6-7 декабря на сцене Астанинского городского Театра юного зрителя состоялось премьера спектакля, посвященного героическому пути к свободе. Этот спектакль – дань уважения коллектива театра к нашей поучительной истории, представляющий зрителям народную героическую драму-дастану «Абылай хан» известного народного писателя Абиша Кекильбаева, считающегося светилом нашей литературы, под названием «Нартәуекел». Режиссер постановки, заслуженный деятель Казахстана – Нурканат Жакыпбай.
Это произведение – сложное и художественное творение, если рассматривать его с точки зрения жанра и драматургической структуры. Несомненно, не каждому хватит смелости воплотить на сцене столь мощное произведение такого выдающегося таланта, как Абиш Кекильбаев, чьи слова несут огромный вес и глубокий смысл. Даже просто читать произведения Абиша Кекильбаева требует огромной духовной силы. Мы все знаем, что для воплощения таких текстов, мощных, как водопад, изливающийся чистым стихом, требуется широкое дыхание и огромный актерский диапазон. Школа Абиша – это особая школа.
Молодежный театр, своим пламенным и отважным коллективом, сделал глубокий и весомый подарок к празднику Независимости. Коллектив театра, полностью использовав свою профессиональную компетентность в постановке исторической личности, которая беспокоилась о судьбе и будущем своей страны, мечтала о прочном суверенитете, думала о единстве и прославилась среди всего казахского народа своим мудрым правлением, продемонстрировал свою наставническую позицию перед потомками, свои сыновние чувства, словно рассвет нового дня, озарив мир ярким светом глубокой мысли.
Актеры, воплотившие на сцене, что управление страной – это великий труд и большое испытание, которое может выдержать только настоящий мужчина, черпали вдохновение из мудрых размышлений автора и в своей знаменательной постановке, выражая свое почтение к нашему Великому Предку Абылаю, косвенно подчеркнули, что Независимость – это Полярная звезда нашего государства, которое не было обретено легко.
Художественные образы. Священный спектакль. Он оставляет в душе ощущение, будто чудесная мелодия была излита с небес. Если вы размышляете о смысле Вечной Государственности, подружитесь с этим спектаклем. Любой думающий зритель, который говорит «Я – казах!», должен прочно усвоить гражданско-философское значение этого произведения, берущего начало из национальной установки «Мәңгілік Ел», предложенной нашим Президентом. В спектакле звучит возвышенный голос патриотизма, проникнутый мудрым эпическим духом. «Мы – счастливое поколение. Мы – поколение, которому дарована свобода, и мы свободно парим под небом Независимости. Мы – поколение Великой Степи!» – гласит постановка. И это правда. Таким и должен быть спектакль с возвышенным духом. Он учит нас: «Ключ к счастью – в единстве, в согласии». Достаточно ли мы ценим наше счастье? Задумывались ли мы об этом?
Спектакль – это грамотный и благодатный спектакль! Мы называем его грамотным, потому что в нем изобилуют новшества в режиссуре, актерском ансамбле, сценографии и музыкальном оформлении. Мы называем его благодатным, потому что он чтит дух Великого Предка, провозглашает единство нации, воздвигает знамя верности на пути к высоким идеалам, прославляет доблесть и самоотверженность.
Постановщик, режиссер Нурканат Жакыпбай – это самобытный художник, чье уникальное направление постоянно доказывает всему миру. Любой, кто вспомнит любую постановку этого мастера сцены, поймет, что она выделяется своей неповторимой индивидуальностью, что не составит труда для опытного специалиста. Известно, что этот проницательный режиссер, который предпочитает выразительные действия и содержательные мизансцены, а не пустые слова, при создании спектакля руководствуется принципом В. Мейерхольда: «Режиссер, прежде всего, должен уметь слушать спектакль». Он действительно является деятелем с выдающимся слухом, который, прежде всего, умеет слушать спектакль, обладает дальновидностью в правильном выборе высококачественной музыки, открывающей путь к сильным и впечатляющим сценам, и проницательностью, угадывающей пульс такта чувств. Его спектакли обладают тонкой силой, способной заставить зрителя закрыть глаза. Очередное выдающееся произведение этого художника, «способного вызвать слезы у слепого», – это постановка «Нартәуекел».
Молодежный театр, чьи сердца пылают от гордости, восклицая «Нартәуекел!», словно говорит: «Если падать, то с нар!» Однако они не пали в испытании постановки этого спектакля! Напротив, они стали еще более стойкими! Высококлассные специалисты, такие как художник-постановщик Ерлан Туяков, хормейстеры Гульмира Куттыбадамова и Аида Бейсенова, хореограф Шырын Мустафина, объединив усилия с режиссером-постановщиком, смогли достичь высокого уровня творческой гармонии, оправдав чистоту жанра исторической постановки.
Актер Адиль Ахметов (лауреат Государственной молодежной премии «Дарын») в роли Абылай хана своим чистым голосом и выразительностью в передаче строк стихотворения пробудил в зрителях дух героизма. Актер глубоко раскрыл не только доблесть своего персонажа, но и его мудрость, способность мыслить в государственном масштабе, с стратегической глубиной. Актер Шынгыс Жакыпбай, воплотивший молодого Сабалака-Абильмансура, в своем ярком голосе передает решимость: «Я не сдамся, даже если я сирота!» Актеры, глубоко постигнув заветные цели своих персонажей, убедительно воплотили образ великого предка, подчинившего свои цели высоким стремлениям и национальным великим идеалам. Сценическое противостояние между актерами Бахытом Хаджыбаевым и Жандаулетом Батаем, сыгравшими роли Кейуаны (Бухар) и Диуаны (Ораз Аталык), также было успешно развито. Бекболат Курмангожаев в роли Калдан Шерэ и Гани Кулжанов в роли Абильмамбета смогли подняться до уровня «актерской индивидуальности», который считается вершиной актерского мастерства (оба актера являются обладателями звания «Заслуженный деятель Казахстана»). Мы признали квалификацию Мухтархана Манапа (Заслуженный артист Казахстана) в роли Даулетбая. Данияр Оразаев отличился в роли Ламы Доржи и первого человека в белом, посла ойратов, а Елдос Шайкенов не имел себе равных в раскрытии образов Сыбан Доржи и второго человека в белом, знатного человека Едиге. Мейиргат Амангельдин в роли Амирсаны проявил огромную настойчивость в создании образа. Мы также высоко ценим работу Азамата Эскулова в роли лекаря и актрис Айнур Рахиповой и Аиман Есенкызы, сыгравших взрослую Топыш, дочь Калдан Шерэ. Плодотворны также работы Шекназ Казыхановой и Газизы Мукан, сыгравших молодую Топыш, дочери Калдан Шерэ, а также Назерке Серикболовой и Кундыз Кангожиной в роли Кюльпаш, младшей жены Калдан Шерэ. Актерские способности Бекжана Керимбаева в ролях казахского батыра Кабанбая и ойратского батыра Шарыша, Асланбека Джанузакова в ролях казахского знатного человека Турсынбая батыра и кокандского посла, Абуталипа Амире в ролях казахского султана и первого гонца, Нурлыбека Толегена в роли султана Ботахана, Ербола Тлеукенова в роли султана Жаккая, Нурбека Алибека в ролях русского и киргизского послов, Аисултана Джалиева в роли китайского посла, Шерхана Талгат-улы в ролях есаула и второго гонца, ярко проявились. Великий критик казахского театра, наставник Аширбек Сыгай завещал: «…Для создания великого искусства нужны приподнятое настроение, высокие чувства, чистое сердце. Только когда твоя песня, твой голос, твои слова, твои чувства, твой наряд, твое великолепие сольются в одном русле и встретятся в определенной точке в момент вдохновения, ты станешь победителем, творцом искусства, освоившим секреты мастерства». Актеры театра искренне тронули сердца зрителей своим образцовым искусством.
Известный режиссер Питер Брук, совершивший революцию в мире театра, говорит: «Часть работы режиссера – это проникнуться замыслом автора и перевести литературный текст на сценический язык. Говорят: «Режиссер – раб текста». Это избитое ошибочное мнение поначалу кажется правильным. Режиссер – раб авторской мысли. А это совсем другое». Из спектакля «Нартәуекел» мы видим, что режиссер сумел раскрыть актерам замысел автора и достичь поставленной цели. Великий русский классик М. Горький утверждал: «Борьба за чистоту и остроту языка – это борьба за инструмент культуры. Чем острее этот инструмент, тем точнее он ориентируется и приобретает победоносное значение». Можно сказать, что артисты правильно использовали свою дикционную точность для того, чтобы донести мысль автора до зрителя. Они добились особого успеха, учитывая теорию «игры вторым планом», которая является сложным механизмом актерского мастерства. Артисты, глубоко осознавая, что поэтические постановки требуют, чтобы слова звучали в ушах, как музыка симфонического оркестра, и производили соответствующее впечатление, не забыли мудрые советы теории «логической перспективы и целостности» в сценическом языке. Выдающийся наставник режиссерской школы И.М. Туманов объяснял: «Какими бы техническими достижениями вы ни пользовались в своих постановках, не забывайте, что главный герой – актер. Его труд и место ничто не может заменить. Театр вечен именно этим. Все режиссерские эффекты должны служить актерам, борющимся за достижение конечной цели постановки. Это лишь один из многих способов режиссера реализовать свое художественное решение». В этом спектакле все режиссерские решения вдохновляли актеров на поиски, точно попадали в конечную цель и конкретную тему постановки, и были удачно использованы в соответствии со стилем спектакля.
Мы все понимаем, что художественная целостность постановки в театре напрямую связана с тем, что каждый работник коллектива заинтересован в достижении общей цели и стремится к этому в единстве. Мы считаем, что главной причиной большого успеха спектакля «Нартәуекел» является единство мыслей и мечтаний всего творческого коллектива, начиная от режиссера и директора, а также общность их этических и эстетических взглядов. Радуют нас и слова художественного руководителя театра Нурканата Жакыпбая и директора театра Ернар Жуматаева: «Театр – это священное место, обитель единомышленников, реализующих высокие творческие цели». Директор Ернар Жуматаев с самого начала продемонстрировал, что он является талантливым специалистом своего дела. Он доказал, что глубоко понимает театр не только теоретически, но и практически. Возможно, один из секретов этого заключается в том, что господин Ернар слушал лекции такой выдающейся личности, как Нурканат Жакыпбай, и воспитывался в мастерской этого мастера сцены. Мудрый народ говорит: «У хорошего учителя – хорошие ученики». Доброта директора театра, сочетающая в себе такие благородные качества, как сдержанный руководитель и требовательный организатор, и его преданность своему делу станут образцовым примером для подрастающего поколения.
Возвышенный Дух нашего Великого Предка Абылая возродился на сцене Астанинского городского Театра юного зрителя. Наши предки завещали нам великие идеалы и ценности, страну и землю, язык и культуру, традиции и обычаи, литературное наследие и культурные памятники. Успешная постановка спектакля «Нартәуекел» – это величественный символ уважения к завещанному. Как отметил наш Президент Н.А. Назарбаев в своем Послании: «Наша цель – сделать нашу священную Родину Казахстан, где народ счастлив и земля процветает, Вечной Страной! У нас есть все, чтобы стать Вечной Страной с высоким духом, великим трудом и прочным единством. Наша история сияет перед нами, развевая знамя Независимости и укрепляя ее основы! Наша опора – независимость, наше желание – стабильность, наша сила – единство!» Шаг Молодежного театра, как граждан, идущих по пути образцового искусства, в поддержку этого яркого послания, обогатил казахский народ своим духовным богатством. Астанинский городской Театр юного зрителя – это театр, который уже сформировал свой имидж на пути искусства и имеет прочное направление. Мы с полным основанием можем с гордостью сказать, что талантливый и требовательный коллектив театра воспитывает молодое поколение в духе патриотизма, национального самосознания и государственности, и всегда вносит большой вклад в развитие казахской культурной жизни.
Балтабек Нургалиев, магистр искусствоведения
Национальный портал