Год-два назад Елбасы Нурсултан Назарбаев сказал, что казахский язык должен стать объединяющей силой народа Казахстана. Однако, к сожалению, эта прекрасная инициатива до сих пор остается на уровне слов. Почему?
На эти и другие вопросы о текущем состоянии казахского языка отвечает профессор Актюбинского регионального государственного университета имени Кудайбергена Жубанова, доктор философских наук Амангельды Айталы.
— Прежде всего, будем говорить как есть. За годы независимости казахский язык расширил свое присутствие в сферах образования, СМИ, культуры, искусства, экономики, науки, политики, обороны. Казахский язык также получил широкое распространение в религиозной сфере. Только на казахском языке работают несколько телеканалов, продолжаются системные работы в области терминологии. Казахский язык начал становиться языком науки, на нем защищаются диссертации. Казахский язык пополнился новыми словами из других языков, европейских, особенно английского, а также арабского, тюркских языков.
В 1991-1992 учебном году на казахском языке обучалось 28 процентов всех учащихся, сейчас этот показатель достиг 70 процентов. В 2016 году 89 процентов первоклассников выбрали казахскую школу. («Ана тілі», №40, 6-12 октября 2016 года.)
Однако 18 апреля 2013 года Указом Елбасы в Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана до 2020 года особое внимание уделяется низкому уровню владения государственным языком отдельными представителями этносов, являющимся залогом объединяющего фактора народа, и, как следствие, ослаблению механизмов укрепления государственной идентичности и национального единства.
У этого есть свои причины.
— Перечислите их, пожалуйста…
— Прежде всего, обратим внимание на исторические и демографические факторы.
Казахи находились под давлением политики русификации. Первая народная перепись в Российской империи была проведена в 1897 году, за исключением Туркестанского края, казахи составляли 81,9 процента, русские — 10,15 процента, остальные — представители других национальностей.
Далее, до 1959 года доля казахов в собственной стране продолжала сокращаться: 1920 год — 58,5 процента, 1939 год — 37,8 процента, 1959 год — 30 процентов.
С 1970 года доля казахов начала незначительно расти, составляя 32,5 процента, в 1979 году этот показатель достиг 35,5 процента.
В 1991 году, на момент обретения независимости, казахи составляли всего 40 процентов населения страны.
Только четверо из десяти человек были казахами, и один из этих четырех казахов плохо знал казахский язык.
Казахстан стал продолжением русифицированного, славянизированного, христианского мира. Поэтому сравнивать казахов с узбеками, таджиками, туркменами, называя их «русифицированными», неуместно.
Дух нескольких поколений казахов вместе с языком был русифицирован.
— А как можно оценить текущую ситуацию?
— Если посмотреть на результаты переписи 2009 года, ситуация выглядит улучшившейся: 98,3 процента казахов понимают устную речь, 95,4 процента свободно читают на казахском, 93,2 процента свободно пишут. Однако эти данные вызывают недоверие и не всегда подтверждаются в жизни.
Многие родители, особенно молодежь, записывали своих детей, еще не научившихся говорить, как знающих казахский язык, даже если сами знали родной язык посредственно. Здесь также присутствует фактор национальной психологии, многие, стесняясь, говорили, что знают родной язык.
Поэтому вызывает сомнение утверждение, что 25,3 процента представителей казахской русской диаспоры понимают казахский язык, 8,8 процента могут читать, 6,3 процента пишут. В последнее время русские начали отдавать предпочтение английскому языку: 12,6 процента из них понимают этот язык, 7,8 процента свободно читают, 5,6 процента пишут.
Второй большой фактор —
Представители диаспор в нашей стране по-прежнему хотят переселиться на свою историческую родину или отправить туда своих потомков.
Например, на вопрос «Связываете ли вы будущее своих детей с Казахстаном?» 96,9 процента казахов, 53,5 процента русских, 78,5 процента представителей других диаспор ответили «да».
То есть, 46,5 процента русских связывают будущее своих потомков с исторической родиной, то есть с Россией или другими странами.
В демократическом обществе выбор благоприятной страны, места жительства, работы — это право каждой личности, каждой семьи. Для них Казахстан пока не является Родиной, поэтому нет стремления к освоению государственного языка.
— Что нужно сделать, чтобы создать потребность в казахском языке, повысить спрос на него?
— Самое главное, у казахов низкий уровень национального самосознания.
С трудом можно согласиться с утверждением «Пока жив казах, казахский язык не умрет». Пусть казах будет жив, но нет гарантии, что он не начнет говорить и писать по-русски.
Сегодня доминирование русского языка происходит из-за того, что казахи не владеют им на более высоком уровне, чем казахским языком. Это хорошо понимают и представители диаспор.
«Читайте именно с юмором любые языковые указы и законопроекты, так как эта писанина (разрабатываемая, кстати, первично на русском языке, с последующим переводом на казахский) из области фантастики. Говорите и пишите, как и раньше, на великом могучем и главное естественно (!) господствующем русском языке. Его не под силу никому реально запретить», — сказал один из изданий.
Такое превосходство может победить только казахское самосознание.
Язык казахов, с одной стороны, должен подстегиваться национальным самосознанием, а с другой стороны, должна быть сильная государственная поддержка. Нельзя не создавать спрос на казахский язык. В Атырауской, Кызылординской и других областях, где проживает большинство казахов, есть возможность работать без переводчиков.
Отсутствие обязательности знания казахского языка для самих казахов при приеме на работу, назначении на руководящие должности, а не для представителей других национальностей, порождает различные мысли среди ряда родителей и молодежи о необходимости знания казахского языка.
При отборе и назначении кадров особое значение имеет внимание к их владению государственным языком и их гражданской позиции.
Демографический процесс сегодня также работает на казахов. Русское население в 1989 году составляло 37,4 процента, в 1999 году — 30 процентов, в 2009 году — 23,7 процента. Это связано с естественным приростом и миграцией в другие страны.
Завтра, если казахи будут составлять 75-80 процентов населения страны, но при этом говорить по-русски и вести делопроизводство на русском языке, в стране могут возникнуть внутренние конфликты.
Поэтому сегодня необходима языковая, национальная здравая, политическая идеология, координирующая все интересы.
kaz.365info.kz