ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Караханидские правители Отрара

Караханидские правители Отрара

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
23 декабря, 2016
in Национальная история
0

В средневековой истории казахов до сих пор существует множество нерешенных вопросов. Один из них – это отсутствие четкого научного заключения по истории государства Караханидов, существовавшего на юге казахской земли.

До сих пор нет окончательного научного мнения о том, когда государство Караханидов появилось на исторической арене. Большинство исследователей считают основателем государства Караханидов Сайрамского хана Бильге Кюль Кадыр хана.

В статье китайского исследователя Гын Шимина «Краткий обзор истории Караханидов» пишется, что карлуки разделились на Большую и Малую орды, Большая орда называлась Куз Орда под именем Арслан Кара каган, меньшая часть сначала переехала в Тараз, затем в Кашгар, ее правитель назывался Бугра Кара каган, и это разделение было связано с тотемами двух племен каганата. Тотем племени шигиль – Арслан; тотем племени ягма – Бура. Но и он начинает род Караханидов с Бильге Кюль Кадыр хана2. А почему это государство называлось Караханидским, до сих пор нет ответа. На эти вопросы невозможно найти ответ ни в китайских, ни в персидских, ни в арабских источниках. Потому что приезжие историки никогда не могли понять внутренний духовный и культурный мир тюрков. Они писали то, что видели своими глазами. К сожалению, современная казахская история пишется на основе данных этих иноземных историков и географов. Это, в свою очередь, приводит к тому, что многие страницы нашей истории до сих пор остаются нераскрытыми.

Существует только один путь решения этой нерешенной проблемы в казахской исторической науке. По возможности, широко использовать местные источники, касающиеся традиционной исторической памяти казахского народа. Одним из таких традиционных источников являются генеалогии «Насаб-нама» родов ходжей среди казахов. Можно сказать, что в версиях «Насаб-нама» проблемы, связанные с Караханидами, о которых мы говорили выше, полностью решены. Об этом мы когда-то рассказывали в своем исследовательском труде, посвященном версиям «Насаб-нама»3. В найденных позже версиях «Насаб-нама» открываются новые данные о караханидских правителях. Одна из них – рукопись Акбар-хана торе Суйарханова, проживающего в зимовье Корганша Андижанской области Республики Узбекистан. Эта рукопись содержит точные сведения о караханидах, правивших в Отраре, и они подтверждаются не только данными из «Насаб-нама», но и другими источниками. Теперь давайте приведем эти данные и проанализируем содержащуюся в них информацию.

В тексте рукописи история рода правителей, бывших ханами в Отраре, излагается следующим образом: «Сын Шах Абд ал-Маннана, шах Абд ар-Рахман, в возрасте двадцати лет совершил хадж в 380 году хиджры. По возвращении из хаджа он женился на дочери имама Ахмеда Бакира, происходившего из рода Абу Бакира Сыддыка, и у них родилась дочь Сакина и два сына. В 340 году хиджры он прибыл в Сайрам и десять лет служил своим предкам. По приказу предков он три года правил в Сайраме. Затем он привел Ильяса шейха, сына Махмуда шейха, потомка Исхака баба, выдал за него биби Сакине и посадил его на свое место, а сам отправился в Отрар и 30 лет вел газават с неверными, получив имя Кылыш Арслан хан. Старшего сына, Шах Касыма, он оставил на своем месте и скончался в 383 году хиджры в возрасте 85 лет. Место его зиярата находится к югу от Отрара, называется Отрар баб. … Их сын Шах Касым, по прозвищу Санжар хан, правил 40 лет, оставил на своем месте сына Шах Абд Аллаха и скончался в 423 году хиджры в возрасте восьмидесяти лет. Место его зиярата находилось у подножия крепости Отрар, рядом с ней. … Шах Абд Аллах, по прозвищу Арслан хан, правил в Отраре 50 лет, оставил на своем месте сына Шах Мухаммада. Скончался в возрасте семидесяти лет, в 473 году хиджры. Его зиярат находится внутри крепости Калаш, называется Гайыб Ата. Шах Мухаммад, по прозвищу Татика хан, правил в Отраре 57 лет. У него было три сына и одна дочь. Имя дочери Фатима бану. Он выдал ее за Мухаммада Данишманда Зарнуки. Старшего сына звали Абд ал-Халык, младшего – Абд ар-Рахим. Шах Абд ал-Халык был оставлен на своем месте, а младшему сыну Шах Абд ар-Рахиму были переданы все унаследованные от предков владения: из Отрара – «Хан арыгы» и сто коктов земли, из поселения Икан – арык «Суку таш», от Кызыл сенгира до … Улы дари – двенадцать арыков и тысяча коктов земли…. У Абд ал-Халык хана было четыре сына. Старшего звали Абд ар-Рахман, одного – Йагалак Арслан, одного – Хасан хан, и одного – Мухаммад шейх. … Царствование досталось Хасан хану. … Скончался в 640 году хиджры в возрасте 60 лет. Его зиярат находился у ног его предков. Старшего сына Хасан хана звали Бильге хан, он был ханом в Отраре. Султан Ургенча Мухаммед султан пришел, схватил Бильге хана и увез в страну Ниса, где и убил его. Каир хана поставили ханом. Род Каир хана был канглийским. Все упомянутые ханы, беки, мирзы происходили из рода Амир ал-му’минин ‘Али ибн Абу Талиб. Их матери происходили из рода Хусейна и [Абу Бакира] Сыддыка, Омара [ибн Хаттаба, халифов]. Род Кара ханов [представители ханского рода] происходил из рода Амир ал-му’минин ‘Али ибн Абу Талиб рази Аллаху та‘ала ‘анху. От них было отнято ханство. Все последующие были угнетателями и двуличными людьми Ауана.

К этим данным можно добавить следующее. «Шейх Таййиб в 562/1166/67 году прибыл в ханаку Сатук Ата и, совершив дважды сорокадневный пост, после утренней молитвы сказал: — Сын нашего родственника Ахмет кожа завтра отправится в иной мир. Он прибыл в Ясы вечером с 1300 людьми. Встретившись с Ахмет кожа, он сел перед ним. Ахмет кожа сказал: — Пусть Софы Мухаммед Данышманд (когда я буду омываться) держит мое тело (голову). Пусть Абд ал-Халык хан, эмир-заде, польет воду.

Затем он попрощался с собравшимися и сказал народу:

— Не оставайтесь в неведении в молитвах к Аллаху и не плачьте. Смерть (по воле Аллаха) предначертана!

Так он передал свою душу Аллаху.

Так в версиях «Насаб-нама» излагается история караханидских правителей Отрара и их связь с нашим предком Ходжа Ахметом Ясави. То, что несколько ханов, упомянутых в этой рукописи, существовали в истории, встречается и в других источниках, и их невозможно отрицать. Например, имена Абд ал-Халык хана, Хасан хана есть на монетах, отчеканенных в Отраре. В исследованиях Б. Д. Кочнева, посвященных этим монетам, полностью доказано, что эти ханы существовали в истории Отрара. Он установил, что эти монеты были отчеканены в городе Отраре в два периода: 1199-1201 гг. и 609/1206-1207 гг. На одной стороне монеты внутри квадратной линии было написано «Ла илаха илла Аллах Мухаммад расул Аллах. Ан-Насир ад-Дин», на другой стороне – «Хакан ал-Хакан адил Шамс ад-Дуниа уа-д Дин уа Кутлуг Бильга», а между двумя линиями по окружности монеты было написано «Хасан бин ‘Абд ал-Халык … амир ал-Муминин. Халада Аллаху мулкуху …»5. Нетрудно заметить, что имена людей на этих монетах полностью повторяют имена людей из «Насаб-нама». Следовательно, это доказывает, что в основе данных из версий «Насаб-нама» лежит историческая правда. А захват Отрара Хорезмшахом Мухаммедом, убийство последнего караханидского правителя Отрара Бильге хана, есть почти во всех версиях «Насаб-нама». В рукописи, которая является основным объектом нашего исследования в этой статье, пишется, что у Хасан хана был сын по имени Бильге хан, он занял трон вместо Хасан хана, что ургенчский султан Мухаммед султан схватил Бильге хана, увез его в Нису и убил там6. Эти данные из «Насаб-нама» подтверждаются и записями Насави. «Он был двоюродным братом правителя Самарканда Усмана, Тадж ад-дина Бильге хана Отрара. Его Хорезмшах Мухаммед отправил в Нису. Там и убил,» – пишет он7. Хорезмшах Мухаммед не только убил одного Отрарского хана, Бильге хана, но и полностью уничтожил все караханидское государство. Об этом арабский историк Йакут ал-Хамави в своем труде «Му‘джам ал-булдан» пишет о полном уничтожении государства Караханидов Хорезмшахом Мухаммедом.

Поход Хорезмшаха Мухаммеда на Сырдарью не ограничился убийством караханидских правителей, но и привел к полному разграблению этих земель. Об этом Йакут ал-Хамави описывает состояние Туркестана после похода Хорезмшаха Мухаммеда:

«Он взял Маураннахр. Уничтожил ханидов (караханидов) там. Когда некому стало защищать эти земли, у него самого не было возможности их защищать. Он отдал крепости на окраинах на разграбление своему войску. Население было вынуждено переселиться…. Заброшенные сады, разрушенные дворцы и дома в этих местах заставляли смотрящих невольно плакать. Водные каналы были разрушены, вода растрачивалась и утекала.

Ибн ал-Асир описывает эту ситуацию иначе. Он пишет, что Хорезмшах Мухаммед, опасаясь натиска Кушлука, который полностью захватил власть у Гурхана, выгнал все население городов к востоку от Сырдарьи на запад10. Эти данные показывают, что Каир хан, которого называли ханом Отрара, на самом деле не был собственным ханом Отрара. Он был лишь правителем, поставленным Хорезмшахом Мухаммедом, и отрарский народ имел полное право ненавидеть его и даже бороться против него. Очевидно, что отрарцы не одобрили другого человека, убившего их правителя и посаженного на трон Хорезмшахом Мухаммедом, и не признали его своим правителем. Это ясно проявилось в период осады Отрара войском Чингисхана. Переход местных правителей города Бадр ад-дина и Сафи Акра на сторону Чингисхана свидетельствует о том, что население города не признало Каир хана своим правителем11. Следовательно, эти данные доказывают, что сложившееся мнение об истории Отрара противоречит исторической правде.

Теперь давайте рассмотрим, что данные «Насаб-нама» о происхождении караханидских правителей Отрара также близки к исторической правде. Само название этих правителей «караханиды» указывает на их несомненное происхождение. Ведь слово «кара» в древнетюркском языке означало не только цвет, но и «священный». Например, нетрудно понять, что названия Кара-тау, Кара-шик также происходят от этой священности. Например, в песнях казахских жырау «Священная Кара-тау, враг не смог тебя одолеть» также кроется священность. Учитывая, что слова Кара-шик-Шавгар-Кара-тау имеют одно значение, мы должны понимать, что за словом «Карахан» стоит это понятие священности. Это ясно указано в «Насаб-нама». Указано, что караханидские правители происходили из рода Азирет Али-Али ибн Абу Талиба. Учитывая, что род Пророка Мухаммеда распространяется через род Азирет Али, можно понять, что правители, начинавшие свою родословную от Азирет Али, назывались священным родом.

В рамках этой статьи также целесообразно ответить на вопрос о том, насколько Ходжа Ахмет Ясави, современник караханидских правителей, был связан с ними. Это позволит нам понять, в каком направлении развивалась религиозная и духовная ситуация в государстве Караханидов в тот период. Следует отметить, что в анализируемой нами версии «Насаб-нама» этот вопрос также четко отражен. Например, говорится, что хан Отрара Абд ал-Халык хан считал Ходжа Ахмета Ясави своим учителем, всегда советовался с ним, и был у его изголовья, когда Ходжа Ахмет Ясави умирал12. А его сын Хасан ибн Абд ал-Халык хан, став ханом вместо своего отца, стал учеником Мухаммеда Данышманда Зарнуки, ученика Ходжа Ахмета Ясави, и земли и воды поселений Карашик, Сури, арык Ортак, арык Тоган, поселения Созак были объявлены вакфом как наше законное имущество, оставшееся от предков, для ас и хлеба для их рода, живущего у мавзолея Азирет Султана Ясауи13. Эти данные доказывают, что караханидские правители оказывали всестороннюю помощь Ходжа Ахмету Ясави и его последователям. В свою очередь, представители пути Ясави боролись против завоевательной политики Хорезмшаха Мухаммеда, и в период нашествия Чингисхана они были на стороне Чингисхана. Например, Мухаммед Данышманд Зарнуки, став советником Чингисхана и посредником между войском Чингисхана и жителями города Зарнук, убедил жителей города сдаться без сопротивления, что является свидетельством этого. Чингисхан назвал этот город «Кутлуг балык»14. А тот факт, что такие данные до сих пор не нашли своего места в нашей национальной истории, является причиной того, что многие страницы нашей истории остаются нераскрытыми. Для этого не нужно искать примеры далеко, достаточно взглянуть на данные, касающиеся истории Отрара. То, как написана судьба Отрара в нашей истории, основанной на персидских и арабских источниках, показывает, что мы до сих пор не можем отличить черное от белого в нашей истории.

В заключение, главная цель мысли, высказанной в этой статье, – показать, что без использования традиционной исторической памяти казахского народа для написания казахской истории, невозможно написать собственную историю казахского народа.

Зикирия Жандарбек

Национальный портал

Previous Post

Отобраны лучшие работы конкурса на определение Национального бренда Казахстана

Next Post

Шумеры (майя) в родовой летописи казахов

Next Post

Шумеры (майя) в родовой летописи казахов

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.