Историческое сознание — это главная опора. Потому что в его центре — человек. Именно человек сохраняет и нуждается в историческом сознании…
Причина наличия исторического сознания у казахов заключается в том, что существует казахский этнос, живой, суверенный народ. Если же этот человек, то есть казах, носитель исторического сознания, не сможет научно выстроить связь между своим историческим познанием и историческим опытом и использовать ее, то одно лишь историческое сознание ничего не сможет сделать. Поэтому ясно, что опорой, которая возрождает и пробуждает казахское историческое сознание, внушая уверенность в трех временах: прошлом, настоящем и будущем, является историческое познание.
Историческое познание — это научный оборот всех пластов исторического опыта казахов. Однако по известным причинам мы еще не взялись за возрождение исторического познания через научный оборот на государственном уровне как политику или проект. Только отдельные ученые. Единство исторического сознания и исторического познания должно было стать опорой, в первую очередь, для политического института — государства, власти. Народ, несущий идею «Мәңгілік ел», может стремиться к вечности только через свою прошлую историю. Эта вечность будет связана с ценностями и бытием, на которое опирается государство. Бытие государства включает в себя его создателя, его политико-правовую систему и опыт, прошлое и будущее, которые в совокупности состоят из пластов его исторического опыта. Государству желательно уделять внимание любым ценностям и трансформационным явлениям в этих пластах. После объявления суверенитета, чтобы освободиться от установок и влияния вчерашней советской инерции, а также для конкретизации самостоятельности и политики сознания, философия истории — это условие.
Как говорил Платон, государство подобно человеку. У него тоже есть периоды юности, зрелости и старости. Мое намерение заключается в том, чтобы наше государство, будучи молодым, не состарилось, и поэтому желательно уделить должное внимание этой сфере. Личное мнение. Есть надежда, что те, кто у власти, сами что-то делают, зная об этом. Однако в историческом сознании нет эха. Этот уходящий год ЮНЕСКО объявила Годом Ясауи. Это явление должно было стать мероприятием, служащим щитом для государства и сегодняшней исламофобии. Не было никакой реакции ни от государственных институтов, ни от политической партии «Нур Отан», ни от Министерства образования и науки, ни от Министерства по делам религий и гражданского общества. В Турции проявили активность. Узбекистан тоже не остался в стороне. Кыргызстан и Азербайджан также не остались в стороне. Но Казахстан не смог присоединиться к этому, не смог отреагировать.
Летом, обратившись в ДУМК, мы собрали около десяти исследователей и провели «круглый стол». Осенью, сказав, что у вас есть «Тюркская академия», мы упомянули имя Ясауи на «Книжной выставке». По сути, это дело мы провели с трудом только с теми, кто испытывает хоть какое-то уважение к истории. Все это не вышло за рамки общественной инициативы. Где же тогда государство? Где его запрос к истории?
Это мое мнение, рожденное мыслью о том, когда же теория и практика сольются и будут гармонировать для бытия государства в Казахстане… Мои слова — мои. Если я беспокою власть неуместными вопросами, прошу прощения. Потому что власть для казаха — это сакральное явление. Даже если она не обращает внимания на нужды казахов, есть надежда, что завтра, когда придет осознание, она задумается.
Досай Кенжетай
теолог, религиовед, профессор