Если мы будем критиковать каждый отечественный продукт и искать недостатки, как он сможет развиваться? Было бы удивительно, если бы мы поддержали и помогли ему в случае неудачи. Но если вам представляют сюжеты, чуждые вашим обычаям и даже вашему национальному гению, то даже ваши глаза не выдержат. Откровенно говоря, речь идет о фильме «Токал».
Наконец, давайте уберем эротическую сцену «когда ты голая» в начале фильма. Мы решили, что это опыт режиссера, полученный от мирового кино. Иначе, это само по себе повод для критики. Нет причин, чтобы фильм назывался не «Токал», а даже «Токал». Мы не увидели ни одной токал в соответствии с традицией. Просто «любовница». Если уж хотели показать образ любовницы, то связывать его со словом «токал» неуместно. Вообще, казахи не находили токал, занимаясь блудом. Даже в этом случае для бедных и нуждающихся токал – это луна и звезды. Если не для беков и богачей, то и статус токал был высок. Если не было наследника мужского пола, чтобы продолжить род, или если наложница не могла родить сына, похожего на гриву лошади, мужчине разрешалось взять токал, и статус токал после байбиче был не ниже.
…Пожилой мужчина по имени Кайрат, не будучи проницательным парнем, а имея двух дочерей, прекрасную жену и благосостояние, а также живя в роскоши. Режиссер, в соответствии с вышеупомянутой традицией, в конце концов, нашел «токал», потому что его жена не могла родить сына – вот так. На самом деле, это не токал, а его возлюбленная, любовница. Возможно, именно она – его настоящая любовь…
Чего добиваются эти сцены?
С какого вашего предка вы видели, чтобы зять, прожив восемнадцать лет с любимой дочерью и став отцом двух дочерей, пришел к тестю и сказал: «У меня будет сын, но не от вашей дочери»? Здесь явное преувеличение. Это мы сами впитываем европоцентризм. Никто не будет насильно пихать вам еду, которую вы не хотите есть, если у вас испорчен аппетит, то вина ваша. Мало того, что он не предупредил тестя о том, что не любит его дочь, а пришел просить совета – это не смелость, а смерть воспитания и уважения. Вот чему учит нас фильм, куда он хочет нас завести. К сожалению, мы не увидели никакого героизма и от Тунгышбая, играющего роль тестя. Он остался безмолвным, бездейственным перед грехом прошлого. Иначе, он бы пришел и разобрался… Хотя, кто знает! Это тоже вряд ли…
В конце концов, хотя две судьбы, разошедшиеся в разные стороны, не развелись, но отказались от законного брака с Кайратом. Пути Кайрата и его возлюбленной с сыном разошлись, а его жена, оставшаяся вдовой, осталась с тем неизменным богатством.
Диалог троих.
Вообще, когда женщины собираются вместе, они сплетничают и делятся секретами. Но о чем говорят эти три женщины, или что имеет в виду режиссер, вкладывая слова в их уста по сценарию?
— Ты теперь свободна!
— Как?
— Ты замужем 18 лет, он тебя не любил. Теперь у тебя есть своя жизнь.
— (смеялась)
— Ты сама говорила, что хочешь отдохнуть…
— Ау…
Отдых – вот чего хотели вдовы, сидящие в растерянности, и три казахские женщины XXI века, с мужьями или без. Из двери вошли полуобнаженные казахи и русские, чьи тела были тренированы. Как только вошли, начали обниматься. Губы соприкасались, ладони сплетались. Нет никакой необходимости показывать эту отвратительную сцену. Хорошо, мы поняли. Мы также поняли, что он хотел показать, что такое существует в обществе. Но иногда лучше не знать правду. Лучше не показывать ее открыто. В казахском воспитании есть понятие «упавшее из уст», и ребенок рос, веря в это до женитьбы. Благодаря этой вере он не попирал никакой чести. Он оставался единственным принцем для своей законной жены. Если вы противопоставите это воспитание развитию современного общества, вы дикарь. А дикость – это понятие ниже животного, когда формируется интеллектуальный разум.
Фильм снят совершенно бессистемно. Мысль, которую он хотел донести, свернула в другом направлении. Если не считать эротики и борьбы переплетенных судеб, то нет ничего выдающегося. Если этот фильм получит международную награду, то не за показ социальной проблемы, а за показ «опухоли» на груди казахской девушки в начале фильма.
Обманываясь бессмысленными вещами, коза, оставшаяся без рогов, не имеет ни токал, ни байбиче. Он бросил обеих и ушел в степь. Трое детей одного отца остались на руках двух вдов. Ошибка…!
Даже если идея показать токал XXI века как любовницу, а не «токал», то фильм работал только на именитых актеров и актрис, материальных ценностях и дорогих машинах, дорогих домах и удаче в этих деталях. Морали нет!
Если бы не Сапаров, разве мы бы не возненавидели Кайрата… Сапаров, который смог сыграть убедительный и спокойный образ, противопоставив его через второй параллельный образ, смог оправдать его. Эта ситуация произошла и с ним. Но поскольку главным героем является Кайрат, только безрассудство Сапарова оказало влияние.
Фильм должен не только поднимать проблемы и показывать их народу, но и находить пути их решения, направляться в сторону, освещающую национальное воспитание, взгляд ребенка, сознание молодежи. Потому что именно сейчас казахскому обществу нужны не отечественные продукты, разбросанные в пересечении жанров, а отечественные продукты с переплетенными судьбами и богатым воспитанием.
Маргулан АКАH
Национальный портал