Недавно мне удалось встретиться с поэтом Касымханом Бегмановым, недавно удостоенным звания Заслуженного деятеля Республики Казахстан, и поговорить с ним на бегу. Двух-трехчасовая беседа с поэтом перед его отъездом из Астаны в Алматы оставила «груз на верблюда». Не скроем, что с некоторыми людьми мы не можем взять интервью, долго готовимся, заранее отправляем вопросы, а потом преследуем их. Мы представляем вниманию читателей основные мысли поэта, который многое хочет сказать. Из нашего небольшого интервью мы, кажется, поняли истинную сущность поэта. Хочется, чтобы молодые поэты, выпустившие две книги и находящиеся на пороге большого успеха, не только крали стихи таких благородных людей, но и брали пример с их характера.
– Касымхан ага, когда вы пришли в поэзию, конкуренция была очень сильной. В конце прошлого века в литературу случайно никто не приходил. Характер сегодняшней поэзии, кажется, изменился. Стало больше тех, кто хочет мгновенно стать «звездой». К какому направлению вы себя относите?
В конце 70-х годов мы, группа молодых поэтов, присоединились к литературной среде. Тогда у нас еще не было сформированного почерка, было некое туманное время. Здесь слово «туманное» можно понимать как «молодые поэты, у которых еще не вышли книги». Если на скачках сто лошадей бегут рядом, то неизвестно, кто первым придет к финишу. На скачках никто не отпускает соперника далеко вперед.
В целом, сама поэзия – это скачки. Некоторые молодые люди хотят мгновенно проявиться, я этого не понимаю. Я тоже когда-то хотел мгновенно проявиться, хотел сразу понравиться девушкам. И вот однажды мой старший брат Туманбай Молдагылиев сказал: «В поэзии не следует торопиться».
В молодости человек полон энтузиазма. Позже я понял, что поэзия – это не однодневное явление, а долгая жизнь. Когда мои старшие братья по поэзии начали уходить из жизни, я пришел в себя. Когда ушел из жизни мой брат Кеншилик, вся литературная среда скорбела. Наши кости рассыпались, наши души болели. Мы тогда были уличными поэтами. У меня есть стихотворение «Уличные поэты». В целом, именно я ввел в казахскую литературу термин «уличные поэты». У русских это понятие устоялось. Когда мы говорим «уличные поэты», мы представляем себе кого-то, кто бродит по улицам и пьет. До сих пор я чувствую себя уличным поэтом.
Только после сорока лет, став старшим, я начал думать о написании осмысленных стихов. Изначально я сам писал стихи, чтобы нравиться девушкам. Иногда мне жаль тех, кто приходит в поэзию с блеском и шумом, они исчезают, как падающие звезды. Поэтому нужно сохранять внутренний потенциал. Кадыр Мырза Али, когда писал обо мне:
– Он использует все свои возможности, – сказал он. На самом деле, это может быть и не так. Потому что я сохраняю свою внутреннюю силу. Я не хочу исчерпать себя сразу. Жизнь – это один цикл, а не два. Сами скачки заканчиваются через несколько часов. А когда закончится жизнь? Разве поэзия измеряется временем? Настоящие поэты работают в поэзии на вечность. Последующие дети должны это понять. Тулеген Айбергенов о святости поэзии:
Я был под сенью многих чинар,
Я, наверное, был влюблен в сто девушек.
Я человек, и истинная тоска мне свойственна,
Но мои слезы сегодня
Не упали ни на одну из тех девушек –
– так он пел.
По моему мнению, Тулеген Айбергенов только начинал углублять свой потенциал в поэзии. Сейчас, если сказать молодым слово «голубой», они не поймут. Для меня «голубой» означает романтику. «Волны Каспия, вы – моя голубая любовь», – говорит поэт Тулеген. Попробуйте рассказать современной молодежи о голубой любви. В моем понимании голубой цвет – это образ Тулегена Айбергенова. Он напоминает поэтов, ушедших из жизни рано. Он может быть эквивалентом таких замечательных поэтов, как Сагат Абугалиев, Умирзак Кожамуратов, Марат Отаралиев, Умирбай Сауирбаев, Каныбек Сарыбаев, Дуйсенхан Накыпов, Талабай Нарманов, Артыгали Ибраев, Муратбек Дуйсенбеков, Нурлан Маукенулы.
– Вы упомянули «Один из замечательных поэтов – Умирзак Кожамуратов». В целом, читатель не очень знаком с его именем. Говоря о талантах, чьи имена забыты, чье значение недооценено…
Был замечательный литературный критик Зейнолла Сериккалиев. В один из годов при поддержке Имангали Тасмагамбетова была издана серия книг ста поэтов под названием «Отырарская библиотека». Затем все сто поэтов были номинированы на премию «Алаш». Председателем этой премии был Рымгали Нургали. Зейнолла Сериккалиев был членом жюри. В то время получение премии «Алаш» было равносильно получению нынешней Государственной премии. Получить ее было очень сложно. Моя книга «Сагыныш», вышедшая в то время, была номинирована на премию. Однажды Зейнолла ага позвал меня и сказал: «Твои книги напоминают мне Умирзака Кожамуратова». Я сильно обиделся: «Почему меня сравнивают с каким-то неизвестным Умирзаком, почему не сравнивают с Тулегеном!» – и внутренне обиделся. Затем я спросил: «Ага, кто это?» – на что он ответил: «О, дорогой мой, потом расскажу». «Почему меня сравнивают с Кожамуратовым, которого никто не знает?» – и я внутренне обиделся (смеется). Позже мы узнали, что Умирзак – великий казахский поэт. Я взял и прочитал его книги. В тот год мы с Канипой Бугыбаевой получили премию «Алаш» из ста поэтов.
Я много читал таких судьбоносных поэтов, как Тулеген Айбергенов, Марат Отаралиев, Сагат Абугалиев, Умирзак Кожамуратов. Среди них мой друг Нурлан Маукенулы, рано ушедший из жизни.
«Хочешь, я сделаю тебя поэтом одним ударом?»
– Могут ли стихи поэтов быть мерой системы мышления нации? Недавно вышло интервью писателя Дулата Исабекова, в котором он сказал: «Все приезжающие к нам соотечественники – поэты. И так от поэтов не можем избавиться». Что вы думаете об этом?
Служение нации не ограничивается написанием стихов, молодежь должна это понять. Поэзия – это в основном удел молодости. Я прочитал все шедевры мировой поэзии. Написание стихов – это не соревнование в знаниях. У некоторых молодых людей много прочитанного, но в их произведениях ничего нет. Очень жаль. Если прочитанное не влияет на ваше произведение, то оно не сможет тронуть народ. Какой смысл в прочитанном, если оно не находит отражения в вашем произведении?
Дулат Исабеков – писатель, который превращает саму жизнь в юмор и высмеивает ее. Человек, который думает: «Я знаю этого человека только по книгам», – сильно ошибается. Например, я тщательно исследовал персонажей произведений «Жизнь», «Алмазный камень», «Молния». Я много времени провел рядом с писателем. Он много раз был гостем в доме моих родителей. Я хорошо знаю прототип его «Сестры». Его сестра до недавнего времени жила в городе Туркестан. Прототип шофера из «Алмазного камня», его друг Амангельды, до сих пор провожает и встречает Дулата Исабекова с трапа на трап, с перрона на перрон. Сам он был начальником ГАИ в Шымкентской области.
Некоторые поэты не могут долго находиться рядом с Дулатом ага. Потому что иногда мне хочется почитать стихи. Тогда я говорю: «Ага, я хочу почитать стихи», – и он отвечает: «Хорошо, прочитай одно стихотворение». Прочитав одно стихотворение, из-за эмоций хочется прочитать второе, ведь ты поэт (смеется). Тогда Дулат ага говорит: «В нашей деревне был мой дядя Исахан. Когда он сидел за столом, он говорил только: «Возьми еще». Больше ничего не говорил. Если его разозлить: «Хочешь, я сделаю тебя поэтом одним ударом, ты станешь поэтом от горя и печали», – и Дулат Исабеков нас высмеивает. Как можно читать стихи рядом с таким великим писателем? Но можем ли мы сказать, что Дулат Исабеков не понимает поэзию? Он наш ныне живущий классик.
Многие критики ошибочно полагают, что прототип Жасына в романе «Каргын» – Аскар Сулейменов. Мы тоже были рядом с Асекеном. Жасын – это не стопроцентный Аскар. Пятьдесят процентов Жасына – это сам Дулат Исабеков. В этом плане нужно быть справедливым. В моем понимании прототип Жасына, в которого влюбляется Багила в произведении, – это сам Дулат Исабеков. Наш старший брат получил Государственную премию за «Ай-Петринскую правду», но «Каргын» произвел сенсацию среди читателей. Мы видели, как многие девушки без ума влюбились в Дулата ага за это произведение.
Я не смог долго пробыть рядом с Ораганом
– В ваших стихах мы не находим ни одного произведения, посвященного советской власти. Когда вы формировались как поэты, разве не было мало поэтов и писателей, писавших на актуальные темы?
В этом отношении стоит упомянуть роман Акана Нурманова «Смерть кулана». Главный герой романа – батыр Кейки. Род Кейки – Кулан Кыпшак. Он был врагом советской власти. В такое время написание этого произведения само по себе было подвигом. Ходят слухи, что «Акана Нурманова убили». Калихан Ыскак, продолживший писать этот роман, приехал в Бабайкурган и гостил в доме моего отца.
В те годы председатель Союза писателей Калдарбек Найманбаев поручил нам встречать делегации, приезжающие в Туркестан со всех сторон. Первые секретари союзов писателей из около десяти тюркоязычных стран должны были приехать в Туркестан. Нас с Калиханом Ыскаком руководство отправило готовиться к встрече гостей в Туркестане. Когда мы приехали, в городском комитете партии Туркестана не было никого, кто бы встречал писателей. Аким сбежал, в стране не было денег. В стране царил хаос.
Затем мы с Калиханом ага приехали в Бабайкурган и прожили около десяти дней в доме моего отца. Мы искали место для встречи писателей. Я был молод. Я шел с гордостью. Мы должны были встретить гостей и показать им Туркестан, Сауран, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. В то время у Союза писателей не было ни гроша. Тогда Калихан Ыскак сказал: «Почему бы нам не встретить гостей в этом доме?» – Я ответил: «Разве это не стыдно из этого дома, ага?» – Но в саду росли фрукты и ягоды. Это был простой дом. Нельзя смотреть на него с высоты сегодняшнего дня. «Нет, не стыдно. В этом доме будет замечательное собрание. Потом ты сам будешь с гордостью рассказывать об этом», – сказал он. «Калеке, давайте оставим завтрашний день. Завтра нас обоих, и меня, и Калдарбека Найманбаева, исключат из Союза», – сказал я. Агам сказал: «Не волнуйся, ничего не будет. Давайте подождем здесь».
В тот раз мой отец зарезал шесть овец, я приготовил академический дастархан на свои деньги. Мы встретили писателей, приехавших издалека и вблизи, в доме, где я родился и вырос. В тот вечер Толен Абдык играл на домбре и был тамадой. Сакен Жунусов пел песни. Калдарбек Найманбаев, Оралхан Бокей, Есенгали Раушан и другие поэты и писатели, группа журналистов гостили в доме моего отца. Прошло красивое собрание. В процессе организации того вечера я духовно сблизился с Калиханом Ыскаком. Калике, встречая меня позже, всегда спрашивал: «Живы ли твои родители?» – В конце того собрания Оралхан Бокей сказал моему отцу: «Я понял, в какой среде вырос этот ваш сын. Я дам страницу в «Казахской литературе» для твоих газелей о любви». Я был молод и радовался, как ребенок. Как только мы прилетели в Алматы, мы улетели в Турцию, а он отправился в Индию. Откуда мы могли знать, что это была наша последняя встреча. Если бы Оралхан Бокей полетел с нами в Турцию, возможно, все было бы иначе. Мы бы прожили оставшуюся жизнь как братья. Я не смог долго пробыть рядом с Ораганом. В тот день, когда Оралхан Бокей вышел на перерыв за дастарханом, он сказал моему отцу: «Этот ваш сын станет поэтом. После этого он будет рядом со мной».
«Разве ты не ругал Советскую власть?»
– Сам Отежан Нургалиев, придумавший свою формулу жизни, написал для вас стихотворение. В народе ходят интересные истории о нем. Насколько трудно было найти общий язык с поэтом с трудным, упрямым характером?
Отежан Нургалиев гостил в моем родном селе, в родительском доме, около десяти дней. Рядом с нами был известный критик Кулбек Ергобек. Я намеренно говорю, чтобы свидетели были живы. Мы решили провести юбилей Саттара Ерубаева в Туркестане. Я отвез в Туркестан поэтов и писателей целым вагоном. В то время Сабырхан Асанов был жив. На конференции некоторые поэты сидели в президиуме, а остальные поэты сидели в зале. Отежан Нургалиев сел на место, где было написано «Сабырхан Асанов». Оказалось, Сабырхан Асанов почувствовал нехватку воздуха и сел в зале. Аким Туркестана начал собрание, а зал гудел от смеха. Когда назвали Сабырхана Асанова, Отежан ага встал и кивнул. Тогда я подошел и сказал: «Отец ага, что вы делаете, это же стыдно», –