— МВД РК дало разъяснения по части регистрации граждан в Законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму».
Изменения, внесенные в законодательство по вопросам постоянной и временной регистрации граждан по месту жительства, разъяснил заместитель министра внутренних дел Республики Казахстан, генерал-майор полиции Ерлан Заманбекович Тургумбаев.
Он в своем выступлении отметил, что необходимость регистрации не является новым требованием.
Институт регистрации в Казахстане введен в 1993 году. Он не ограничивает право на свободное передвижение, но гражданин, прибывший на новое место жительства, должен сообщить о своем адресе.
Это необходимо для мониторинга внутренней миграции, уточнения учета граждан в том или ином городе или районе. На основе этих данных планируется открытие рабочих мест, строительство школ, больниц, развитие инженерно-технической инфраструктуры.
Кроме того, не требуется получение какого-либо специального разрешения от полиции или других органов, достаточно согласия собственника жилья.
Наряду с регистрацией по месту жительства, осуществляется регистрация и по месту временного пребывания. Для временной регистрации нет необходимости выписываться с прежнего места регистрации, то есть постоянная регистрация сохраняется. Временная регистрация оформляется на определенный срок, указанный самими гражданами, по истечении которого регистрация автоматически аннулируется. То есть, для снятия с временного учета нет необходимости специально обращаться в ЦОН.
Только в 2016 году в Республике Казахстан в связи с изменением места жительства было оформлено 1 млн. 200 тысяч регистраций и 750 тысяч человек зарегистрировались по месту временного пребывания.
Вместе с тем, заместитель министра акцентировал внимание на том, что в последние годы сложилась ситуация, когда владельцы квартир не разрешают регистрироваться проживающим арендаторам.
В результате, арендаторы квартир – среди них студенты, люди, приехавшие работать из других регионов, даже при их желании, не могли зарегистрироваться по месту фактического проживания.
Вследствие этого, они не могли пользоваться государственными услугами, медицинским обслуживанием, другими социальными благами.
Поэтому, чтобы не нарушать закон, они искали пути проведения фиктивных регистраций по адресам, где фактически не проживали. Зачастую по таким адресам были зарегистрированы десятки, даже сотни человек. А где фактически проживали все они, на самом деле никто не знал.
Такими ситуациями успешно пользовались криминальные элементы, что наглядно показали действия приверженцев экстремистских течений в Актобе и Алматы.
В связи с этим, Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму и терроризму», принятым в конце 2016 года, был введен ряд дополнительных мер.
Прежде всего, установлена обязанность владельцев домов или квартир регистрировать лиц, проживающих в сдаваемом ими жилье.
Введена обязанность регистрации временно прибывших на срок более одного месяца. Кроме того, согласно закону «О жилищных отношениях», с временно проживающих, граждан, которым владелец жилья разрешил временное проживание, не взимается специальный сбор за регистрацию. К ним относятся родственники и гости.
Для обеспечения выполнения указанных требований для владельцев жилья предусмотрена административная ответственность за проживание граждан без регистрации в принадлежащем им жилье, тогда как ранее к административной ответственности привлекались только жильцы.
Подобные меры направлены на стимулирование правовых действий граждан в вопросе регистрации по месту жительства.
Тем не менее, как отметил Ерлан Тургумбаев, это не означает, что мы начнем проводить широкомасштабные проверки и применять самые строгие меры.
Работа будет вестись в прежнем режиме. Так, в 2016 году к административной ответственности за проживание без регистрации и с недействительным удостоверением личности было привлечено 22 тысячи правонарушителей.
Кроме того, если срок проживания без регистрации составляет менее одного месяца, правонарушителю делается предупреждение и предоставляется возможность зарегистрироваться.
Также одной из важных новелл стало предоставление областным маслихатам права утверждать порядок регулирования миграционных процессов. Это позволит устанавливать отдельные особенности регистрации по месту жительства в зависимости от ситуации в том или ином регионе.
Вместе с тем, процедуры регистрации граждан остаются максимально простыми повсеместно.
При обращении в ЦОН это занимает 15-20 минут. Для этого не требуется предварительная выписка с прежнего места жительства, снятие с учета и выписка с прежнего адреса проводятся автоматически. При смене адреса нет необходимости получать новые документы – все данные будут внесены в электронный «чип» удостоверения личности граждан.
Также можно зарегистрироваться, не выходя из дома, через электронный портал правительства, для этого достаточно иметь доступ в интернет и электронно-цифровую подпись, госпошлина оплачивается через платежный шлюз электронного правительства. Это новый вид услуги, но им воспользовались более тысячи человек в 2016 году.
Информация о регистрации поступает в электронную базу данных незамедлительно. Это освобождает граждан от необходимости собирать и предоставлять справку по месту жительства при получении государственных услуг.
В заключение Е.З. Тургумбаев подчеркнул, что данная и другие модели учета населения применяются во многих государствах.
К примеру, в ряде бывших советских стран, таких как Российская Федерация, Латвия, Литва, Молдова, Эстония, Грузия ведется Единый реестр населения, поэтому для регистрации необходимо лично явиться в государственное учреждение.
В ФРГ муниципальные службы проводят регистрацию в течение двух недель после прибытия на новое место жительства. За несвоевременное предоставление сведений по месту прибытия или убытия или использование чужого адреса предусмотрен штраф в размере от 1 до 50 тысяч евро.
В Австрии для регистрации в полицию предъявляют удостоверение личности, договор аренды или купли дома. В Израиле полиция выдает гражданам дополнительный листок с указанием места жительства, вкладываемый в удостоверение личности.
В Бельгии место жительства также вносится в удостоверение личности, но заявление о переезде подается в ратушу.
Подобные порядки существуют и в других странах.
В целом, изменения, внесенные в требование закона о регистрации по месту жительства или временного пребывания в нашей стране, позволят более эффективно защищать интересы граждан, а также улучшить контроль за внутренней миграцией.