Начиная с середины ХХ века, традиционная казахская музыка стала широко исследоваться. Данные были систематизированы, и начали появляться различные труды. Среди них проводились биографические исследования о кюйши, живших в прошлом, и анализы их кюев. Однако эти исследования в основном ограничивались только двуструнной домброй. До середины прошлого века мы не можем найти много информации о трехструнной домбре, которая широко использовалась в быту народов восточного региона страны, на которой играли певцы и кюйши, и для которой были специально написаны кюи. Настоящая статья призвана восполнить этот пробел.
Прежде всего, остановимся на истории и ареале распространения инструмента. С сегодняшней точки зрения трудно точно говорить о географии распространения инструментов. Исследовать быт казахского народа, сформировавшегося в результате различных этногенетических процессов и основывавшегося на кочевом образе жизни, непросто. Однако, с целью узнать ареал распространения трехструнной домбры, на основе этнографических и исторических данных, полученных в ходе проведенных исследований, можно прийти к выводу, что данный инструмент использовался во всех регионах казахской земли. Если в одном регионе он использовался широко, то в другом был забыт. Мы можем узнать о нем только из сведений этнографов-историков, исследовавших этот регион в прошлом. Порядок представления ареала распространения трехструнной домбры на казахской земле мы проведем в соответствии со временем источников.
Самый ранний источник сведений о трехструнной домбре относится к территории современной Западно-Казахстанской области. Б. Сарыбаев в своем труде приводит следующую информацию: «Трехструнные домбры встречались и на территории современной Уральской области. В 1857 году этнограф Д. Исаев, побывавший у казахов Букеевской орды, упоминает о трехструнной домбре. Различные сведения о ней также собрали этнографы А. Евреинов, А. Харузин, П. Юдин» [Сарыбаев Б. «Казахские музыкальные инструменты», стр. 26].
Мы можем с уверенностью сказать, что трехструнная домбра встречалась и в южных регионах казахской земли. В 2013 году была проведена экспедиционная работа в Южно-Казахстанскую область. Были проведены специальные опросы ряда деятелей искусства и краеведов, и были найдены данные. В частности, в ходе личного интервью с шежиреши (летописцем) Сейтомаром аксакалом была получена следующая информация: «Гражданин по имени Кайпыназар сказал, что было бы хорошо, если бы кюй «Тандырбап» играли не на маленькой киргизской домбре, а на трехструнной казахской домбре» [Аудиозапись интервью хранится в личном архиве]. Мы не можем считать эти данные необоснованными. Потому что в трудах Болата Сарыбаева также встречается информация о распространении инструмента в этом регионе: «В 1930-е годы в Бостандыкском и Жогырышырчикском районах Чимкентской области еще были живы исполнители на шертере. Среди них особенно отличались виртуозной игрой Ашир и Заркум. Об этом сообщает писатель Рахматулла Раимкулов, который в юности слышал кюй «Тандырбап», исполнявшийся на шертере» [Сарыбаев Б. «Казахские музыкальные инструменты», стр. 94].
Также в ходе интервью с кюйши-исследователем Базаралы Муптекеевым (1967-2015) стало известно, что Рахыш, сын Кожека, представителя Жетысуской школы кюйши, также играл на трехструнной домбре.
На сегодняшний день не только письменными источниками, но и конкретными инструментами и кюями сохранился и стал традиционным регионом игры на трехструнной домбре нынешний Восточно-Казахстанская область: «Трехструнные, иногда с дополнительными струнами внутри корпуса, старинные домбры часто встречаются в Абайском, Шубартауском и Жанасемейском районах Семипалатинской области. В Семипалатинской области было много прекрасных мастеров игры на трехструнной домбре…» [Сарыбаев Б. «Қазақтың музыкалық аспаптары», стр. 119].
Помимо записей Болата Сарыбаева, существует воспоминание Еркегали Рахмадиева, свидетельствующее о традиции игры на трехструнной домбре в этом регионе в прошлом: «При очередной экспедиции в Восточный Казахстан, летом 1958 года, Еркегали Рахмадиевич уже целенаправленно стал искать трехструнную домбру… В разговорах старики упоминали о трехструнной домбре, но сама домбра не находилась. И вот удача в одном из горных селений Маркакольского района! Нашелся человек не только имеющий трехструнную домбру, но и играющий на ней кюи. Причем он исполнял и несколько кюев Байжигита» [Сулейменова М. «Рахмадиев», стр. 101].
Сведения о трехструнной домбре в восточном регионе Казахстана мы находим в книге «Қазақтың музыкалық аспаптары». Это домбра кюйши Кулыншака. По данным Акселеу Сейдимбека, Кулыншак жил в Шубартауском крае ВКО [Сейдимбек А. «Қазақтың күй өнері», стр. 808].
До 1997 года Семипалатинская область считалась отдельным регионом. В XIX веке эта территория считалась Семипалатинской губернией. В ее состав входили нынешняя Павлодарская область, Каркаралинский регион Центрального Казахстана. Учитывая это историко-географическое разделение, можно предположить, что трехструнная домбра могла встречаться и в нынешнем Центральном Казахстане. Следующая цитата подтверждает это: «Эта (трехструнная домбра), бывшая в употреблении среди старинных деятелей искусства, развивалась в основном в восточном и центральном регионах Казахстана» [Сулейменова М. «Рахмадиев», стр. 116].
Теперь перейдем к вопросу появления трехструнного инструмента в казахской степи. В народе можно встретить сведения о том, что трехструнную домбру специально изготовил Мука по просьбе Абая. Мы знаем, что Абай давал задания своим ученикам-поэтам. Например, поэмы Шакарима Кудайбердыулы «Калкаман-Мамыр», Кокбая Жанатайулы «Сабалак» появились таким образом. Точно так же Абай дал Муке задание: «Попробуй прикрепить третью струну к домбре, посмотрим, что получится». Позже Абай одобрил этот инструмент, и его близкие перешли на игру на трехструнной домбре.
Если будут найдены конкретные (фактические) данные, опубликованные в газетах того времени, о том, что Мука изготовил трехструнную домбру по просьбе Абая, то мы можем с полной уверенностью сказать, что Абай внес свой вклад в возрождение трехструнной домбры, которая была распространена в народе ранее и вышла из употребления по различным причинам. Потому что исследователь старинных казахских музыкальных инструментов, ученый Болат Сарыбаев в своем труде, называя его «этот древний вид инструмента», позволяет увидеть, что трехструнная домбра является общим наследием тюркских народов, дошедшим до нас с древних времен. В целом, стоит отметить, что трехструнные инструменты встречаются в музыкальной культуре всех народов, населявших окрестности Алтайских гор.
До настоящего времени дошли в основном только имена кюйши, игравших на трехструнной домбре. При анализе различных источников стали известны имена кюйши, использовавших данный инструмент. В частности: Абай Кунанбайулы, Акылбай Абайулы, Алмагамбет Капсалям улы, Аубакир Акылбайулы, Исрайыл Акылбайулы, Шабдан Алмагамбетов, Нургали Кадырбек улы, Байтлеу Нургалиулы, Тайтолеу Кадырбек улы, Ыскак Ермекбаев – эти деятели искусства играли на трехструнной домбре, сопровождая песни. Однако информация об искусстве упомянутых кюйши не была найдена. Мы считаем, что причины этого недостатка связаны с отсутствием исследований, проведенных в то время. Не было архивных записей и специальных музыковедческих изысканий. Тем не менее, мы хотим особо остановиться на трех кюйши, чьи имена известны в народе, внесших свой вклад в популяризацию трехструнной домбры, и чьи аудиозаписи игры сохранились.
Мусахан Азильханов (1897-1978 гг.) – кюйши, неизвестный казахской музыковедческой науке. Жизнь и творчество деятеля искусства пришлись на очень трудный период. Сначала он был волостным, затем из-за политики пересек границу и нашел убежище в Китае. Там он работал учителем в школе, просвещая народ. Позже вернулся на родину и служил в своей стране. Несмотря на переезды, он не расставался со своей трехструнной домброй, и мы считаем его подвигом то, что он смог донести до наших дней старинные кюи. Кюи кюйши сохранены в аудиозаписи в Абайском заповеднике-музее города Семей.
Шакир Абенов (1901-1994 гг.) – до сегодняшнего дня был известен только как мудрый акын, певец-композитор. Однако это уникальная личность, сумевшая объединить в себе поэзию, пение, игру на домбре, охоту, ремесло. Это явление, характерное для кюйши в традиционном обществе. Из-за своих политических взглядов и острого языка поэта он испытал много трудностей. Жизнь кюйши не была легкой. Он прошел через бедствия ХХ века (голод, репрессии, Вторая мировая война) до радостного момента обретения Казахстаном независимости. Очевидно, что все эти события оказали влияние на творчество кюйши. Кюи деятеля искусства сохранены в виде ленточных записей в Абайском заповеднике-музее города Семей.
Жаркын Шакарим (род. 1947 г.) – единственный кюйши нашего времени, пропагандирующий трехструнную домбру. Он сумел охватить три направления искусства. Во-первых, он стал известен народу как исследователь музыки. Он собирал сведения о казахском искусстве, особенно о трехструнной домбре, из уст народа и возродил забытые кюи. Во-вторых, он параллельно развивал направление кюйши. Он не только исследовал найденные кюи, но и исполнял их, играл на сцене. В-третьих, как композитор, он создал кюи в новом стиле. Он сочинил десятки кюев, пополнив репертуар кюйши. Все его кюи хранятся в Золотом фонде Казахского радио.
Трехструнная домбра – это артефакт, занимающий особое место в традиционной музыкальной культуре казахов. Инструмент, которым пользовался сам великий Абай, сегодня должен быть популяризирован в должной мере. В будущем, анализируя данные, приведенные в статье, а также вновь найденные сведения, необходимо определить особое место трехструнной домбры для казахского народа. Тогда мы сможем сказать, что выполнили свой долг перед предками.
P.S. Сегодня много говорят о трехструнной домбре. Существуют мнения вроде «У казахов не было такого музыкального инструмента», «Это выдумка». Мы считаем, что в ходе данной статьи опровергли все эти мнения.
Рустем Нуркенов
исследователь кюев
Национальный портал