Как море состоит из капель, так и любое государство состоит из людей – самого ценного существа. Казахская мудрость, сказанная века назад, подтверждает это: «Родина начинается с семьи».
Для нации, стремящейся покорить великие вершины, аксиомой является необходимость «действовать заодно, как один человек, как одна рука». А это берет начало в прочности малой родины, именуемой семьей. Степень единства в шаныраке проявляется в способности без страха преодолевать как тесноту мира, так и горести, принесенные трудными временами. Да, как прочность дуба проверяется бурей, так и сила очага, вероятно, проявляется, когда на шею накладывается ярмо трудностей. И, учитывая, что «легко превратиться из богатого в бедного, из полного в пустого», сколько шаныраков упали в бездну, обесценив счастье, а холод льда, застывшего в сердцах неполноценных сирот в полноценной семье, со временем не перестает ощущаться.
Мы иногда не осознаем, что дела сильнее слов. Кто даст гарантию, что ребенок, выросший в семье, где родители, столкнувшись с накопившимися проблемами, решили расстаться, не переймет «то, что видел в гнезде, когда летал»?! Куда нам деть житейскую аксиому: «Даже если от хорошего родится плохое, а от плохого хорошее, все равно потянет к корням» (Бухар жырау)?!
Ребенок, выросший без ласковой руки матери и заботы отца, всегда жаждет милосердия. Кто поверит, что если от одной матери рождаются белая и вороная лошади, то и в одной нации не могут одновременно развиваться люди с разным поведением?!
В конце концов, всем известно, что в кредо казахов не было понятий «развод», «детский дом» или «дом престарелых». Или в обществе не было скандалистов, злодеев и людей, чьи проделки превышали бы их самих? Были, и какие! Просто тогда были «старики», которые наставляли непослушных и не позволяли «одному сорняку» разрастаться. Если бы каждая семья помнила правило «вмешивается только сумасшедший между двумя молодыми», и вместо того, чтобы вливать яд в сердца молодоженов, стремилась бы их примирить, сколько очагов не погасло бы свой огонь – такая мысль мелькает в сознании.
По статистическим данным, в Казахстане 14% семей распались из-за вмешательства родителей. Слова Пифагора «Пусть лучше у тебя будут хорошие обычаи, чем хорошие законы» сказаны точно по этому поводу (Например, в Японии нет специального закона о правах учителя. Однако уважение народа к учителям исключительное). Ведь когда нарушаются правила, передававшиеся веками, впитавшиеся в кровь и сформировавшиеся в виде условности, человек начинает краснеть перед своей совестью. Мы хотим сказать не то, что у казахов не было правильных традиций или обычаев, воспитывающих в нравственности, которые не заставляли бы плакать сироту и скитаться вдову, а то, что наш национальный иммунитет отравлен «кривым» поведением советского общества. Мы боремся только со следствиями происходящих событий, а причину оставляем на втором плане. Это – главная ошибка. Если взять данные, то большая часть разводов происходит в первые два месяца. С этой точки зрения, если бы в Семейный кодекс был внесен пункт «запретить развод молодым семьям в течение 5 лет» и молодежь была бы предупреждена заранее, неужели каждый относился бы к браку ответственно?!
Увеличивая число матерей-одиночек и отцов-одиночек, и упиваясь тем, что мы «живем легко», куда мы идем с нашим духом, одетым в лохмотья нищих, заполонивших улицы? Приведем еще статистику. По последним данным, число матерей-одиночек в Казахстане достигло полумиллиона. А тот факт, что в Кызылжарском регионе был создан клуб отцов-одиночек, вызывает недоумение. Учитывая, что в этом изменчивом мире человек часто сталкивается с неожиданными событиями, проходя через радости и бури, поражения и трудности, основная причина увеличения числа «одиноких» заключается в том, что они выдвигают предлог «невозможно жить вместе». Однако те, кто нашел развод самым простым путем, исказив смысл казахской пословицы «жениться легко, жить вместе трудно», должны помнить одну вещь. Это: «Мать не может дать ту витаминную силу, которую дает отец, и отец не может дать ту витаминную силу, которую дает мать» (Б.Т.). Это – закон жизни, который не сильно изменился и не изменится с незапамятных времен, и который относится ко всему человечеству, следующему в караване под названием «жизнь».
Если бы каждый человек ценил то, что имеет, и жил бы, не отклоняясь от пути праведности, «любя всех людей как братьев» (Абай), разве не случилось бы этого? Желаем, чтобы все семьи, являющиеся опорой Родины, остались целыми, и огонь в очагах не погас, и давайте приложим усилия в этом направлении, братья. Да ниспошлет Аллах всем нам следовать по стопам предков, по пути матерей, придерживаясь традиций, связанных с религией!
Шынадил Салтанат,
Национальный портал