Для журналистов, находящихся в центре событий и являющихся свидетелями кипящих жизненных сцен, иногда наступает время, когда они выполняют историческую миссию и достигают уровня деятелей. Наш уважаемый Хасан Оралтай, будучи искренним, пламенным журналистом-публицистом, который, несмотря на жизнь в Западной Европе и работу в американских СМИ, всегда помнил о народе казахов и делал все возможное для защиты его интересов, является примером для всех нас.
Осознанная жизнь Хасана ага прошла в разоблачении коварных замыслов колониальных империй и неустанной борьбе за национальное освобождение. По сути, излишне говорить о том, что идеологическая битва, вооружение словом и схватка на информационном поле гораздо сложнее, чем вооруженный бой с врагом. Это всем известно, это очевидно.
Публицист Хасан Оралтай, будучи еще юношей, своими глазами видел национально-освободительную войну против китайских захватчиков и был вынужден покинуть родную землю, став эмигрантом. Благодаря поддержке турецкого правительства он вырос и впоследствии, взяв перо в качестве оружия против советского колониализма, неустанно боролся. Этот деятель-писатель, всегда ставивший правду превыше всего, является историческим публицистом, оставившим после себя бессмертное наследие. В данной статье мы хотим затронуть лишь одну грань его деятельности. А именно, мы хотим рассказать о том, как он работал журналистом во время Декабрьского восстания, 30-летие которого отмечается в этом году.
Хасан Оралтай, известный публицист и писатель международного уровня, выходец из казахской диаспоры за рубежом, в своей книге «Жизнь, прошедшая с болью за Родину» подробно описал, как он получил информацию о жестоком подавлении восстания казахской молодежи в Алматы войсками и силовиками 18 декабря 1986 года от своего американского коллеги Бесса Брауна. Многие страны мира получили первые сведения о Декабрьском восстании через свои посольства в Москве. Иностранные дипломаты знали, что это было массовое выражение протеста против официальной власти и советской идеологии. А единственным официальным источником информации для прессы были полные клеветы ложные сведения ТАСС. Несмотря на то, что начались перестройка и гласность, советское общество сделало новый шаг в новом направлении, повернувшись к демократии, и это было значительное потепление в период холодной войны, но правдивая информация о том, что казахская молодежь проявила верность национальным интересам и, исчерпав терпение к семидесятилетнему русскому господству, вышла на мирный протест, была своевременно не раскрыта, грубо искажена, а правда была задушена. В то время Хасан Оралтай, антикоммунист и пламенный публицист, выходец из казахского народа, занимал должность заместителя главного редактора радио «Азаттык». Используя имеющиеся данные, он успел сообщить мировой общественности о решительном сопротивлении казахской молодежи коммунистической системе, но этой информации было недостаточно. Учитывая, что не всякое число, сведения, информация, материал, попавшие в руки журналиста, могут стать достоверными данными, ожидать чего-то существенного от закрытой системы, подобной советскому обществу, было излишним.
Данные, во-первых, это информационные материалы, отражающие реально произошедшее и поддающиеся проверке (верификации). Кроме того, важно сопоставлять подтвержденную информацию (копии сведений, подтвержденные тексты интервью, официальные ссылки из книг или статей и т.д.) с данными, полученными из конкретного источника информации, и отличать их от слухов. Если такая подтвержденная информация не используется, то при ее использовании обязательно требуется официальное пояснение. Даже будучи видным деятелем, возглавляющим авторитетное и влиятельное международное СМИ, Хасану ага было чрезвычайно сложно найти достоверные данные из закрытой советской сферы, подобно поиску иголки в темной пещере. Во-вторых, роль данных значительна, а их объект – глубокие события, заявления, действия. Вопрос о характере данных можно напрямую связать с общественной позицией журналиста и его методологическим направлением. Если методологическая позиция журналиста неверна, это побуждает к неверным выводам как при сборе информации, так и при ее оценке. В результате в обществе могут распространиться ложные данные, что приведет к неразрешимым спорам и шуму. А в этом отношении верность Хасана Оралтая своему народу, его стойкость в борьбе за интересы казахской нации были безмерны.
Известно, что опытный писатель, такой как Хасан Оралтай, без труда справляется с таким аспектом журналистской методологии, как интерпретация собранных данных, их оценка, направление, выводы, формирование мировоззрения и конкретного содержания произведения. Метод интерпретации – это объединение данных с явлениями, установление связи между различными ситуациями, определение их места, выяснение содержания, оценка того, как развивалось событие и его значение в общественной жизни, и формирование обоснованных выводов. Цивилизованные писатели западных стран строго придерживаются журналистских принципов, проявляя нейтралитет в отношении любых данных и событий. В такой ситуации, конечно, Хасан Оралтай не мог просто высказывать свои личные взгляды, настроение, ненависть к советскому обществу в эфире радио «Азаттык», и такое действие выглядело бы как нарушение устоявшихся в мировой журналистике законов. Поэтому он был заинтересован в том, чтобы от окружающих и от казахской диаспоры в других странах мира были предприняты какие-либо действия в поддержку Декабрьского восстания и его оклеветанных соотечественников. Кроме того, сообщая о том страшном буре, которое произошло в холодные декабрьские дни, давая ему оценку, делая выводы, журналист не имел права представлять только неустановленные или односторонние данные. По международным законам журналист не может давать субъективную интерпретацию какого-либо события и не имеет права призывать к действиям.
В любой стране власть пытается что-то скрыть от народа. А СМИ это разоблачают. Это общая тенденция, которая существует и сейчас, и раньше. Тем не менее, ожидать, что из общества, основанного на ложных лозунгах, пустой хвале и бесперспективной идеологии, подобного советской власти, выйдет хоть какая-то правдивая информация, было равносильно ожиданию молока от убегающей коровы. Несмотря на это, Хасан Оралтай, как публицист с высоким уровнем познания и глубоким пониманием общественной жизни и ее законов, стремился убедить себя и других в правдивости своей позиции, признавая массовый протест казахской молодежи в Алматы как первый мирный шаг национально-освободительного движения против многолетнего угнетения советской властью. Опытный публицист, выросший и сформировавшийся вдали от родины, был твердо уверен в точности своего восприятия и готов был взять на себя ответственность за любые последствия и результаты, вытекающие из этого. Прежде всего, собрав своих коллег-журналистов, Хасан ага заявил, что русские коммунисты не только необоснованно притесняют казахский народ, но и клевещут на молодежь, вышедшую на мирную цивилизованную борьбу за справедливость, называя собравшихся на площади «пьяницами, наркоманами, бандитами-хулиганами», и призвал их помочь в разъяснении истинного положения дел мировому сообществу и предоставлении точной информации.
Хасан Оралтай хотел, чтобы представители казахской диаспоры и тюркских братьев из разных стран мира объединились и организовали акции протеста перед советскими посольствами в крупных городах, чтобы разоблачить советское насилие над казахами, выразить протест и поддержать своих соотечественников в Алматы. Считая декабрьское восстание признаком нового поворота в истории казахской земли, Хасан Оралтай в тот же день смог добиться того, чтобы главные новости западных радио- и телеканалов были переключены на митинг протеста в Алматы. Несмотря на то, что некоторые силы, ставшие марионетками советской власти, пытались очернить казахскую молодежь, исказить суть событий и распространить клевету из Москвы, западные СМИ смогли проинформировать общественность о сути произошедшего. Было заявлено, что получение правдивой информации из цензурированного советского общества и правильная оценка событий невозможны. Действия тех, кто вышел на площадь в Алматы, были признаны законными, а их требования – разумными, хотя и не полностью, но все же дошли до мира.
Хасан Оралтай мастерски использовал каждую крупицу полученной информации о Декабрьском восстании, готовил статьи, ежедневно читал их в радиоэфире и сделал их неотъемлемой частью текущей работы. Но он не остановился на этом. Он писал письма своим коллегам, журналистским организациям, ученым, интеллигенции во многих странах, просил донести до мировой общественности истинный смысл событий, произошедших в Казахстане, и развеять ложь, возведенную на них советскими угнетателями. Таким образом, только Хасан ага в Мюнхене неустанно трудился и страдал, чтобы раскрыть правду о Декабре и донести ее до народов мира. В редакции «Азаттык» работало немало казахских журналистов. Однако тот факт, что никто из них не проявил активности, вызывает удивление. Тем не менее, после обретения Казахстаном независимости, они, словно «обнажив мечи после ухода врага», стали рассказывать различные воспоминания о том, как они поддержали Декабрьское восстание 1986 года и сделали многое. А наш Хасан ага взял неоплачиваемый отпуск и поехал в Турцию за свой счет. Его целью было посетить города с большим казахским населением и стать инициатором выражения протеста против тех, кто очернял участников Декабрьского восстания, организовать митинги протеста перед советскими посольствами и представительствами. Таким образом, он стремился привлечь внимание мировой прессы к событию, способствовать правильному пониманию казахской молодежи народами мира. Он целую неделю умолял представителей казахской диаспоры в Стамбуле и Измире, активных граждан, создавших различные фонды под названием «казахи», «хотя бы надеть национальную одежду и пойти в редакции газет, посольства», чтобы выразить обеспокоенность событиями декабря в казахской земле, но результата не добился. Часть из них говорила: «Мы не вмешиваемся в политику», а некоторые колебались: «Мы не можем рисковать ради казахов из России», с горечью писал Хасан Оралтай.
Тот факт, что представители узбекско-уйгурской диаспоры, считающие себя туркестанцами, в Турции также молчали о Декабрьском восстании, показал, кто есть кто в трудную минуту. В Стамбуле лишь небольшая группа казахов во главе с Абдуали Жана организовала собрание и раскритиковала зверства русских против казахской молодежи. Тем не менее, усилия Хасана Оралтая ради Декабря не прошли даром. При поддержке Комитета Тюркели в Мюнхене (Западная Германия) были организованы мероприятия, освещающие героическую борьбу казахской молодежи против советского колониализма в Алматы, опубликованы книги и материалы.
В конце 80-х годов, в те полные борьбы дни, когда Хасан Оралтай неустанно трудился, пытаясь донести правду о Декабрьском восстании до мира, его поддерживали в основном родственники и близкие. Его коллеги, с которыми он работал в «Азаттыке», вместо поддержки его действий, наоборот, считали его чудаком, «пытающимся в одиночку спасти Казахстан». На письма с различными вопросами, касающимися событий и Казахстана в целом, приходили ответы в Комитет Тюркели и на радио «Азаттык». На все они Хасан ага своевременно отвечал, стараясь сохранить достоинство своего народа, правильно представить казахов мировому сообществу. Благодаря этому многие научно-исследовательские институты, ученые, политологи узнали о существовании страны под названием Казахстан в составе советской колонии, узнали о ее истории, узнали, что 16-18 декабря она пережила последний удар тоталитарного режима.
Хотя среди представителей казахской диаспоры за рубежом было много тех, кто равнодушно относился к Декабрьскому восстанию, не проявляя никакого интереса, уроженцы Прибалтики, ряд представителей интеллигенции, проживающих в Германии, сами нашли Хасана ага и Комитет Тюркели, проявили солидарность и приняли участие в разоблачении злодеяний их общего врага – советской власти, в донесении до мирового сообщества во главе с США о различных злоупотреблениях, совершенных во время Декабря, с любовью и трепетом пишет Хасан ага.
Именно представители Прибалтики, работавшие в то время на радиостанции «Азаттык», дали Декабрьскому восстанию определение «первое осознанное восстание против семидесятилетнего советского колониализма». Тот факт, что пламенный публицист, национальный деятель Хасан Оралтай, возглавлявший казахскую редакцию радио «Азаттык», ежегодно, за неделю до годовщины Декабрьского восстания, готовил специальные интервью и статьи, превратив это в традицию и сделав его главным инструментом защиты интересов казахов, поистине является историческим подвигом.
Середина 1980-х годов, когда вспыхнуло Декабрьское восстание, совпала с периодом перемен и обновления в мире. Общественно-экономические системы высокоразвитых цивилизованных стран, таких как Англия, США, Германия, Япония, одержали победу в конкуренции с социалистической системой и доказали свое превосходство. После распада Советского Союза, признанного главным ядром социалистического мира, социалистическая система полностью рухнула. Волнения и восстания, произошедшие в других странах союза после Декабрьского восстания, привели к таким значительным победам. Мы считаем, что Декабрьское восстание внесло значительный вклад в начало исторического периода независимого Казахстана, в освобождение от колониализма, когда одна партия и чужая нация безгранично господствовали в нашей политической жизни, а интеллигенция была измучена марксистско-ленинскими догмами, и что труд национальных деятелей, таких как Хасан Оралтай, также внес значительный вклад в рассвет дня свободы. Историческое событие, подобное Декабрьскому восстанию, нельзя рассматривать в отрыве от значительных изменений и обновлений, произошедших в мире. Это восстание было началом демократического движения, направленного на уничтожение господства одной партии, управляемой из единого центра, и смелым шагом к освобождению от колониализма и национальному самоопределению. Его историческая значимость также признается в этом.
Достижение демократии ценно не только признанием общечеловеческих прав, но и обеспечением равенства каждого гражданина перед законом, являясь высшей формой власти. Очевидно, что демократия не может утвердиться без государства, без народной власти. Декабрьское восстание, сделавшее первый шаг к установлению стабильного развития при сохранении единства казахского общества, является образцом для будущего, для молодого поколения. Однако мы не должны забывать, что превращение должностей в удел небольшой группы людей, забвение выбора и доверия народа, искажение демократических принципов приведет к политическому кризису и экономическому спаду. Если горстка правителей будет заботиться только о своих личных интересах, распределять общее богатство только среди своих близких и погрязнет в коррупции и беспорядке, то это не что иное, как попирание демократических ценностей, оскорбление духа погибших в Декабре, предательство интересов государства и нации.
Демократические ценности никогда не теряют своей стоимости. Период, когда лишь небольшая группа получает их преимущества и плоды, также временен. Дай нам Бог ценить независимость, достигнутую упорным трудом и кровью старшего поколения, и всегда видеть ее плоды.
Куандык ШАМАХАЙУЛЫ,
медиаисследователь
Журнал «Акикат»