Шум, гам. Словно небо упало на землю. Взбудораженные, несущиеся вперед, кричащие болельщики.
Преодолев половину сорокакилометровой дистанции, лишь подпруга покрылась пеной, и он несется, словно единственная стрела, вылетевшая из вспотевшегося гнедого.
Сразу сто скакунов, участвовавших в скачках, рванули вперед, борясь с уздечками, и вырвались единой группой. На втором, а может, и на третьем круге они начали разделяться на несколько групп, разбегаться. На пятом, шестом круге тех, кто остался позади, глотая пыль, стало больше, и две группы, вырвавшиеся вперед, столкнулись стременами, вцепившись в хвосты, вступили в борьбу. Бегущие по земле скакуны, вытянувшись, как веревки, стали длиннее обычного, прижимаясь к земле, добавляя скорость к скорости. Это не просто лошади, это состязание священной чести.
В первых двух группах около десяти скакунов. Это настоящие тулпары казахской земли, гордость нации. Впереди этих тулпаров, опередив их на длину стрелы, несется один гнедой.
Вот двенадцатый, последний круг. Оставшись на расстоянии аркана до финиша, гнедой резко остановился, словно ударив в лоб. Двенадцать кругов он не уступал никому, не сталкивался стременами, да что там сталкиваться стременами, даже не подпускал близко к хвосту, даже на расстояние аркана, созданный Всевышним лучше других, с ветром в копытах, могучий, от рождения резвый, истинный тулпар, гнедой.
Среди кричащей толпы зрителей журналисты начали делать снимки. Ведется видеосъемка. Но гнедой не обогнал финишную черту. Вероятно, мальчик, скакавший на гнедом, которому было одиннадцать-двенадцать лет, не знал, что по условиям скачек нужно пересечь финишную черту, или, зная, забыл в этой суматохе. Он не слышал советов и указаний своей группы поддержки.
Ведь он был немым и глухим.
Так рассказал о своих воспоминаниях с конных скачек, посвященных 150-летию великого Абая в Семее, тренер детско-юношеской школы национальных видов спорта села Красный Яр, Калым Культасов.
– Зачем сажать такого несчастного ребенка на резвую лошадь? – спросил я.
– Это примета. Наверное, старинная примета, идущая из древних времен, которую мы не видели, но смутно слышали. Всевышний должен хоть как-то порадовать тех, кого Он много плакал в жизни. Сажать несчастных детей на резвых лошадей – это давняя традиция.
Калым Культасов родом из села Советское Чкаловского района. Сейчас этого села нет, оно распалось. Оно сохранилось лишь в памяти таких людей, как Калым, живущих в разных местах. Калым Каймолдаулы часто вспоминает родное село. Его отец Каймолда занимался подготовкой скакунов, выставлял лошадей на скачки. Он еще помнит, как у него были резвые черные кобылы. Он готовил эту кобылу и выставлял ее на скачках, которые проводились по случаю каких-либо торжеств, праздников в 4-5 соседних аулах, и даже тогда они проводились очень редко. Его отец, основываясь на услышанном от старших, на правилах древних времен, развивал их своим чутьем. Подготовка лошадей сейчас совершенно иная по сравнению с тем временем. Калым Культасов, который много лет занимается подготовкой лошадей и не уступает никому на скачках, говорит:
– Прежде всего, нужно говорить о породе лошадей. Сейчас казахская лошадь, казахский табун непригодны для скачек. Даже знаменитая арабская лошадь. У них слабые ноги, некрепкая спина. Не выносливы. Могут преодолевать короткие дистанции. Но участвовать в аламанских скачках – пустая надежда. Туркменский знаменитый ахалтекинец тоже такой. Туркменские лошади, словно не сразу распрямляясь, неуклюже бегут, а потом с такой скоростью, что не видно и следа, несутся, как обычные зайцы. Но они не подходят для аламанских скачек, где испытывается истинная стать тулпара. Да, они красивее других лошадей, их уши, словно камыши, складываются, шеи, словно лебединые, изгибаются, они не могут стоять на месте, то танцуя, то кружась, их вид пробуждает кровь во всех шестидесяти двух жилах, дарит возвышенный дух, особое чувство, но это лишь внешний вид. Чтобы бежать без устали, лошади нужна особая природа. Как описывались тулпары прошлого: «Глаза, горящие, как свеча. Губы, растянутые до земли. Брови, как у албасты. Уши, закрученные, как раковина. Горло, как спелое яблоко. Уши, как камыш у озера. Шея, как у дикого барана. Лопатки, как гладкая доска. Позвоночник, как доска. Бедра узкие. Живот, как сундук. Грудь широкая. Копыта, как очаг».
По словам специалистов, занимающихся разведением и подготовкой скаковых лошадей, главной бедой казахских лошадей является короткая дистанция скачек. Например, самая длинная дистанция, которую сейчас называют аламанскими скачками, не превышает 25-30 километров. Прежние скачки, где испытывались и выносливость, и скорость истинного тулпара, составляли не менее 50-60 километров. Казахские тулпары, в отличие от английских и арабских лошадей, не уставали и не сбавляли ход после одного заезда, а после того, как набирали скорость, входили в свой ритм. Но порода таких скакунов полностью исчезла. Главная причина этого – массовое переселение богатых людей, владевших тысячами лошадей, в далекие и близкие зарубежные страны во время недавней смуты, когда «белые» бежали от «красных». Тысячи тулпаров, благородные кобылицы с животами, рождающими тулпаров, ушли вместе с народом. На родине переселившегося народа остались лишь испорченные, не способные догнать даже теленка, и покрытые струпьями клячи. Так порода лошадей пришла в упадок.
Кроме того, в советское время репрессии коснулись не только казахов, но и лошадей. Люди, отдавшие предпочтение железным коням, перестали нуждаться в лошадях. С момента обретения независимости, охота с собаками, соколиная охота, подготовка лошадей и их участие в скачках начали возрождаться понемногу.
– Если лошадь хороша, но не подготовлена должным образом, ее удача уходит, – говорит Калым Культасов. – Я сам кормлю своих скакунов. Я ежедневно слежу за тем, чтобы в составе корма были морковь, сахар, овес, яблоки, соль и другие комбикорма.
– А зачем сахар? – спрашиваю я.
– Сахар – это глюкоза. Организм скакуна должен получать необходимые витамины. Разве ему повезет, если не заботиться о нем, как о ребенке? Опыт тренеров, которые были до нас, – это одно. Наш – другое. Сначала мы откармливаем скакуна, чтобы жир появился в ногах, чтобы он набрал вес. Но в его жире не должно быть жира. У скакуна, у которого в жире есть жир, может начаться жар и он может умереть. А если убрать жир из ног, у такой лошади не будет силы. Раньше скаковых лошадей летом выпускали ночью, а днем три раза в день кормили кобыльим молоком, укутывали и привязывали к дереву. За день до скачек снимали пот. Для снятия пота обычно использовали тихую погоду. Укутывали от крупа до затылка толстым войлоком так, чтобы воздух не проходил, сажали сверху крепких парней и заставляли их бегать взад-вперед, пока весь зловонный пот не выйдет из костей. Затем снимали седло с лошади и вели ее пешком до наступления полной темноты. Когда лошадь ложилась, каталась и вставала, ей давали горсть белого овса на ночь. Мы тоже в основном опираемся на опыт предков, но метод снятия пота у нас немного другой. Мы купаем скакуна в горячей бане. Горячий пар выводит из организма скакуна весь лишний пот без остатка. После одного такого купания заставляем его бегать, пока не выступит пот, а затем пробуем пот на вкус. Если горький вкус исчез, значит, организм лошади очистился.
– Однажды на скачках в Кызылжаре девять скакунов не дошли до финиша и упали. Вероятно, слухи о том, что скаковым лошадям дают допинг перед скачками, оказались правдой, – спросили мы у конезаводчика.
– Мы избегаем говорить плохо о наших коллегах. Нам нет дела до других. Мы сами не увлекаемся таким. Наши тулпары не уступают никому на скачках благодаря возможностям, данным им Всевышним, и благодаря тому, что мы целый год ухаживаем за ними и готовим их.
Мой английский скакун по кличке «Рекорд» неоднократно занимал первые места на республиканских и межобластных соревнованиях. Я выиграл пять легковых автомобилей. А мой скакун по кличке «Раут», тоже английской породы, уже несколько лет не уступает никому. Благодаря Рауту я выиграл шесть автомобилей.
На аламанских скачках в городе Экибастуз участвовали выдающиеся скакуны, не уступавшие никому на родине более пятидесяти раз. Мой «Раут» пришел первым на двенадцати кругах. На тех скачках любители лошадей заплатили мне за моего Раута 80 тысяч долларов. Но я не продал.
«Раут», чей бег стал легендой, сегодня стоит в конюшне детско-юношеской спортивной школы в Красноярске. После того, как его берегли, как маленького ребенка, не видно, чтобы он устал от многолетних соревнований, исхудал от гонок. Он складывает свои камышовые уши, бьет копытами по земле, смотрит с мольбой, словно прося скакать. Как конезаводчики могут забыть заслуги «Раута», завоевавшего призы на многих скачках, возвеличившего честь страны, поднявшего свой авторитет.
По словам конезаводчика Калыма Культасова, теперь трудно надеяться, что из казахских лошадей вырастут тулпары. Другие конезаводчики говорят, что казахская лошадь годится только на мясо.
Пока везет только скакунам английской породы. Когда же возродится порода казахских скакунов, верой и правдой служивших казахам на протяжении веков?..
Байкал БАЯДИЛОВ,
журналист
Акмолинская область
Газета «Егемен Казахстан»