ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Бездействие в религиозной политике или национализм остался в тени религиозности?

Бездействие в религиозной политике или национализм остался в тени религиозности?

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
13 декабря, 2016
in В мире
0

После обретения независимости наше государство законодательно закрепило принцип светскости. Тем не менее, сегодняшняя религиозная ситуация в Казахстане вызывает обеспокоенность у многих. Мы задали ряд волнующих вопросов известным ученым, общественным деятелям, теологам.

1. В духовности казахской нации было предпринято немало мероприятий по оздоровлению религиозно-познавательных пластов, укоренившихся в исламе, и национального мировоззрения. Однако, какие меры по укреплению, в частности, института семьи, остаются без внимания в направлении усиления «иммунитета» против чуждых религиозных течений? Действительно ли общество, в том числе и жители, до сих пор равнодушно относится к этой проблеме?

2. Представители Министерства по делам религий и гражданского общества РК заявили о необходимости повышения авторитета имамов мечетей в обществе. Известно, что неоднократно высказывались предложения о повышении статуса Духовного управления мусульман Казахстана на законодательном уровне.

3. Вопрос о полном запрете течения салафизма до сих пор остается нерешенным. Какие решения, принятые правительством с целью пресечения чуждой идеологии, оказались эффективными? Теологи открыто говорят о том, что религиозные течения христианского направления с деструктивными элементами были зарегистрированы на законных основаниях. Насколько общество обеспокоено судьбой казахов, вовлекаемых в ряды таких организаций?

Досай КЕНЖЕТАЕВ, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, заведующий кафедрой религиоведения, доктор философских и теологических наук:

1. Действительно, исламский феномен, считавшийся главным центром в мусульманском мировоззрении и религиозной практике, сознании и обычаях казахов, едва не утратил свою реальную сущность. Мы – страна, которая сейчас вынуждена восстанавливать и традиции, и религию. Духовное управление мусульман Казахстана объявило Год «Религии и традиций». В рамках этого агентство по делам религий также организовало множество мероприятий, конференций, издало книги. Эти явления свидетельствуют о том, что власть и муфтият находятся на стадии осознания проблемы. Но суть проблемы глубже. Нынешний этап – век науки, образования. Любое дело, совершенное без образования, без науки, пусть и будет успешным, но не сможет указать правильное направление. Если не проанализировать суть проблемы, то окружающие тебя друзья и враги легко тебя одолеют. Традиция – лишь один слой культуры. Первый и главный слой культуры – язык, последний слой – сознание. Между ними лежит множество культурных слоев. Сознание – это казахская действительность, демонстрирующая сегодня свою жизнь и истину. Для того чтобы вновь насытить это сознание с познавательной, практической и вероучительной точек зрения, необходима комплексная идеологическая, плановая и устойчивая политика. Безответственность казахов перед национальным бытием стала болезнью. Ценность жива лишь тогда, когда в ней нуждаются. А кому, кроме тебя самого, нужна твоя ценность? Если ты не сможешь позаботиться о своей ценности, не сможешь ее ценить и передать по наследству своей семье, детям, то в этом и заключается сложная запутанность. Поэтому, если не будет тесного взаимодействия между религией, государством, общественными институтами и каждым казахом на пути возрождения казахского бытия, все усилия и труд пойдут прахом. Самое главное – правильное направление – это диалог с историей. Казах – не народ, который только что стал мусульманином. Мы называем это «религиозной практикой». Пусть и власть, и ДУМК найдут и оживят эту историю, эту религиозную практику. Я бы предложил связать предпринимаемые в этом направлении меры с учением и культурой Ясауи.

2. У нас есть Основной закон, мы правовое, демократическое, светское государство. В целом, для нашего государства принцип светскости – это главный инструмент выживания, обеспечения нашего будущего, религиозного развития, национального возрождения, стабильности и спокойствия. Тем не менее, пять лет назад мы законодательно закрепили уважение к историческому пути ханафитского мазхаба и православия. Зачем? Потому что это была наша мера против последствий терактов, начавшихся тогда с Западного региона (Актобе, Актау) и протянувшихся до самого Юга (Тараз). Они тоже были смертниками-салафитами. Это можно назвать заботой власти о сохранении культуры, национального бытия, даже если это не соответствует светскости. Ведь Конституция – это не просто книга или диссертация, это главный документ, состоящий из вводной части, «преамбулы» и заключения… Закон – это свод норм. Поэтому уже существует норма о преимуществах и историчности ханафитского мазхаба для позиции и направления ДУМК. Проблема в нас самих, неспособных использовать эту нормативную возможность… Я бы сказал, что в нашей Конституции достаточно основ для закона против салафизма и терроризма. Нам не хватает лишь глаз, чтобы это увидеть, специалистов, чтобы это распознать, и активности власти, чтобы это реализовать.

3. Этот вопрос будет решен. Рано или поздно… Потому что другого пути нет. А озвученные аргументы лишь показывают неготовность власти в этом деле. Государство не уделяет должного внимания сути казахского бытия. Оно не нашло срединного пути или намеренно затягивает. Возможно, этому есть неизвестные нам причины. Религиозную политику необходимо пересмотреть. А ДУМК должно пересмотреть свою религиозную политику. Если власть и муфтият согласуют свою «религиозную политику», то она будет направлена на казахское бытие. Религию, прежде всего, мы должны признать как реальное явление. Власть до сих пор привыкла воспринимать религию лишь по ее внешней форме, по оболочке. Это неправильное направление. По этому поводу наш Елбасы предостерегал: «Борясь с терроризмом, не начинайте бороться с Исламом». Теперь создано новое министерство, на него возлагаем надежды.

Дос КОШИМ, общественный деятель:

1. Во-первых, казах – народ, который, даже зная о нависшей опасности, относится к ней равнодушно. Не знаю, является ли это беспечностью или уверенностью в себе, в нашем национальном духе. Действительно, мы чуть не лишились своей земли, чуть не уничтожили свой язык, но мы не теряли свою домбру на протяжении веков, не теряли свою колыбель. Мы до сих пор режем мясо для пришедшего гостя, совершаем молитвы над дастарханом. Мы – народ, который не теряет своего национального стержня. Похоже, корни равнодушия кроются именно в этом. Во-вторых, кажется, мы не все видим, знаем и понимаем, что религиозные течения отказываются от национальных ценностей. Нельзя отрицать ряд особенностей, присущих казахскому менталитету, рожденных из естественных потребностей и обычаев, которые не вписываются в рамки традиционного Ислама. Однако разделение или сохранение в неизменном виде тех аспектов, где традиция и религия слились воедино, – это должно быть решением общества, страны. Для того чтобы это понять, определить, более половины казахского народа должно владеть основами Ислама как один человек. Следовательно, уход части казахов в новые течения – следствие религиозной неграмотности. Большая часть народа, похоже, только начинает понимать намерения чуждых религиозных течений. И пока народ не вмешается, я не могу сказать, что государство сможет решить эту проблему в одиночку.

2. Четыре-пять лет назад, в ходе обсуждения нового закона «О религиозных верованиях и религиозных объединениях», я поднимал вопрос о «государственной религии» или «основной религии в государстве». Во многих странах, в том числе и в светских государствах, существует понятие «государственная религия». Религия, которой придерживается большинство населения страны, исторически сложившаяся, возводится в ранг государственной религии и закрепляется в основном законе этой страны. Например, государственная религия Италии – католицизм. В Конституции Грузии также конкретно названа основная религия страны и предоставлен статус. Я считаю, что исламу в казахском государстве должен быть предоставлен такой особый статус. Речь идет не о том, что более 70 процентов жителей нашей страны исповедуют Ислам, а о том, что религия казахского народа на протяжении веков – это Ислам. Только тогда мы сможем увидеть возрождение нашей традиционной религии.

3. Мы сами говорим «религия – отдельно от государства», но колеблемся, какие меры должно принять правительство. Лично я не могу назвать полный запрет чуждых религиозных течений законом эффективным методом со стороны власти. Во-первых, у граждан, примкнувших к религиозным течениям, нет конкретных документов, называемых «салафитскими», следовательно, само их выявление порождает большую проблему. Во-вторых, я опасаюсь, что с каждым запретом их ряды будут только увеличиваться. Одним словом, я считаю, что свобода религиозных убеждений и запрет не могут существовать одновременно. А вопрос о том, что казахи вступают в религиозные секты христианского направления, очень много обсуждался в 90-е годы. Сейчас, похоже, опасность чуждых течений, расколовших Ислам, превосходит эту опасность. Я понимаю, что одна из главных проблем – сохранение национальных обычаев, культуры от чуждых помыслов течений. Любой казах, понявший это, не пойдет за чуждыми течениями.

Кудияр БИЛЯЛ, деятель культуры РК:

1. Негативные явления, сложившиеся в религиозной сфере, возникли из-за рассмотрения религии отдельно от традиций. В противном случае, у нас традиция и религия слились в одно понятие. А пришлые религии, как бы их ни расхваливали, не согласуются с национальным бытием. Власть не до конца понимает вред, который могут нанести течения салафизма, ваххабизма, которые пропагандируют некоторые. Если эти течения возьмут верх, то изменится и наш национальный характер. Следовательно, под влиянием этих чуждых течений мы начнем отдаляться от казахского духа. Они уничтожат наши национальные особенности, сформированные через нашу традиционную религию. Поэтому нам следует воспитывать подрастающее поколение не в религиозности, а в казахском духе. Чтобы понять религию, мы должны сначала быть казахами.

2. Создание Министерства по делам религий и гражданского общества РК можно приветствовать. Потому что религия никогда не была вне государства. Однако мы не можем искусственно повысить статус имамов. Для этого религия и народ должны слиться воедино. ДУМК должно открыто заявить о своей позиции и суметь связать понятие «святые предки» с религией, как это делали наши предки. Без этого существенной разницы между имамами и салафитами не будет. А народ это знает.

3. Действительно, немало наших братьев обращаются к другим религиям. Однако власть демонстрирует вид, будто не замечает этого. Общественные организации также не уделяют этому должного внимания. Потому что это – собственный выбор людей. Пока это не наносит существенного вреда национальной целостности. Мы ощущаем опасность от внутренних религиозных течений. Однако и их нельзя оставлять без внимания. Важно учитывать, что в обоих случаях основной ключ кроется в решении социальных проблем. Религия – это сейчас зависимость от финансов. Религия, с одной стороны, это бизнес. Большинство тех, кто отстаивает интересы чуждых помыслов, – это не верующие, а те, кто вложил свои финансы в оборот. Те, кто попал в их сети, надо признать, находятся под гипнозом.

Алимхан ТУРЛЫБЕКОВ, главный имам уральской городской мечети им. Тажидена Батырулы:

1. По решению Духовного управления мусульман Казахстана в последние годы в рамках проектов «Религия и история», «Религия и традиции» были изданы религиозная литература и исследовательские труды. Для решения сложных вопросов, связанных с правовой сферой в Исламе, наряду с опорой на несколько источников, таких как Коран, сунна, иджма (единодушие ученых), кыяс (сравнение), специально исследуются обычаи, менталитет, историческое бытие каждого народа. Конфликты в обществе, разделение на различные течения, увлечение ими молодежи возникают из-за глубокого игнорирования национальных обычаев и традиций, непринятия их в качестве основного доказательства. В религиозных учебных заведениях ученики, получив глубокие знания по основам Ислама в течение нескольких лет, затем осваивают сложный предмет – науку «усуль», методологию.

В настоящее время аксакалы, которые должны быть опорой нашей религии, очень редко приходят в мечеть, их почти нет. Не скрою, большинство из них заглядывают лишь для подношения Корана душам предков. Среди них мало старейшин, которые читают пятикратный намаз, исправляют направление молодежи, дают мудрые советы. Поэтому вопросы, связанные с воспитанием молодежи, зачастую приходится решать имаму лично. Для выздоровления от последствий советского мышления, уничтожившего институт аксакалов, ответственно относящихся к прочности семьи, воспитанию благородного потомства, понадобятся, вероятно, десятки лет. Например, в Турции, где исламская религия не утратила своей чистоты, и почти все население придерживается ханафитского мазхаба, несмотря на наличие проблем с чуждыми течениями, местные жители не поддаются им, и лишь среди переселенцев из других стран возникают разногласия. Настолько силен «иммунитет», сформированный предками братской страны, что любой аксакал в религиозном вопросе оставит позади даже специалистов, произнесет благочестивую проповедь.

2. Необходимо учитывать, что наше государство считается светским и придерживается принципа открытого общества. Если ДУМК будет предоставлен особый статус, то и другие религиозные организации могут выдвинуть принцип равенства. Тем не менее, я не могу сказать, что все в обществе положительно отнесутся к особому уважению имамов, к совместному поиску путей избавления от чуждых течений. В прошлом году ДУМК утвердило документ «Личностный облик имама». В нем собраны качества, которые должны быть присущи религиозному деятелю. То есть, сказано, что следует быть примером для общества, дополняя прекрасный нрав, подчиняясь этикету, организуя множество людей красноречием. Служители мечетей регулярно посещают курсы и семинары, организованные институтом повышения квалификации имамов при университете «Нур-Мубарак» в нашей стране. Кроме того, мы предусматриваем источники для совершенствования светского уровня образования наших имамов.

3. Еще до создания нового министерства многие ученые, теологи, общественные деятели высказывали необходимость прийти к конкретному выводу по вопросу полного запрета салафизма… Кроме того, немало казахов вовлекаются и в другие религиозные организации. Все это происходит из-за пренебрежения к наследию предков при формировании каждого гражданина как личности, при дополнении его взгляда на религию, при учете жизненного опыта. В настоящее время число прихожан мечетей растет. Однако сознание народа, уровень религиозного образования еще не готовы к толкованию сложных учений шариата. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проповедовал Ислам, он тринадцать лет разъяснял важность произнесения шахады – таухида (возвеличивание, очищение Аллаха). После этого он призывал к выполнению других предложений (намаз, пост и т.д.). Лишь после постепенного установления правовой системы в Исламе последовавший за ним народ начал требовать более глубокого толкования шариата, различения добра и зла. Точно так же наше общество сейчас находится в таком переходном периоде. В конечном итоге, я верю, что казахская нация вернется к своему основному стержню.

Зарина КУДАЙБЕРДИЕВА, специалист-религиовед Западно-Казахстанского областного управления по делам религий, Центра по изучению проблем религии:

1. В семье каждый родитель должен быть широко осведомлен о религиозной сфере. Потому что подросток должен находить ответы на волнующие его вопросы в семье, а не в недостоверных источниках в интернете. К сожалению, члены семьи не всегда задумываются над сутью простых религиозных вопросов, и, по сути, не проявляют интереса к поискам. Поэтому для расширения кругозора учащихся очень важно введение предмета «Религиоведение» в систему среднего образования. В настоящее время не хватает и специально подготовленных специалистов. В нашей области выпускники школ даже не знают о существовании такой профессии, как религиовед.

2. Лично я приветствую предоставление законодательного особого статуса ДУМК. Мы привлекаем имамов и к профилактическим мероприятиям, проводимым в школах. Иногда учителя выражают недовольство по этому поводу. Имамы приходят на встречи не для проповеди. Большинство учащихся поднимают очень глубокие вопросы, касающиеся Ислама. В таких случаях ответить может только квалифицированный имам. Поэтому, если педагогическое сообщество также учтет наличие деликатных вопросов в религиозной сфере и отнесется с пониманием, то повышение авторитета имамов начнется именно с этого. А религиоведы не имеют права давать подробные фетвы, касающиеся постановлений шариата.

3. Распространение течения салафизма в Западном регионе страны вызывает обеспокоенность. Наше государство поддерживает тесные политические и экономические отношения с арабскими странами. Поэтому я не могу сказать, что салафитской идеологии будет скоро положен конец. Религиозные организации, получившие официальную регистрацию, в настоящее время находятся под контролем, распространяют и продают прошедшую государственную экспертизу религиозную литературу только в установленных местах. Казахи также вступают в ряды других течений. Однако, если члены религиозных объединений уважают законы государства, его символы, принцип светскости и не выражают свои противоречивые взгляды открыто, никто не сможет ограничить их свободу вероисповедания.

Мы заметили, что ряд ответов и предложений по религиозным вопросам дополняют друг друга. Особо была отмечена важность наших национальных ценностей. Также очевидно, что равнодушное отношение, сложившееся в обществе, не принесет чести. Одним словом, нам следует как можно раньше разоблачить неизвестные силы, заинтересованные в созревании множества недугов.

Нуртай АЛТАЙУЛЫ,
город Уральск
Национальный портал

Previous Post

Собака Путина Юмэ напугала японских журналистов

Next Post

Венгерские ученые восстановили облик Кейки батыра

Next Post

Венгерские ученые восстановили облик Кейки батыра

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.