религиям, представляя это как господство другой религии, языка. Следовательно, мы должны учитывать, что за религиозными вопросами стоят сложные культурные, национальные, цивилизационные проблемы. Помню, как в 2004 году, будучи в составе делегации Парламента Республики Казахстан в Сирии, мы долго беседовали с Башаром Асадом. Он сказал: «Мы находимся в состоянии войны с Израилем, честно говоря, мы воюем не с Израилем, а с США, которые вооружают и поддерживают его, Израиля достаточно наших сил, нашего оружия». Сегодня непринятие США Б. Асада связано именно с этим. Продолжая свою речь, Б. Асад сказал: «Ваш предок Бейбарыс в свое время защищал нас от врагов, сегодня мы думаем, что Республика Казахстан поддержит нас в войне с Израилем, не оружием, а дипломатическим путем». Он высоко оценил авторитет Казахстана, Президента Н. Назарбаева.

На вечерней встрече с депутатами Парламента Сирии в его горной резиденции председатель Парламента сказал: «Посмотрите на Дамаск, каждый зеленый огонек – дом Божий, место воспитания веры». Действительно, в городе было множество зеленых огоньков, более двадцати тысяч мечетей. Мечети расположены близко к местам проживания народа. Магазины не работают во время намаза, их сотрудники идут в ближайшую мечеть для поклонения. Созданы условия для совершения намаза в мечети и для людей в транспорте.

Сирия – многонациональное государство, 90% из более чем 17 миллионов населения – мусульмане, 85% – сирийские арабы, помимо них есть курды, армяне, туркмены (не турки – А.А.), черкесы, цыгане. У небольшой части сирийцев сохранилась родоплеменная система: крупные племена федан, хадейн, мавили и другие. Сирийская власть представляла себя миру как единая страна, живущая в мире и согласии. Представители ряда малых этносов являются членами однопалатного Народного Совета Парламента. Делегацию Парламента Казахстана встретили с почестями, в национальных костюмах. Однако единство этой страны оказалось лишь на словах, а не в душе. Хотя внешне страна выглядела единой, единства в сердцах не было. Поэтому единство и дружба ценны только тогда, когда они исходят из души, разума народа, а не являются лишь лозунгом, организованным сверху. Проблема не в религии, а во внутренних политико-социальных условиях, а также во внешнем давлении. В Сирии с 1973 года, то есть более 40 лет, у власти находится сначала Хафиз Асад, затем его сын Башар Асад, длительное правление одной семьи также вызывает недовольство.

Региональные особенности. Иногда возникает вопрос: «Почему в Западном Казахстане чаще наблюдаются проявления религиозного экстремизма?». Западно-Казахстанские области – действительно один из сложных регионов. Западный Казахстан является краем, где межконфессиональное согласие, многонациональность являются важной основой общественной стабильности нашей страны. Государственные органы, религиозные объединения, общественные организации имеют большие возможности для углубления корней стабильности. В регионе накоплен многовековой опыт исламских, христианских и других религиозных объединений, определены пути предотвращения социальных, национальных, культурных противоречий. Следует отметить, что авторитет религиозных объединений растет из года в год.

В регионе сложилась особая атмосфера взаимного уважения и принятия между народами и конфессиями, не проявляются признаки открытой вражды. Это можно объяснить тесными социально-экономическими взаимосвязями представителей различных религий, сложившимися исторически. Сохраняя свои религиозные убеждения, представители религий в регионе находят общий язык в культурной и социальной сферах. На Западе Казахстана сформировалась особая культура между религиями. Вместе с тем, Западный Казахстан является геополитически важным регионом, где переплетаются различные этнические, экономические, политические, культурные процессы на стыке цивилизаций, близким к Кавказу. В этом богатом природными ресурсами крае пересекаются интересы США, Китая, России и других крупных государств. Поэтому трудовые отношения, разделение труда на производстве приобретают религиозно-этнический характер.

Отдаленность казахов от промышленности, работа в офисах, занятие скотоводством повлияли на психологию нации, даже сформировалось мнение, что казахи по своей природе не склонны к научно-техническим специальностям. Вместе с тем, национальная дискриминация на производстве негативно повлияла на расселение казахов, их здоровье, доступ к материальным и духовным благам, в целом на национальную идентичность.

Бедность коренного народа в богатой природными ресурсами стране – проблема, заставляющая задуматься. Пока доля казахов в экономике и социальной сфере не увеличится, трудно говорить о решении казахского вопроса и достижении стабильности. В свое время Малайзия создала условия для развития «бумипутры» – коренного народа. Их учили получать образование, работать, адаптироваться к предпринимательству, эффективно использовать деньги, разумно расходовать имеющиеся богатства, ценить время. Коренному народу предоставлялись беспроцентные кредиты, большая часть выгодных государственных заказов, что помогало им наладить свое дело. Вместе с тем, не допускались кумовство и коррупция. Такие меры компенсировали бы дискриминацию времен колониализма и поставили бы казахов наравне с другими.

В мире существуют и другие практики защиты коренного населения. При освоении природных богатств в регионах их проживания законодательно закреплены справедливость и учет их интересов. Когда американская компания «Арктик-слоуп» прокладывала газопровод на Аляске, коренные жители этого края – эскимосы – были зарегистрированы как акционеры, и это было утверждено Конгрессом США. В компании «Арктик-слоуп» имеют право работать представители любой национальности. Однако только эскимосы могут покупать ее акции и участвовать в прибыли от природных ресурсов. Земли территорий, где компактно проживают этнические общины, не продаются, не сдаются в аренду, они не платят налоги, получают специальную помощь от государства, бесплатную медицинскую помощь. Подобные льготы предусмотрены и в Канаде, где проживают коренные этносы.

Хотя казахская нация не является изолированным народом, проживающим в резервациях, в регионах освоения нефти, газа и других природных богатств ее интересы ниже, чем у малых этносов, проживающих в резервациях, казахам, похоже, суждено стать лишь жертвами тяжелой экологической ситуации.

Владение нацией собственностью не означает, что крупные производственные объекты принадлежат только представителям коренной нации. Инвесторы, финансирующие это, могут быть извне, но то, что работники этого производства, его главные менеджеры, а также специалисты среднего и низшего звена, рабочие в основном являются представителями коренной страны, стало обычаем во многих странах, и основная прибыль от производства должна служить этому государству. Формирование деловых кругов нации в малом и среднем бизнесе напрямую влияет на уровень ее жизни. Это особенно важно, когда государствообразующая нация составляет подавляющее большинство населения страны. Известно, что господство представителей других наций, языков, присвоение природных богатств, бедность коренного народа воспринимаются как господство другой культуры, религии. В этой связи находятся и «вожди», которые подстрекают народ против государства. Они призывают к изменению государственной структуры, к созданию одностороннего, основанного только на шариате, «справедливого» государства. Поэтому не следует видеть причину экстремизма только в молодежи, получившей религиозное образование за рубежом, но и учитывать его социально-психологические причины. Пока государство не проанализирует внутреннюю политику и не посмотрит на себя критически, борьба с экстремизмом не будет эффективной.

Несомненно, у экстремизма (терроризм – его наиболее опасное проявление) есть социально-экономические, политико-идеологические причины. В последние годы, помимо природных и техногенных катастроф, в связи с обострением мятежей, восстаний, конфликтов, террористического насилия в различных регионах, некоторые ученые высказывают мнения о необходимости введения коэффициента кровопролитности для их сравнения. С этой точки зрения, дорожно-транспортные происшествия опаснее террористических актов, поскольку в результате них погибает больше людей.

Число жертв насильственного экстремизма невелико. Относительно малое число пострадавших от экстремизма – это предлог для оправдания сторонников экстремизма в психологической борьбе, для представления себя защитниками религии и перекладывания вины за все зло на само государство. Все это направлено на то, чтобы привлечь внимание масс и приблизить народ к себе. Это, несомненно, окажет влияние на социальную среду, индивидуальные стремления людей, процесс социализации молодежи. К тому же, народ сам заботится о своем благосостоянии, общество раздроблено с точки зрения социальной структуры, около двух миллионов человек не имеют постоянной работы, немало и озлобленных, общественные институты, особенно в сельской местности (колхозы, совхозы, партии, профсоюзы, молодежные организации) были распущены, а на их месте ничего не создано и вряд ли будет создано.

Усугубление кризиса у людей в экстремальном настроении основано на угрозе духовным ценностям казахов, казахскому языку, экспансии христианских протестантских деструктивных сил. Известно, что за ними стоят международные организации с огромным финансовым потенциалом.

В советскую эпоху казахи в основном трудились в сельском хозяйстве, в сферах образования, культуры, а представители славянских диаспор занимали в основном промышленность, научно-технические, инженерные отрасли. Такое «разделение труда» негативно сказалось на образе жизни казахов, их расселении, здоровье, психическом состоянии, доступности специалистов, материальных и духовных благ. И сегодня доля казахов в общем числе квалифицированной рабочей силы остается незначительной.

Двусмысленные, противоречивые ситуации способствуют формированию экстремистской обстановки. С одной стороны – очевидное значительное расхождение в уровне доходов населения, появление «двух Казахстанов», друг другу противоположных, расточительность, пышные пиры, похоронные обряды, коррупция и другие факторы, чуждые исламскому образу жизни. С другой стороны – бедные, маргиналы, безработная молодежь и другие социальные группы, их поддерживающие. По статистическим данным, около 60% осужденных террористов – это лица до 29 лет. Другими словами, молодежь. 95% из них были безработными. А генеральный прокурор Ж. Асанов сказал, что 84% всех совершивших преступления – безработные граждане [11]. Таким образом, портрет террориста в Казахстане ясен: это молодежь, стремящаяся найти свое место в жизни и не нашедшая его. Чаще всего это безработные, не получившие хорошего образования, потерявшие надежду на будущее.

Тяготы безработицы, отсутствие возможности получить образование, исключенные из социальной защиты, сближают людей, подталкивают их к объединению для сопротивления, даже к незаконным, грубым действиям. Экстремизм не возникает из самой внутренней сути, содержания, цели религии, это не проявление миролюбивого ислама, его можно сравнить с грязной пеной, всплывшей на поверхность бурной воды. Религия не является первопричиной конфликтов, а в условиях сплетения социальных, этнических, политических, культурных факторов, религиозный фактор становится силой, импульсом, придающим дополнительную энергию.

Согласно криминометрическому прогнозу, обострения в обществе имеют свои измерения. Между средним доходом на душу населения и террористической деятельностью прямой связи нет. В террористические преступления могут втянуться как молодые люди из бедных семей, так и из состоятельных. А запреты, ограничение свободы слова, социальная несправедливость, нарушение прав человека, одним словом, жесткий политический режим и терроризм имеют связь. Политическая свобода, открытость, демократическая атмосфера, свобода слова, возможность заниматься бизнесом предотвращают конфликты. Люди выражают протест не только потому, что голодны, но и потому, что их достоинство ущемлено.

Существует неписаное правило: хороший способ вызвать экстремизм и конфликт – загнать в угол религиозные организации, подозрительных лиц. В связи с этим заслуживают внимания следующие моменты в работе сотрудников правоохранительных органов. При исполнении своих обязанностей они постоянно взаимодействуют с религиозными организациями, в ходе общения проявляют грубость, иногда нарушают обряды богослужения, проводят проверку документов слишком строго, необоснованно вмешиваются во внутреннюю жизнь религиозных организаций, проявляют чрезмерную подозрительность. На самом деле сотрудники правоохранительных органов при защите и соблюдении прав граждан должны строго руководствоваться моральными и конституционными принципами, независимо от того, какую религию они исповедуют, и стремиться к взаимопониманию, чтобы избежать каких-либо конфликтов.

Во многих странах для сотрудников правоохранительных органов налажено проведение специальных тренировочных курсов. Здесь предоставляется полная информация о распространенных в стране религиозных организациях. В некоторых странах для местных сотрудников правоохранительных органов выпускаются справочники-памятки о жизни религиозных организаций в регионе, где указываются адреса этих организаций, контактные телефоны, религиозный статус сотрудников, образцы обращения к ним: «Уважаемый имам» или «Ваше высокопреподобие» и другие формы уважения. В исследовании терроризма существует множество научных пробелов, споров и в области права. В России в 2006 году был принят закон о противодействии терроризму. Вокруг одного вопроса возникли большие споры. Террористы захватили самолет с 250 пассажирами на борту и направили его к атомной электростанции. Что делать? Если самолет взорвет атомную электростанцию, число жертв увеличится в тысячи раз, поэтому нужно ли сбивать самолет? Нужно. Такой закон существует во многих странах. Для террористов не имеет значения количество погибших людей, самое главное – демонстрация силы, запугивание, государство же думает о минимизации человеческих жертв.

Стоит ли идти на соглашение, диалог с террористами? Во многих странах придерживаются противоположного мнения по этому вопросу. Однако есть и моменты, над которыми стоит задуматься. Цель террористов – привлечь внимание власти к себе, донести свои требования. В случае отказа от соглашения путь решения противоречий будет отрезан. А при соглашении, диалоге власть также донесет свои взгляды, требования до них и до народа, в противном случае власть утратит навык высказывать свои требования, идти на диалог. Террористы будут продолжать свои нападения, разрушать, ранить, правоохранительные органы будут их уничтожать, ловить. По сути, когда на кону стоит человеческая жизнь, «уменьшение» власти также оправдано. В ряде стран специально готовят «переговорщиков», иногда это родители террористов, родственники, нейтральные лица. У нас опыта в этом деле почти нет. В Актюбинской области в 2011, 2012, 2016 годах экстремистские нападения закончились кровопролитием. Возникает вопрос: «Что такое победа в борьбе с терроризмом и как можно победить?» Возможно, это уничтожение террористов. Но это временная победа. События в Актобе показали, что на место одного уничтоженного террориста приходит несколько террористов, освоивших технологии насилия. Таким образом, кровавые события могут продолжаться.

В связи с террористическими событиями иногда наблюдается сочувствие к террористам, выражение сострадания. Наличие людей, всегда сочувствующих террористическим действиям, не имеющих идеологической связи с терроризмом, – одна из особенностей нашего времени. Известно, что ряд граждан поддержали боевиков в республиках Северного Кавказа. Мы объявили траур, скорбели по невинно погибшим гражданам. Конечно, родители бандитов тоже плачут. Правильно выразить им сожаление, сочувствие. Их матери не рожали террористов, среда, особенно салафитская, повлияла на это, в этом виновно и общество. А сочувствие к терроризму, несомненно, подпитывает его. Есть и сторонники теракта в Актобе. Есть те, кто говорит, что это нападение не на общество, а только на «погоны», на сотрудников полиции. Они не понимают, что нападение на сотрудников полиции – это нападение на тех, кто защищает это общество. В Актюбинской области сочувствие к террористам в народе сформировалось после событий 2011 года в Темирском районе. Официальная оценка этих событий не всегда совпадает с общественным мнением. Во время вооруженного конфликта были уничтожены глаза многих свидетелей, участников конфликта в 2011 году. Не все считают, что зло получило по заслугам, справедливое наказание.

Многие люди в Актюбинской области связывают события в Темирском районе не с конфессиональными, а с криминальными, материально-финансовыми мотивами. Одним словом, трудно сказать, где заканчивается уголовное дело и где начинается экстремизм.

В народе сложилось иное мнение о положении дел. Молодежь, в том числе и придерживающиеся салафитского направления, как и в других нефтедобывающих регионах Казахстана, воровала сырую нефть, продавала ее и делила прибыль с сотрудниками полиции. А те, в свою очередь, не только знали о кражах, но и поддерживали воров. Позже возникшие между ними разногласия по разделу прибыли несколько раз приводили к конфликтам. Полицейские оказывали давление на продавцов нефти, увеличивали свою долю, избивали и арестовывали продавцов нефти. Поэтому убийство двух полицейских средь бела дня произошло из-за мести. В действиях убийц не было намерения выступить против всей власти. Обычному уголовному делу был придан религиозный оттенок, потому что противниками полиции являются салафиты. Таким образом, ответственность за действия местной полиции приобрела характер борьбы с салафитами. В связи с этим неудивительно, что впоследствии целью экстремистских сил стали полицейские не только в Актюбинской области, но и в других городах. Нет гарантии, что нападения на полицейских не повторятся и впредь. В этом контексте неправильно обвинять всех сотрудников полиции. Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем заявлении в связи с террористическими актами в Актобе высоко оценил деятельность правоохранительных органов. Тем не менее, бич коррупции проявляется и среди них. В Актюбинской области в июне 2016 года были арестованы несколько высокопоставленных сотрудников полиции по подозрению в краже нефти.

После событий 2011 года была начата идеологическая обработка общественности. В Темирском районе за короткое время было проведено более сорока встреч, прочитаны лекции. В конце концов, такие мероприятия надоели местному населению. Началось строительство школ, очагов культуры, ремонт дорог в селе Шубарши и других населенных пунктах. Это вызвало непонимание и закономерные вопросы у жителей других районов и населенных пунктов: «Так что же, для решения социально-бытовых и культурно-бытовых проблем нужно обязательно прибегать к экстремистским действиям?» Отсутствие системной, планомерной работы рано или поздно может привести к конфликтам. Следует отметить еще один фактор: выражение отношения жителей к жертвам событий с этнической точки зрения было неоднозначным. Большинство казахов сочувствовали всем погибшим, так как они были в основном казахами. А для всех близких по отцу, матери, родственникам, супругу, смерть как полицейского, так и его противников – невосполнимая трагедия. Многие возложили вину на власть, не сумевшую предотвратить конфликт. Психологическая обстановка после трагедии и сегодня остается сложной.

Говоря о взглядах славянской части населения области на указанные события, можно отметить, что их отвращение к погибшим казахам, салафитам явно ощущается. Их обвиняли в том, что они «негодяи», «отщепенцы», «развратники», которые хотели превратить Актобе во второй Чечню. Это правильно, но иногда ощущалась атмосфера, вызывающая необоснованное подозрение к религии и верующим.

Экстремизм, внутриисламские противоречия, взаимные дебаты, переход некоторых мусульман в другие религии стали причиной этого. Вместе с тем, правительство в последнее время не уделяет должного внимания деятельности других религиозных объединений – православных, католиков, протестантов. Сегодня возникает вопрос: почему не были предотвращены кровавые события, почему общественность оказалась в стороне от борьбы с экстремизмом? Региональная власть, будучи составной частью единого государственного механизма, отвечает за обеспечение нормальной жизнедеятельности, но оказалась совершенно не готова к чрезвычайным ситуациям. Основная причина в следующем: связь региональных властей с общественностью, молодежью, депутатами маслихатов, представителями местной интеллигенции, ветеранами не тесная, а если и есть, то только в ожидании одобрения. Местная власть не осведомлена о многих вещах, как выяснилось позже, не обратила внимания на сигналы, поступившие в связи с указанными событиями. Поэтому региональная власть, не сумев четко определить свою роль, в 2011 году воспринималась как внешний наблюдатель, чаще всего как сторонний взгляд. В этой ситуации широкая общественность не проявляет активности в работе по профилактике экстремизма, возлагая все надежды на правоохранительные органы и сотрудников спецслужб. Одним словом, зрелого, нормального гражданского общества еще нет, местные общественные институты самоуправления не развиты. Там, где отсутствует гражданская активность, экстремисты набирают силу.

В борьбе с терроризмом существует вопрос: что эффективнее – кнут или пряник? Кнут считается неэффективным. В ряде стран существуют такие методы, как возвращение людей, вставших на путь терроризма, в гражданское общество, иногда приглашение к открытым дебатам (к сожалению, у нас не ведут дебаты с салафитами), вызывание сомнений в выбранном ими пути, прощение тех, кто раскаялся в своих неправомерных действиях, проявление мягкости. В Италии некоторым злонамеренным экстремистам предоставляли путевки в университеты.

Сегодня наше правительство стоит перед стратегическим выбором.

1. Финансировать ли органы спецслужб, привлекать ли на службу новых кадров, или больше привлекать молодежь к обучению, особенно в сельской местности, по квоте?
2. Следует ли продолжать работу, как и прежде, только с теми, кто находится в негативном направлении, в экстремистских группах, или снимать просветительские фильмы, которые воспитывают народ, направляют на путь разума, больше финансировать театры, оказывающие нравственное влияние на общество, уделять больше внимания разумным культурным мероприятиям, особенно пропагандирующим казахские традиции и обычаи? Продолжение следования устаревшим штампам, надоедающим народу, опасно.
3. Если мы будем идти однобоко в борьбе с террором, тратя средства на приобретение оружия, а борьба с безработицей, бедностью отойдет на второй план, поддержит ли народ это? Сегодня более 70% актюбинцев поддержат первое, потому что синдром страха еще не прошел, но не усилятся ли со временем социальные конфликты? Однобокое применение кнута в борьбе с терроризмом, как и только мягкие меры, не остановят его. Если некоторым злонамеренным людям массово помогают поступить в учебные заведения, устроиться на работу, то террор станет путем достижения цели. Все должно быть в разумных пределах. Правильно, когда кнут и пряник идут вместе, и кнут не преобладает. Многие считают, что силовое давление эффективно. При столкновении с вооруженными силами нет другого пути, кроме применения силы. А в профилактической работе сила не решает проблему, усиливает оппозиционные силы, внутреннее противостояние растет, а отступление, мягкость постепенно предотвращают конфликты. В Канаде противоречия между англо-канадцами и франко-канадцами были разрешены путем отступления, мягкости, а в Ирландии, наоборот, давление англичан подтолкнуло к созданию подпольных организаций.

В обществе есть группы, недовольные своим социальным положением: политические партии, профсоюзные организации, неправительственные организации, но они не идут на конфликт. Почему экстремисты идут на кровавые конфликты? Психологическая модель терроризма обращает внимание на то, что определенные люди предрасположены к нему: злонамеренные, склонные к насилию и агрессии, есть мнение, что это даже врожденное качество. Те, кто чувствует себя неполноценным, обиженные, злые, униженные, и те, кто безволен, мягок, доверчив, покладист, поддается вербовке в политических целях. Мудрый казах в сказке «Айбарша, прекрасная под луной» сказал о бесперспективности радикализма. В то время не было понятия радикализма, но когда одна страна за другой нападала, захватывала и подавляла другие, хан Баяу собрал свой народ, создал войско и отправился с несметным войском, говоря: «Я установлю справедливый мир». По дороге Баяу-хан вспомнил одного своего уважаемого старца и решил, что будет правильно получить у него благословение. Он пришел к старцу и сказал: «О, сын мой, я отправляюсь в поход с несметным войском, чтобы установить мир и справедливость на земле, дай мне свое благословение». Тогда старец, задумавшись, сказал: «Эй, дитя мое, ты говоришь, что отправляешься в поход, чтобы установить мир…» и замолчал. Тогда Баяу-хан понял, что ошибочно отправляться в поход с несметным войском, говоря: «Я установлю мир», и сказал: «Старец, я останавливаюсь». Тем не менее, насилие, связанное с религией, имеет свои особенности. Те, кто прибегал к кровопролитию, знали о незаконности своих действий, о том, что они не достигнут своих целей, даже о том, что они умрут. Но они считали кровопролитие подвигом и говорили, что пойдут в рай, что Аллах простит. Как сказал Абай, наши муллы ошибаются, говоря, что нет греха, который Аллах не простит. Следовательно, влияние религиозной пропаганды также неэффективно.

В нынешней ситуации, когда ислам придерживается ханафитского ислама, проявляющего толерантность к другим направлениям ислама и другим религиям, в СМИ, науке, культуре и образовании, очень уместно, чтобы государство придерживалось этого. Крайне важно открыть культурно-информационный фронт против деструктивных сил, стремящихся нарушить нормальное положение дел. Эта борьба должна проводиться параллельно с работой по широкой пропаганде казахской культуры, традиций, языка, коренных духовных ценностей нашего народа. Мы должны перейти к безотлагательному решению вопроса активного утверждения подлинных национальных ценностей, отказавшись от трусливого колониального сознания. Экстремистскую идеологию можно вытеснить через национальную идею и противопоставив ей подлинный казахский менталитет, мировоззрение и традиции.

Необходимо развивать научно-исследовательскую работу в регионах, изучающую мировоззрение предков, историческую сущность религиозных деятелей, имамов, а также вклад мечетей ханафитского мазхаба в воспитание казахского народа. В период обострения угрозы современного экстремизма, перестройка информационной, культурной и научной политики на основе социально-культурных ценностей является неотложной задачей. В противном случае негативные тенденции будут только усиливаться. Одним словом, идею следует вытеснять только идеей, а не оружием.

Как сказал когда-то Платон, в своей стране врага быть не может. Если у вас есть противники, несогласные, то следует призвать их к терпению и разуму и прийти к компромиссу. Таким образом, следует работать над сохранением их жизни, ведь не все, кто оступился, являются врагами.

Аманкельды Айталы,
доктор философских наук, профессор

Журнал «Акикат»

Previous Post

Мухтар Ауэзов: Еще одна причина, по которой казахи не смогут быстро развиваться: религиозный фанатизм, невежество, старые обычаи

Next Post

Куандык Бишимбаев взят под стражу

Next Post

Куандык Бишимбаев взят под стражу

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.