Мы остались очень довольны теми моментами новой работы «Қазақфильма» «Алмастың қылышы», которые смогли искусно передать, вызывая трепет в жилах и поднимая дух, благодаря удачно сплетенным и найденным с трудом сюжетным линиям.
Например, мастерски переданы такие моменты, как храбрость и превосходное владение военным искусством воинов Дешт-и-Кыпчака в рукопашном бою с Оз-Темиром, Жәнібек, сразивший льва, напавшего на Абылхаира, клятвенное обещание переселившихся в Жетысу людей: «Наш колышек — дерево, наш клич — Алаш», казахские воины, отбившие нападение ойратских воинов на границе Моголистана и поднявшие шум, радостная встреча ногайлинцев и казахов, Жәнібек, уступивший дорогу старшему Керею, психолого-сакральное состояние всего народа при посадке Керея на белый войлок, и другие сюжеты, от которых стынет кровь в жилах.
Кинопроизведение, изображая с яркими красками, как казахская государственность создавалась с огромным трудом, как проливалась кровь, как многие души приняли мученическую смерть, как дети Алаша глотали слезы от горя и скорбели, как весь народ в трудные времена взывал к Всевышнему, в целом красиво передает, что в объединении Алаша как народа присутствует некая таинственная божественная сила и могущество.
Однако, сюжеты, не имеющие исторической основы, неосторожные сцены и грубые слова в фильме свидетельствуют о его несовершенстве.
Например, ни один исторический источник не подтверждает любовную связь между султаном Жәнібеком и Рабией Султан Бегим. Сцена, где Рабия Султан Бегим выражает свои чувства Жәнібеку в конце собрания в Орде, говоря: «Ты с детства был простодушным…», утверждение бия ногайлинцев Мусы, обращенное к готовящемуся к переезду жырау: «Абылхаир смотрит на нас с великодушием», изображение Казтугана, жившего в 17 веке, как лидера ногайлинцев, представление ойратского тайши Оз-Темира как превосходящего и подчиняющего Абылхаира, Есенбугу, Керея и Жәнібека, и другие серые сцены в фильме с исторической точки зрения совершенно не выдерживают критики.
Кроме того, частое изображение негативных черт, не присущих знати, хана Абылхаира, правившего Дешт-и-Кыпчаком сорок лет, и его внука Мухаммед Шайбани оглана, сцена, где во время охоты в непосредственной близости находится белая Орда, сцена, где батыр Кобланды врывается во дворец хана Абылхаира на своем Тайбурыле и говорит: «Эй, хитрая лиса», ссора Бурындыка и султана Мухаммед Шайбани, похожая на детскую, как «ээ», и битва небольшого количества воинов на поле боя и другие поверхностные сцены переданы слишком нелепо.
Тем не менее, эти неосторожные сцены не могут омрачить общую художественность кинопроизведения. Можно сказать, что фильм полностью достиг своей цели в идеологическом плане. В связи с этим мы выражаем огромную благодарность режиссеру фильма Рустему Абдирашу, консультантам Смагулу Елубаю, Ерлану Толеутаю и другим причастным к созданию фильма гражданам, а также актерам, которые смогли мастерски сыграть. Поздравляем народ Алаша с новым творением!
Из записи Мухана Иса