Казахский народ с древних времен занимался верховой ездой, охотой с борзыми и устраивал себе развлечения. Также в крови нашего народа сформировалось искусство соколиной охоты, которое на протяжении веков имело особое значение. Это, с одной стороны, способствовало улучшению быта и повышению благосостояния нации.
В древности обученные в горах хищные птицы, такие как волки, лисы, рыси, снежные барсы, ловили добычу под лапами, охотясь в скалистых горах. Конечно, шкуры диких животных очень ценны. Из них искусные казахские женщины шили ценные головные уборы, шубы, шапки и использовали их в быту. Упоминаемые во многих литературных произведениях выражения «соболиная шапка», «лисий тулуп» также являются плодом этой нетронутой традиции. Говорят, что в те времена одежду из таких ценных шкур носили только уважаемые люди. Есть рассказы о том, что состоятельные семьи при выдаче дочери замуж добавляли в приданое эти ценные вещи.
Итак, мы немного отступили в прошлое, в те далекие времена. Мы решили подумать о том, что сегодня является ценностью, а что нет.
Сегодня искусство соколиной охоты приходит в упадок. Если не считать специальных натуралистов-беркутчи, кажется, что никто больше не поддерживает эту традицию. Сейчас мы можем наблюдать искусство соколиной охоты только в специально снятых фильмах. О происхождении и породе хищных птиц мы читаем только в книгах. В казахской духовности словно кризис, не пишутся произведения, пропагандирующие это благородное искусство и раскрывающие его суть народу. Одно только емкое произведение Абая, начинающееся словами «Кансонарда биркитши шыгады анга…», на протяжении века пропагандировало величие, традиции и обычаи нации.
Например, знаменитый венецианский путешественник Марко Поло, отправившийся из Италии в 1269 году, проехавший через казахские степи и прибывший в ставку хана Хубилая в Каракоруме, в своей книге «Книга о разнообразии мира» пишет: «В каждом доме кочевников есть по одному беркуту. Они охотятся с ним, устраивают состязания, развлекаются». Если принять во внимание записи путешественника, мы можем понять, что наши предки еще восемь веков назад обучали хищных птиц и занимались соколиной охотой. Также в истории есть сведения о том, что старший сын Чингисхана, хан Джучи, держал около трех тысяч хищных птиц. Говорят, что хан Абылай обучал пятьсот беркутов и около трехсот соколов и ястребов. Выдающиеся сыны нашего народа, такие как Шокан Валиханов, Укили Ыбырай, Акан сери, Жаяу Муса, также не были чужды искусству соколиной охоты. Конечно, известно, что за каждой легендой и фактом стоит истина.
Даже то, что мудрый Абай занимался соколиной охотой и ценил это благородное искусство, не должно вызывать никаких сомнений. Древнее искусство соколиной охоты сегодня среди казахов рассказывается как нечто, достойное песни. Каково же сегодня отношение народа к этому священному искусству, к благородной птице?
Конечно, нельзя сказать, что это искусство полностью исключено из национального самосознания. Однако, оно, безусловно, пришло в упадок. Тем не менее, уже несколько лет в Алматинской области проводятся соревнования «Сонар», в Акмолинской области – «Кансонар», в Карагандинской области – «Салбурын», пропагандирующие искусство охоты. Позже это благое начинание было продолжено в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области.
Тем не менее, без специальных специалистов по обучению хищных птиц, в большинстве случаев простой народ не проявляет интереса к этому вопросу. Беркут, входящий в категорию семи сокровищ, наряду с ружьем, борзой, быстрой лошадью, красивой женой, был одной из особенностей, свидетельствующих о характере нашего народа. А такая особенность должна жить в национальном сознании и душе на протяжении всей жизни.
Выдающийся ученый Алькей Маргулан ценил искусство беркутчи как вершину национального духа. Он даже называл хищную птицу «историческим памятником». Не превращается ли наше национальное искусство сегодня в шоу?
Хамит ЕСАМАН
Газета «Егемен Казахстан»