ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Шумеры (майя) в родовой летописи казахов

Шумеры (майя) в родовой летописи казахов

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
23 декабря, 2016
in Национальная история
0

«Первое государство (страна), то есть достойное так называться» зародилось в очень древние времена к востоку от Каспийского моря. Этот народ достоин великого уважения за то, что он породил науку, искусство и другие блага… Они были чрезвычайно счастливы, потому что были очень образованы», …«позже подверглись нападению чужаков, и великая цивилизация человечества погрузилась во мрак» (Жорж Луи Леклерк (Бюффон) XVIII век. «Всеобщая история»).

Древнейшая письменная запись «Авеста», сохранившаяся до наших дней как яркое свидетельство самой ранней великой культуры человечества, также родилась среди наших предков, то есть на территории нынешнего Казахстана. О ней Б.К. Албани в своем труде «Казахия» пишет:

«Хотя следы человеческого рода простираются в Центральной Азии с незапамятных времен, письменные источники относятся к VII-VI векам до н.э. Единственным древним письменным историческим памятником, дошедшим до нас с той эпохи, является «Авеста». Это сборник религиозных проповедей зороастризма – общее наследие народов Центральной Азии, Афганистана, Ирана, Азербайджана, Казахстана. Парсы Индии до сих пор используют его как религиозную проповедь. Рукопись состоит из двадцати одной книги, до нас дошла лишь четверть ее, сохранились два экземпляра (60 страниц).

Большинство современных ученых считают, что «Авеста» возникла в Центральной Азии в первой половине I тысячелетия до н.э. или в одном из прилегающих к Северо-Западному Афганистану и Северо-Восточному Ирану регионах. Придерживаясь этого мнения, в 40-х годах прошлого века С.П. Толстов высказал мнение, что местом возникновения «Авесты» является Центральная Азия, точнее, она зародилась в Хорезме. Правильность этого научного вывода подтверждается данными из Центральной Азии, полученными в последующие годы.

Археологи Казахстана провели масштабные раскопки курганов (холмов) и обнаружили скелеты людей, погребенных по обычаям того времени, описанным в «Авесте», а также вещи, погребенные вместе с покойным. При раскопках поселений того времени находят изделия из бронзы, железа, глиняные изделия с нанесенным знаком свастики. Исходя из этого, можно предположить, что предки древних тюрков были этими ариями» (журнал «Алаш» №1 (22), 2009).

«Хорезм» начинается с Мангистау, одного из уголков казахской степи. Древние казахи называли Хорезм Каразым. Если древнее царство на территории нынешнего Туркменистана называлось Хорезм, то на Мангистау есть местность Каразым и одноименный древний святой (кладбище). Прародиной всех Кара на земле является Тупкараган (Карагантуп, исток Кара) на Мангистау. Могила Карамана Ата, предка всех этих Кара, также находится на Мангистау. Это кладбище относится к числу древнейших на Мангистау.

«Историческая наука начинается с сбора данных при исследовании определенного вопроса. Данные направляют изучение исторической действительности с точки зрения истины. Письменные источники по истории Древнего Казахстана дошли до нас на древнеперсидском, древнегреческом, латинском, китайском языках. Эти письменные источники разнообразны по содержанию и характеру.

Одним из основных источников является священная книга зороастризма «Авеста»1. Автором гимнов «Авесты», посвященных Богу Ахура Мазде, считается Заратуштра («означает «старый погонщик верблюдов»). Заратуштра происходил из рода Спитама арийского племени, населявшего восточно-северо-восточные районы Каспийского моря.

Приблизительно, первый пророк, мудрец в истории человечества Заратуштра, жил в IX веке до нашей эры. Благодаря своему природному дару, воспевая доблестных сынов ариев, в тридцать лет он изобрел новую религию. Сборник священных писаний учения Заратуштры, распространенного на территории Казахстана, Центральной Азии, Ирана, Азербайджана, Афганистана, состоит из 21 книги, написанной до нашей эры в III веке. В сохранившейся части «Авесты» содержатся гимны, обращенные к Богу.

Арии, поклонявшиеся сначала луне, солнцу, огню, воде, не сразу приняли его религиозные проповеди. Особенно сильное сопротивление оказали турки. Заратуштра переселился в другие места и распространял свое учение в соседних странах. Так возникла религия зороастризма. Проповеди Заратуштры имеют большое значение для познания истории и культуры древних жителей Казахстана. Восточноиранские кочевые племена здесь представлены под общим названием «турки». Кроме того, в «Авесте» упоминаются племена «сайримы» и «дахтары».

Запутанные события между турками (Тюрками, Туранцами М.К.) и ариями (Арысами М.К.) разворачиваются в регионах Амударьи и Сырдарьи, Каспийского и Аральского морей, Волги и Камы. Герои этой «гимны» передвигались на колесницах. Их оружие – лук и стрелы, копья, боевые топоры, занятие – скотоводство (быки, лошади и верблюды), пища – мясо и молоко, лошади, коровы, овцы приносились в жертву Богу.

Гимны Богу в «Авесте» дают ценный материал о духовной жизни скотоводческо-земледельческих племен Центральной Азии и прилегающего к ней с севера Казахстана. Места жертвоприношений ариями Богу и восхвалений в его честь подтверждаются археологическими данными» (Древнеперсидские источники. «История Древнего Казахстана в письменных источниках»).

«Священное писание зороастризма – Авеста, основанное пророком Заратуштрой, родившимся между II и I тысячелетиями до нашей эры. Взяв в руки эту священную книгу, написанную на языке Авесты, – песнь завещания, благородное человечество склонит голову к земле. Иначе, тысячелетия назад по нашему летоисчислению, оно воспитывало человечество в добре и милосердии. Я говорю, что оно передавалось устно: древние иранцы считали письменность делом шайтана Анхра-Мана, и нельзя было осквернять священное слово, поэтому они, как и казахские батырские эпосы, заучивали наизусть и передавали от отца к сыну. Поскольку это сохранилось только на тюркском языке, возникает мысль, не являются ли сакские племена, из которых происходил Заратуштра, нашими предками? Эта проповедь-завещание была записана лишь спустя тысячу лет.

Иранцы, ища корни слова «заратуштра», исследуя названия скота, земли, воды, племен в Авесте, ищут эквиваленты вроде «верблюд-отец» или «чей бык без горба». Я бы сказал: не является ли Авеста «Абес»? В тюркских странах есть понятие «абес» – чужое, невоспитанность, то есть нелепые, грубые, возмутительные поступки – в Авесте много названий и табуированных слов, которые исследуются. Историки говорят, что Заратуштра жил в восточном регионе иранского народа, так не граничит ли он с тюркскими народами?», – размышляет Б.К. Албани (стр. 176).

Очень верное замечание! Мы можем смело утверждать, что это писание принадлежит нам по следующим причинам:

– Во-первых, если мы локализуем эти данные: «Заратуштра происходил из рода Спитама арийского племени, населявшего восточно-северо-восточные районы Каспийского моря». Восточно-северо-восточная часть Каспия – это обширная территория, охватывающая пространство между Каспийским и Аральским морями, исток которой находится в нынешнем Мангистауском крае. Под арийским племенем подразумеваются три арыса казахов. Чтобы узнать сегодняшних потомков древнего рода Спитама, мы обращаемся к этимологии, которая никогда не ошибалась. Нашли? Из этого названия мы видим имя (название рода) нашего предка Тама, входящего в состав Жетыру, происходящего от Бекарыстана, нынешнего очага казахов.

Пояснение: Основные земли тама – Актюбинская, Уральская области, Оренбургская область Российской Федерации. Тама сконцентрированы в Жанааркинском районе Жезказганской области и Сарысуском районе Жамбылской области, а также в Созакском районе Южного Казахстана.

Мы видим сведения о них из работы Рашида Ад Дина о том, что среди монгольских племен, населявших енисейских кыргызов, были тама (тума, тумэте). Тума (Тама) есть и у нынешних кыргызов, и среди найманов. Среди кыргызского рода сару есть род ахынай (акынай), который, как говорят, происходит от казахов. В казахском роду тама также есть подразделение ахынай.

Род тама имеет три ветви: Есенгельды, Жабал и Жёги. Родовой знак: Кос алип, то есть такой же, как и знак кыпчаков. Род тама издревле проживает на древней земле кыпчаков, то есть на Южном Урале, в верховьях рек Урал и Тобол.

В XV-XVI веках племя тама под предводительством батыра Шоры играло большую роль в политической жизни Дешт-и-Кыпчака, Казанского ханства, Ногайской Орды. Они самоотверженно сражались за защиту города Казани (ныне Татарстан) от русских захватчиков. Сказание «Шора батыр» широко распространено среди народа. Все это свидетельствует об этническом родстве тама с кыпчаками. Боевой клич рода тама – «Карабура». Карабура Аз-аулие до недавнего времени был известен всем мусульманам. Кочевое село, Карабура, Каратуйе-Маната, Бурабай (Боровое) – все из одного источника. Нынешнее право «авторства» на название Түйе (верблюд) принадлежит Старшему Жузу казахов, Арысу. Отсюда и происходит корневое слово (источник слова) Түйе – Үй (Уйсун).

– Арийское племя (Арысы) – предки нынешних Арысов – три арыса казахов (Акарыс, Жанарыс, Бекарыс), восемь арысов Адай (Тазике, Косай, Кунанорыс (Рыскул), Акпан, Балыкшы (Шыбынтай), Бузау, Тобыш, Мунал), Арап (Ар апа), Парсы и т.д. Названия рек Арыс на юге казахской степи, Аракс, Ардон за Кавказскими горами, то есть все народы и топонимические названия, имеющие в корне слово «Ар», остались от них. Отсюда и корень имени Караман Ата – Ар.

– Турки – предки нынешних тюркских народов. На Мангистау сохранились топонимические названия, оставшиеся от них: Тур, Туран, Бел-Туран (истинный Туран). Эти названия точно и ясно указывают на происхождение тюркского народа. Полное значение слова «тюрк» – Тур жігі, то есть род Тур. Ак Кетик – Ак Кете жігі (род), Бёрик – Бёри жігі (род), Бёрджигин – сын Бёри жігі (рода) и так далее. В этом и заключается секрет того, что род Чингисхана называется Бёрджигин. На Мангистау микротопоним с таким же названием существует и по сей день.

– Сайримы – от этого племени на Мангистау есть микротопонимы Сайкудык, Сайкуй, Сайын, Сайотес, Сайтангара. Город Сайрам, о котором говорится «бесчисленные бабы в Сайраме» на юге Казахстана, также остался от них.

Из второго слога в «Сай-рим» – Рим – мы можем ясно увидеть, кто основал Римскую империю. См.: (21.04.2016 г. «Новая история: Рим основали казахи» «Караван» (http://www.caravan.kz/news/novaya-istoriya-rim-osnovali-kazakhi-365506/), «ГОМЕР – АДАЕЦ, А РИМСКУЮ ИМПЕРИЮ ОСНОВАЛИ КАЗАХИ» «7 нюст. Кз»).

– Дахтары (Дай-дахтары) – предки нынешних мангистауских казахов Адай так назывались и в древних письменных источниках. Из Дай – мы видим Адай, из Дах – Акпанов (Саков). Помните! В казахском словообразовании корень слова, то есть его исток, никогда не ошибался.

– В образе жизни, занятиях, вооружении, религии и религиозных обрядах, языке шумеров нет никаких отличий от казахов.

– Песнь «Авеста» передавалась из поколения в поколение, как казахские батырские эпосы, шежире, завещания, размышления, заучиваясь наизусть. Кроме казахов, ни один народ не записывает свою историю в виде эпосов.

– Названия в эпосе характерны для казахского языка. Например, давайте прочитаем имена царей Шумера и Аккада (2112-1997 гг. до н.э.) из третьего поколения вашего рода: Ур-Нам-му, Шульги, Бурсуэн, Шу-Суэн, Ибби-Суэн. Если мы прочитаем имена этих царей как Суан, Бюр Суан, Шу Суан, Ибн-Суан из нынешнего казахского племени Суан, а также Дуду – Дюлю-Дулат, Ярлаганды – Жарлаган, Ур-Бабаны – Ур Баба, Урукты – Урык, Урнгарды – Урынгар, Шу-Суэнды – Шу Суан, Агумды – Агым, Бурна – Бурашты – Бура Бораш, Кадамшан Эллильди – Каз адам ели, Абад-шум-единді – Адад Шу ели, Забаба-шум-иддинді – Забаба шу ели, Нур-Ададты – Нур Адад, то мы не сильно отклонимся от истины. Кроме того, Кара – воин Турана из рода Асаба, Карапаны – враги религии зороастризма. Арватаспа (Арбатаспа) – отец Виштаспы, защитник Заратуштры, у казахов есть похожие слова Казараспа, еспе, терен еспе (колодец, на Мангистау). Джамаспа – советник царя Виштаспы. Керсаспа – иранский богатырь. Варна – страна, в Болгарии есть город Варна, прежнее название Одессы также Варна, казахское значение этого слова – арна-сай, большое водохранилище в Южно-Казахстанской области называется Арнасай. Аша – правда (и по сей день это слово используется в значении чистая правда). Ар-Ти – порядок, правда, справедливость, корень этого слова – запрет бесстыдства. Аши – судьба (жаны ашиды, жаны ашымайды – душа болит, не болит). Ашу – гнев (ашулану, ызалану – злиться, гневаться). Атвид – имя деда Траттао, в «Шахнаме» – Атбин, по-казахски – Атби. Вара – воин из рода Асабан, корень Вара – ар (защитники чести), а Ас – не прозвище ли Алшына? Сахнавак – имя сестры Йимы, по-казахски – Сақыпауак. Согд, Согдиана – область в низовьях реки Заравшан. Хара – горный хребет в мифах, окружающий землю, корень этого слова также Ар, следовательно, если считать это окружением-защитой, то оба означают одно и то же. А его топонимическое свидетельство, относящееся к казахской земле, в том числе к Мангистау, – гора Каратау на Мангистау и в Присырдарьинском регионе. И так далее.

– В «Авесте» есть сведения о Бесконаке. Это можно считать неопровержимым доказательством того, что «Авеста» зародилась на древней казахской земле. В сказаниях наших предков говорится: «Бесконак – это пять дней после нового года прошлого года».

– Казахский недельный счет дней также записан в «Авесте». Там встречаются понятия «сәтті сәрсенбі» (счастливая среда), «счастливый день».

– Они называли себя «Карабастылар» (черноголовые). На Мангистау до сих пор существуют святые-кладбища и названия земли, воды, гор: Каракан, Караканга, Карагантуп (мыс Караган, Тупкараган), Караман, Каратау, Карасу, Каражал, Караагашты, Карабас (Карамандыбас). По словам местного населения (Адайцев), древнейшим из этих кладбищ является Караман Ата. То, что они называют себя Карабастылар, означает, что их происхождение – Мангистау.

– «Происхождение и значение слова «Авеста» не установлено наукой. Некоторые ученые называют его «восхваление» или «завещание». А иранские исследователи говорят, что оно происходит от «слова старого верблюда». В Авесте есть такие словосочетания». Однако эти названия, основное значение этого слова не являются таковыми. Его точное значение, как сказал Б.К. Албани, – «не совершай бесчинств, будь свободен от злых намерений», или «соблюдай этикет».

– Что касается «старого верблюда», то это также может служить гарантией того, что Авеста родилась среди предков нынешних казахов. Ведь никто не будет спорить, что казахи приручили всех четырех видов скота (покровитель верблюдов (отец) – Ойсыл Кара, лошадей – Камбар ата, овец – Шопан ата, коров – Зенги баба, коз – Сексек ата, отец земледелия и мельницы – Али Шынар).

Теперь добавим к этому, что в очень древние времена Каспийское море называлось Абескун, что на территории Бейнеуского района Мангистау до сих пор существует урочище под названием Атан (в 31 км к юго-востоку от Жангельдина), а также другие названия земли и воды на древнем Мангистау: Каратюйе-Маната, Тюйесу, Тюйебаткан, Тюйемойын, Улек, Караулек.

– Эта песнь в своем первоначальном варианте была спета и написана на том языке, на котором мы говорим сегодня, на родном языке казахов. Ее родина – нынешняя казахская степь, точнее, один из ее уголков – Мангистау. Причина, по которой иранцы, присвоившие ее себе, не могут ее понять, заключается в этом.

– Что касается того, почему казахские «ученые» до сих пор не могут понять эту песнь и присвоить ее себе, то мы можем смело утверждать, что это следствие того, что они не смогли изучить, что родной язык казахов является матерью всех языков мира. Это результат того, что мы не смогли постичь величие нашего родного языка и поклонялись другим (русскому, арабскому, персидскому, английскому) языкам.

– То, что иранцы и индийцы называют эту песнь и ее героев своими (моего предка), означает, что они признают свое происхождение от казахов.

– Сохранившиеся до наших дней могилы людей, погребенных по обычаю, описанному в «Авесте», находятся в урочище Шакпак ата, расположенном недалеко от поселка Таушык, в Мангистауском районе Мангистауской области, на берегу моря.

– Их религия также идентична религиям древних казахов. До ислама казахи поклонялись Тенгри. Символ «свастика (кирес)», упоминаемый в их писаниях, присутствует на древних кладбищах Мангистау: особенно на кладбищах Караман ата, Шопан Ата, Кусым Ата. Мечеть Шакпак ата построена в форме креста. Большие сооружения в форме креста внутри круга часто встречаются на Мангистау. Не отражает ли шанырак казахской юрты образ этого символа?

– Главным доказательством того, что «Авеста» родилась среди наших предков, является то, что имя главного бога Ахура-Мазда называется Мазда. А корень слова Мазда – это не имя нашего прародителя всех казахов «Аз», «Аз-аулие»? Следовательно, Мазда – это сокращенное слово. Состав этого слова: Ман, Аз, Ад, то есть Ман Аз Ата. Иначе? Разве не от Мангистау, то есть древнего царства МАД, берет начало вся человеческая цивилизация, вся его культура?! На месте подъема с равнины Мангистау на плато (Устюрт) до сих пор стоят Мана Ата, а на плато – могила Аз-аулие.

– Нынешняя история Ирана полностью признает, что их предки происходят от МАД, то есть от Ман-Адайского царства. Книга профессора Тегеранского университета имени Шахида Бехеште Ризы Шабани «История Ирана» (Алматы: издательство «Зерде», 2002 г.) может полностью подтвердить этот мой вывод.

– В некоторых источниках Авеста также называется «Саксанидская Авеста». Из самого этого слова можно понять, что Авеста принадлежит сакам, то есть Каз-сакам.

– А то, что они называют «Ахура», – это наше слово «ақырғы» (последний). Например, мы и по сей день называем пророка Мухаммеда последним пророком. Точно так же, когда-то нашего Аз-аулие называли последним Богом. Среди древних казахов, и даже по сей день, используются слова «атамзаман» (древние времена) и «ақырзаман» (конец света).

– Если Заратуштру в те времена, да и по сей день, понимать как Творца, являющийся эквивалентным именем Бога, Тенгри в казахском словарном запасе, то в этом и заключается истина. Такие слова есть в строках «Авесты»:

«Я Творец – Я Милосердный,

Я Защитник, Всеведущий.

Мое имя – Уничтожающий все,

Мое имя – Создающий все.

Я мудрейший из мудрых,

Мое имя – Всемогущий» (Авеста. Написано примерно 3,5 тысячи лет назад) (С. Елубай «Эпоха Судного дня» стр. 2).

Разве корни слов Заратуштра и Творец – «аратуш» – не говорят об этом? А переход звуков «Ж» и «З» при произношении некоторых казахских слов на других языках – это естественное явление. Такое чередование встречается и в нашем языке. Например, Әж и Әз, Тәж и Тәз, Таджик и Тазике, Жебе и Зебе, Жебедей и Зебедей. Корень слова (источник слова) не ошибается.

– Что касается демона Анхра Ман, то здесь Анхра Ман предстает как отрицательный персонаж. Ан – живое существо, человек. Первые люди. Значения Ан и Аң близки. Период, когда люди назывались «киси киик» (человек-олень). Второе значение Ан – Мать (женщина). Конечно, разве демон может быть не женщиной, а мужчиной? А разве название Ман не сохранилось до сих пор в названии Мангистау (зимовка Ман)?

– То, что слово «Авеста» происходит от слова «Әбес» (бесчинство, неуважение), может полностью подтвердить тот факт, что нынешнее Каспийское море в те времена называлось «Морем Абескун». Если в нынешшей Башкирии есть города Аша, Арти, Шучье, то, как я указал выше, в казахской степи есть река Шу и город Шучье в Кокшетау.

Заратуштра – потомок кочевого народа Восточного Ирана и царь Восточного Ирана Кави-Виштаспа, принявший его религию; ученые считают этот регион землями нынешнего Афганистана и Центральной Азии.

Заратуштра – ребенок, родившийся со смехом. Такого события в истории человечества не было. Согласно народным преданиям, он погиб в возрасте 77 лет от руки человека, враждебного его религии, во время молитвы.

Саксанидская (Сакская) Авеста состояла из двадцати одной книги и называлась «наск», из нее до нас дошла одна книга, а четверть завещания, написанного в то время, сохранилась.

В VII-VIII веках нашей эры в Иране и Центральной Азии ислам был принят и заменил зороастризм. Последователи этой религии подверглись преследованиям и переселились в Индию, сегодня их называют Ибра. Из этого названия мы видим имя пророка Ибрагима (Авраама). Сведения о нашем предке Ибрагиме широко сохранились в шежире-дастанах Мангистау.

Эта ситуация описана в дастане «Шежире жыр» Сыгыра жырау Бегендыкулы (1894-1974) следующим образом:

«Ибрагим, Кенган два аула

Заблудившись, спорили о вере,

Одно семейство Кенгана

Упивалось вином-араккой.

Семейство Ибрагима

Повернув назад

К подножию горы Акан (Белая гора, гора Ак Ман М.К.)

Чтобы Арапа была нам (Чтобы была матерью Арыса М.К.)

Из шести досок арабских (Нынешний арабский народ (Аравия) М.К.)

Пришел Аджи и отведал

Аджи из источника знаний.

Спросил у Сулеймана

Восемнадцать тысяч миров.

Мусульмане и неверные, объединившись

Живя в смешении

Для поклонения Богу

Став уммой Мухаммеда

Мы – народ одной веры,

Наш предок Анес сахаба,

Сын мусульман

Сто двадцать пять знаков

Сидящие здесь многие

Из рода того Анеса («Жыр дария», стр. 448-449). В священном Коране имя нашего предка Ибрагима дается как Ибрахим. «Воистину, Аллах избрал Адама, Нуха, род Ибрахима и род Имрана над мирами» (3. Али Имран-33). Потомки аула, который постоянно пьет арак-вино (европейцы), до сих пор не могут отказаться от употребления аракки. В шежире Каз Адай говорится, что у Бекарыса было два сына: старший Алшын, младший Кеншин. Кенган, Кеншин – все из одного рода. Их место происхождения также Мангистау, которое сохранилось под названием нынешнего залива Кендирли. Отсюда и происходит общий корень «Кен» у всех них. Ен, Кен, Кендирли, Кентау, Кениш, Кенши, Ен, Ен дала, Кен, Кен дала и т.д. – это их «авторское право».

Как наши предки привязали Семи звезд к Полярной звезде, так и Ахура Мазда проповедует сохранение единства семерых, то есть единства человека, скота, огня, земли, неба, воды, растений. Первый этап этого – «Сотворение», то есть возникновение. Когда Ахура-Мазда творил мир, демон Анхра-Ман разрушал. Вследствие этого возникает второй этап – смешение. Это мир, в котором мы живем сейчас, то есть смешение добра и зла. А человечество должно поддерживать добро и бороться со злом, для этого необходимо поклоняться Ахура Мазде. Здесь, как вы видите, Ақырғы Ман Аз ата (Ахура Мазда) означает мужское начало, а демон Анхра Ман – женское. Если нынешние казахи (азиаты) являются потомками Ман Аз ата, то американцы, англичане, французы, европейцы (Ев, Ева, дева, девушка, Евангелие, евгеника, Еврей) считают себя происходящими от женского начала.

На третьем этапе возникает «разделение», и в конце концов мир обновляется, восстанавливается, в этом влияют друг на друга потомки Заратуштры.

В конце концов, говорится, что каждый человек предстанет перед справедливым судом, после смерти будет рассужен в раю и аду, и в земной жизни дух и тело снова воссоединятся и оживут. Эта мысль Заратуштры повлияла на других религиозных деятелей. В учении Заратуштры оправдание каждого человека перед судом зависит от его мысли, слова и дела. В этом случае перед Мункиром-Нанкиром человек отвечает не только за свой дух, но и за весь мир. В этом и заключается преимущество последующих религий, взявших с него пример.

В последнее время представители тюркоязычных народов, пишущие на русском языке, стали часто говорить о лживости русской истории, о том, что она писалась фальшиво шестьсот лет, что христианская религия, ее крест, изображения пророков в церкви, созданные в Византии, принадлежат тюркскому роду. Оказывается, что основа этой христианской религии взята из этой Авесты, и эта религия родилась среди наших предков.

Религия Заратуштры была приближена греками к их пониманию, и в названии Зороастра также есть большое значение. Ведь проповедь Заратуштры повлияла на христианскую религию с двух сторон. Во-первых, она унаследовала мысль Заратуштры, во-вторых, зороастризм оказал прямое влияние на раннее христианство в период его становления. Переход иудеев на путь Заратуштры произошел в период их освобождения из вавилонского плена царем Киром, то есть в V веке до н.э. В то время тех, кто принял путь Заратуштры, называли «фарсы». Зара и Зоро происходят из одного источника, потому что на раннем этапе развития человечества, наш Ар, который мы понимаем как (вера, родина, семья), был окружен рвом и защищен. А фарсы, то есть доблестные сыны, защищающие свою честь «как зеницу ока», – это арийцы. Три арыса казахов (Ак арыс, Жан арыс, Бек арыс) и восемь внуков Каз Адая, называемые восемью арысами Адай, являются ярким свидетельством этого.

Имя нашего предка Заратуштры (Зороастра) дошло до нас в виде Аштархана, Астрахани, Астрабада. «Татары захватывают высокого, худого, костлявого раба вдоль дороги недалеко от Астрабада» (В.Г. Ян «Чингиз-хан» Нукус. 1975. стр. 262). Главной причиной того, что знаменитый казахский хан Аз Жанибек основал город Астрахань и сделал его своей столицей, было именно это.

Итак, мы убедились, что наши предки-саки, жившие до нашей эры, упоминаются в древних письменных источниках, что до сих пор сохранилось у тюркоязычных народов, что в их стране жил пророк по имени Заратуштра, оставивший священную книгу под названием «Абеспе», и заложил основы первой религии человечества.

«Еще одним человеком, последовавшим по следам шумеров, был не археолог, а французский посол Эрнест де Сарзек. В 1877 году, раскопав один из холмов на юге Двуречья, он обнаружил статую из базальта, то есть из вулканического камня. На голове у него была казахская шапка-борк, закрывающая уши, глаза были «как чаши», нос курносый, руки сложены, на коленях лежали таблички с клинописными надписями, и он сидел босиком. Прочитав надпись, оказалось, что это изображение шумерского царя Гудеа из города Лагаш, жившего за 23-24 века до нашей эры, сейчас хранится в Париже.

… В двадцатых годах нашего века английский археолог Леонард Вулли обнаружил гробницу шумерской царицы Шубад. Царицу похоронили с торжественным головным убором – короной, золотым ожерельем, вместе с двумя служанками. При раскопках холма Эль-Убейд Вулли обнаружил каменную табличку с изображением серпа и надписью с именем царя первой династии Ура, Аннепада. Это царь из списка третьей династии после всемирного потопа (стр. 252).

… Недалеко от местности, где расположено кладбище Сейсем ата, в районе Уштаган, в селе Жабагылы Саз (в 3-4 км к востоку от Уштагана), на песчаном холме, обращенном носом на запад, находится священное место, называемое «Шашты Азиз», а в 1,5 км от него на пастбище находится обитель святого Баба Тукти. … Исследования показывают, что Баба Тукти Шашты Азиз является солярным образом. Он может быть даже измененной формой самого древнего пророка – Заратуштры.

… Другая, широко известная могила Баба Тукти Шашты Азиза расположена к северо-востоку от Каратау, на территории нынешнего Шолаккорганского района Южно-Казахстанской области, на берегу Кызылколя, в 1 км к югу от бывшего города Кумкент. Если рассматривать по современной карте, то место, где находится могила Баба Тукти, находится недалеко от асфальтированной дороги, ведущей из поселка Байкадам Жамбылской области в Шолаккорган. На вопрос, какая связь может существовать между этими двумя святыми, можно ответить, предположив, что в XIV веке из Туркестанского региона в Арало-Каспийский регион был осуществлен «экспорт святых» суфийскими проповедниками. Тогда Баба Тукти Шашты Азиз может быть знаком, оставленным проповедниками из группы дервишей «Баба Тукти Шашты Азиз», пришедших из Созакского региона, но точно сказать это невозможно.

В казахском мировоззрении Баба Тукти Шашты Азиз в мифологическом плане – последняя инстанция, например, Байборе, просящий ребенка, посещает всех святых и последним приходит к Баба Тукти, и святой принимает его просьбу. Потому что он – Митра, он дает жизнь (рождается Алпамыс), он дает имя (называет Алпамыса), он дает власть (Алпамыс – правитель Жиделибайсын). Баба Тукти «Митра», забыв свое происхождение, не забыл свою службу, в Баба Тукти сохранены основные функции «солнечного и договорного бога», а также он является покровителем, пиром мужчин, воинов, путников. В казахском эпосе он помогает не только Алпамысу, но и Орак батыру и Кобыланды, и способствует их рождению.

Говорят, что в молодости Баба Тукти увидел трех девушек, купающихся в Жылыбулаке (или Сырдарье), и они оказались дочерьми русалки. Баба Тукти спрятал их одежду и таким образом уговорил одну из трех девушек стать его женой. Перед свадьбой девушка поставила три условия: первое – не смотреть, когда она снимает обувь; второе – не смотреть на ее волосы и ногти; третье – не смотреть под мышки, но мужчина однажды нарушил условие, девушка превратилась в лебедя и улетела, оставив после себя ребенка в утробе. Этот ребенок впоследствии стал известен под именем Едиге (Парпария). (С. Кондыбай «Священные места Мангистау и Устюрта» Алматы. 2000 стр. 37-41).

Давайте теперь проанализируем выводы и предположения нашего брата Серикбола в соответствии с имеющимися данными:

– Ясно, что Баба Тукти Шашты Азиз – это не имя, данное нашим предком при рождении. Есть все основания полагать, что это прозвище, данное позже.

– По словам старших, данные шежире говорят, что Баба Тукти – сын, а Шашты Азиз – дед. В любом случае: во-первых, произношение имени и фамилии вместе, во-вторых, присвоение топонимических названий двум разным местам, в-третьих, значение суффикса «із» в имени «Әз-із» как продолжатель следа, сын, потомок деда Әз, заставляют нас принять это утверждение как чистую правду.

– Баба – в нашем нынешнем словарном запасе означает «в очень древние времена». Он берет начало от времени, когда во главе общины стояли матери. То, что нынешние русские называют женщину «баба», осталось оттуда. Корень слова Баба (его исток) – Аба (Апа). Африканцы также происходят отсюда. Арабы и евреи также происходят отсюда. Имя их предка – Семит. По казахскому шежире, он происходит от Жабала (Жебел) Адай, от Семита Бузау. Когда мы говорим о славянских народах, то, как вы видите, корень этого названия также Ав (аб, ап). Все относится к женскому началу. В этом секрет того, что древние казахи, называя их вместе «Ата-баба». Сейчас они называются у нас Ата-Ана.

– А на самом деле, если мы будем понимать Баба Тукти как Жабал Нук, то это будет правильно. То, что Баба и Жабал, Тукти и Нук являются родственными, означает только это. В древних письменных источниках, в дастанах мангистауских поэтов-жырау, встречается название общины Нуха как Жабал Нук.

– Корень слова Азиз, вероятно, имя нашего деда Әз, основателя нынешнего Казахстана. Кроме того, Әз – очень образованный, мудрый человек, а слово Әзиз также используется в значении «самый близкий душе, дорогой человек». Нынешние Әз Наурыз, Әз Түрік, Әз Жәнібек, Әз Захир (Сұлтан Бейбарыс), Әз Тәуке – яркое свидетельство сказанного. Это имя, данное им народом в качестве прозвища (похвалы). Вышеупомянутые выдающиеся личности, к чьим именам добавлено имя их деда Әз, стали достойными наших предков Әз (казахов). Как не было более высокого титула, чем хан казахов, так не было и более высокой «похвалы».

– Если проанализировать нынешний казахский обычай называть и писать предков, когда имя предка ставится первым, а собственное имя – вторым (например, Каракерей Кабанбай, Канджигалы Богенбай, Шапырашты Наурызбай, Ескелди Сугир, или Темир баба, Канга баба и т.д.), то здесь слово Баба стоит первым. Из этого названия мы видим, кто такие Бабы, упоминаемые в казахских песнях баксы:

«В Туркестане тысячи баб,
Прошу у вас помощи.
Бесчисленные бабы в Сайраме,
Тридцать баб в Отыраре,
Самый большой – Арыстан баб,
Прошу у вас помощи»

– Баба Тукти Шашты Азиз здесь изображен в образе главного бога. Если у других святых просьбы не исполняются, то у этого святого, когда к нему обращаются с просьбой, она исполняется. Эта ситуация полностью соответствует миссии Ахура Мазды (Последнего Бога) в Авесте.

– В любом случае, имя Баба Тукти Шашты Азиз напрямую связано с именем нашего предка Әз. Если мы проанализируем состав слова Әз-із, то Әзіміз – вероятно, наш Әз-аулие, а ізіміз – это тот, кто следует по пути нашего Әз ата, продолжатель его, потомок нашего Әз ата.

– Здесь единственное несоответствие Баба Тукти Шашты Азиза с Последним Богом заключается в том, что имя его отца также называется Керемет Әзиз. Следовательно, Баба Тукти Шашты Азиз – прямой потомок нашего Әз ата. А Керемет Әзиз можно назвать прозвищем нашего Әз ата. Потому что Керемет означает очень великий, очень особенный, удивительный, высший.

– Место рождения и жизни Баба Тукти Шашты Азиза (купается в Сырдарье), его могила также находятся на казахской земле, в Саздинском регионе Мангистауского района Мангистауской области. Если Сырдарьинский регион (регион, где остановился ковчег нашего Нук ата) и Сарыарка были летними пастбищами Мандаров, то Мангистау – зимнее местопребывание Мандаров.

Ата мекен Адайцев
«Лежащий поперек Мангистау
Был низиной, где не лежит снег,
Летом кочуя по Сарыарке
А зимой
Каждый день был праздник» (Закэрия Сагындыкулы (1890-1930) «Жыр-дария. Мангистауские поэты-жырау». Актау-1995 стр. 408).

«Приветствую тебя, Сарыарка,
Мой родной очаг – Мангистау» (Сюгир Бегендыкулы (1894-1974) «Жыр-дария» Мангистауские поэты-жырау». Актау-1995. стр. 425).

«Мой род – Адай из Алшына,
Боевой клич – Ер Бекет,
Назидание слушающим
Составим речь,
Ойыл, Киыл, Жем, Сагыз
Летом кочуя по Сарыарке,
Три мыса Мангистау
Зимнее местопребывание» (Узакбай жырау Казжанулы (1897-1973) «Жыр-дария» Мангистауские поэты-жырау». Актау-1995. стр. 528).

Ярким свидетельством того, что нынешние казахи являются потомками тех шумеров, являются слова в нашем сегодняшнем словарном запасе, состоящие всего из одной буквы «У» (ядовитое вещество, вредное для незнающего, но лекарство для знающего, вой волка и собаки); названия жидкостей, составляющих наибольшую часть всей вселенной (природы), состоящие из двух букв: Су, Бу, Шу, или связанные с этой водой Жу, Жуу; символы защиты страны и земли, высшие символы чести и достоинства – Ту и Жалау, густой, очень много – Ну (ну орман); не как рыбалка по одной рыбе крючком или вилкой, а ловля тоннами – Ау, обращения Әу, Еу, Оу; Зу, обозначающее очень высокую скорость; Ру, обозначающее ваших предков, эквивалент гуся – Қу (Куманы); Тау, Сау, Бау (сад, веревка), Қуу, Буу, Жуу, Туу, Ару, Ору и т.д., состоящие из трех букв; Алау, Атау, Сулу, Тору, Жору, Кору, Кару, Солу, Адгу, Адлу и т.д.; Жалау, Тарау, Карау, Курау, Кудай, Курай (Курайш) и т.д. Следовательно, те, кто первыми изобрели яд, попробовали его и назвали его ядом, потомки Адама, разделившиеся на предков, то есть на роды, создавшие первый родовой знак, то есть породившие руническое письмо, поднявшие первое знамя, осознавшие, что вода является основным источником всей жизни на земле, те, кто со временем объединил разобщенные роды и назвал их Ку, Куман – это они. Теперь добавьте к этому Ур и Уранды. Таким образом, Ур, Ура, Уран в нашем сегодняшнем словарном запасе оказываются взятыми из имен первых царей шумеров. Отсюда и корень слова Коран – Уран. Корень слова (источник слова) не ошибается.

Теперь обратимся к труду О. Сулейменова «АЗиЯ»: «Шумеры и тюрки. Мы утверждаем, что прототюрки, пройдя через «кипящий котел цивилизации» Древней Передней Азии, в начале первого тысячелетия до нашей эры, вытесненные семитами, забрали некоторые шумерские слова и сохранили их до последних времен. …Дингир – Бог. Денгир, тенгир, тенгри… таңір. …Оба имеют одинаковое значение. …Развитие языков приводит к тому, что имя Бога – небо – совпадает с шумерским именем этого бога. …Нельзя считать случайностью внешнее сходство между курганами тюрков и шумеров. И такое сходство встречается очень часто (стр. 183-184).

…Сравнив шумерские слова по групповой системе с соответствующими группами тюркских названий, я заметил, что больше всего совпадений встречается по классам «Бог» и «Человек» (стр. 220).

…По моему мнению, тюркские языки вступили в культурное родство с шумерским и монгольским языками в древнейшие времена, а культурное родство тюркских языков сформировалось в более поздние эпохи. Позднее культурное влияние не уничтожило полностью результат самого древнего культурного влияния, оно лишь слегка прикрыло его, отодвинуло назад, наслоилось, но, повторяю, не уничтожило друг друга полностью. Это многослойное свойство языка проявляется в казахском названии «Алла-Тәңірі»: последние тюркские кочевники называли Бога-Творца (имя Бога не искажается, названия религий составляют самую устойчивую группу лексики в любом словаре) «Алла-Тәңірі» (О. Сулейменов «Аз и Я» Алматы. 1992. стр. 220).

Я предлагаю иную трактовку утверждению О. Сулейменова: «тюркские языки вступили в культурное родство с шумерским и монгольским языками в древнейшие времена, а культурное родство тюркских языков сформировалось в более поздние эпохи». Потому что в основе всех трех указанных языков лежит нынешний родной язык казахов. До пророка Нуха, соответственно, все люди в его ковчеге говорили на этом родном языке казахов. Язык народа, живущего вокруг горы Казыгурт (Казык жұрт), куда остановился ковчег пророка Нуха, не смешался ни с одним другим языком. Соответственно, государственными языками всех каганатов, правивших всем миром в свое время, был родной язык казахов. Потому что само название должности Каган является чисто казахским словом.

Помните! Название должности Каган отсутствует в словарном запасе ни одного народа, кроме казахов.

Чтобы определить, какой из языков – шумерский, тюркский, славянский и другие – возник раньше, то есть какой язык является матерью всех языков мира, мы должны обратить внимание на следующее. Во всех странах мира языки называются только тремя названиями: Ана тілі (родной язык), туған тіл (родной язык), далее – тюркский язык, арабский язык, китайский язык, английский язык, русский язык и т.д. в соответствии с названием каждой нации. Как всем нам известно, язык казахской нации называется Ана тілі. Именно из этих названий можно определить, какой язык является первым. Следовательно, понятие «Ана тілі» казахов означает не только язык родной матери, но и мать всех языков. Иначе, кроме казахов, другие народы также называли бы свой язык «родным» (туған, туысқан, родной), а не «Ана тілі». Они не имеют права так называть. Потому что это было бы «заимствованием» права собственности нашего предка Ман, то есть мангистаусцев, для тех, у кого «дыра в сознании».

Корень слова «Ан» в названии нашего языка «Ана тілі», и этот корень также лежит в основе нашего понятия «Ана». Это означает, что наш предок Адам (Ман) говорил на нынешнем родном языке казахов.

Следовательно, шумерский язык является нынешним родным языком казахов.

Чтобы развеять сомнения в сердцах тех, кто знаком с казахской историей-шежире, приведу еще один факт:

Недавно мне в руки попал журнал «Asia TRAVEL» за начало 2012 года. На страницах 88-96 этого номера была опубликована объемная исследовательская статья под названием «Шумеры, потомки богов». В ней говорится: «Более 6000 лет назад на юге Месопотамии, занимавшей территорию между реками Тигр и Евфрат, появился народ, называвший себя Шумерами, или «Черноголовыми». Письменная история ничего не говорит об их происхождении и расовой принадлежности. Известно, что, как выяснилось в последние годы, они подарили человечеству в свое время бесчисленное множество научных открытий. Среди особо заслуживающих упоминания: письменность, обработка железа (бронза, золото, серебро, медь), колесо (арба) и ремесла. Кроме того, их культура оставила после себя столько тайн и загадок, что нынешние ученые до сих пор не в состоянии их разгадать. Возможно, они никогда и не смогут этого сделать».

Мені таң қалдырған дүние осы жорналдың 92 бетінде болып шықты. Онда көне шумерлер қыш жазуын көптеп пайдаланған. Олар артына сансыз көп қыш кітаптар қалдырған делініп, қыш кітаптың бір бетіндегі сызба-бейнелерді келтірген. Бұнда сегіз сызба-жазу, оның жетеуі дөңгелек сызық ішінде, ал біреуі ұзыны мен ені екі түрлі, тік бұрыш ішіне салынған. Бейнелер әртүрлі форма да, осылардың ішінде үш құс, үш крес және үш домбыраның бейнесі анық байқалады. Қазақтың қара домбырасы, қайда да қара домбыра, өзгелер (ағылшын ғалымы) оны «ескек» деп жазғандарымен, кез-келген қазақ баласы оны кескініне (формасына), ішегіне, пернесіне және құлағы мен бет жағындағы тесігіне қарап-ақ жазбай таниды. Меніңше осы жалғыз домбыра бейнесінің өзі-ақ, шумерлердің тегінің кімдер екенін тануға жарап жатса керекті.

Енді осының үстіне олардың өздерін «Қарабастылар» деп атағандарын қосыңыз. Қазақтың «Қарға бойлы Қазтуғанының» сыры міне осылай ашылады емес пе?! Бұл Маңғыстаудағы қаптаған қаралардың анық жалғасы. Жетыбай мен Жаңаөзен қаласының ортасындағы алқаптың Қарамандыбас (Қарабас) аталуының да сыры осы екеніне күмән болмаса керекті.

«Бізге жеткен діни мәтіндер ішіндегі ең ескілерінің бірі «Авеста». Осыдан 3,5 мың жылдай бұрын Заратуштра (Зардөш) пайғамбар түзген мәтін. (М. Бойс. «Зорастрийцы») Осы ғалымның жазуынша көктем мерекесі күні таңертең өзенге шомылып жағаға шыға берген Заратуштра қарсы алдында күндей жарқырап тұрған құдіретті көреді. Оқиға Каспий теңізінің теріскей шығысындағы далада түйелі ауылда орын алған. Бұл жарқырап тұрған Құдай Даналық Иесі яғни ескі парсы тілінде Ахурамазда екен. Ахурамазда Зәрдөшке уахи түсіреді. Оны Зәрдөш көкірегіне құйып алады. Даналық Иесі Зәрдөшке әлемнің ақиқатын ашады. Зәрдеш сол ақиқат жөнінде уағыз айта бастайды. Зәрдөшке аян етілген ақиқат не еді? Ол былай. Құдай жалғыз. Ол Даналық Иесі. Ол мейірбан, әділ, құдіретті. Адам жалғыз Даналық Иесіне сиынуы керек. Күн сайын 5 рет мінәжат етуі керек. Дүниені жаратқан сол Даналық Иесі. Құдай дүниені еш кемшіліксіз кемел жаратқан. Бірақ Анграмайн Сайтан Құдай жаратқанның бәріне қарсы шықты. Бәріне залал келтірді. Көкмайса даланы қураған шөлге айналдырды. Тұщы теңізді тұзды көлге айналдырды. Адамды азғырды. Бір-бірімен жауластырып қойды. Ол сайтаннан корғану үшін Адам тек ізгі ой, ізгі сөз, ізгі істерге берілуі керек. Ахурамазда Құдай зұлым Сайтан Анграмайнмен Жер бетінде ақырзаманға шейін айқасады. Адам осы ұзақ та ұлы шайқаста Құдай жағына шығуы керек. Құдай Сайтанды заманақыр басталғанда жеңіп шығады. Адамдарды тірілтеді. Қыл көпір арқылы жүргізеді. Отты өзеннен өткізеді. Осынау Қияметқайым сынақтары арқылы жақсылар мен жамандар ажыратылады. Соңғылардардың барар жері мәңгілік азап болса, жақсылардың барар жері мәңгілік рахат мекен болмақ» (Смағұл Елубай «Қиямет-Қайым ғасыры» 21 бет).

Түсініктеме: С.Елубай дерегінің біз үшін құндылығы «Оқиға Каспий теңізінің теріскей шығысындағы далада түйелі ауылда орын алған» деп Заратуштра дінінің ежелгі Маңғыстаулықтардың арасында дүниеге келгендігін айшықтап көрсетуі. Ал, Маңғыстауда Адам ата мен Ауа ананың «қарашаңырағының» иелері бүгінгі Қаз Адайлар өз ата мекендерінде әлі отыр.

Мәтіндегі «Ескі парсы тілі» деп отырғандары бүгінгі қазақтың Ана тілі. Олар «Авеста» деген сөздің не мағына беретінін де білмейді. Себебі, «Авеста» жырмен жазылған және оның мәні мен мағынасы тек қана қазаққа аян. Жоғарыда көрсеткенімдей жырдағы оқиға болған жерде, ондағы атауларда бәрі-бәрі қазақи атаулар.

«Ахурамазда Құдай зұлым Сайтан Анграмайнмен Жер бетінде ақырзаманға шейін айқасады». Бұл айқастың басты кейіпкерлерінің атын атап, түсін түстейтін болсақ, бұны Адам ата мен Еваның ұрпақтары десек дұрысы осы болар. Азиялықтар, яғни Аз (Әз) атаның ұрпақтары өздерін аталық тектен таратса, Европалықтар (Еврейлер, Евангелистер), өздерін аналық тектен таратады. Еврейлер еврей қыздарынан туғандарды, бізше жиендерінің бәрін ебрей деп есептейтіндері және олардың үнемі «гендерлік» саясатты жалаулатып, кез-келген жерге (орынды-орынсыз) «демократияны» тықпалап адамзаттың ең ұлы мәдениетін аздырып жүргендерінің сыры осы. Кімде-кім мың жерден басын тасқа ұрса да, әйел мен еркек ешқашан тең бола алмайды. Себебі, Ұлы Жаратушы — Алла оларға әртүрлі міндет жүктеген. Дұрысы, Алланың бұйрығына қарсы шықпай, ер адам өз міндетін, әйел адам өз міндеттерін атқарғаны жөн.

Сол Қарабастардың тегі Атам Қазақтың рулық шежіресінде «Қазақ – Алаш (Алшын) – Он екі Ата Байұлы — Адай – Келімберді – Мұңал – Шоғы – Жолай – Жолманбет – Жарылғап – Қарабас болып таратылады. Қарабастың ұрпақтары Айгөшек, Қангөшек, Нұрбаулы, Бекберді, Бөгежан деген ру (Ата) аттарымен Маңғыстауда күні бүгінде де ғұмыр кешіп жатыр». («Маңғыстау энциклопедиясы» Алматы. Атамұра баспасы, 1997 жыл. 203 бет).

Қарабастардың тегін Ыбырай ахун Құлыбайұлы былайша жырлаған:

…«Сөз сөйлейін Мұңалдан.

Тобышқа жедел сыңардан,

Бекет деген ұраннан

Кіршігі жоқ қылаңнан,

Алаштан асқан шығаннан

Сегіз арыс Адайды,

Түгел айтпай тына алман.

…Төрт баласы Мұңалдың

Әли менен Бәйімбет,

Жаулы, Шоғы бұлардан.

Төрт арыс Мұңал болғалы

Жайлауына су алған,

Қыстауына ну алған,

Жігіттері Мұңалдың,

Мейман келсе қуанған.

… Жарылғаптан бес бала

Бірі оның Қарабас,

Қарабас тұқым көбейіп

Екі арыс мынау Шоғыға,

Болып еді шамалас.

Қарабастың баласы

Айгөшек, Қангөшек, Бекберді.

Нұрбаулы мен Бөгежан,

Кетпеген аузы тобадан

Қама, құндыз, алтын, зер.

Алып киген қаладан

Досына балдай татымды

Дұшпанына обадай

Бес Қарабас болғалы,

Паналады бұларға

Қайрат күші аз адам» (Ы.Құлыбайұлы «Алтынды Орда қонған жер» Ақтөбе-1994. 132-133 беттер).

«Оның былай сыртында

Өзен, Шынжыр белгілі

Борсымұрын, Қарабас» (Өскенбай Қалмамбетұлы (1860-1925) «Жыр-дария» Маңғыстаудың ақын жыраулары». Ақтау-1995. 240 бет).

Бұлардың, яғни Қаралардың шыққан тегі Маңғыстау, аталары Қараман, моласы Жетібай – Шетпе тас жолының бойындағы Бекі аулының тұсынан Қарақия ойына қарай 14 шақырым жерде. Міне осы атамыздың есімі Маңғыстауда Түпқараған (Қараған түп, Қараған түбек деп те атала береді), яғни жер бетіндегі барлық Қаралардың түбі деген атаумен бүгінгі күнге дейін сақталып отыр. Айыбымыз, Түпқараған ауданының бас қаласына ежелгі Ақ Кетік атауын қайтара алмай жүргеніміз.

Бүкіл әлемді мойындатқан Шумер — Шу елі (Шумер, Шужер – әлемді шулатқан көне халық, көне жұрт, артына мол мұра қалдырған) жайлы, «Кәдімгі тарих» атты фундаменталды ғылыми еңбектің авторы Жорж Луи Леклерк (Бюффон) ХҮІІІ ғасырда былай деп жазыпты: «Бірінші ел (мемлекет), яғни осылай деп аталуға лайық» өте ескі заманда Каспий теңізінің шығыс жағында дүниеге келген. Бұл халық ғылымды, өнерді және басқа да игіліктерді дүниеге әкелгені үшін де үлкен құрметке лайық… Олар төтенше бақытты болды, себебі олар өте білімді еді», «кейін жаттың шабуылына ұшырап, адамзаттың ұлы цивилизациясын қара түнек басты». Өте дұрыс пікір. Бұл менің адамзаттың алғашқы ұлы цивилизациясы Манқыстаудан бастау алды деген тұжырымыммен сәйкес келіп тұрған жоқ па?! Осыдан жүз жылдан кейін осындай ойды египеттанушы Каир Институтының шығыс археологиясының негізін қалаған Гастон Камиль Шарль (Масперо) Шумерлер бізге, яғни Месопотамияға «ауа-райы жұмсақ, жері шұрайлы Солтүстік Азия даласынан келді» деп жазыпты. Америка зерттеушілерінің соңғы болжамы бойынша «Шумерлер дегеніміз «Кеңгір» болып табылады. Бүкіл жер бетінде Кеңгір атты аймақ тек қана Қазақстанның Жезқазған облысында. Түріктің жазба дерегінде (ҮІ ғасыр) Кенгу деп көрсетілген. Оның қасында Ұлытау орналасқан. Оған жақын жерде өте ескі замандарда мыс өндірілген бай кен орны бар». («Тұран» № 16. 17.04 2009 ж. Дмитрий Дей «Белгісіз Торғай»). Қазақта мыс, жез терминдері синоним. Жезқазған аты осыдан қалған.

Ал шындығында, Кеңгірдің де, Кенгудің де, Кеннің де, Манқыстаудағы Темір баба әулие қорымы орналасқан аймақтағы Кендірлінің де тегі бір. Сонымен қатар Шу елінің қазіргі қазақтардың арғы тегі екендігін дәлелдейтін топономикалық айғақ – Шу өзені болып табылады. 1456-58 жылдары Шыңғыс қағанның тұңғышы Жошыдан тарайтын тікелей ұрпағы Керей мен Жәнібектің Әбілқайыр хандығынан бөлініп Қазақ хандығын құрған жері осы Шу алқабы болғанының негізгі себебі де осы болатын. Манқыстау облысына қарасты Каспий жағалауындағы мүйістердің бірі күні бүгінде де Су (Шу) деп аталады.

Кен (Кеншін) адам аты, яғни атамыздың есімі. Шежіре дерегі Кен атамыздың тегін төмендегіше таратады. Қазақтан — Бекарыс (Кіші жүз), Бекарыстан – 2 бала Алшын, Кеншін. Кеншіннен жеті бала Тама, Табын, Кердері, Керейт, Рамазан, Жағалбайлы, Төлеу. Бүгінгі 25 таңбалы Кіші жүз еліне қарасты 7 таңбалы «Жетіру» дейтіндеріміз осылар. Бұлар ежелгі гректер мен Рим империясының негізін қалағандар. Олардың өздерінің тегін «Етрури» деп жазып жүргендері осы біздің Қазақтың Жеті руы. Олар Қазақтан енші алып бөлініп шыққандар, ал біздегі Жетрулар қарашаңырақта қалғандары. Бүкіл әлем елдері осылайша Қазақтан бөлініп отау тіккен.

Ежелде Баба Түкті Шашты Әзіздің толық мағынасы қазақтың бес жасар баласына дейін белгілі болса да, соңғы орысқа бодан болған үш жүз жыл мұны ұмыттыруға айналды. Міне сол әділеттілікті орнатып, ақиқатты айтатын күн де туды. Ол үшін тағы да осы есімдердің сөз түбірін (өз түбін, яғни түп атасын) көмекке шақырамыз. Жарайды төзімдеріңді тауыспайын. Түкті дегеніміз Нұқ (Нүк) пайғамбар атамыздың лақап есімі болып табылады. Түктінің сөз түбірі — Үк (Ұқ) яғни түп атасы Үкаша ата болып табылады. Өздеріңіз көріп отырғандай, Түктің сөз түбірі «Үк», Шаштың түбірі «Аш». Баба мен Шаш аналық текті білдіреді. Ал, Әзіз — қазақтың түп атасы, яғни олардың бәрі Әз әулие атамыздың ізін жалғастырушылар деп отыр.

Нұқ пайғамбардың кемесінің тоқтаған Қазығұрт (Қазық жұрт) тауы да, олардың ғұмыр кешкен жері де, Атамыздың моласы да бүгінгі қазақ даласында. Ол Қаратаудың күнгей бетіндегі, Өгіз (Оғыз) тау шатқалы маңындағы қыратта, Түркістан қаласынан 42 км жерде орналасқан Үкаша ата мазары болып табылады.

Өздеріңіз көріп отырғандай, барлық тарихи деректер Шумерлік «Авестаның» дүниеге келген жері Каспий теңізінің шығыс жағалауы екендігін айтады. Демек, сол Шумерлер өздерін қазақпыз деп атаған. Оған бұлтартпас айғақта бар. Себебі, сол жер ежелде де, тіпті бүгінде де Қазақ деп аталған. Әйтпесе, ол жер Қазақ шығанағы деп аталмаған болар еді.

«Қазақ шығанағы, Каспий теңізінің шығыс жағалаулық бөлігінде, Маңғыстау түбегінің оң түстік жағалауында. Маңғыстау облысының Қарақия аудaны жерінде, құрлыққа 46 км еніп жатыр. Пішіні доға тәріздес, ені теңізге шығар жерінде 83 км. Орташа тереңдігі 13 – 15 м, ең терең жері 32 м. Жағалауы көтеріңкі келген. Шығысында Қазақ шығанағынан суы таяз Кендірлі бұғазы арқылы бөлінген Кендірлі қойнауы және Кендірлі (Ада) құмқайыры (ұзындығы 35 км) бар» (Уикипедия — ашық энциклопедиясынан алынған мәлімет).

Атам Қазақтың сөз жасау қағидасы бойынша Шумер – Шу және Мер деген екі біріккен сөзден тұрады. Біз екінші буыннан Меркіт тайпасының атауын көреміз. «Меркіттер– ежелгі түркі тайпасы. Орта жүз Керейдің ішіндегі бір ру» (Уикипедия — ашық энциклопедиясынан алынған мәлімет). Қазақ даласында олардың атында Мерке (Мері әке), Меркі (Мері жігі (руы) деген топономикалық атаулар бар.

Т — дыбысы сөздің қай жерінде қолданылса да толып, толысты, енді өзгермейді деген мағына береді. Мысалы, Ат (Атың кім?), Ата, Ұлт, Бұлт, Ұрт, Жұрт, Құрт, Ат, Ұт, Құт, Жат, Жұт, От, Тұт, Сүт, Тобыш, Тоғыз, Тоқсан, Тоқсан тоғыз т.т.. Атам Қазақтың шежіре дерегі бойынша «Т» дыбысы тоғыз санын иемденген Тобыштардың лақап аты.

Ежелде барлық дүние тоғыз санымен есептелген. Мысалы, бүгінгі қазақта тоғыз құмалақ (ойын), тоғыз-тоғызды қалыңмал (ұзатылған қызға берілетін дүние-мүліктің әр бірін тоғыз-тоғыздан жасап беру, тіпті мінетін аты тоғыз, артатын түйесі тоғыз болады).

Тоғыз айып (берілетін жазаның салмағына орай – бір тоғыз, екі тоғыз, үш тоғыз деп, оны тоғыз-тоғызға көтереді). Бір тоғыз-тоғыз бесті-бес жасар ат. Ал осы айып тоғыз-тоғызға барғанда «тоқал тоғыз» деп аталған. Бұл тоқсан ат.

«Тоғыз бие тарту қып
Алдына алып барайық (340 бет).
…Жіберді тарту қылып тоғыз адам («Қамбар батыр» 344 бет).

Previous Post

Караханидские правители Отрара

Next Post

Публицист, донесший миру правду о «Желтоксане»

Next Post

Публицист, донесший миру правду о «Желтоксане»

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.