ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Зикирия Жандарбек: Разве здравомыслящий человек думает, что, произнося «Аллах», он возвысит духовность?

Зикирия Жандарбек: Разве здравомыслящий человек думает, что, произнося «Аллах», он возвысит духовность?

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
27 декабря, 2016
in Без рубрики
0

У меня была одна задумка в Туркестане. Я откладывал ее выполнение. И вот, историк Зикирия Жандарбек позвонил мне: «Я достиг возраста пророка и вышел на пенсию. Устрою скромный ас по случаю чтения Корана. Приходи и ты». Чтобы убить двух зайцев одним выстрелом, я отправился в древний город. Мое дело было сделано. На следующий день собрался народ на ас. Ели мясо. Живые насытились. Читали Коран. Души предков были довольны. Гости разошлись. Когда народ разошелся, я остался наедине с братом и мы немного поговорили. Я решил записать нашу беседу и сохранить ее навечно. Я:

— Ну что, брат, вы вышли на пенсию. Бросите работу и уйдете в уединение, как ваш предок Яссауи?

— Нет, в уединение уйти не могу. Буду продолжать работать.

— Почему?

— Нельзя бросать работу.

— Почему? Вам нужны деньги? Пенсия маленькая?

— Пенсия не велика. Но я не завишу от зарплаты. Слава Аллаху, у меня есть дети. Они заботятся обо мне. У меня есть скромная казахская жизнь. Но есть другая причина, которая держит меня на работе.

— Что же это?

— На кафедре теологии не осталось специалистов, которые бы пропагандировали учение Яссауи и обучали ему молодежь. Если я уйду, есть риск, что молодежь может попасть под влияние конфессионального мировоззрения. Чтобы предотвратить это, я обязан стоять на своем посту до самой смерти. Иногда я думаю: «Возможно, это моя жизненная миссия».

— Простите, разве студенты не учатся в университетах, а не в медресе? Как студент, получающий академическое образование, может быть привязан к конфессиональной религии? Почему они не могут просто учиться у моллы, а не у специалиста?

— Вот в чем проблема! Ты прав. Студент, получающий академическое образование, не должен поддаваться никакому религиозному мировоззрению. Он обязан объективно относиться к любой религии. К сожалению, те, у кого ограниченное мировоззрение, отбрасывают справедливость академического образования и привязываются к одной религии. Затем они навязывают свое субъективное религиозное мировоззрение народу, как моллы.

— Тогда зачем вы готовите специалистов-теологов? Почему бы не превратить университет в медресе?

— Что поделаешь, если не смотреть, так и получится. В прошлом году я уехал учиться в Анкару и проглотил там книги. Через год вернулся, а мои студенты, как ученики медресе, сидели и говорили: «Это ширк, это бидгат, это заблуждение, это чистый Ислам», как невежды. Я заплакал, думая: «Напрасны мои труды». Я сказал им: «Вы в здравом уме? Вместо того чтобы избавить народ от невежества и развивать образование, вы сами погрузились в невежество раньше них. Вас называют носителями академического знания. Вы — религиозные эксперты, которые должны беспристрастно исследовать все мировоззрения. Только тогда будет соблюден закон равновесия светского общества. Вы перепутали свою специальность с религиозными курсами, которые готовят имамов?» Я очень рассердился. Сейчас я только и делаю, что пытаюсь исправить испорченное.

— Сколько специалистов вы готовите ежегодно? Неужели среди них никто не интересуется вашим учением? Не нашлось ли ученика, который бы обратил внимание на учение Яссауи?

— К сожалению, не нашлось. Молодежь этим не интересуется. Наука — это как копать колодец иглой! Большинство предпочитает слушать сухую мораль, как у моллы. Для проповеди не нужно много знаний. В прошлом году был один очень способный и образованный парень из Жанакоргана. Я сказал ему: «Эй, парень, оставь другое. Лучше изучи путь Яссауи. В конечном итоге это учение будет полезно народу».

— Он согласился?

— Нет. Он сказал: «Уважаемый, то, что вы говорите, — это хорошо. В конечном итоге это учение будет полезно народу. Но если я пойду вашим путем, у меня не будет роста. Я молод. Я хочу расти по службе и поехать в Астану. Путь Яссауи полон препятствий. Я зря потрачу свою жизнь. Я хочу спокойно идти по течению власти». Вот такие конъюнктурщики ускоряют стагнацию пути Яссауи. Но как сказать: «Если не растешь, не расти. Зато служи народу. Нет большего счастья». Это дело может быть жизнеспособным только если оно осуществляется с любовью.

— А есть ли ученики, которых вы отправили учиться за границу?

— Пусть будет за границей. Мы отправили нескольких ребят учиться в Турцию, думая, что они там получат знания. Какие там знания?! Мы потеряли уши, пытаясь получить рога. Увидев комфортную жизнь в Турции, многие отказались возвращаться на родину. Некоторые хотят получить грин-карту и уехать в США. Они разочаровались в Казахстане. Они жалуются: «В стране нет справедливости. Наша жизнь будет напрасной». Те, кто вернулся, обратились к таким областям религии, как тафсир, хадис, калам. Учение Яссауи снова осталось забытым.

— Возможно, они действительно открыли глаза за границей и не видят перспектив в вашем устаревшем учении? Не говоря уже о другом, даже известный зикрщик, который говорит «зикр Яссауи», иногда думает: «Эх, этот старик никак не уймется. Пора бы уже заняться и другими аспектами религии».

— Эй, ты еще ребенок. Тебя тоже называют зикрщиком. Ты такой же поверхностный молла. Кто тебе сказал, что «путь Яссауи устарел»? Откуда ты взял, что это учение — остаток прошлого?

— Ну, как ни крути, сейчас 21 век. Разве не стыдно постоянно говорить только «путь Яссауи», «учение Яссауи»? В любом случае, религия — это могущественное явление, охватывающее широкие просторы. Я тоже сейчас придерживаюсь позиции, что нужно осваивать будущее, а не цепляться за прошлое.

— А, попался, ребенок? Месяц назад моя дочь в Алматы прислала мне ЛОГОТЕРАПИЮ. Я внимательно прочитал книгу. Там есть раздел «Историческая Цепь». Содержание этого раздела следующее. Объективный СМЫСЛ под названием ЛОГОС проходит через все исторические периоды и удерживает всю жизнь человечества в единой цепи, не давая ей рухнуть. То есть духовная миссия, возложенная на Адама и Еву, остается бременем и на плечах современного человека. Если мы не проживем жизнь, неся это бремя с ответственностью, то жизнь превратится в бессмысленное собачье существование. Если кто-то не осмелится войти в Историческую Цепь, он будет вынужден войти в «Узбек». В Узбеке живут не люди, а черви и насекомые, животные. Муравей, пробившись весной из семени и выйдя на поверхность земли, не задумывается: «Как жили предки? За что боролись? Как нам перенять их духовный опыт? Что они нам оставили в наследство?» Он живет инстинктивно цивилизованной жизнью. Бог все заложил в его мозг. Поэтому Творец не спрашивает у животного: «Где завет?» Ответ берется у человека. Я верю, что после смерти вопрос Аллаха начнется со слов: «Что ты сделал с заветом?» Видишь — человек — особое творение! Только человек размышляет: «Что завещали предки? Что такое духовная эстафета? Что я должен передать следующему поколению?» Поэтому я не червь-муравей, который входит в узбек, не интересуется прошлым и живет только сегодняшним днем. Я — ЧЕЛОВЕК! И как человек, я не могу спать ночами, размышляя: «Что оставили мне мои предки, которые когда-то принесли благодать, святость и изобилие в эту степь? Что они завещали?»

— Ого, вы стали настоящим логотерапевтом! Мы, переводчики, не поняли так глубоко.

— Я же сказал тебе, что ты «полуграмотный молла». Для этого тебе нужно такое же глубокое историческое познание, как у меня. Говоря языком Франкла, нужно без страха входить в Историческую Цепь. Это тоже великая МИССИЯ, требующая мужества!

— Верно. Тогда такой вопрос. Как вы вошли в эту цепь? Исследуя «завет предков», вы прославились публикацией письменных памятников «Насабнама». Ваша книга была признана академической средой и издана в Москве. Что такое Насабнама? Как вы к этому пришли?

— Это было так. Я родился и вырос в Туркестане. С детства мы общались с узбеками. В детстве я думал: «узбеки — другой народ. В давние времена войн они пришли сюда по разным причинам и остались жить». Повзрослев, я понял, что они родственники. Но я не понимал, почему они сформировались как отдельный этнос. В 1988 году один брат по имени Махмутхан сказал: «Эй, Зикирия, ты специалист, знающий арабский. В Туркестане нашли старинную рукопись в доме одного ходжо. Можешь ли ты ее прочитать?» Я согласился. Мы пошли к нему домой. Ходжа открыл сундук и достал длинную бумагу, завернутую в толстую кожу. Была написана по-арабски. Я читал по слогам. Смысл был понятен. Брат спросил: «Понимаешь?» Я, немного нерешительно, ответил: «Да, кажется, понимаю». Брат не стал спорить. Он принес и зарезал барана, сказав: «Бисмиллях» и разделал его. После того как мясо было приготовлено и прочитан Коран, он благословил меня: «Ну, Зикирия, тебе доброго пути! Займись тем, чтобы эти старинные документы заговорили». С тех пор я «заболел» чтением, переводом и исследованием старинных генеалогий, называемых НАСАБНАМА, и введением их в научный оборот. Эти генеалогии открыли мне глаза на историю моей родины.

— И на что же открылись ваши глаза? Разве не много генеалогий? Но ведь это сотни, возможно, тысячи имен людей, которые могут утомить?

— Ай, дитя мое, дитя мое, неужели ты можешь быть таким невежественным? Кто сказал тебе, что в насабнама нет ничего, кроме имен людей?

— Ну, а что еще может быть в генеалогии?

— В этом вся суть.

— Конкретно?

— Если будешь читать, ты войдешь в самую сердцевину Исторической Цепи. Там подробно пишется о том, как ислам пришел на туркестанскую землю, как тюркские племена впервые создали мусульманское государство в соответствии с тюркским мировоззрением. Таких данных ты не найдешь на земле. Особенно здесь сохранились важнейшие данные, относящиеся к эпохе Караханидов, созданной чистыми тюрками. Ты почувствуешь, как кровь закипает, как спина покрывается мурашками, как ты становишься предком, словно вошел в самый центр Духовного фронта, идущего от Адама. Например, начинается так: Наш хан по имени такой-то воздвиг свое знамя в городе Отрар. Его пиром был Яссауи. Он не отправлялся в поход, не посоветовавшись с Яссауи и не получив его благословения. Позже, после его смерти, он был похоронен к востоку от города Отрар. Или: враги нашего хана пропагандировали ложный путь и вырыли вокруг него рвы. Наш лидер не растерялся. Не отступил в страхе. Он поклонился единому Творцу и отправился в битву. У него были верные сторонники по имени такие-то. Они тоже не остались в стороне. Они не пожалели тех, кто поносил мусульманскую религию. Чтобы защитить учение, они преследовали бегущего врага. С помощью своего Творца он одержал победу, — так рассказываются события того времени.

— Оу, что вы из этого поняли? Разве это не обычная война?

— Это не обычная война. Это настоящий духовный фронт, проходивший ради учения. Читая Насабнама, я понял, что не экономика была причиной всех древних войн.

— Что еще нужно было кочевому народу того времени, кроме плодородных пастбищ и бесчисленного скота?

— Ты сам стал настоящим коммунистом, вот в чем дело. Карл Маркс, твой предок, говорил так. «Люди делятся на богатых и бедных. Представители господствующего класса угнетают рабочий класс. Рабочий класс совершает революцию, чтобы достичь равенства. Тогда начинается война».

— Ну? Это ведь тоже правильно. Разве и сейчас казахское общество не разделено на богатых и бедных, и разве слабая сторона не с трудом противостоит сильной?

— Что? Что правильно? Кто сказал, что все войны ведутся из-за еды? Куда делась теория «борьбы за Творца»? Куда делось «столкновение цивилизаций»? Дитя мое, посмотри сюда. Ты сам говоришь, что Франкл делит человека на три части, согласно логотерапии. То есть человек состоит из трех измерений. Его биологическое тело. Его психофизический слой и духовное ядро. Если одна из потребностей этих трех тел не удовлетворена, человек становится невротиком. Он теряет покой и становится раздражительным. Так что, по-твоему, люди перешли к духовному измерению только в 21 веке, а в средневековье они пасли скот, ели мясо и бродили без цели и смысла? Неужели средневековый казах не думал: «Зачем я пришел в этот мир? Каков мой долг перед Творцом? Где мой завет?» Тогда куда ты денешь учение Творца, идущее от Адама? И вообще, разве зикры, о которых ты говоришь, не плод средневековья? Разве это не духовное наследие, оставленное святыми? Если мы скажем, что средневековый человек не выходил на культурный фронт, а боролся только за еду, то зачем воевал пророк? Разве пророк боролся за еду?

— Конечно, я не могу так сказать. Безусловно, мы потребляем духовное наследие, идущее из древности. Тем не менее, насколько логично строить историю по такой логике?

— Абсолютно логично. Читая Насабнама, ты увидишь истинный культурный фронт. Когда фанатики начали разрушать степные законы, идущие от древних тюрков, ложной религией, шейхи Яссауи встали против них. Они боролись за эти старые традиции и обычаи.

— Можете ли вы привести конкретные доказательства и примеры?

— Не углубляясь, возьмем всем известный порядок семи ата. Казахи издревле не женятся на близких родственниках, не доходя до семи ата. Например, можешь ли ты сейчас породниться с родственником, с которым у вас общие предки в 4-5 поколениях?

— Нет, конечно.

— Видишь, невозможно. Но почему бы не породниться? Закон не запрещает. Правительство же не будет судить за то, что женились на родственнике? Разве мы не должны просто отпустить их, если молодые любят друг друга?

— Сама мысль об этом была бы немыслима.

— Правильно. Не укладывается в голове. Эта идея не укладывается в голове в 21 веке. А как насчет средневековья? В то время человека, женившегося на родственнице, весь казахский народ привязывал к хвосту лошади и убивал.

— Это всем известно. Что тут нового?

— Не торопись, дитя. Слушай меня. Современный узбекский народ, принявший тарикат Накшбандия, не запретил этот обычай. Сартские люди до сих пор женятся на родственниках. В средневековье кто-то, склонившийся перед арабо-персидскими традициями, дал фетву: «Семь ата — это чушь. В шариате это разрешено. Это болтовня невежественных казахов. Даже Али женился на своей сестре Фатиме. Если пророк не запретил, то почему казахи должны запрещать? Женитесь». Этот единичный инцидент вошел в их обычаи. Из-за этого рождается много умственно отсталых детей. Эта болезнь заразила их от согдийско-таджикской культуры. Иначе разумный человек взял бы брак Али и Фатимы как незыблемый образец. Ведь тогда было очевидно, что пророк не мог выдать свою дочь замуж за врагов. Поэтому я считаю, что Аллах не возражал против этого. Но этот брак не является застывшей доктриной Ислама. Было бы враждебно навязывать этот образец другим народам как незыблемое правило Ислама!

— Какие доказательства?

— Доказательство — это наши узбеки! Они все — обычные казахские роды и племена. Например, узбеки в Туркестане жалуются: «Я живу здесь с 9-го поколения. Эти казахи пришли с гор и мешают нам». А казахи обижаются: «Мы живем в Туркестане с 7-го поколения. Все могилы наших предков здесь. Откуда только эти узбеки взялись?» А на самом деле никто никуда не переезжал. И казахи, и узбеки сидят на земле предков. Просто 3-4 века назад их предки приняли разные религиозные мировоззрения. С тех пор те, кто держался за юбку шейхов Яссауи, стали современными казахами. Те, кто присягнул сартам Накшбандии, стали узбеками.

— Какие доказательства этому?

— Доказательств достаточно. Я читаю генеалогии узбекских ходжо. Дойдя до девятого или десятого предка, они упираются в известного АТА в той местности. Затем я беру и читаю генеалогию казахского ходжо. Она тоже такая же. Дойдя до 8-го или 9-го предка, они тоже останавливаются у того же АТА. Генеалогии у них одинаковые. Предки общие. Ведь если сравнить несколько генеалогий, они окажутся одинаковыми.

— И как вы отличаете их сартскую сторону?

— Я проверяю их духовных пиров. Если пир — таджик, то казахи становятся сартами и в итоге превращаются в узбеков. Если пир — шейх Яссауи, то они становятся казахами. Например, на окраине Туркестана есть узбекское село. Я внимательно прочитал их генеалогию. Все их прародители упираются в Бархы Ата, главного визиря хана Тауке. Половина из них сейчас составляют АЛТАЙСКИЕ АРГЫНЫ в Костанайской области. Они гордятся: «Мы чистые казахи. Если аргын, то алтай». Их кровные родственники здесь говорят: «Я не имею никакого отношения к казахам. Я чистый узбек». Однажды эти Алтайские Аргыны трижды устроили ас в честь своих предков в Туркестане. Два раза ас устроили казахи, приехавшие с севера, один раз — узбеки из Туркестана. В итоге, когда разобрали генеалогию, стало интересно. Узбекская сторона, увидев генеалогию, сказала: «Ладно, давайте будем казахами. Проверим наших семь ата. Сменим паспорта». И они начали шевелиться.

— Они сменили?

— Нет. По-моему, не сменили. Их мозги затуманились от огромного количества документов. Затем они устали и бросили. Еще одно доказательство. Узбекские ходжо в Туркестане и Сайраме — это еще не все. Некоторые казахи могут думать, что они «переселились из Узбекистана». Тогда есть узбекское село в районе Созак, за горами Каратау. Правительство открыло им узбекскую школу. Что они делают в Созаке? Кто поверит, что одна деревня из Узбекистана переселилась в Каратау? Для оседлого узбека это место совершенно неудобно. Они — одно из племен конырат. Когда-то один из их предков присягнул одному таджикскому пиру. Вот к чему это привело. Кстати, Шанжархан, я задам тебе вопрос.

— Спрашивайте.

— Есть ли у тебя родственники, которые учились в русской школе и получили русское образование?

— Есть. Жена моего третьего брата училась в России. Она обучила своих троих детей по-русски. Они разговаривают между собой по-русски.

— Участвуют ли дети этого брата в деревенских поминках и праздниках, соблюдая обычаи, или же они сторонятся их?

— Нет, не сторонятся. Все участвуют. Когда умер наш отец, они активно участвовали во всех религиозных ритуалах от начала до конца. Я не имею к ним претензий.

— Вот видишь, дитя, язык не так опасен, как религиозное мировоззрение. Если религиозное мировоззрение общее, вы можете говорить на двух языках, соблюдать общие традиции и собираться под одной крышей. Этнос формируется так. Наоборот, когда религиозное мировоззрение меняется, даже родные люди не могут есть за одним дастарханом. Они приравнивают друг друга к неверным и дерутся. Этнос распадается таким образом.

— Это действительно интересный разговор. Расскажите подробнее.

— Вот смотри, какой интересный процесс. Казах, принявший салафизм, меняется не за годы, а за один день, если хочешь, за один час. В тот же день он начинает проклинать свое рождение казахом. Он отказывается от всех казахских обычаев и сознания. В тот же день он разрывает отношения с родственниками. Он считает всех, кроме себя, неверными. Он сетует: «В раю все говорят по-арабски. Почему я не родился арабом?» Он меняет стиль одежды. Его сыновья укорачивают штаны. Его дочери покрываются. После этого взгляд его глаз меняется за полгода, становится тусклым, свет меркнет, и с его лица исходит не доброта, а холод. Он даже по-другому отращивает бороду. Он пытается получить новые паспорта, стирая казахские имена, данные ему родителями. Он дает своим детям имена сподвижников и халифов. Обрати внимание на такой факт. Посмотри на своего старшего брата, Каната Тасыбекова. Этот казах в пятьдесят лет освоил родной язык. Его русское образование не создало особых трудностей для возвращения к казахским истокам. Посмотри на его первую книгу: он представил все казахские обычаи и традиции русскоязычной среде, как будто они были написаны на русском языке. Поэтому я считаю регулирование религиозного мировоззрения первоочередной проблемой. Язык — это второй вопрос.

— Да,

Previous Post

Ученые показали бронзовый бюст Кейки батыра

Next Post

Количество терминов на казахском языке достигает 27 тысяч

Next Post

Количество терминов на казахском языке достигает 27 тысяч

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.