ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Статья Абиша Кекильбаева к 10-летию Декабрьских событий

Статья Абиша Кекильбаева к 10-летию Декабрьских событий

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
17 декабря, 2016
in Национальная история
0

Грандиозное начало переломного момента

(К 10-летию Декабрьских событий 1986 года)

Да, с тех пор прошло десять лет. Десять лет, полных значительных событий и зрелых перемен. А что было до этого?.. Века, сковывавшие воображение и терзавшие разум… Наши предки, возможно, провели всю свою долгую пятитысячелетнюю историю, не только последние пять веков, но и на протяжении всей долгой жизни, простираясь то на один, то на другой край бескрайней Евразии, основывая свои орды и поднимая свои знамена, мечтая о таком же благословенном повороте в своей судьбе. Ведь они неоднократно заставляли признавать свой воинский дух и политическую мощь в одном регионе, на одном континенте, и даже на двух соседних континентах. Однако лишь в наше время они смогли добиться признания во всех уголках мира, на всех пяти континентах.

Для этого потребовалось созреть не только нам, но и всему человечеству. Народы давно поняли, что нет живого существа, не жаждущего свободы, и ни одного сообщества, не стремящегося к независимости. А чтобы это очевидное как день истины стало понятно многим сообществам, нам пришлось дойти до песни атома и приземлиться на Луне. Лишь ужас оружия массового уничтожения, несомненно доказывающий, что гораздо легче превратить весь мир в необитаемое кладбище, чем основать мировую империю, смог это объяснить. Стремление к мировому господству, которое не смогли осуществить такие люди, как римские цезари, Дарий, Александр Македонский, Чингисхан, Карл Великий и Наполеон Бонапарт, вновь разгорелось в двадцатом веке. Две мировые войны, одна холодная война не уменьшили число государств, а увеличили его. Они не смогли расширить империи, а разрушили их. Колониализм был побежден независимостью, а насилие – свободой.

Эта победа пришла на нашу землю, называемую «пупом земли» с древних времен и до наших дней, слишком поздно. Ведь нам пришлось столкнуться с чрезвычайно упрямым насилием и крайним беспределом колониализма. Преодолеть это было непросто. Потребовалось объединение усилий всего человечества. Особенно чрезмерное стремление к мировому господству, желавшее превратить мир во вторую систему, задело всех, и больших, и малых. Необоснованная самоуверенность исчерпала терпение внешних сил и истощила внутренние ресурсы. К внутреннему недовольству, внешней вражде и интригам борющихся за власть сил добавилась беспринципность, не останавливающаяся ни перед чем. Все это ускорило момент, когда стекло, не ломавшееся тысячу дней, разбилось за один день. Такой момент произошел на наших глазах. За считанные дни и ночи развернулись события, достойные содержания на века. Возможно, для полного понимания их истинного значения и справедливой оценки потребуется еще много поколений мысли и воли. Здесь сегодня будут представлены лишь первые выводы и оценки.

I. Социально-экономические и политические аспекты Декабрьских событий 1986 года

Известно, что грандиозные Декабрьские события возникли из «перестроечного» импульса, начавшегося в апреле 1985 года в бывшем Советском Союзе. Это событие перевернуло и изменило многое не только в жизни Советской страны и всего мира, но и в жизни каждого человека. Этот импульс, начавшийся сверху, обострил противоречия в советском обществе. Гласность и демократизация, вызвавшие взрыв в общественном сознании, и процесс массовой политизации народа резко контрастировали с неэффективной деятельностью плановой экономики, монополизированной государством. В сознании прогрессивной интеллигенции страны шла борьба между сторонниками либеральных методов хозяйствования и теми, кто поддерживал сохранение плановой экономики, в которой центральная власть распоряжалась имеющимися ресурсами.

Массы, безоговорочно верившие в идеи социализма и коммунизма, все больше убеждались в несправедливости распределения общественного богатства между членами общества. Широко распространившееся уравнительство привело к массовому иждивенчеству и стало непреодолимым препятствием для развития личности. Массовая политизация, направленная на демократизацию общества, не могла не пробудить национальное самосознание людей. В окраинных регионах великой державы вновь стали осмысливаться принципы самоопределения наций, усилилось сомнение в национальной политике, проводимой КПСС.

Ни для кого не секрет, что в бывшем Советском Союзе национальный вопрос всегда замалчивался. Он периодически решался путем переселения отдельных этносов из одного региона в другой, иногда путем перекройки границ союзных республик. Обострение национального вопроса подавлялось путем массовых репрессий и преследований, которые были источником социальных конфликтов. А в периоды внешней видимости спокойствия, но внутреннего напряжения, вопросы межнациональных отношений вообще не поднимались.

Попытки демократизировать общественные отношения вызвали стремление к большей экономической самостоятельности в бывших союзных республиках. Одновременно в отдельных республиках стали проявляться случаи «национального сепаратизма», иногда противоречащие официальной идеологии. Эти две тенденции, исходящие, одна от национальной элиты, другая – от широких масс, усилили недовольство национальной политикой, проводимой Центральной властью. Понятно, что Казахстан не мог остаться в стороне от этих явлений. Декабрьские события 1986 года в Алматы, ставшее открытым проявлением реформаторских движений, первыми дали начало шествию региональных выступлений, направленных против подчинения московскому политическому центру.

II. Историческое значение Декабрьских событий 1986 года

Каково же историческое значение Декабрьского порыва? Является ли он революцией? Восстанием? Движением? Или просто рядовым событием?

Декабрьское волнение, конечно, не революция. Ведь революция – это захват государственной власти силовым путем лидерами массовых движений с целью осуществления коренных социальных изменений.

Однако Декабрьское недовольство, выведшее молодежь на площадь, нельзя рассматривать и как рядовое событие. Почему? На это можно найти множество ответов.

Тоталитарный режим, как обычно, требовал от своего народа активного единодушия в поддержку политики правящей партии на митингах, революционных праздниках и других мероприятиях. В последние годы «застоя» молчаливое сопротивление народа тоталитарному режиму было особенно сильным. Однако упомянутое событие в Алматы одним махом сорвало эту маску молчаливого протеста. В период «перестройки» правящий режим впервые столкнулся с очень дерзким сопротивлением, которое показало, что вся система начинает давать сбой.

Само по себе то, что власть, обычно равнодушно относящаяся к рядовым событиям, пошла на такие вопиющие действия, ясно свидетельствует о том, что Декабрьский импульс не был беспричинным. Советский аппарат власти сделал все возможное, чтобы ликвидировать последствия событий. Угрожали, запугивали. Распространялась дезинформация и пропаганда насилия. Началась кампания преследования не только непосредственных участников событий, но и всего казахского народа. Восставшие были сурово наказаны. Многие получили незаживающие раны в жизни и душе. По всей огромной державе были организованы собрания с осуждением. По специальному постановлению ЦК КПСС всему народу было предъявлено обвинение в «казахском национализме». Это было беспрецедентное безобразие, которого не было даже в период либерализма и ежовщины. Известно, к чему это привело.

Обвинители вчерашнего советского тоталитаризма до сих пор не прекращают обходить стороной Алматинские события.

По сравнению с действиями новочеркасских рабочих, поднявших восстание в 1962 году, требуя своевременной выплаты заработной платы, и жестоко наказанных, политический характер требований, выдвинутых на Алматинских событиях, был совершенно иным. Если рабочие были расстреляны за чисто экономические требования и вошли в историю как жертвы тоталитарного жестокого режима, то наша молодежь, не смирившись с произволом Центра, бесстрашно выступила против решения Политбюро ЦК КПСС, вступив в смертельную схватку с кровавым режимом и проявив исключительную самоотверженность перед миром.

Назначение Колбина на пост руководителя республиканской партийной организации было не истинной причиной молодежного выступления, а лишь предлогом. Причина лежала гораздо глубже. К концу 1986 года масштабные успехи в экономическом, политическом, социальном и национально-культурном развитии страны привели к крайнему обострению отношений между Центром и союзными республиками. Система управления огромной страной, чрезмерно централизованная, начала давать сбой. Несправедливый центр, стремящийся все контролировать, превратился в невиданное чудовище. На повестке дня стоял вопрос о предоставлении достаточных полномочий местным органам власти для оперативного и доступного решения местных проблем. Сама логика общественного развития требовала, чтобы союзными республиками управляли специалисты, хорошо знающие местные проблемы, а не временные пришельцы.

Противоречие между командно-административной плановой экономикой и потребностями будущего экономического роста также проявилось здесь. Было очевидно, что существующая система ведет страну к краху. Однако никаких кардинальных мер не предусматривалось.

Демократические изменения, начатые Горбачевым, начали приобретать одно содержание на словах и другое – на деле. Известно, что неоправданные надежды и вера в неверное вызывают гнев обманутых масс. В таких случаях крайне трудно направить накапливающуюся социальную энергию в созидательное русло. Призывать людей к демократии и заставлять их жить в тоталитарных условиях – это не только лицемерие, но и усиление социальной напряженности. Общественное сознание не могло легко примириться с таким духовным лицемерием. Молодежь, особенно образованная, развитая молодежь, не могла согласиться с таким положением дел. Поэтому неудивительно, что на площадь вышли именно студенты.

Среди других причин импульса можно назвать значительные изменения в представлениях людей о человеческом достоинстве, демократии, правах человека, национальной гордости. Н. А. Назарбаев точно оценил это, сказав: «Декабрьские события 1986 года показали, насколько вырос уровень самосознания казахской молодежи. Они первыми не склонили головы перед тоталитарной системой, державшей народ в казарменном режиме почти сто лет. Молодежь открыто заявила от имени своего народа, что больше не потерпит унижения национального чувства, присущего любой нации».

В Декабрьских событиях были объективные предпосылки, порожденные ошибочными в своей основе идеалами национальной политики, сформировавшимися в условиях тоталитарного процесса. Если Новочеркасский импульс остался единичным событием из-за своей случайности, то с Алматинскими событиями так сказать нельзя. События в Баку, Тбилиси, Вильнюсе – яркое свидетельство закономерности этого процесса. Алматы стало волной нового национального движения в союзных республиках. Это стало мощным ударом, подрывающим основы советской империи, считавшейся незыблемой крепостью на протяжении многих лет, разрушающим ее структуру и, в конечном итоге, приведшим к ее исчезновению с лица земли.

Таким образом, Декабрьский импульс молодежи в 1986 году, по своим целям, характеру, методам подавления, предпосылкам, причинам и следствиям, является особым историческим феноменом, который нельзя отнести к рядовым событиям.

Неслучайно это произошло ровно через семьдесят лет после всеобщего восстания 1916 года в казахской степи. Оба события, воспользовавшись произволом центра, коренным образом потрясли национальную сущность и вывели ее на новый качественный уровень. В этом отношении Декабрьские события 1986 года, возможно, можно назвать и восстанием. Конечно, по классическому определению восстания, необходимы такие признаки, как массовость, применение силы со стороны восставших, организованность действий и наличие штаба восставших, материальная, техническая, военная подготовка. Известно, что таких предпосылок в Декабрьских событиях не было. Несмотря на стихийность и неорганизованность, по своим последствиям оно смогло предопределить все последующие социальные процессы национального и общенационального масштаба. В этом отношении оно вполне заслуживает названия восстания. Существуют и такие восстания, которые дают начало широкомасштабному социальному движению. Чтобы наши слова не были голословными, обратим внимание на слова одного из авторитетных представителей западных социологов, Э. Гидденса. По его определению, социальное движение – это «коллективное стремление к достижению общих интересов или общей цели посредством коллективных действий. Не редко бывает, что оно уходит в поток массового порыва и отклоняется от своего траекторного масштаба».

… А в Декабрьском выступлении молодежи, насколько ясно проявилась общая цель, настолько же ясно проявился и коллективный характер, и уход в поток массовой стихии с отклонением от нормы. Конечно, карательная машина намеренно пытается раздуть такую закономерность массовых импульсов.

Упомянутое событие открыто выступило против тоталитарной системы, против колониализма. Оно также проявило демократический, национально-освободительный характер. В этом отношении Декабрьские события следует рассматривать не просто как определенное проявление социального движения, а как яркий пролог реформаторского движения, вспыхнувшего, как молния в пасмурный день. Следует рассматривать как грандиозное начало нашего нового исторического поворота.

При оценке исторического значения и достижений Декабрьских событий нельзя не упомянуть их многогранный, многоступенчатый характер.

Декабрьские события в Казахстане придали открытый характер молчаливому сопротивлению союзных республик центральной власти. Они разрушили «затишье перед бурей». На первый взгляд, они ускорили окончательную потерю доверия к коммунистической идеологии, казавшейся незыблемой. В связи с этим движение можно оценить, во-первых, как событие внутреннего национального значения (пробуждение национального самосознания), во-вторых, как событие общесоюзного масштаба (давшее толчок суверенитету союзных республик), и, в-третьих, как весьма значительное социальное потрясение мирового значения (начало краха социалистического лагеря) – как печально известный исторический феномен.

III. Декабрь 1986 года – предвестник краха социалистического строительства

Крах любой общественной системы невозможно рассматривать в отрыве от ее собственной сущности.

Декабрь 1986 года не только поколебал ход советской государственной машины, но и стал предвестником заката социалистической системы во всем мире.

Всю жизнь этой системы можно условно разделить на два этапа. Стоит отметить, что Казахстан имел прямое отношение к обоим. Первый начался с «Октября в Будапеште» и закончился Целиноградскими событиями 1979 года и польскими событиями начала 80-х годов. Второй этап начался в декабре 1986 года и завершился саммитом в Алматы, где было официально объявлено о внезапном исчезновении в одночасье могучей державы – Советского Союза, также в декабре.

На первый взгляд, это кажется игрой судьбы. Но факт есть факт: второй этап цикла краха социалистической системы, начавшийся в декабре 1986 года, продлился пять лет. Он завершился в декабре 1991 года в том же городе, где и начался.

Конечно, можно спорить, что социалистический лагерь рухнул еще в конце 1989 года в результате «бархатных» революций в странах Восточной Европы. Однако основная артерия всей социалистической системы сохранялась еще некоторое время после этих событий. После Алматы последовали события в Сумгаите, Тбилиси, Баку и Вильнюсе. С этой точки зрения, справедливо отметить, что утверждение известного правозащитника Е. Боннэр о том, что Алматинские события сыграли главную роль в распаде СССР, является вполне обоснованным.

На первом этапе жизни социалистической системы волнения против советского давления широко распространились в странах Восточной Европы. Однако они преследовали лишь цель выйти из пределов отвратительной системы по отдельности.

Никто не мог предвидеть, что начало эпохи перестройки и новый экономический курс в Советском Союзе закончатся полным поражением социалистических идей и распадом СССР. В этом отношении коммунисты, как и в свое время М. Хайек говорил об Октябрьской революции, вновь «столкнулись с саморазрушительным произволом».

После того, как реформаторы-коммунисты в декабре 1986 года применили вооруженную силу против безоружного народа в Алматы, начало формироваться твердое представление о том, что новый курс Горбачева – это не сама новая система мышления, а лишь ее пустая реклама.

Можно сказать, что события в Казахстане стали выдающимся явлением, перевернувшим ход подлинной демократизации советского общества. Эти процессы, охватившие всю территорию бывшего Союза, вынудили руководство СССР отказаться от применения силы в восточноевропейских странах в конце 80-х годов. Ведь для партийной номенклатуры сохранение «внутренней» империи стало гораздо важнее, чем удержание советского пояса в прежнем виде.

Таким образом, Декабрьские события 1986 года в Алматы сыграли главную и решающую роль в крахе социалистического строительства и стали основным международным фактором победы восточноевропейских народов над тоталитарно-коммунистической системой в своих странах.

В процессе попытки превратить всю планету в социалистический лагерь внезапно рухнул мощный механизм тоталитарного государства. Это не могло не вызвать у казахстанцев, как и у миллионов бывших советских граждан, вздохов сожаления и скорби. Социалистическая модель развития государства не выдержала конкуренции с капиталистическими странами и рухнула. Таким образом, народ, убедившись в незыблемости коммунистического порядка, получил возможность построить демократическое общество.

Чтобы доказать, что идея колониализма является бесплодной фантазией, оказалось достаточно не более восьмидесяти лет, как и в Месопотамии в третьем тысячелетии до нашей эры или в Иране в третьем веке нашей эры во времена господства маздакизма.

Истина в том, что именно Алматинские события послужили образцом для других республик бывшего СССР в продолжении расшатывания основ советской империи!

IV. Значение, причины и следствия Декабрьских событий

Декабрь 1986 года оказал особое влияние на рост национального самосознания казахского народа, коренным образом изменил его самопознание, представления о национальной гордости и независимости.

Обвинение целого народа в национализме со стороны многопрофильной пропагандистской машины, в то время как молодые люди, безоружные, противостояли карательной машине, еще больше обострило и ускорило этническое созревание, объединение и становление казахского народа.

Принцип права наций на самоопределение, признанный на международном уровне, приобрел совершенно иной смысл по сравнению с советским периодом. Борьба за независимое государственное устройство обострилась. В этом отношении движение имеет огромное общеказахстанское и международное значение.

Молодежное выступление также внесло значительные изменения в понимание демократии и прав человека. Если раньше признавалось явное преобладание партийно-государственных интересов над личными, то после Декабрьских событий утвердился принципиально иной взгляд. Люди поверили в провозглашенный демократический курс и на практике доказали, что никто не может решать вопросы, касающиеся каждого из них, без их участия. Молодежь не хотела мириться с теми, кто видел в них винтики государственной машины, безмолвные марионетки, и чувствовала себя полноценными гражданами, имеющими право участвовать в управлении государством.

Декабрьское движение имеет всемирно-историческое значение еще и потому, что оно разрушило представление о неприкосновенности узкой олигархической власти на пике тоталитарной системы Советского Союза.

В Казахстане, входившем в состав Советского Союза, обеспечение и защита прав человека согласно Конституции Казахской ССР 1979 года остались лишь на словах. На практике свобода слова, мысли и другие гражданские права попирались. Это вызывало гнев народа, который не хотел оставаться молчаливым.

Назначение человека, не знающего языка, обычаев и культуры среды, в которой он живет и работает, на пост первого руководителя республики – было крайним унижением. Народ, вышедший на площади и улицы многих городов Казахстана, использовал лишь одно из своих гражданских прав – свободу слова. Однако тогда – в декабре 1986 года – руководство страны восприняло выражение демократической воли народа как подрыв основ строя, который является гарантом всех прав и свобод человека.

Алматинские события также были проявлением возросшего самосознания народа, его стремления реализовать право на гражданское выражение своей позиции по волнующим его проблемам.

В ходе Декабрьских событий в Казахстане появились узники совести и мысли, обманутые и брошенные в тюрьмы. Они не побоялись выразить свое несогласие с действиями высшего руководства, они стали сознательными борцами, вышедшими на бой за свободную жизнь своего народа.

После Алматинского импульса участники мирного шествия были обвинены в разжигании межнационального конфликта, им было предъявлено обвинение в «национализме». Однако такие действия имели обратный эффект. Впервые тогда было обращено внимание на унизительное положение казахского языка в Казахстане, на сужение сферы его применения. Сегодня свобода слова, свобода мысли законодательно закреплены в Конституции, республика может пользоваться ими без каких-либо ограничений. Созданы условия для свободного развития всех языков народов Казахстана, а казахский язык получил статус государственного и активно внедряется в повседневную жизнь.

В республике началось стремление к признанию национальной культуры, истории, традиций. В корни национального развития, едва не засохшие, была влита новая жизнь. В этом отношении Декабрь 1986 года очень дорог и священ для всех граждан, которые бессонными ночами боролись за независимость Казахстана, за процветание казахской нации, за максимальное развитие ее истории и культуры.

Таким образом, Декабрьские события – это последняя страница нашей мучительной истории, полная гнева, и первая страница нашей свободной истории, полная надежды и гордости. Они считаются грандиозным началом нашего переломного момента, ведущего к достижению некоторых наших давних стремлений.

Теперь задача – успешно развивать процессы обновления и нового развития, проложенные Декабрьскими событиями. Быть государством, способным противостоять политико-экономическому давлению любой стороны. Эта наша цель нравится не всем. Немало и тех, кто точит свои злые зубы, ищет повод для нападок, и извне издает угрожающие звуки. К сожалению, не мало и тех, кто, не ломая их хребет, беспрекословно поддерживает их изнутри. Есть и те, кто, совершая немыслимое святотатство, посягает на суверенитет и независимость, называя их болезнью, катастрофой, недугом, безумием и болтает об этом.

Да, наша независимость пришла не в кровопролитной войне, а в мирных условиях. Однако кровь тоже пролилась. Как бы она ни пришла, нет ничего более священного и ценного, чем она. Правда, получив независимость, мы не смогли сразу насытиться. Правда, мы не смогли достичь всего, чего желали в течение пяти веков, за пять лет. Правда, есть немало упущений и недоработок. Но кто видел, чтобы ребенок, у которого прорезались зубы, рвал грудь матери, потому что не получил достаточно молока? Разве так поступают даже те, у кого прорезались зубы…

Поэтому, братья, давайте ценить нашу государственность, не поддаваясь влиянию тех, кто винит в трудностях переходного периода независимость и хочет ее высмеять. Если мы сможем поставить интересы суверенитета и независимости выше всего, мобилизовать силы всего нашего сообщества и нации на пути обновления и совершенствования, не поддаваясь, с одной стороны, болезни чисто экономического эгоизма, а с другой – болезни социальной зависти, только тогда укрепится фундамент нашей государственности…

Путь к достижению независимости и путь к ее защите – это две разные вещи.

Сегодняшний риск – это всеобщая ответственность на этом пути.

Сегодняшний подвиг – это всеобщее усердие на этом пути.

Ведь сегодня, как сказал наш Елбасы в своем Послании, «нет другого пути, кроме как взяться за работу с энтузиазмом».

Дух Декабрьских событий призывает нас к этому.

Призывает нас высоко держать знамя свободы, крепко держать пьедестал независимости.

Да упокоятся души тех, кто пролил кровь на этом пути!

Да будет вознагражден труд тех, кто пролил пот на этом пути! Пусть наши дела будут плодотворными, а наш путь – легким, братья!

Абиш Кекильбаев

Previous Post

Макпал Исабекова продала свою страницу в Instagram, чтобы помочь девушке, попавшей в ДТП

Next Post

В Астане прошла церемония зажжения главной елки страны

Next Post

В Астане прошла церемония зажжения главной елки страны

Свежие записи

  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025
  • Жительница Ленгера столкнулась с тяжёлыми осложнениями после удаления зуба в неизвестной стоматологии 12 декабря, 2025
  • Отвлёкся на телефон: в Алматы водитель автобуса сбил девушку на пешеходном переходе 11 декабря, 2025
  • Трагедия на железной дороге: грузовой поезд сбил четырёх человек 11 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 11 декабря, 2025
  • «Она легла в больницу только потому, что у неё не шло молоко»: в Алматы умерла женщина после родов 11 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.